Напоминание

Музыкальное занятие "Какая она, зима?" (Развитие эмоциональной сферы ребенка через синтез искусств)


Автор: Мешкова Ольга Сергеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 38 Приморского района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербурга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Музыкальное занятие "Какая она, зима?" (Развитие эмоциональной сферы ребенка через синтез искусств)
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 38

Приморского района Санкт-Петербурга

Отделение дошкольного образования детей

Конспект тематического занятия

«Какая она, зима?»

(Развитие эмоциональной сферы ребенка

через синтез искусств)

Музыкальный руководитель:

Мешкова О.С.

Санкт-Петербург

2022

2

ЦЕЛЬ: развитие эмоциональной сферы ребёнка через синтез искусств.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

1.

Учить анализировать и сопоставлять музыкальные, литературные и

художественные средства выразительности.

2.

Учить выразительно исполнять разученные музыкальные произведения –

в пении, музыкально-ритмических движениях.

3.

Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее

окончанием.

4.

Формировать у детей умение выполнять движения под музыку, согласуя

их с текстом.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

1.

Развивать у детей воображение, фантазию через танцевальное творчество.

2.

Развивать художественный вкус. Обогащать словарный запас детей,

поощрять высказывания-размышления детей о произведениях искусства.

3.

Развитие и совершенствование певческих навыков.

4.

Закрепление

исполнительских

навыков

во

всех

видах

детской

музыкальной деятельности.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

1.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства.

2.

Воспитывать чувство гордости и любви к русской природе.

3.

Прививать детям чувство удовлетворения от выполнения разнообразных

видов деятельности

Предварительная работа.

1. Беседы с детьми о зиме.

2. Наблюдения за зимними явлениями в природе.

3. Рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж,

прослушивание музыкальных произведений на тему зимы.

4. Чтение стихов о зиме, беседа о содержании.

Материал и оборудование:

1.

Иллюстрация картины А.Васнецова «Вьюжит. Метель».

2.

Иллюстрация картины И.Грабаря «Февральская лазурь».

3.

Изображения снежинок под микроскопом.

4.

Мольберт.

Музыкальный репертуар:

3

1.

П.И.Чайковский. Фрагмент из 1 части симфонии «Зимние грезы».

2.

Упражнение «Конькобежцы».

3.

Упражнение «Лыжники»

4.

А.Вивальди. Зима. 1 часть

5.

А.Вивальди. Зима. 2 часть.

6.

Песня «Зима пришла».

7.

Вальс снежных хлопьев из балета П.Чайковского «Щелкунчик».

8.

Игра «Снеговик»

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети заходят в музыкальный зал под музыку 1-я части симфонии «Зимние

грёзы» П. Чайковского (фрагмент).

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Ребята, посмотрите,

сколько у нас сегодня гостей! Давайте с ними поздороваемся.

Музыкальный руководитель:

Ребята, отгадайте загадку?

Звонкая погода, снега кутерьма,

Это время года мы зовём… (зима).

Правильно, а вы зиму любите? (ответы детей)

А какие зимние месяцы вы знаете? (Ответы детей)

Что вам нравится зимой? (Ответы детей)

И сейчас вы будете под музыку двигаться.

Впереди сугроб высокий,

Поднимайте выше ноги.

Дети бегут под музыку, поднимая высоко ноги.

Музыкальный руководитель:

Вот и кончилась тропинка, снег глубокий, берегись.

Мы наденем с вами лыжи, здесь без лыж не обойтись.

Дети идут скользящим шагом под музыку, имитируя движение

лыжников.

Музыкальный руководитель:

Горки ледяные встали на пути, здесь уже на лыжах трудно нам идти.

Дружно сядем в саночки, крепко все держитесь,

Санки быстроходные, с горочки катитесь.

Дети встают парами, двигаются под музыку бегом, имитируя езду на

санках.

Музыкальный руководитель: Молодцы. А теперь вы проходите, и на

стульчики садитесь.

4

Дети садятся на стулья.

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о зиме.

Зима бывает разной: суровой и печальной, весёлой, сказочной и хрустальной.

Подумайте, чтобы вы рассказали о зиме человеку, который никогда не видел

зиму, не знает, что это такое? (Ответы детей)

А как же рассказывают о зиме художники? (картинами).

А композиторы? (музыкальными произведениями).

А поэты? (стихами).

Но зима не всегда бывает спокойной, с пушистым снежком. Иногда зимой

бывает очень холодная и ветреная погода. Как это называется? (Вьюга, метель,

буря.).

Перед вами картина русского художника Александра Васнецова «Метель».

Дети рассматривают репродукцию картину

Александра Васнецова «Метель».

Музыкальный

руководитель:

Что

изображено

на

картине?

Какое

настроение передал художник? Какие краски использовал? (ответы детей).

А итальянский композитор А. Вивальди написал целый концерт, который

назвал «Зима». Послушайте фрагмент из 1й части этого произведения и скажите,

какой изображает зиму композитор?

Звучит фрагмент 1-й части концерта «Зима» А. Вивальди.

Музыкальный руководитель: Какой характер музыки? (Предполагаемые

ответы детей: тревожная, грозная, вьюжная, холодная, колючая.)

А русский поэт А.С.Пушкин написал о такой погоде следующие строки:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет как дитя.

Как вы думаете, поэт изобразил зиму такой же суровой, как А.Васнецов и

А.Вивальди? (ответы детей).

Музыкальный руководитель: но зима бывает и другой. Посмотрите на

картину художника Игоря Грабаря «Февральская лазурь».

Почему художник так назвал эту картину – «Февральская лазурь»? (Потому

что небо яркое, голубое.)

Какого цвета снег на солнце? (Дети перечисляют разные оттенки цвета.)

Что вы чувствуете, глядя на эту картину? (Ответы)

Обратите внимание, все деревья как будто тянутся своими веточками к

голубому небу, к яркому солнышку. И снег на солнце искрится и сверкает

разноцветными огоньками. Ведь февраль последний месяц зимы, впереди весна,

природа просыпается.

Дети рассматривают репродукцию картины

5

И. Грабаря «Февральская лазурь».

Музыкальный руководитель:

Послушайте музыку А.Вивальди. Какую

Зиму изобразил в этом музыкальном фрагменте композитор?

Звучит фрагмент 2-й части концерта «Зима» А. Вивальди.

Музыкальный руководитель: Какую зиму вы представляете, слушая эту

музыку? (Предполагаемые ответы детей: красивую, блестящую, сверкающую.

Светит солнце, кружатся легкие снежинки.)

А какая музыка по характеру? (Нежная, светлая, мягкая.)

А какой инструмент главный в этой музыке?

Послушайте стихотворение М.Крюкова:

Чудесный зимний день. Морозная погода.

НА небе голубом сияет солнца круг.

Под снегом сладко спит притихшая природа,

И снежным серебром покрыто все вокруг.

Как вы считаете, подходит настроение этого стихотворения к настроению

картины? Почему? (ответы детей).

Музыкальный руководитель: Ребята, а мы с вами знаем песенку про зиму?

(ответы детей). Но сначала надо распеться.

Логопедическая распевка.

Да-Да-Да, на дворе зима.

Ду-Ду-Ду, я гулять пойду.

Песня «Зима пришла».

Музыкальный руководитель: А сейчас, ребята, я хочу вам рассказать о

настоящем чуде. Но сначала отгадайте загадку:

Странная звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла – и пропала. (Снежинка).

Каждая снежинка не похожа на другую, и это настоящее чудо природы. И я

приготовила для вас сюрприз. Я хочу показать вам, как выглядят настоящие

снежинки под микроскопом.

Дети рассматривают изображения снежинок в увеличенном виде.

Музыкальный руководитель: Какие они необыкновенные, правда? И когда

падают снежинки, это тоже очень красиво?

Кружатся снежинки в воздухе морозном,

Падают на землю кружевные звёзды.

А вы знаете, что такое снежинки? (Это замёрзшие капельки воды). А какие

они - снежинки? (холодные, белые, лёгкие, прозрачные, узорчатые). Молодцы!

Я попрошу вас, чтобы вы придумали танец, изображающий кружение

снежинок. Когда будет звучать музыка, снежинки тихо кружатся, летят, падают

на землю. Но как они опускаются, все вместе или постепенно? (Ответы детей).

Пластический этюд «Танец Снежинок»

6

(муз. «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.

Чайковского).

Музыкальный руководитель: Молодцы!

Ах, сколько снега во дворе у нас.

Как будет весело сейчас!

Скатаем мы огромный снежный ком,

И станет он –…(Снеговиком).

ИГРА «Снеговик» (на ускорение).

Музыкальный руководитель: Мы сегодня многое вспомнили о зиме!

Что интересного вы услышали и увидели? (Ответы детей.)

Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей.)

Вы все сегодня большие молодцы! И я хочу вам подарить маленькие

сюрпризы.

Детям дарится маленькое изображение снежинки.

А теперь пора прощаться.

Звучит фрагмент симфонии «Зимние грёзы» П. Чайковского – дети выходят

из зала.



В раздел образования