Автор: Чувашова Елена Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ гимназия №524
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Падежные окончания имён существительных 1 склонения
Раздел: начальное образование
Предмет: русский язык.
Тема: «Падежные окончания имен существительных 1 склонения».
Класс: 4
Программа: Перспектива.
Цель: развивать умение распознавать имена существительные 1-го склонения; провести наблюдения
над изменением окончаний имён существительных 1-го склонения; учить проверять написание
безударных окончаний ударными.
Задачи:
Предметные:
– создать условия для уточнения детьми понятия: «склонение существительного», «безударные
падежные окончания имен существительных»;
– упражнять учащихся в применении ими
правила правописания безударного гласного в безударных
окончаниях имен существительных 1 склонения проговаривая алгоритм выбора буквы;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; вносить
необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с одноклассниками (регулятивные).
Метапредметные:
– развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
– формировать коммуникативные навыки (построение монологического высказывания, владение
диалогической формой коммуникации, учет мнения и позиции другого, стремление к координации
различных позиций в сотрудничестве).
Ход урока
1.
Орг.момент.
Здравствуйте, ребята!
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем
И наш урок начнем.
2.
Словарная работа
Начнём урок с повторения словарных слов. Запись под диктовку.
Аллея, биография, комета, обида, сумма, экскурсия, библиотека, кастрюля, газета,
победа.
Проведём самопроверку. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проведите проверку,
оцените работу.
3.
Актуализация знаний
-Посмотрите на записанные словарные слова и подумайте, что у них общего. (все слова
относятся с существительным 1 склонения).
- Какие существительные относятся к 1 склонению. Приведите примеры.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим и какую тему закрепим? (о 1 склонении
имен существительных)
- Какие цели поставим перед собой? (повторить и закрепить все знания о 1 склонении имен
существительных)
4.
Исследовательская работа
На доске две группы слов:
(записываем, определить падеж, поставить ударение)
Работа со словами на доске
ИЗ РЕК__ ИЗ КОРЗИНК__
ПО РУК___ ПО КВАРТИР___
НА ЛУН__ НА ДОРОГ___
Чем похожи эти группы слов (все слова относятся к 1 склонению)
Чем отличаются две группы слов? (В первом столбике окончания ударные, во втором -
безударные).
Какие окончания имеют существительные одного и того же склонения в одном и том же
падеже? (Одинаковые, ударные и безударные)
Какое окончание вызывает трудность при написании? (Безударное).
Просклоняем последнюю пару слов (Луна-дорога)
Какой вывод можем сделать? (существительные одного и того же склонения в одном и
том же падеже имеют одинаковые окончания)
5.
Работа с памяткой
Заполнение таблицы падежных окончаний
Как нужно поступить, если окончание безударное? (определить склонение,
падеж. Подобрать слово в этом же падеже, но с ударным окончанием).
(работа с памяткой на стр.22 учебника)
Алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных
1. Ставим ударение в слове
2. Если окончание ударное, то написание соответствует произношению
3.Если безударное окончание, то:
Ставлю слово в начальную форму и определяю склонение
Подбираю слово-помощник и ставлю его в том же падеже или вспоминаю окончание по
таблице
Пишу окончание, какое и в слове – помощнике или в таблице
6.
Физминутка.
7.
Закрепление
Стр.22 упр 35 (работа по рядам, 3 ученика у доски)
Стр.23 упр.36 (комментированное письмо)
Задание для самостоятельного выполнения:
Спишите слова, вставьте окончание.
Из черемух.., около деревн.., к учительниц.., на стройк.., в рощ…, из Сибир.., на капельк..,
из брусник.., в тундр.., на работ…, к синиц…, возле речк…, нашей молодеж...
8.
Подведение итогов
С какой частью речи работали на уроке?
Какие имена существительные относятся к 1 склонению?
Какие окончания существительных надо проверять: ударные или безударные?
Как проверить безударные окончания имён существительных 1 склонения?
9.
Рефлексия
Поднимите руки те, кому на уроке было всё понятно.
Поднимите руки те, кто испытывал небольшие трудности.
Поднимите руки те, кому необходимо разобраться в теме ещё раз.
3.
Дом.задание. стр.24 упр.37