Напоминание

Падежные окончания имён существительных 1 склонения


Автор: Чувашова Елена Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ гимназия №524
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Падежные окончания имён существительных 1 склонения
Раздел: начальное образование





Назад




Предмет: русский язык.

Тема: «Падежные окончания имен существительных 1 склонения».

Класс: 4

Программа: Перспектива.

Цель: развивать умение распознавать имена существительные 1-го склонения; провести наблюдения

над изменением окончаний имён существительных 1-го склонения; учить проверять написание

безударных окончаний ударными.

Задачи:

Предметные:

– создать условия для уточнения детьми понятия: «склонение существительного», «безударные

падежные окончания имен существительных»;

– упражнять учащихся в применении ими

правила правописания безударного гласного в безударных

окончаниях имен существительных 1 склонения проговаривая алгоритм выбора буквы;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; вносить

необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с одноклассниками (регулятивные).

Метапредметные:

– развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее

реализации, в том числе во внутреннем плане;

– формировать коммуникативные навыки (построение монологического высказывания, владение

диалогической формой коммуникации, учет мнения и позиции другого, стремление к координации

различных позиций в сотрудничестве).

Ход урока

1.

Орг.момент.

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И наш урок начнем.

2.

Словарная работа

Начнём урок с повторения словарных слов. Запись под диктовку.

Аллея, биография, комета, обида, сумма, экскурсия, библиотека, кастрюля, газета,

победа.

Проведём самопроверку. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проведите проверку,

оцените работу.

3.

Актуализация знаний

-Посмотрите на записанные словарные слова и подумайте, что у них общего. (все слова

относятся с существительным 1 склонения).

- Какие существительные относятся к 1 склонению. Приведите примеры.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим и какую тему закрепим? (о 1 склонении

имен существительных)

- Какие цели поставим перед собой? (повторить и закрепить все знания о 1 склонении имен

существительных)

4.

Исследовательская работа

На доске две группы слов:

(записываем, определить падеж, поставить ударение)

Работа со словами на доске

ИЗ РЕК__ ИЗ КОРЗИНК__

ПО РУК___ ПО КВАРТИР___

НА ЛУН__ НА ДОРОГ___

Чем похожи эти группы слов (все слова относятся к 1 склонению)

Чем отличаются две группы слов? (В первом столбике окончания ударные, во втором -

безударные).

Какие окончания имеют существительные одного и того же склонения в одном и том же

падеже? (Одинаковые, ударные и безударные)

Какое окончание вызывает трудность при написании? (Безударное).

Просклоняем последнюю пару слов (Луна-дорога)

Какой вывод можем сделать? (существительные одного и того же склонения в одном и

том же падеже имеют одинаковые окончания)

5.

Работа с памяткой

Заполнение таблицы падежных окончаний

Как нужно поступить, если окончание безударное? (определить склонение,

падеж. Подобрать слово в этом же падеже, но с ударным окончанием).

(работа с памяткой на стр.22 учебника)

Алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных

1. Ставим ударение в слове

2. Если окончание ударное, то написание соответствует произношению

3.Если безударное окончание, то:

Ставлю слово в начальную форму и определяю склонение

Подбираю слово-помощник и ставлю его в том же падеже или вспоминаю окончание по

таблице

Пишу окончание, какое и в слове – помощнике или в таблице

6.

Физминутка.

7.

Закрепление

Стр.22 упр 35 (работа по рядам, 3 ученика у доски)

Стр.23 упр.36 (комментированное письмо)

Задание для самостоятельного выполнения:

Спишите слова, вставьте окончание.

Из черемух.., около деревн.., к учительниц.., на стройк.., в рощ…, из Сибир.., на капельк..,

из брусник.., в тундр.., на работ…, к синиц…, возле речк…, нашей молодеж...

8.

Подведение итогов

С какой частью речи работали на уроке?

Какие имена существительные относятся к 1 склонению?

Какие окончания существительных надо проверять: ударные или безударные?

Как проверить безударные окончания имён существительных 1 склонения?

9.

Рефлексия

Поднимите руки те, кому на уроке было всё понятно.

Поднимите руки те, кто испытывал небольшие трудности.

Поднимите руки те, кому необходимо разобраться в теме ещё раз.

3.

Дом.задание. стр.24 упр.37



В раздел образования