Автор: Архипова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №72 «Черемушка»
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: конспект занятия по ознакомлению с окружающим
Тема: "Царство лекарственных растений"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия в старшей группе
«Царство лекарственных растений»
Цель: Расширить знания детей о лекарственных растениях.
Задачи:
В области «Познания»: развивать умение рационально использовать
лекарственные растения для здорового образа жизни. Формировать умение
собирать лекарственные растения в определенные сроки и в определенных
местах.
В области «Коммуникации»: закрепить названия лекарственных растений ,
побольше рассказать о лекарственных растениях и для чего они нужны
человеку.
В области «Социализации»: формировать умение и желание активно беречь
и защищать природу.
В области «Художественного творчества»: учить детей рисовать цветными
карандашами лекарственные растения, правильно располагать на листе
бумаги, передавать в рисунке всю яркость и образность растений.
Активизация словаря: лекарственные растения, крапива, одуванчик,
ромашка, подорожник, тысячелистник, бессмертник, валериана.
Форма организации: фронтально
Музыкальный ряд: спокойная музыка
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением луга с лекарственными
растениями на нем.
Категория возраста: 5-6 л.
Оборудование и материалы: иллюстрации лекарственных растений:
одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, бессмертник, валериана,
ромашка, альбомный лист, карандаши.
Предварительная работа: беседа о лугах и опушках леса, наблюдение за
травами на лугу, чтение стихов о травах и лекарственных растениях, сбор
некоторых трав, прогулка с родителями на лесной опушке.
Ход занятия:
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в царство растений, а каких растений
- вы узнаете, отгадав загадки и послушав стихи:
Ах, не трогай меня, обожгу и без огня. (крапива)
Красиво выглядит крапива, а поступает некрасиво:
Чем к ней нежнее прикасаются, тем хитрая сильней кусается. (крапива)
Следующую загадку послушайте:
Рос шар бел, дунул ветер – шар улетел. (одуванчик)
Одуванчик золотой
Был красивый молодой,
Не боялся никого, Даже ветра самого
Одуванчик золотой
Постарел и тал седой
И как только поседел
Вместе с ветром улетел.
-И еще одна загадка:
Нарядные платьица, желтые брошки,
Ни пятнышка нет на красивой одежке,
Если случится тебе простудиться:
Привяжется кашель, поднимется жар –
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
-И что же это за чудесный цветок? (ромашка)
-Ребята, а как называются все эти растения?
-Почему они так называются?
-Ребята, издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти
какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал
искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства
многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными настоями и
бальзамами, пили чай из разных трав.
-Давайте и мы побольше узнаем о лекарственных растениях и для чего они
нужны человеку?
-Посмотрите на это растение. Его можно встретить на лугах и лесных
опушках.
-Называется оно – тысячелистник. Посмотрите на его листья, теперь понятно
почему оно так называется?
-Да, каждый лист состоит из множества крохотных листочков с ажурными
краями. Тысячелистник – лекарственное растение. Издавна его использовали
для остановки кровотечений и для улучшения аппетита.
- Ребята, чем хорошо лечить разбитые колени?
-Правильно, это подорожник.
-Почему это растение так называется?
Да, ребята, мы иногда топчем его, но оно плотнее прижимается к земле,
листья его упругие, с прочными жилками. Вот и не боится подорожник
вытаптывания.
-Вы знаете, как пользоваться подорожником?
-Лист подорожника надо обязательно очистить от пыли, затем немного
поцарапать, чтобы выделился сок, и затем прикладывать к ране.
-Ребята, а о каком растении говорят, что оно жжется?
-Правильно, это крапива. Листья крапивы богаты разными полезными
солями и из нее готовят борщи и салаты. Растолоченные листья крапивы
очищают раны, останавливают кровь. Крапива хорошо укрепляет волосы.
-А вот и еще одно лекарственное растение.
-Как оно называется? (ромашка).
-Если заболит горло, то лучший доктор – отвар ромашки.
-А теперь посмотрите на это растение. Кто знает как оно называется?
-Это бессмертник. С давних пор растение это используют в лекарственных
целях.
-Из него изготавливали «грудной чай», лечили больную печень. Порошком
бессмертника присыпали долго незаживающие раны.
-Ребята, все эти растения можно встретить в нашем краю.
-А теперь давайте поиграем в игру «Какого растения не стало?»
А теперь я вам предлагаю на своих местах нарисовать лекарственные
растения. Кто-то нарисует ромашку лекарственную, а кто-то одуванчик, не
забывайте и о бессмертнике с крапивой и подорожником. Приступаем к
работе. ( Если будут затруднения, воспитатель помогает ) В конце занятия
мы рассмотрим с вами нашу лекарственную аптеку.
-Вот и закончилось наше путешествие в царство лекарственных растений.
-С какими же растениями мы сегодня познакомились? (ответы детей)