Напоминание

Занимательный материал при обучении шахмат с младшими школьниками


Автор: Агрыскина Надежда Ивановна
Должность: тренер
Учебное заведение: МБФСУ "СШ №2"
Населённый пункт: город Прокопьевск, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Занимательный материал при обучении шахмат с младшими школьниками
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПОРТИВНАЯ ШКОЛА №2»

ГОРОДА ПРОКОПЬЕВСКА

Занимательный материал при

обучении шахмат с младшими

школьниками

Агрыскина Надежда Ивановна,

тренер

МБФСУ «СШ№2»

города Прокопьевска

Кемеровской области

2022

«Шахматы – это море,

из которого комар может напиться,

и в котором слон может искупаться»

(Древняя индийская пословица)

В

настоящее

время

большое

внимание

уделяется

шахматному

образованию школьников. Шахматы сопровождают человечество около 2000

лет, но до сих пор остаются самой любимой и увлекательной игрой.

Современная

школа динамична.

Она предъявляет к ребенку,

оказавшемуся

на

его

пороге,

массу

серьезных

требований.

Интеллектуальная пассивность - причина многих школьных трудностей

обучающихся.

Первоклассник,

не

обладая

волевыми

качествами,

не

сможет

сознательно регулировать своё поведение, подчинять его решению учебных

задач.

За шахматной доской рождается чудо творческого мышления, эта

древняя игра сегодня может помогать нам решать проблемы в обучении,

воспитании, развитии детей, когда другие средства и методы порой

бессильны, потому что шахматы – это развитие наглядно-действенного,

абстрактно-логического мышления (а это так важно в развитии особенно

мальчиков!)

Все больше родителей для развития своего ребенка выбирают

шахматы. Шахматы оказывают благотворное влияние на развитие памяти,

причем

в

мыслительной

деятельности

шахматиста

преимущественное

значение имеет не механическое, а смысловое, логическое запоминание.

Шахматные успехи обусловлены высокой дисциплиной мышления и требуют

внимания. Дисциплинирует мышление и такая особенность шахмат, как

ограничение времени на обдумывание хода. За определенные промежутки

времени решения обязательно должны быть приняты, и ходы сделаны, иначе

проигрыш.

Занятия

шахматами

стимулируют

развитие

фантазии,

воображения и способностей предвидения. Тот или иной ход не делается

лишь в расчете на удачу, должны быть взвешены все «за» и «против».

Возникает вопрос: как проводить занятия, используя максимальную

эффективность шахмат для развития ребенка. Любые игры только тогда дают

результаты, когда дети играют с удовольствием. Вот этот интерес к

2

развивающим играм, к шахматам в частности, нужно развивать у детей.

Именно развивать, так как сам он ниоткуда не появится. И если иногда

говорят: «Он сам интересуется», - то только потому, что не знают, откуда

этот интерес появился. Здесь действует одна закономерность: чем больше

развито какое-то качество, тем сильнее жаждет оно проявиться.

Шахматы - это игра в педагогическом отношении универсальная,

одновременно воспитывающая и развивающая. Она дарит ребенку радость

творчества, обогащает его духовный мир, воспитывает эстетический вкус.

Шахматные занятия нужно проводить, применяя инновации. Шахматы

как учебная дисциплина одновременно вмещает в себя элементы многих

школьных

предметов.

Шахматы

тесно

связаны

с

математикой,

информатикой, изобразительной деятельностью, музыкой, развитием речи,

логопедией, физической культурой.

Играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной

шахматной доски и шахматных фигур.

«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача

первоначального обучения»,- указывал К. Ушинский.

Шахматные занятия

(уроки) необходимо проводить в игровой,

увлекательной форме и доброжелательной атмосфере. Особенно важен

первый год обучения, когда младшие школьники только входят в мир

шахмат, знакомятся с азами шахматной игры. Для того, чтобы разнообразить

занятия, я использую занимательный материал.

Освоить шахматную игру помогут сказки, задания занимательного

характера, различные игры, стихи, загадки, викторины, анкеты, эстафеты,

ребусы, сканворды.

Эффективное средство

- шахматная

театральная деятельность,

праздники, развлечения, инсценировки.

В условиях игры младшие школьники лучше сосредотачиваются и

больше запоминают.

Так, например, при изучении темы «Линии шахматной доски»

проводится

игра

«Гоночные

автомобили».

Игра

сопровождается

стихотворным текстом. Дети

ездят по горизонтальным линиям

на

машинках, на дороге стоит «ребенок-светофор».

Ребята знакомятся с

3

линиями доски, закрепляют цвет, понятия лево - право, повторяют правила

дорожного движения, беседуют по теме «Транспорт». Соблюдение правил

дорожного движения в жизни поможет соблюдению правил на шахматной

доске. Королю нельзя ходить под шах, загорается красный свет светофора

(сигнальная карточка – красный кружок), если дети ходят правильно

фигурами, загорается зеленый свет и т.д. Затем дети выкладывают

горизонтальные линии из больших и маленьких квадратов, кубиков,

магнитных квадратов.

Шахматы – здоровьесберегающий

предмет. В своей работе я

использую:

физминутки

подвижные игры

пальцевая гимнастика

игры на свежем воздухе

эстафеты

штриховка,

рисование,

лепка,

конструирование

шахматных

фигур.

На занятиях очень важно и полезно проводить пальцевую гимнастику,

мы развиваем мозг и речь ребенка. А каждый палец отвечает за работу

определенного органа человека, значит, такие занятия укрепляют здоровье

детей. Гимнастику можно проводить, используя мыльницы с иголочками,

шарики – «ежики». (суджоки), мячики.

При прохождении темы «Шахматная нотация»

проводится игра

«Шахматное лото».

Для лото используются

пробки от пластиковых

бутылок. На пробках подписаны все поля шахматной доски. Ребята находят

нужный адрес поля, ставят пробку на поле.

Интересна игра-сказка «Царевна-Лягушка».

Она проводится при

прохождении

темы

«Превращение

пешки».

Можно

использовать

пластмассовые лягушки, они прыгают до последней линии и превращаются в

Царевну.

Как на любом другом уроке в начальной школе нужно помнить о

физминутках и на шахматных занятиях. Часто проводим физминутки в

коридоре на шахматном полу. Интересны физминутки«Быстрые кони»,

«Самолеты», «Веселый акробат», «Быстрокрылая ладья».

4

При

прохождении

темы

«Диагональ»

проводится

игра

физминутка«Самолет идет на посадку». Дети конструируют самолеты из

бумаги, запускают их и определяют, по какой линии самолет идет на

посадку.

Игра-физминутка «Веселый акробат» проводится при прохождении

темы «Вертикаль».

У акробата подвижны голова, руки, ноги. Ребята

одновременно с акробатом поднимают руки вверх, приседают, сгибают

колени, поднимаются по вертикальной веревке вверх и т д. Им несложно

после

таких

движений

запомнить

шахматный

термин

«вертикаль»,

закрепить понятия «вверх-вниз». Вместе с тем они расширяют свой кругозор

о цирковом искусстве.

Очень любят ребята театральную деятельность. Дети инсценируют

сказки,

показывают

различные

театры.

При

рассказывании

сказки

развивается речь ребенка, словарь, дети проявляют и испытывают свой

собственный успех. Даже у самых застенчивых детей проявляется талант

артиста.

Ребята учатся запоминать, рассказывать, составляют сами стихи,

сказки.

При изучении темы «Ценность шахматных фигур»

используем

настольный театр «Под грибом». Вместо зверей под грибком прячутся

пешки и все фигуры кроме короля. Каждая фигура рассказывает о своей силе

в шахматной игре.

При знакомстве с шахматной игрой уместно показать театрализацию

сказки «Шахматный теремок». Из сказки дети узнают, какое шахматное

войско собрал себе Король.

Рассказывая и показывая сказку про Дракончика (автор И.Г.Сухин),

дети сами делают выводы. Сказка проиллюстрирована на больших листах

бумаги.

Очень нравится детям игра - сказка «Шахматная репка». Она

интересна тем, что вначале вспоминают сказку «Репка»,

которая детям

знакома. В сказке присутствуют все персонажи сказки, а потом персонажи

заменяются на шахматные фигуры.

5

С

удовольствием

школьники

проводят

театр

миниатюр

«Шахматушки-топотушки».

Это

театр

миниатюр

«Буратино

и

Мальвина», «Ежик и Мишка», «Заяц и волк».

Ежегодно юные любители шахмат принимают участие в конкурсе

«Шахматы своими руками». Шахматные фигуры, сделанные руками детей,

используются на шахматных занятиях. Фигур накопилось так много, что

районный краеведческий музей предложил организовать выставку в музее

«Шахматы своими руками».

Интересен конкурс экологической моды «Второе дыхание». Учащиеся

с большим желанием вместе с родителями и педагогами изготавливают

красочные шахматные костюмы и представляют свои коллекции на конкурсе.

Костюмы

могут

пригодиться

для

занятий,

для

выступления

перед

родителями, детьми.

При

изучении

шахмат

большое

внимание

уделяется

решению

шахматных задач. В ходе решения задач, представляющих основной вид

учебной деятельности на шахматных занятиях, развиваются творческая и

прикладная стороны мышления.

Умение и желание решать задачи вызывает у ребенка желание учиться.

Ребята решают задачи разными способами. Чтобы не отбить желание

решать задачи, нужно в 1 год обучения решать задачи в игровой форме.

Можно дать игровые задания «Перехитри часового», «Секретное

донесение»,

«Разведчики»,

«Съешь

клубничку»,

«Быстрые

кони»,

«Найди клад», «Буратино и Карабас» ,«Обойди камни» и др. Постепенно

задачи усложняются, даются задачи на мат в один ход, но решить их надо

разными способами.

Обучающиеся 3 года обучения составляют и решают задачи через

проектную деятельность.

Составляя задачи в рисунках, обучающиеся расширяют свой кругозор.

Можно провести беседы о праздниках, транспорте, закрепить знания детей о

государственной символике, посетить ботанический сад, музей. Можно дать

задание ребятам подготовить сообщения о Дне космонавтики, правилах

дорожного движения.

Разнообразие

методов

и

приемов,

используемых

на

занятиях,

позволяет

заинтересовать

детей

и

подтолкнуть

их

на

путь

6

самосовершенствования.

Шахматы учат общению, расширяют кругозор.

Увлечение шахматами позволяет знакомиться и общаться с людьми разных

профессий и возрастов.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости,

удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного

развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана

действий – способности действовать в уме. В.Сухомлинский писал: «Игра в

шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность. Но

самое главное – это развитие памяти. Без шахмат нельзя представить

полноценного воспитания умственных способностей и памяти».

Мир шахмат дарит детям радость, помогает адаптироваться в школьной

жизни, поверить в себя, в свои силы, найти свое место в жизни. И для

шахмат, я считаю, это самой важной победой!

7

Список литературы

1.

Арчаков В.М. Изобразительные шахматные задачи и этюды. Киев

«Радяньска школа», 1985.-78с.

2.

Гришин, В.Г. Малыши играют в шахматы. М,: Просвещение, 1991.-157 с.

3.

Зак, В.Г., Длуголенский, Я.Н. Я играю в шахматы. С-Петербург: Санта,

1994.-218 с.

4.

Зенков, Г.М. Первый шах. Кузбассимпекс,1993.-124с.

5.

Костьев, А.Н. Учителю о шахматах. Москва «Просвещение»,1986.-110 с.

6.

Мыльникова, В.М. Удивительный мир шахмат. Мельниково, 2013.

7.

Сухин, И.Г. Приключения в шахматной стране. М,: Педагогика,1991.-135

с.

8.

Сухин,И.Г. Шахматы первый год или Учусь и учу. Обнинск: Духовное

возрождение,1999.-119 с.

9.

Сухин, И.Г Шахматы второй год или Учусь и учу. Обнинск: Духовное

возрождение,2008.-101 с.

10. Фесенко, Т.К. Учебная дисциплина «Шахматы» в начальной школе.

Обнинск, 2010. – 95с.

11. Фесенко, Т.К. Роль шахмат в воспитании самодостаточной личности в

современном обществе. Обнинск, 2013.-36с.

12.Материалы Всероссийской конференции «Проблемы и перспективы

развития шахматного образования в России». Томск,2009. – 101с.

13.Материалы III областного Форума инноваторов» Инновационные

практики в деятельности педагога». Томск, 2008. – 253с.

8



В раздел образования