Напоминание

"ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ"


Автор: Черемушкина Светлана Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №14 детский сад "ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК"
Населённый пункт: городской округ Клин, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное —

донести до родителей знания.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями

дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями.

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-

информационные.

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые

столы» и др. Групповые родительские собрания — это действенная форма работы

воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с

задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях

детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом

пожеланий родителей. Например, предлагаем такие темы: «Знаете ли вы своего ребенка?»,

«Воспитание послушания у детей», «Методы педагогического воздействия» и др.

Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить,

как отмечалось нами выше, лучше вести диалог с использованием методов активизации

родителей. По мнению лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами».

Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад»,

«мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». Если педагог читает текст, не

отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В

сообщении

важно

представить

особенности

жизни

группы

и

каждого

ребенка.

К

выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед,

психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к

дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.). Собрание готовится заранее,

объявление вывешивается за 3—5 дней.

Тему рекомендуем формулировать проблемно,

например: «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать

детей?» и др. В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей, например,

понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на

детские вопросы и т.д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания. Как показывает

опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их

подготовке принимали участие дети. Например, на собрание по трудовому воспитанию

можно подготовить приглашения в виде фартука или веничка, к Новому году — в виде елочки

и др. Дело, конечно, не в названии проведения формы работы с родителями. Сейчас

собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами, такими как «Устный

журнал», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол» и др. Хочется предостеречь

педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителями надо попить

чаю, провести игры. В этом случае педагогическое содержание «уходит». Целесообразно

сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий

с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях

обсуждаются проблемы воспитания детей. Целесообразно провести экскурсию по ДОУ,

познакомить родителей со специалистами, с объяснением профиля и задач учреждения;

можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из

наиболее доступных форм установления

связи с семьей. Беседа может быть как

самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может

быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы — обмен

мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и

родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога.

Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их

подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед,

надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы

родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно

характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого

зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю

следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку,

1

располагающую

«излить»

душу.

Например,

педагог

хочет

выяснить

особенности

воспитания ребенка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характеристики

ребенка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения. Затем можно

спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании.

Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, которые, на взгляд

воспитателя, еще необходимо доработать. Например: «Вместе с тем, хотелось бы обратить

внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др.». Дать

конкретные советы.

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы,

интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания

детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам,

например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и

др. Консультации близки к беседам,

основная их разница в том, что последние

предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям

квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь

семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно

присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.

Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они

могут получить поддержку и совет.

Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей.

Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу,

посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у

родителей. Как показал наш опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали

разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.

Отдельную

группу

составляют

наглядно-информационные

методы.

Они

знакомят

родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют

преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую по-

мощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми,

видеофрагменты

организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии,

выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов,

так и у родителей

пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу теле-

визионных

и

развлекательных

программ,

игр

и

направлены

на

установление

неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.

Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя

обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке

утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Проводятся игры с педагогическим

содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «КВН»,

«Ток-шоу», где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое.

В ряде детских садов организуется педагогическая библиотека для родителей, книги им

выдаются на дом. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей

«Руки папы, ручки мамы и мои ручонки», досуги «Неразлучные друзья: взрослые и дети»,

«Семейные карнавалы».

«Устный журнал» состоит из 3—6 страниц или рубрик, по длительности каждая занимает от

5 до 10 минут. Например, рекомендуем использовать рубрики: «Это интересно знать»,

«Говорят дети», «Советы специалиста» и др. Родителям заранее предлагается литература

для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения.

Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых

родители могут побывать в любой группе.

В

проведении

«Круглых

столов»

реализуется

принцип

партнерства,

диалога,

родителям

предлагается

подписать

«визитку»,

приколоть

ее

на

груди.

Общение

происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания

детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.

На наш взгляд, целесообразно проведение нетрадиционных форм общения с родителями

по типу различных телепрограмм, в частности «Ток-шоу». Можно заранее спланировать

противоречивые точки зрения по вопросам наказания детей, их подготовки к школе и т.д.

Дать слово «экспертам», возможность высказаться каждому желающему. Положительной

стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зре-

ния, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще

недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В.

Кротова.

Автором

выделяются

следующие

нетрадиционные

формы:

информационно-

аналитические (хотя они по сути приближены к методам изучения семьи), досуговые,

познавательные, наглядно-информационные. Они представлены в табл. 1

2

Таблица 1

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и

родителей

Наименование

С какой целью используется

эта форма

Формы проведения общения

Информацион-

но-аналитиче-

ские

Направлены на выявление

интересов, потребностей,

запросов родителей, уровня их пе-

дагогической грамотности,

установление эмоционального

контакта между педагогами,

родителями и детьми.

Социологические опросы

Социологические срезы

тесты

анкетирование

почтовый ящик

информационные корзины

Досуговые

Призваны устанавливать теплые

доверительные

отношения, эмоциональный

контакт между педагогами и

родителями, между родителями и

детьми.

Совместные досуги, праздники, участие

родителей и детей в выставках

«Встреча Нового года»

«Масленица»

«Праздник мам»

«Праздник урожая»

«Спортивный праздник с родителями»

«Дог-шоу», «Семейные театры»

различные выставки

Познавательные

Направлены на ознакомление

родителей с возрастными

и психологическими

особенностями детей дошкольного

возраста, формирование у

родителей практических

навыков воспитания детей.

Семинары-практикумы

педагогический брифинг,

педагогическая гостиная,

проведение собраний, консультаций

в нетрадиционной форме,

устные педагогические журналы,

игры с педагогическим содержанием,

педагогическая библиотека для

родителей

«КВН»

«Педагогическое поле чудес»

«Театральная пятница»

«Педагогический случай»

«Что? Где? Когда?»

«Круглый стол»

«Ток-шоу»

Наглядно-информационные:

информационно-

ознакомительная

форма;

ин-

формационно-

просветительская

форма

Ознакомление родителей с

дошкольным учреждением,

особенностями его работы,

особенностями воспитания детей,

с педагогами, преодоление

поверхностных мнений о

деятельности ДОУ.

Направлена на обогащение знаний

родителей об особенностях

развития и воспитания детей

дошкольного возраста.

дни открытых дверей

открытые просмотры занятий и других

видов деятельности детей.

выставки детских работ

выставки совместных работ детей и

родителей

информационные проспекты для

родителей,

видеоролики о жизни ДОУ

выпуск газет,

организация мини-библиотек

использование современных

технологий

информационные стенды

папки-передвижки

тематические выставки

минигазеты

3

Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее.

Основной задачей информационно-аналитических форм

организации общения с

родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника,

общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний,

отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-

педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление

индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного

учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и

построение грамотного общения с их родителями.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные

отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между

родителями и детьми. К данной группе форм мы отнесли проведение педагогами дошкольных

учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года»,

«Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я —

дружная семья», «Праздник урожая» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный

комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить

смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует

тому,

что

благодаря

установлению

позитивной

эмоциональной

атмосферы

родители

становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними

контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных

инструментах и рассказывать интересные истории, например о птицах (как на празднике

птиц в одном из дошкольных учреждений), а потом вместе с детьми строить скворечники. В

этом же дошкольном учреждении мамы и папы имели возможность проявить свои знания,

эрудицию, смекалку в игре «Устами младенца». Эффективная форма общения, помогающая на-

лаживанию

доброжелательных

неформальных

отношений,

организация

педагогами

разнообразных

конкурсов.

Досуговые

формы сотрудничества

с

семьей

могут

быть

эффективными только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содер-

жанию мероприятия. Установление неформальных доверительных отношений с родителями

не является основной целью общения.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для

ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей,

рациональными

методами

и

приемами

воспитания

для

формирования

у

родителей

практических навыков.

Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как

собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако

сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К

ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от

критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как

нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам

известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца»

и других. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит

воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации

родителей.

Практическими работниками применяется Устный педагогический журнал, созданный и

апробированный практиками Санкт-Петербурга. Журнал состоит из 3—6 страниц, по

длительности каждая занимает от 5 до 10 мин, таким образом, общая продолжительность

составляет не более 40 минут. Небольшая временная продолжительность имеет немаловажное

значение, поскольку часто родители бывают ограничены во времени в силу различных

объективных и субъективных причин. Достаточно большой объем информации, размещенный

в относительно коротком отрезке времени, по нашему мнению, должен представлять

значительный интерес для родителей. Каждая страница журнала — это устное сообщение,

которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием

магнитофонных

записей,

выставками

рисунков,

поделок,

книг.

Родителям

заранее

предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для

обсуждения. Примерные темы Устных журналов,

предлагаемые педагогами." «У порога

школы», «Этика семейных отношений», «Влияние природы на духовное развитие ребенка» и

другие. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали

решить наиболее важные вопросы воспитания детей.

Ряд дошкольных учреждений практикует организацию клубов для родителей. Данная

форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных

отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями —

что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей

воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для

обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не

4

просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей

проблеме, но и приглашают различных специалистов. Так, на собраниях клуба «Посиделки»

одного из ДОУ Москвы по запросам родителей обсуждаются такие темы, как «Колыбельные

для малышей», «Лечим простуду», проводятся встречи с психологом, педиатром, астрологом.

В заседаниях клуба могут участвовать не только педагоги и родители, но и дети. На

собраниях «Клуба почемучек» дети вместе с родителями просматривают картины, книги и

обсуждают телепередачи, диафильмы. Дети получают возможность разобраться в той или

иной информации, а родители, незаметно для себя, с увлечением передают свои знания и

опыт.

Таким образом, познавательные формы организации общения педагогов и родителей

призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры

родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в

условиях семьи, развивают рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от

домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают

задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в

условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов,,

пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность

воспитателя.

Отношение педагогов к традиционным методам наглядной пропаганды неоднозначно. Ряд

воспитателей убеждены, что наглядные формы общения с родителями неэффективны в

современных условиях. Они объясняют это тем, что родители не интересуются материалами,

размещенными на стендах, папках-передвижках. А педагоги часто стремятся подменить

непосредственное общение с родителями информационными объявлениями, статьями из

газет и журналов. По мнению других воспитателей, наглядные формы общения способны

выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им

помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в

качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал,

обсудить вместе с родителями возникшую трудность.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы.

Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление

родителей с самим дошкольным учреждением,

особенностями его работы, с педагогами,

занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного

учреждения.

Задачи другой группы — информационно-просветительской — близки к задачам

познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и

воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение

педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию

выставок и т.д., поэтому они были выделены нами в самостоятельную подгруппу, а не объединены

с познавательными формами.

Рассмотрим

группу

информационно-ознакомительных

форм.

В

настоящее

время

широкое

распространение

приобретают

«Дни

открытых

дверей».

Данная

форма

сотрудничества использовалась и ранее. Однако сегодня можно говорить о данной форме

общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов

взаимодействия

педагогов

и

родителей.

По

мнению

исследователей,

дошкольное

учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при усло-

вии, что оно является открытой системой. «Дни открытых дверей» дают родителям

возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и

деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть

активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные

учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям,

но и вовлечь их в него. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди,

принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и

сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем

его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок

занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая

деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.

Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует

пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь

дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям

особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Длительное наблюдение ребенка в

новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних

условиях.

5

6



В раздел образования