Автор: Черемушкина Светлана Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №14 детский сад "ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК"
Населённый пункт: городской округ Клин, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное —
донести до родителей знания.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями
дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-
информационные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые
столы» и др. Групповые родительские собрания — это действенная форма работы
воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с
задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях
детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом
пожеланий родителей. Например, предлагаем такие темы: «Знаете ли вы своего ребенка?»,
«Воспитание послушания у детей», «Методы педагогического воздействия» и др.
Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить,
как отмечалось нами выше, лучше вести диалог с использованием методов активизации
родителей. По мнению лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами».
Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад»,
«мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». Если педагог читает текст, не
отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В
сообщении
важно
представить
особенности
жизни
группы
и
каждого
ребенка.
К
выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед,
психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к
дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.). Собрание готовится заранее,
объявление вывешивается за 3—5 дней.
Тему рекомендуем формулировать проблемно,
например: «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать
детей?» и др. В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей, например,
понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на
детские вопросы и т.д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания. Как показывает
опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их
подготовке принимали участие дети. Например, на собрание по трудовому воспитанию
можно подготовить приглашения в виде фартука или веничка, к Новому году — в виде елочки
и др. Дело, конечно, не в названии проведения формы работы с родителями. Сейчас
собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами, такими как «Устный
журнал», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол» и др. Хочется предостеречь
педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителями надо попить
чаю, провести игры. В этом случае педагогическое содержание «уходит». Целесообразно
сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий
с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях
обсуждаются проблемы воспитания детей. Целесообразно провести экскурсию по ДОУ,
познакомить родителей со специалистами, с объяснением профиля и задач учреждения;
можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из
наиболее доступных форм установления
связи с семьей. Беседа может быть как
самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может
быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы — обмен
мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и
родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога.
Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их
подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед,
надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы
родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно
характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого
зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю
следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку,
1
располагающую
«излить»
душу.
Например,
педагог
хочет
выяснить
особенности
воспитания ребенка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характеристики
ребенка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения. Затем можно
спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании.
Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, которые, на взгляд
воспитателя, еще необходимо доработать. Например: «Вместе с тем, хотелось бы обратить
внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др.». Дать
конкретные советы.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы,
интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания
детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам,
например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и
др. Консультации близки к беседам,
основная их разница в том, что последние
предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям
квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь
семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно
присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.
Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они
могут получить поддержку и совет.
Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей.
Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу,
посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у
родителей. Как показал наш опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали
разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.
Отдельную
группу
составляют
наглядно-информационные
методы.
Они
знакомят
родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют
преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую по-
мощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми,
видеофрагменты
организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии,
выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов,
так и у родителей
пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу теле-
визионных
и
развлекательных
программ,
игр
и
направлены
на
установление
неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя
обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке
утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Проводятся игры с педагогическим
содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «КВН»,
«Ток-шоу», где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое.
В ряде детских садов организуется педагогическая библиотека для родителей, книги им
выдаются на дом. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей
«Руки папы, ручки мамы и мои ручонки», досуги «Неразлучные друзья: взрослые и дети»,
«Семейные карнавалы».
«Устный журнал» состоит из 3—6 страниц или рубрик, по длительности каждая занимает от
5 до 10 минут. Например, рекомендуем использовать рубрики: «Это интересно знать»,
«Говорят дети», «Советы специалиста» и др. Родителям заранее предлагается литература
для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения.
Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых
родители могут побывать в любой группе.
В
проведении
«Круглых
столов»
реализуется
принцип
партнерства,
диалога,
родителям
предлагается
подписать
«визитку»,
приколоть
ее
на
груди.
Общение
происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания
детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.
На наш взгляд, целесообразно проведение нетрадиционных форм общения с родителями
по типу различных телепрограмм, в частности «Ток-шоу». Можно заранее спланировать
противоречивые точки зрения по вопросам наказания детей, их подготовки к школе и т.д.
Дать слово «экспертам», возможность высказаться каждому желающему. Положительной
стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зре-
ния, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще
недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В.
Кротова.
Автором
выделяются
следующие
нетрадиционные
формы:
информационно-
аналитические (хотя они по сути приближены к методам изучения семьи), досуговые,
познавательные, наглядно-информационные. Они представлены в табл. 1
2
Таблица 1
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и
родителей
Наименование
С какой целью используется
эта форма
Формы проведения общения
Информацион-
но-аналитиче-
ские
Направлены на выявление
интересов, потребностей,
запросов родителей, уровня их пе-
дагогической грамотности,
установление эмоционального
контакта между педагогами,
родителями и детьми.
•
Социологические опросы
•
Социологические срезы
•
тесты
•
анкетирование
•
почтовый ящик
•
информационные корзины
Досуговые
Призваны устанавливать теплые
доверительные
отношения, эмоциональный
контакт между педагогами и
родителями, между родителями и
детьми.
Совместные досуги, праздники, участие
родителей и детей в выставках
•
«Встреча Нового года»
•
«Масленица»
•
«Праздник мам»
•
«Праздник урожая»
•
«Спортивный праздник с родителями»
•
«Дог-шоу», «Семейные театры»
•
различные выставки
Познавательные
Направлены на ознакомление
родителей с возрастными
и психологическими
особенностями детей дошкольного
возраста, формирование у
родителей практических
навыков воспитания детей.
Семинары-практикумы
педагогический брифинг,
педагогическая гостиная,
проведение собраний, консультаций
в нетрадиционной форме,
устные педагогические журналы,
игры с педагогическим содержанием,
педагогическая библиотека для
родителей
•
«КВН»
•
«Педагогическое поле чудес»
•
«Театральная пятница»
•
«Педагогический случай»
•
«Что? Где? Когда?»
•
«Круглый стол»
•
«Ток-шоу»
Наглядно-информационные:
информационно-
ознакомительная
форма;
ин-
формационно-
просветительская
форма
Ознакомление родителей с
дошкольным учреждением,
особенностями его работы,
особенностями воспитания детей,
с педагогами, преодоление
поверхностных мнений о
деятельности ДОУ.
Направлена на обогащение знаний
родителей об особенностях
развития и воспитания детей
дошкольного возраста.
•
дни открытых дверей
•
открытые просмотры занятий и других
видов деятельности детей.
•
выставки детских работ
•
выставки совместных работ детей и
родителей
•
информационные проспекты для
родителей,
•
видеоролики о жизни ДОУ
•
выпуск газет,
•
организация мини-библиотек
•
использование современных
технологий
•
информационные стенды
•
папки-передвижки
•
тематические выставки
•
минигазеты
3
Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее.
Основной задачей информационно-аналитических форм
организации общения с
родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника,
общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний,
отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-
педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление
индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного
учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и
построение грамотного общения с их родителями.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные
отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между
родителями и детьми. К данной группе форм мы отнесли проведение педагогами дошкольных
учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года»,
«Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я —
дружная семья», «Праздник урожая» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный
комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить
смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует
тому,
что
благодаря
установлению
позитивной
эмоциональной
атмосферы
родители
становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними
контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных
инструментах и рассказывать интересные истории, например о птицах (как на празднике
птиц в одном из дошкольных учреждений), а потом вместе с детьми строить скворечники. В
этом же дошкольном учреждении мамы и папы имели возможность проявить свои знания,
эрудицию, смекалку в игре «Устами младенца». Эффективная форма общения, помогающая на-
лаживанию
доброжелательных
неформальных
отношений,
—
организация
педагогами
разнообразных
конкурсов.
Досуговые
формы сотрудничества
с
семьей
могут
быть
эффективными только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содер-
жанию мероприятия. Установление неформальных доверительных отношений с родителями
не является основной целью общения.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для
ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей,
рациональными
методами
и
приемами
воспитания
для
формирования
у
родителей
практических навыков.
Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как
собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако
сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К
ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от
критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как
нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам
известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца»
и других. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит
воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации
родителей.
Практическими работниками применяется Устный педагогический журнал, созданный и
апробированный практиками Санкт-Петербурга. Журнал состоит из 3—6 страниц, по
длительности каждая занимает от 5 до 10 мин, таким образом, общая продолжительность
составляет не более 40 минут. Небольшая временная продолжительность имеет немаловажное
значение, поскольку часто родители бывают ограничены во времени в силу различных
объективных и субъективных причин. Достаточно большой объем информации, размещенный
в относительно коротком отрезке времени, по нашему мнению, должен представлять
значительный интерес для родителей. Каждая страница журнала — это устное сообщение,
которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием
магнитофонных
записей,
выставками
рисунков,
поделок,
книг.
Родителям
заранее
предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для
обсуждения. Примерные темы Устных журналов,
предлагаемые педагогами." «У порога
школы», «Этика семейных отношений», «Влияние природы на духовное развитие ребенка» и
другие. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали
решить наиболее важные вопросы воспитания детей.
Ряд дошкольных учреждений практикует организацию клубов для родителей. Данная
форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных
отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями —
что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей
воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для
обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не
4
просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей
проблеме, но и приглашают различных специалистов. Так, на собраниях клуба «Посиделки»
одного из ДОУ Москвы по запросам родителей обсуждаются такие темы, как «Колыбельные
для малышей», «Лечим простуду», проводятся встречи с психологом, педиатром, астрологом.
В заседаниях клуба могут участвовать не только педагоги и родители, но и дети. На
собраниях «Клуба почемучек» дети вместе с родителями просматривают картины, книги и
обсуждают телепередачи, диафильмы. Дети получают возможность разобраться в той или
иной информации, а родители, незаметно для себя, с увлечением передают свои знания и
опыт.
Таким образом, познавательные формы организации общения педагогов и родителей
призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры
родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в
условиях семьи, развивают рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от
домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают
задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в
условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов,,
пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность
воспитателя.
Отношение педагогов к традиционным методам наглядной пропаганды неоднозначно. Ряд
воспитателей убеждены, что наглядные формы общения с родителями неэффективны в
современных условиях. Они объясняют это тем, что родители не интересуются материалами,
размещенными на стендах, папках-передвижках. А педагоги часто стремятся подменить
непосредственное общение с родителями информационными объявлениями, статьями из
газет и журналов. По мнению других воспитателей, наглядные формы общения способны
выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им
помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в
качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал,
обсудить вместе с родителями возникшую трудность.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы.
Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление
родителей с самим дошкольным учреждением,
особенностями его работы, с педагогами,
занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного
учреждения.
Задачи другой группы — информационно-просветительской — близки к задачам
познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и
воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение
педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию
выставок и т.д., поэтому они были выделены нами в самостоятельную подгруппу, а не объединены
с познавательными формами.
Рассмотрим
группу
информационно-ознакомительных
форм.
В
настоящее
время
широкое
распространение
приобретают
«Дни
открытых
дверей».
Данная
форма
сотрудничества использовалась и ранее. Однако сегодня можно говорить о данной форме
общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов
взаимодействия
педагогов
и
родителей.
По
мнению
исследователей,
дошкольное
учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при усло-
вии, что оно является открытой системой. «Дни открытых дверей» дают родителям
возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и
деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть
активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные
учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям,
но и вовлечь их в него. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди,
принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и
сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем
его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок
занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая
деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.
Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует
пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь
дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям
особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Длительное наблюдение ребенка в
новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних
условиях.
5
6