Автор: Омшина Елена Викторовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №4
Населённый пункт: г.Ангарск Иркутской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методические аспекты работы концертмейстера в классе домры.
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 4» г. Ангарска
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА
В КЛАССЕ ДОМРЫ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
АНДРЕЕВА В.В. « ПОЛЬКА-МАЗУРКА (СЦЕНА ИЗ БАЛЕТА)».
Методическую разработку выполнила:
Концертмейстер
Омшина Е.В.
г.Ангарск 2022г.
Методические аспекты работы концертмейстера классе в домры на
примере произведения
Андреева В.В. «Полька-мазурка №2» (Сцена из балета).
Этапы работы над произведением:
1. Знакомство с произведением ( разбор, проигрывание целиком с
партией солиста и без нее).
2. Выявление стилистических особенностей произведения ( имея
представление о композиторе, его стиле, жанрах, в которых он работал) .
3. Составление исполнительского плана, исходя из художественного
образа: определение темпа, динамического плана, выразительных средств.
4. Выучивание своей партии и знание партии солиста, проработка
трудностей.
5. Репетиционная работа с солистом-учеником.
6. Подготовка к концертному выступлению.
Необходимо сказать, что оригинальное произведение написано для
балалайки с оркестром. Мы исполняем переложение для домры и фортепиано
Д. Александрова. Полька-мазурка D-dur №2 была написана в конце IXX века
композитором Андреевым В.В.(1861-1918) .
Андреев
В.В.-
выдающийся
реформатор
русских
народных
инструментов, создатель и руководитель первого Великорусского оркестра,
общественный деятель, педагог, композитор, дирижер, исполнитель-виртуоз
на балалайке и гармонике. Выходец из богатой купеческой семьи,
получивший хорошее , в том числе музыкальное образование, В.В. Андреев
отдал делу возрождения народных инструментов не только все свое
состояние, но и всю жизнь. Еще в юности, влюбившись в звучание
балалайки, усовершенствовал ее и возвысил до концертного инструмента,
заставив аплодировать не только русскую аристократию, но и зарубежную
публику. По эскизам Андреева в балалайке были изменены длина грифа,
резонаторы, струны, материалы, строй. Были созданы разновидности:
пикколо, прима, альт и бас. Эти инструменты легли в основу первого
Великорусского оркестра народных инструментов. Также в него входили
рожки, жалейки, ударные инструменты и гусли. Оркестр гастролировал в
Германии, Франции, США, Англии и везде имел колоссальный успех. Вместе
со своими соратниками Андреев В.В. разработал методику звукоизвлечения
на народных инструментах, создал репертуар для солирующей балалайки и
оркестра. Среди его произведений обработки русских народных песен,
марши,
мазурки,
очень
много
вальсов.
Музыка
его
отличается
мелодичностью,
задушевностью,
искренностью
и
сочетает
в
себе
классическую четкость формы и колорит, присущий народной песне.
Примером тому является, исполняемое нами произведение « Полька-
мазурка».
Форма этого произведения – классическая сложная трехчастная с трио.
Есть 4-тактное вступление и неполная или сокращенная реприза. Вступление
начинается с мощных 8-звучных аккордов (оркестровое тутти) на форте и
задает
настроение
(воодушевленное,
с
демонстрацией
удали),
сразу
ориентирует на жанр мазурки, благодаря острому ритму с акцентами на 2
долю такта а также содержит призыв к вниманию, о чем говорит остановка
на доминанте и фермата в конце 4-го такта. Также, вступление содержит
предварительный
показ
аккордовой
фактуры,
используемой
в
аккомпанементе.
I
часть пьесы написана в простой трехчастной форме, тонально
замкнутой (полная совершенная каденция в основной тональности D-dur).
Каждая часть представляет собой 16-тактный период повторного строения.
Реприза
полностью
повторяет
первую
часть,
содержит
небольшие
отклонения в тональности VI, III,II ступеней через уменьшенный вводный
септаккорд (Ум.VII7). После полной совершенной каденции в D-dur , без
модуляции, сразу в тональности доминанты A-dur начинается тематически
контрастная вторая часть. Гармония незатейлива: чередование доминанты и
тоники (D-T). В целом часть выдержана в одном танцевальном характере и
составляет полный контраст к последующему трио.
Trio подготавливается вступлением из 6 тактов, в котором происходит
модуляция в параллельную тональность h-moll, смена темпа и полная смена
характера:
с
танцевально-
искрометного
на
задушевно-песенный.
Происходит, как-бы, смена картин. Может быть, поэтому Андреев В.В.
назвал пьесу «Сцена из балета». Trio написано в простой двухчастной форме,
состоит из двух 16-тактных периодов повторного строения. По тематизму
они однотемные, но во втором периоде в партии аккомпанемента появляется
новая тема и вместе с партией солиста
звучит по типу контрастной
полифонии. Фактура романсовая: бас-аккорд-аккорд. Гармония проста, без
отклонений(t-D43-D56-t-s6-K-S35-D7 или K-D7-t).
Реприза вступает без подготовки, сразу в D-dur и сокращена до одного
первого периода из первой части.
Роль аккомпанемента, в основном дублирующая, за исключением 2
периода в трио. Фактура аккордовая.
Несколько слов о жанре. Полька-мазурка – бальный танец IXX века,
сочетающий в себе музыку и
движения мазурки и шаги польки.
Музыкальный размер ¾. Исполняется в паре, с продвижением по кругу.
Жанровые черты мазурки преобладают. Мазурка - польский народный
трехдольный танец с темпом от умеренного до быстрого. Ритмика мазурки
остра, своеобразна, с резкими акцентами на вторую или на третью доли
такта, иногда встречаются на всех трех долях.
Образно-эмоциональный строй пьесы обусловлен особенностями жанра.
Вступление это оркестровый ритурнель, когда пары готовятся к общему
движению. По сигналу ведущего, после ферматы, начинается променад по
кругу. Кавалеры, демонстрируя военную выправку, удаль и ловкость,
исполняют перескоки с ударами пятки о пятку. В музыке все это выражено
уже в первых двух тактах при помощи динамики forte, лаконичных
акцентированных аккордов, чеканного ритма. А дальше музыкальный
портрет дам: легкие , бегущие вверх восьмушки, динамика piano, и аккорды
будем играть уже легче, танцевальнее , ближе к стаккато. Еще одна краска :
нежность и страсть появляется в конце периода. В мелодии солиста,
сползающие по хроматизмам вниз сексты выделены агогикой-ritenuto
и
замиранием (ферматой) на доминанте.
Приступая к работе с солистом, следует обсудить с учеником
особенности формы, жанра, образно-эмоциональной сферы, то есть все о чем
говорилось
выше.Также
прослушивание
произведения
в
исполнении
мастеров(
Михаила
Рожкова,
Василия
Архипова)
поможет
составить
представление о пьесе.
Большое
значение
имеет
темп,
заданный
концертмейстером
во
вступлении. Небольшое отклонение в сторону замедления или ускорения
делает этот танец либо тяжеловесным, либо суетливым.
Особой отработки требуют цезуры между частями и ауфтакты.
Несколько уроков требуется, чтобы ученик точно прочувствовал время
цезуры и характер каждого ауфтакта. Также некоторую трудность в ансамбле
представляет выход из ферматы и ritenuto в конце первой и третьей части.
Для достижения динамического баланса в ансамбле концертмейстеру
необходимо знать, что f или p в партии солиста и партии фортепиано не
всегда
равнозначны
и
зависят
от
тембра
инструмента(
домры),
фактуры(
например,
двойные
ноты
на
тремоло
требуют
хорошей
фортепианной поддержки), роли партии сопровождения( во втором периоде
трио мелодию фортепиано нужно провести рельефно).
В целом задача концертмейстера - чутко слышать солиста и быть не
конкурентом, а помощником ученику в создании музыкального образа,
предслыша все его намерения, вдохновлять, заряжать своей энергией.
Литература:
1.Андреев В.В. Большая российская энциклопедия. Том 1.М.,2005.
2.Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая
деятельность//
Музыка в школе.-2001.-№2.-С.38-40.
3. Урываева С. Заметки о работе концертмейстера-пианиста в ДМШ//
О мастерстве ансамблиста. Сборник научных трудов / Отв. ред. Т.
Воронина. –Л.: Издательство ЛОЛГК, 1986.-С. 84-91.