Напоминание

Методические аспекты работы концертмейстера в классе домры.


Автор: Омшина Елена Викторовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №4
Населённый пункт: г.Ангарск Иркутской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методические аспекты работы концертмейстера в классе домры.
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 4» г. Ангарска

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

В КЛАССЕ ДОМРЫ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

АНДРЕЕВА В.В. « ПОЛЬКА-МАЗУРКА (СЦЕНА ИЗ БАЛЕТА)».

Методическую разработку выполнила:

Концертмейстер

Омшина Е.В.

г.Ангарск 2022г.

Методические аспекты работы концертмейстера классе в домры на

примере произведения

Андреева В.В. «Полька-мазурка №2» (Сцена из балета).

Этапы работы над произведением:

1. Знакомство с произведением ( разбор, проигрывание целиком с

партией солиста и без нее).

2. Выявление стилистических особенностей произведения ( имея

представление о композиторе, его стиле, жанрах, в которых он работал) .

3. Составление исполнительского плана, исходя из художественного

образа: определение темпа, динамического плана, выразительных средств.

4. Выучивание своей партии и знание партии солиста, проработка

трудностей.

5. Репетиционная работа с солистом-учеником.

6. Подготовка к концертному выступлению.

Необходимо сказать, что оригинальное произведение написано для

балалайки с оркестром. Мы исполняем переложение для домры и фортепиано

Д. Александрова. Полька-мазурка D-dur №2 была написана в конце IXX века

композитором Андреевым В.В.(1861-1918) .

Андреев

В.В.-

выдающийся

реформатор

русских

народных

инструментов, создатель и руководитель первого Великорусского оркестра,

общественный деятель, педагог, композитор, дирижер, исполнитель-виртуоз

на балалайке и гармонике. Выходец из богатой купеческой семьи,

получивший хорошее , в том числе музыкальное образование, В.В. Андреев

отдал делу возрождения народных инструментов не только все свое

состояние, но и всю жизнь. Еще в юности, влюбившись в звучание

балалайки, усовершенствовал ее и возвысил до концертного инструмента,

заставив аплодировать не только русскую аристократию, но и зарубежную

публику. По эскизам Андреева в балалайке были изменены длина грифа,

резонаторы, струны, материалы, строй. Были созданы разновидности:

пикколо, прима, альт и бас. Эти инструменты легли в основу первого

Великорусского оркестра народных инструментов. Также в него входили

рожки, жалейки, ударные инструменты и гусли. Оркестр гастролировал в

Германии, Франции, США, Англии и везде имел колоссальный успех. Вместе

со своими соратниками Андреев В.В. разработал методику звукоизвлечения

на народных инструментах, создал репертуар для солирующей балалайки и

оркестра. Среди его произведений обработки русских народных песен,

марши,

мазурки,

очень

много

вальсов.

Музыка

его

отличается

мелодичностью,

задушевностью,

искренностью

и

сочетает

в

себе

классическую четкость формы и колорит, присущий народной песне.

Примером тому является, исполняемое нами произведение « Полька-

мазурка».

Форма этого произведения – классическая сложная трехчастная с трио.

Есть 4-тактное вступление и неполная или сокращенная реприза. Вступление

начинается с мощных 8-звучных аккордов (оркестровое тутти) на форте и

задает

настроение

(воодушевленное,

с

демонстрацией

удали),

сразу

ориентирует на жанр мазурки, благодаря острому ритму с акцентами на 2

долю такта а также содержит призыв к вниманию, о чем говорит остановка

на доминанте и фермата в конце 4-го такта. Также, вступление содержит

предварительный

показ

аккордовой

фактуры,

используемой

в

аккомпанементе.

I

часть пьесы написана в простой трехчастной форме, тонально

замкнутой (полная совершенная каденция в основной тональности D-dur).

Каждая часть представляет собой 16-тактный период повторного строения.

Реприза

полностью

повторяет

первую

часть,

содержит

небольшие

отклонения в тональности VI, III,II ступеней через уменьшенный вводный

септаккорд (Ум.VII7). После полной совершенной каденции в D-dur , без

модуляции, сразу в тональности доминанты A-dur начинается тематически

контрастная вторая часть. Гармония незатейлива: чередование доминанты и

тоники (D-T). В целом часть выдержана в одном танцевальном характере и

составляет полный контраст к последующему трио.

Trio подготавливается вступлением из 6 тактов, в котором происходит

модуляция в параллельную тональность h-moll, смена темпа и полная смена

характера:

с

танцевально-

искрометного

на

задушевно-песенный.

Происходит, как-бы, смена картин. Может быть, поэтому Андреев В.В.

назвал пьесу «Сцена из балета». Trio написано в простой двухчастной форме,

состоит из двух 16-тактных периодов повторного строения. По тематизму

они однотемные, но во втором периоде в партии аккомпанемента появляется

новая тема и вместе с партией солиста

звучит по типу контрастной

полифонии. Фактура романсовая: бас-аккорд-аккорд. Гармония проста, без

отклонений(t-D43-D56-t-s6-K-S35-D7 или K-D7-t).

Реприза вступает без подготовки, сразу в D-dur и сокращена до одного

первого периода из первой части.

Роль аккомпанемента, в основном дублирующая, за исключением 2

периода в трио. Фактура аккордовая.

Несколько слов о жанре. Полька-мазурка – бальный танец IXX века,

сочетающий в себе музыку и

движения мазурки и шаги польки.

Музыкальный размер ¾. Исполняется в паре, с продвижением по кругу.

Жанровые черты мазурки преобладают. Мазурка - польский народный

трехдольный танец с темпом от умеренного до быстрого. Ритмика мазурки

остра, своеобразна, с резкими акцентами на вторую или на третью доли

такта, иногда встречаются на всех трех долях.

Образно-эмоциональный строй пьесы обусловлен особенностями жанра.

Вступление это оркестровый ритурнель, когда пары готовятся к общему

движению. По сигналу ведущего, после ферматы, начинается променад по

кругу. Кавалеры, демонстрируя военную выправку, удаль и ловкость,

исполняют перескоки с ударами пятки о пятку. В музыке все это выражено

уже в первых двух тактах при помощи динамики forte, лаконичных

акцентированных аккордов, чеканного ритма. А дальше музыкальный

портрет дам: легкие , бегущие вверх восьмушки, динамика piano, и аккорды

будем играть уже легче, танцевальнее , ближе к стаккато. Еще одна краска :

нежность и страсть появляется в конце периода. В мелодии солиста,

сползающие по хроматизмам вниз сексты выделены агогикой-ritenuto

и

замиранием (ферматой) на доминанте.

Приступая к работе с солистом, следует обсудить с учеником

особенности формы, жанра, образно-эмоциональной сферы, то есть все о чем

говорилось

выше.Также

прослушивание

произведения

в

исполнении

мастеров(

Михаила

Рожкова,

Василия

Архипова)

поможет

составить

представление о пьесе.

Большое

значение

имеет

темп,

заданный

концертмейстером

во

вступлении. Небольшое отклонение в сторону замедления или ускорения

делает этот танец либо тяжеловесным, либо суетливым.

Особой отработки требуют цезуры между частями и ауфтакты.

Несколько уроков требуется, чтобы ученик точно прочувствовал время

цезуры и характер каждого ауфтакта. Также некоторую трудность в ансамбле

представляет выход из ферматы и ritenuto в конце первой и третьей части.

Для достижения динамического баланса в ансамбле концертмейстеру

необходимо знать, что f или p в партии солиста и партии фортепиано не

всегда

равнозначны

и

зависят

от

тембра

инструмента(

домры),

фактуры(

например,

двойные

ноты

на

тремоло

требуют

хорошей

фортепианной поддержки), роли партии сопровождения( во втором периоде

трио мелодию фортепиано нужно провести рельефно).

В целом задача концертмейстера - чутко слышать солиста и быть не

конкурентом, а помощником ученику в создании музыкального образа,

предслыша все его намерения, вдохновлять, заряжать своей энергией.

Литература:

1.Андреев В.В. Большая российская энциклопедия. Том 1.М.,2005.

2.Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая

деятельность//

Музыка в школе.-2001.-№2.-С.38-40.

3. Урываева С. Заметки о работе концертмейстера-пианиста в ДМШ//

О мастерстве ансамблиста. Сборник научных трудов / Отв. ред. Т.

Воронина. –Л.: Издательство ЛОЛГК, 1986.-С. 84-91.



В раздел образования