Напоминание

Тема " Насекомые"


Автор: Грачева Анжела Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №11 ст. Андреевской
Населённый пункт: Калининский район, ст. Андреевская
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Тема: Тема " Насекомые"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Тема: «Насекомые»

Цель: Ознакомление

с

современными

и

эффективными

технологиями

обучения.

Интеграция областей: Речевое развитие, познавательное развитие,

физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

Образовательные: обобщить полученные знания детей по теме

«Насекомые», учить детей образовывать слова при помощи суффиксов,

образовывать множественное число существительных, согласовывать

существительные с числительным, использовать глаголы, прилагательные,

составлять притяжательные прилагательные от названий насекомых,

использовать в речи предлоги около, по, под, на, над.

Развивающие: развивать словообразование и словоизменение, расширять и

активизировать словарь по теме, развивать память, внимание

Воспитательные: воспитывать интерес к жизнедеятельности насекомых.

Предварительная работа: беседа о насекомых, рассматривание картинок с

изображением насекомых с помощью электронной презентации, чтение

произведений с героями насекомыми, наблюдение на прогулке, создание

мини-музея насекомых в группе.

Материал:

демонстрационный

:

картинки с изображением насекомых, большая картина

на интерактивной доске изображающая цветок и фигурки насекомых;

раздаточный: магнитная картинка с изображением цветка, магнитные

фигурки насекомых: муравья, божьей коровки, пчелы, гусеницы, бабочки,

жука, стрекозы.

Методические приёмы: организационный момент, проблемная ситуация,

дидактические игры «Четвёртый лишний», «Угадай, кто», «Назови ласково»,

«Один – много», «Подбери признаки», «Сосчитай», физ.минутка,

чистоговорки , развивающие игры «Скажи одним словом», «Назови части

тела насекомых», «Кто где находится?», «Кого не стало?», итог.

Ход занятия

1.

Организационный момент.

Воспитатель:

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!

- Доброе утро

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

2.

Основная часть.

Воспитатель: В нашем мини-музее очень много насекомых, но вот беда, злой

паук со своими братьями-пауками замотал их всех в своей паутине. Что же

делать?

Дети: Надо их освободить.

Воспитатель: Верно.

Все берутся за руки и проговаривают:

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

И в беде мы не бросаем!

Воспитатель: А для того, чтобы выручить наших насекомых нужно

выполнить несколько заданий. Вы согласны?

Дети: Да!

Первое задание:

Игра «Четвёртый лишний»

(Вначале воспитатель называет четыре слова, а дети на слух определяют

лишнее слово, составляя предложение со словом потому что; затем идёт

работа на интерактивной доске).

На слух:

- жук, пчела, муравей, кошка;

- слон, бабочка, шмель, гусеница;

На доске:

- кузнечик, жук, комар, паук;

- стрекоза, бабочка, муха, муравей.

(Вместо паука затем добавить гусеницу, божью коровку, пчелу).

Игра «Угадай, кто?»

(подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу, если

дети отвечают правильно, то на доске появляется картинка насекомого.)

Стрекочет (кто) – кузнечик

Бегает (кто) – муравей

Ползает (кто) – гусеница

Звенит (кто) – комар

Собирает нектар (кто) – пчела

Жужжит (кто) – жук

Порхает (кто) – бабочка

Воспитатель: Молодцы!

Второе задание:

Игра «Назови ласково»

(образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом)

Муравей – муравейчик

Гусеница – гусеничка

Комар – комарик

Пчела – пчёлка, пчёлочка

Жук – жучок

Стрекоза – стрекозочка

Муха – мушка

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились. А сейчас мы

проверим, кто сообразительней, кто быстрее называет, тот и фишку получает.

Игра «Один – много»

(образование существительных в форме множественного числа)

Кузнечик – много кузнечиков

Муравей – много муравьёв

Гусеница – много гусениц

Комар – много комаров

Стрекоза – много стрекоз

Пчела – много пчёл

Жук – много жуков

Бабочка – много бабочек

Муха – много мух

Воспитатель: Молодцы!

Третье задание:

Игра «Подбери признаки»

Бабочка – красивая, разноцветная, порхающая, восхитительная,

легкокрылая…

Муха – вредная, надоедливая, противная

Пчела – желтая, трудолюбивая, полезная

Кузнечик – зелёный, стремительный, быстрый, музыкальный.

Муравей – шустрый, быстрый, работящий.

Гусеница – медлительная, прожорливая, неприятная.

Комар – звонкий, надоедливый.

Четвёртое задание:

Игра «Сосчитай»

(согласование существительных с числительными)

Посчитай, сколько бабочек? – Одна бабочка, две бабочки, пять бабочек.

Посчитай, сколько гусениц? – Одна гусеница, две гусеницы, пять гусениц.

Посчитай, сколько комаров? – Один комар, два комара, пять комаров.

Посчитай, сколько шмелей? – Один шмель, два шмеля, пять шмелей.

Физкультминутка.

Прилетели на лужок

Бабочки и пчелы.

Дружно сели все в кружок,

С песенкой веселой.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Зажужжали пчелки.

Ну, а бабочки кружат,

У зеленой елки.

Там паук расставил сети.

Комары, зудят в кустах.

Лучше песни нет на свете,

Чем о пчелках и жуках!

Пятое задание:

Проговаривание чистоговорок

Вей-вей – это муравей.

Овка-овка – божья коровка.

Чок-чок-чок – вот и паучок.

За-за-за – прилетела стрекоза.

Очка-очка – это бабочка.

Чик-чик – зелёный кузнечик.

Са-са-са – прилетела к нам оса.

Воспитатель: А сейчас мы посмотрим интересный фильм об этих маленьких

и веселых жителях нашей земли.

Дети с воспитателем смотрят электронную презентацию и обсуждают её.

Шестое задание:

Игра «Скажи одним словом»

- У бабочки пестрые крылья, поэтому её называют… (пестрокрылой).

- У стрекозы большие глаза, поэтому её называют… (большеглазой).

- У жука длинные усы, поэтому его называют… (длинноусым).

Седьмое задание:

Игра «Назови части тела насекомых»

(составление притяжательных прилагательных от названий насекомых)

Голова чья? – комариная.

Ножки чьи? – пчелиные.

Крыло чьё? – жучиное.

Усик чей? – стрекозиный.

Брюшко чьё? – муравьиное.

Восьмое задание:

Воспитатель: Насекомые целый день на лугу любят веселиться, порхать,

летать, кружиться, а когда они устают, то отдыхают на цветке. У вас в

корзиночках находятся насекомые, внимательно слушайте, где каждое

насекомое решило отдохнуть туда и ставьте свой магнит с насекомым:

• Муравей бежит по… (стеблю цветка),

• Божья коровка ползёт по… (листу),

• Пчела спряталась под… (лепестком цветка),

• Гусеница сидит на… (цветке),

• Бабочка порхает над… (цветком),

• Жук сидит под… (цветком),

• Стрекоза летает около… (цветка).

Воспитатель: А теперь посмотрите, как должны были расположиться

насекомые и проверьте, правильно ли вы выполнили это задание.

(Воспитатель демонстрирует детям образец на магнитной доске)

Воспитатель: Отдохнули насекомые на ромашке и решили поиграть в прятки.

То один спрячется, то другой. Давайте мы тоже поиграем и попробуем

угадать, кто же спрятался?

Игра «Кого не стало? » (на развитие внимания, памяти)

3.

Заключительная часть.

Воспитатель: Молодцы мы с вами, ребята, со всеми заданиями справились,

насекомых своих освободили, посмотрите, вот они. Какие задания мы

выполняли, чтобы их спасти?

Дети: Называли насекомых ласково, считали их и т.д.

Воспитатель: За вашу сообразительность и знания, насекомые сделали для

вас угощения. Да, дети и все это мы делали с вами играючи:

Игры не простые,

Умные такие.

Те, кто в них играют,

Насекомых не обижают.

А нам же друзья, на прощанье,

Осталось сказать: « До свиданья!»



В раздел образования