Автор: Пелихова Надежда Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ №64
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование УУД средствами литературного чтения.
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОУ СШ № 64
Красноармейского района г. Волгограда
Формирование УУД средствами
литературного чтения
(технология формирования типа правильной читательской
деятельности)
Выполнил: Пелихова Н.М.
Волгоград – 2022год
Содержание
стр.
Раздел 1 Информационно- справочные сведения.
1
Раздел 2 Технологические сведения об опыте.
Глава 1
1.1Актуальность опыта. 4
1.2. Цель и задачи технологии продуктивного чтения 9
1.3.Отличие традиционного урока от продуктивного чтения 10
1.4.Формирование УУД 11
Глава 2
1.1.Задания, направленные на формирование познавательных,
коммуникативных, регулятивных, личностных УУД 12
1.2.Анализ литературного произведения (как обязательный этап работы с
текстом) 14
Раздел 3 Сведения о перспективах использования в массовой практике.
1.
Условия функционирования опыта. 17
2.
Теоретико-практические основы опыта.
3.
Перспективы и возможности использования опыта в массовой практике.
Список литературы. 18
Приложение №1 19
Приложение №2 27
Приложение №3 31
Приложение №4 34
Приложение №5
36
Раздел 1 Информационно- справочные сведения.
1.Тема «Формирование УУД средствами литературного чтения
(технология формирования типа правильной читательской деятельности)»
2. Автор: Пелихова Надежда Михайловна, учитель начальных классов,
1 категория.
3 .Место функционирования: Муниципальное Общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа №64;
адрес: ул.Героев Малой Земли, 53; тел.61-58-99
4.Длительность функционирования: 3 года
Раздел 2 Технологические сведения об опыте.
1.Актуальность
Почему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не
определяющим в судьбе целого поколения. Наш век информационный, значит,
уходят на второй план чувства, мысли, отношения. Важнее знать и быть в курсе.
Для этого есть телевизор, компьютер, интернет. Белинский писал: «Книги есть
жизнь нашего времени, в них нуждаются и старые, и малые». Это
высказывание, к сожалению, потеряло свою актуальность. Чтобы дети все-таки
взяли книгу в руки, родители прибегают к взяточничеству, поощряя их,
например, шоколадом или чем-то иным, или разрешают играть в
компьютерные игры после того, как они прочитают несколько страниц.
Проблема чтения становится государственной. На съезде Российского книжного
союза, прошедшего 28 сентября 2011 г. В Москве В.Путин заявил о том, что
Россия стремительно теряет статус самой читающей, наблюдается кризис
российской культуры и литературы (по данным социального опроса), растет
число россиян, не читающих книги совсем, а 18% населения не имеют дома
книг совсем! Ни одной!
Младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов
развития ребёнка. В этот период под влиянием педагогического воздействия
происходит становление учебной деятельности, её мотивации и базовых
учебных умений. Для формирования умений учиться существенное значение
имеет сформированность учебно-познавательных мотивов. Они включают:
устойчивый интерес к решению различных учебных задач, желание ребёнка
учиться, улучшать результаты своей деятельности. Необходимо развивать у
школьников интерес не только к занимательным фактам и явлениям, но и к их
существенным свойствам, а затем и к закономерностям.
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие
затруднения:
--часто взрослые думают, что если ребёнок учится, то он занимается учебной
деятельностью. Но это не всегда так;
-- у младших школьников не достаточно развиты учебно-познавательные
мотивы;
---к сожалению, большое количество наших школьников , даже старших классов
не владеют учебной деятельностью, то есть не умеют учиться.
Литературное чтение- предмет универсальный. Если мы хотим научить
ребёнка писать, решать, разбираться в законах природы и общества,
воспитывать у него высокие нравственные качества, научить его мыслить, надо
научить его читать в полном смысле этого слова. В дальнейшем наши ученики с
удовольствием будут читать художественную и научно-познавательную
литературу, будут успешно учиться по всем предметам.
Следовательно, наша задача повысить интерес к чтению, к книге, т.е.
формировать учебно-универсальные действия на уроках литературного чтения.
Никому ещё любовь к книге не давалась от рождения , поэтому, чтобы
ребёнок полюбил её, нужна большая и серьёзная работа.
Научить ребёнка любить книгу, видеть в ней не только источник знаний,
огромного духовного удовлетворения, радости, но и верного друга, советчика
во всех делах.
В данном опыте решается следующая проблема:
---выделены направления работы по формированию учебно-универсальных
действий(УУД) на уроках литературного чтения.
Для достижения вышесказанного наиболее приемлема технология
продуктивного чтения.
Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к.
мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной
информации из текста и её преобразование становятся важнейшими
умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.
Начальная школа, являясь важнейшим звеном в системе школьного
образования, переживает качественно новый этап в своём развитии. Он связан
с кардинальными изменениями приоритетов начального образования от цели -
знаний, умений, навыков - к цели развития личности. Целью образования
становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся,
обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться
(«Стандарты второго поколения»).
Научить учиться - эта проблема педагогики тревожит умы дидактов уже
давно. Ян Амос Коменский в «Великой дидактике» отмечал, что «важно
открыть метод, при котором учителя меньше учили, а учащиеся больше
учились. Тогда в школах будет меньше напрасного труда, а больше радости и
основательного успеха». Умение учиться, т.е. сформированные универсальные
учебные действия, создают возможность самостоятельного успешного
усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию
усвоения материала. Таким образом, универсальные учебные действия имеют
приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.
Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в нее с
разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом,
отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование
призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для
индивидуального развития ребенка.
Чтение играет неоценимую роль в жизни ребенка: расширяет кругозор,
открывает ему дверь в мир знаний, в кладезь человеческой мудрости, учит
культурно себя вести, красиво говорить, обогащает язык, улучшает память и,
наконец, является прекрасной возможностью для удивительно увлекательного,
интересного и в то же время полезного. Всю работу на уроках литературного
чтения следует строить так, чтобы ученик мог самостоятельно ставить перед
собой цель и находить пути, средства её решения.
Трудно переоценить значение деятельностного подхода в решении задач
образования и воспитания подрастающего поколения на уроках литературного
чтения, поскольку их содержание и способы освоения полностью соответствуют
задачам образования и воспитания человека, особенно если воспринимать этот
школьный предмет как вид искусства, часть культуры.
Во-первых, потому что он знакомит учащихся с нравственно-эстетическими
ценностями культуры своего народа и человечества в целом;
во-вторых, потому что способствует глубокому, личностному освоению этих
ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют
и разум, и чувства, и воля, а значит, параллельно проходит процесс общего и
нравственного развития личности ребенка, его воспитание. Сейчас в
комплекте учебников для УМК «Начальная школа 21 века» по литературному
чтению есть очень интересная тетрадь для практических работ Л.А.
Ефросининой под редакцией Н.В.Виноградовой. Реализуя педагогические
методы, позволяющие самостоятельно «открывать» знания в ситуации
совместной коллективной деятельности, важно направлять всю работу на
общее развитие личности ребёнка, воспитание нравственных и эстетических
чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и
окружающему миру, сохранение и поддержку индивидуальности ребёнка,
развитие его творческих способностей. Подбирая тексты народных и авторских
сказок, рассказов, стихов таким образом, чтобы показать ученику, как красив и
разнообразен окружающий мир и мир чувств, как трудно и важно стать
человеком, стараться научиться сопереживать, ценить и защищать этот мир.
Наряду с произведениями известных авторов на уроке детям хорошо
предлагать стихи школьников, что пробуждает в учениках интерес к
самостоятельному творчеству.
Задания, предлагаемые ребятам на уроке, дифференцируются по степени
сложности и задействуют разные типы восприятия, активизируют различные
виды деятельности, способствующие приобретению учениками первичных
навыков работы с информацией. Они учатся осуществлять поиск информации,
выделять и фиксировать ее, систематизировать, сопоставлять, анализировать и
обобщать, интерпретировать и преобразовывать, оценивать результаты своей
работы. Вместе с тем задания направлены на создание таких педагогических
ситуаций, в которых реализуется самоорганизация познавательной
деятельности учащихся, информационный поиск и продуктивная
коммуникация, то есть происходит развитие личностной, читательской,
коммуникативной, информационной компетентностей. Мягкое неформальное
обращение к юному читателю, как к коллеге, подбадривает, вовлекает в
деятельность исследователя, воспитывает высокие нравственные чувства и
чувство юмора, создаёт атмосферу творческой свободы.
Поддержанию такого доверительного тона способствуют иллюстрации
учебников и тетрадей. Вся работа строится на доступном литературном
материале. В ходе практической деятельности у ребёнка складывается общее
представление об отличии жанров (сказка, рассказ, стихотворение); научного
текста от художественного; авторских произведений от народных. Выполняя
задания на разные темы, дети учатся делать выводы о характере литературного
героя, понимать эмоциональный тон произведения, определять его тему и
идею, подбирать заголовок к произведению или фрагменту, находить в тексте
такие средства художественной выразительности, как олицетворение,
сравнение, чувствовать и понимать тонкий язык лирики; выполнять творческие
задания. Правильно организованная работа на уроке литературного чтения
помогает не только учителю, но и родителям поддерживать в маленьком
читателе вкус к чтению, желание читать ещё и ещё, способствует развитию в
ребёнке умения вслушиваться в строки художественного произведения,
глубокого понимания прочитанного.
Одной из задач урока является формирование отношения к литературе как к
искусству, формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к
действительности. Читая и анализируя произведение, ребенок задумывается
о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и
добра, возможностях человека и его месте в мире. И не надо думать, что он
еще маленький и его не следует пугать или осложнять ему жизнь такими
вопросами. Современный ребенок на своем пути сталкивается порой с такими
серьезными проблемами, что чем раньше он начнет думать над ними, тем
лучше. Будет очень хорошо, если эти проблемы помогут ему решать добрые и
умные книги и опытный педагог.
2 Цель и задачи технологии продуктивного чтения
Цель технологии : формирование читательской компетенции школьника. В
начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного
читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги ,
умеющего их самостоятельно выбирать.
3 Педагогические задачи:
1.
Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;
Одновременное
развитие
интереса
к
самому
процессу
чтения,
потребности читать;
2.
Введение детей через литературу в мир человеческих отношений,
нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;
3.
Развитие
устной
и
письменной
речи,
овладение
речевой
и
коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4.
Приобщение к литературе как
искусству слова и практическое
ознакомление с теоретико-литературными понятиями.
5. Технология описания работы.
Чем же традиционный урок отличается
от продуктивного чтения
Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Средство: приемы освоения текста до чтения, во время чтения или после
чтения.
Традиционный урок:
До чтения: учитель готовит к восприятию текста. Например: «Сейчас
узнаем о писателе и прочитаем…»
Во время чтения: текст читает учитель или хорошо читающие дети, остальные
слушают.
После чтения: ученики отвечают на вопросы учителя, работа с текстом сводится
к бесконечной беседе и вызывает скуку на уроке и не любовь к чтению.
Продуктивное чтение:
До чтения: ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем
текст по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация
к чтению.
Во время чтения: читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы,
прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская
интерпретация.
После чтения: беседуем и уточняем позицию автора.
Продуктивное чтение осваивается обучающимися уже на первых уроках
обучения грамоте. По сути, Букварь – это уже мини-учебник литературного
чтения. Технология направлена на формирование всех универсальных учебных
действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных
Формирование УУД
Познавательные УУД:
1)
формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2)
формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2)
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с
поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с
материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4)
формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои
эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
3)
формируем умение оценивать поступки в соответствии с опре
Задания, направленные на формирование
познавательных, коммуникативных,
регулятивных, личностных УУД.
- познавательные УУД:
1. Букварь стр. 146
Дети читают слова: Эмма, Элла, Эдик, Эдуард,
- Что общего в этих словах? Почему именно заглавная буква потребовалась?
Догадались, почему эти имена читаем?
- Значит, какая тема сегодняшнего урока? Знакомство с заглавной буквой Э
(умение общаться и классифицировать по признакам, определяем новую
тему)
2. Развитие умения извлекать информацию из текстов обеспечивает
технология продуктивного чтения, которая состоит из 3 этапов:
1. Работа с текстом до чтения
2. Работа с текстом во время чтения
3. Работа с текстом после чтения
2 класс учебник «Литературное чтение»
Тема: Э.Шим «Всем вам крышка»
1 этап: Прочитайте заглавие! Понятно ли оно вам?
Что видите на иллюстрации?
Кого изобразил художник? (умение находить ответы
на вопросы по иллюстрации)
2 этап: После первичного чтения про себя задаю вопросы:
- Что вас удивило? Что было самым интересным?
Повторное чтение вслух – учитель ведёт диалог с автором.
Вопросы. (умение работать со словарями, справочниками,)
3 этап: Задания выполняются в тетради по литературному чтению.
Соедините заголовки с частями рассказа (умение представлять
информацию в виде схемы)
А вам приходилось видеть такие « крышки» в жизни? (умение на
основе жизненного опыта сделать выводы)
Домашнее задание творческое: нарисуйте рисунок к любому отрывку или
найти научные статьи об обитателях водоёмов.
- коммуникативные УУД:
Формирование обеспечивается через обучение правильному и умелому
пользованию речью в различных жизненных ситуациях.
1.
Подготовьте устный рассказ о герое, о личных впечатлениях по
прочитанному (умение строить речевое высказывание в соответствии с
поставленными задачами).
2.
поиграем в театр ( басня Крылова «Стрекоза и муравей»), чтение по
ролям ; обсуждение творческих работ обучающихся по вопросам:
- оцени свое сочинение, как ты считаешь, что тебе особенно удалось?
- согласны ли с тобой товарищи?
(умение формировать свои мысли в устной форме, умение слушать и
понимать других)
3.
Ведение диалога, монолога, планирование совместной деятельности,
распределение ролей, корректировке ошибок (умение работать в паре,
группе).
- регулятивные УУД:
.
-Рассмотрите страницу и спланируйте свою сегодняшнюю деятельность на
уроке
- Что мы сейчас делали? (умение прогнозировать предстоящую деятельность)
2. Работа с текстом. Прочитайте заголовок, подумайте о ком или о чем будем
читать? Это сказка, рассказ, стихотворение? Проверим свои предположения,
прочитаем текст (умение высказывать предложения на основе работы с
учебником, умение работать с информацией).
3.Задание на редактирование текста (исправь ошибки, проконтролируй
чтение товарища). Умение отличать верное выполненное задание от
неверного.
4.Вопросы после чтения:
- нашли ли ответы на поставленные ранее вопросы?
- о чем расскажешь родителям?
(умение осуществлять личностную и познавательную рефлексию)
5.Вопросы на формирование умения оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей:
- что тебе надо было сделать?
- удалось выполнить работу?
- ты сам справился или с чьей – то помощью?
Что мы сейчас сделали? (учились оценивать свою работу – оцените работу с
помощью различных знаковых символов).
- личностные УУД:
1.Задание на интерпретацию текста (раскрытие смысла, содержания),
высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией, анализ
характеров и поступков героев (умение высказывать свое отношение к
героям, выражать эмоции в творческих работах(Приложение 2 ).
2.Много текстов о любви к Родине, о нравственных качествах человека, о
взаимоотношениях родителей и детей, о взаимовыручке.
Анализ литературного произведения
(как обязательный этап работы с текстом)
Структура урока
I
Этап
– Работа с текстом до чтения
1)Предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения;
Самостоятельное
по
названию,
имени
автора,
ключевым
словам,
иллюстрации, с опорой на читательский опыт, определение смысловой,
тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.
2)Постановка целей урока
с учетом общей (учебной, мотивационной,
эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II
Этап
– Работа с текстом во время чтения
1)
Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение (дома или в классе),
чтение – слушание, комбинированное чтение в соответствии с учетом
особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей
учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы,
текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на
вопросы, смежных видов искусств – на выбор учителя).
2)
Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение
(всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к
тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря,
подтекста). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой
части.
3)
Беседа по содержанию в целом.
Обобщение прочитанного. Выявление
совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными
выводами по тексту. Обращение к
отдельным фрагментам текста,
выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
III
Этап
– Работа с текстом после чтения
1)
Концептуальная
(смысловая)
беседа
по
тексту
.
Коллективное
обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских
интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской
позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности
его главных смыслов.
2)
Знакомство с писателем
. Рассказ о писателе. Беседа о личности.
Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3)
Работа с заглавием, иллюстрациями
. Обсуждение смысла заглавия.
Обращение учащихся
к готовым
иллюстрациям.
Соотнесение
видения художника с читательским представлением.
4)
Творческие задания,
опирающиеся на какую-то сферу читательской
деятельности
учащихся:
эмоции,
воображение,
осмысление
содержания, художественной формы.
Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны
быть однообразны по своей структуре и организации.
Готовый конспект урока литературного чтения по данной технологии
представлен в
приложении 1
6.Результативность
Уроки литературного чтения с учетом формирования УУД требуют от
учителя не только знания технологии продуктивного чтения, но и большой
любви самого учителя к литературе и чтению. Данная технология,
основанная на идеях Н.Н.Светловской, способствует повышению
эффективности образовательного процесса и достижению высоких
результатов обучения и воспитания.
Так, по итогам анкетирования в 4 «в» классе «Какой предмет для тебя
любимый?» 19 человек из 25 (76%), ответили : «Литературное чтение»
У детей появился интерес к книге, как к источнику знаний. Дети с
большим удовольствием находят дополнительную литературу на
темы, ,изучаемые по разным школьным предметам. У многих ребят
появилось положительное отношение к заданиям творческого характера. У
детей изменилось отношение к собственным ошибкам и трудностям,
возникающим на уроке. Трудности преодолеваются сообща при работе в
группах, в парах.
Таким образом, результаты работы на уроках позволили сделать вывод:
применение системы заданий по формированию УУД способствует развитию
у детей умения учиться, воспитывает умения самостоятельно применять
знания в жизни.
Воспитанники фиксируют свои достижения в портфолио, куда
вкладывают творческие работы, некоторые пробуют сочинять стихи
(Приложение 4), отзывы о прочитанных произведениях (Приложение 5).
Мы участвуем в конкурсах различного уровня и добиваемся высоких
результатов. Районный конкурс чтецов «Пойте, гордитесь, помните»
Анатольева Альбина 2 место(1класс), районный фестиваль к 50-летию полёта
первого человека в космос- Захарова Эвелина 3 место(2 класс)(чтецы).
Районный конкурс читательских дневников: 1место в номинации
«Самая читающая семья» семья Мульгановых; 3 место в номинации
«Общеклассный читательский дневник»(4 класс). А совсем недавно (24
января 2014 года) Анатольева Альбина заняла 2 место в городском фестивале
«Детские фантазии» в номинации «Авторское стихотворение».
Дети являются постоянными участниками всероссийской дистанционной
викторины «Фактор роста» ,занимая призовые места.: «По дорогам
сказочной страны»(викторина по сказкам зарубежных писателей)-2 класс
Мульганова Дарья 1место, викторина по сказкам Пушкина- 3 класс Фёдоров
Александр 1 место.(Приложение 3)
Таким образом, никакие провалы истории и глухие пространства времен
не в состоянии уничтожить человеческую мысль, закрепленную в сотнях,
тысячах, миллионах книг. Чтение один из источников мышления и
умственного развития.
Раздел 3
Данный опыт функционирует в МОУ СОШ №64 в нашем классе 3 года.
Дети самые обычные, поэтому, чтобы достигнуть определённых результатов,
проводилась каждодневная кропотливая работа.
В результате изучения курса «Литературное чтение» выпускник
начальной школы осознает значимость чтения для своего дальнейшего
развития и успешного обучения по другим предметам. У него будет
формироваться потребность в систематическом чтении как средстве
познания мира и самого себя. Он сможет создавать информационные
объекты как иллюстрации к прочитанным художественным текстам (рисунки,
фотографии, видеосюжеты, компьютерные анимации с собственным
озвучиванием). Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и
иллюстративный ряд на компьютере, поиск информации для проектной
деятельности на материале художественной литературы, в том числе в
контролируемом Интернете, - это навыки, которыми должны овладеть
ученики. Если на каждом уроке деятельность учителя и его учеников была
организована грамотно, если в начальной школе дети были научены учиться,
то выпускники такого педагога станут успешными в среднем звене школы, а
затем и в жизни.
Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором
Н.Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению
тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.
Список литературы
1. А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе», М: Просвещение, 2010
2. С.М. Бондаренко, Г.Г. Граник, Л.А. Концева «Как учить работать с
книгой», М.,1995
3. С.А. Дыбленко, О.В. Соболева «Обучение диалогу с текстом: взгяд
психолога и взгляд учителя», 2002, №8
4. О.В. Соболева «Беседы о чтении», цикл статей (2007, №8-12; 2008,
№1,3,4,6,9)
5. Е.С. Савиков «Стандарты второго поколения», М: Просвещение, 2010
6. Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче – ООЛ Обучение детей чтению.
Практическая методика. – М.: 2001.
7. Сухомлинский В. А. Как формировать у воспитанника радость
познания. //Антология гуманной педагогики. В.А.Сухомлинский. М.: Изд.
Дом Шалвы Амонашвили. 2002.
Приложение №1
Тема:Эдуард Шим «Всем вам крышка»
Литературное чтение 2 класс. УМК «Начальная школа XXI века».
Ведущие задачи урока:
познакомить учащихся с новым понятием жанра - познавательная сказка;
помочь в освоении позиции читателя – исследователя;
формировать умения исследовать внутренний мир героя и автора.
Цель урока. Помочь детям открывать “тайны неизвестного” через чтение
произведений художественной литературы.
развивающий аспект: развивать речь учащихся; умение анализировать
текст, выделять главное и существенное, сравнивать и делать
обобщения
воспитательный аспект: воспитывать интерес к родной природе;
вызывать интерес у школьника к содержанию произведения и
развивающимся в тексте событиям
познавательный аспект: формировать общеучебные умения
осознанного, правильного и выразительного чтения
Тип урока: проблемный
Оборудование: интерактивная доска, проектор (презентация), учебник
"Литературное чтение" 1 часть, автор Л. А. Ефросинина, раздаточный
материал: снежинки из бумаги.
Содержание урока:
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
I. Организационный момент.
-Ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь,
пожелайте своей улыбкой успехов друг другу и
хорошего настроения.
II. Речевая разминка
На уроках чтения мы учимся не только правильно
читать, но и чётко, грамотно говорить. А для этого вы
должны управлять своим дыханием, т.е. правильно
дышать
1. -Представьте, что
Странная звёздочка с неба упала
Вам на ладошку легла, не растаяла.
-Поймали её? А теперь полюбуйтесь её красотой. Вам
очень захотелось отпустить её на волю. Наберите
полные лёгкие воздуха и сдуньте снежинку с руки!
(Повторите 3 раза)
2.-Обратите внимание на доску.
-На доске записано одно и то же предложение, но в
Учащиеся приветствуют гостей
и занимают рабочие места.
.
каждом предложении одно слово выделено ярким
цветом. Ваша задача произнести чётко за мной
предложение, каждый раз делая ударение на
выделенном слове.(см. оформление на доске)
Падают с неба снежинки.
Падают с неба снежинки.
Падают с неба снежинки.
II. Мотивация. (создание эмоционального фона урока).
1 слайд: на экране зимняя картина и стихотворение.
Учитель выразительно читает стихотворение.
-Ночью ветер волком выл
И по крыше палкой бил
Утром глянули в окно,
Там - волшебное кино:
Раскатала белый холст,
Набросала белых звёзд.
И папахи на дома
Нахлобучила зима.
В. Фетисов.
- Почему зимнее время года называют волшебным?
Предварительная работа: на предыдущих уроках
составлялись красивые предложения о зиме.
- Такому волшебному времени года посвящены
художественные произведения, с которыми мы
знакомились на уроках литературного чтения.
III. Актуализация знаний.
- Что было задано на дом?
IV. Знакомство с новым произведением.
2 слайд: портрет писателя Э. Шима и обложки его книг.
- Приготовьте учебник “Литературное чтение”,
откройте на стр.134
Если трудный вопрос
Для тебя не проблема,
Если ты изыскатель
И рвёшься вперёд,
Встреча с новым писателем
Ждёт непременно,
Радость новых открытий
Урок принесёт.
- Назовите фамилию автора, с произведением которого
мы сегодня познакомимся. (Эдуард Шим)
Ответы учащихся.
Учащиеся вспоминают
составленные предложения о
зиме.
От каждого ряда выбирается
представитель, который читает
стихотворение наизусть С.
Есенин «Пороша» или
З.Александрова «Снежок
порхает, кружится…»
- Кого-то накажут, всем вам
конец.
Дети высказывают
всевозможные варианты
предположений
- Как называется произведение? (“Всем вам крышка”)
- Слышали ли вы когда – нибудь такое выражение?
Когда так говорят?
- О чём может быть содержание этого произведения?
- Выскажите своё мнение.
3 слайд: фамилия автора и название произведения.
Словарная работа.
V. Постановка проблемы.
Учитель читает самое начало:
"Шёл Морозко первый раз по лесу…"
-Ребята, кто такой Морозко?
-В каких произведениях встречается?
-Каким он обычно бывает в сказках?
- Морозко молод или стар? Почему так решили?
-Слушайте дальше.
Учитель читает 1 и 2 абзац текста до слов:
"рассердился".
-Ребята, Морозко всегда такой весёлый, добрый,
справедливый.
-А здесь он какой?
-Да ещё обещает: "Всем вам крышка!".
- А как вы, ребята, думаете, кому мог грозить Морозко?
- А что ещё можно предположить?
-На какой вопрос нам надо найти ответ?
5 слайд: проблемный вопрос
Кому Морозко грозит?
VI. Проверка гипотезы.
-Как мы поступим, чтобы найти ответ на этот вопрос?
Наша задача на уроке - научиться и стать ЧИТАТЕЛЕМ-
ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ, а поэтому мы должны быть
внимательными и наблюдательными.
6 слайд:
Кому Морозко грозит?
План.
По ходу чтения
-Мороз, Мороз Иванович,
ДедМороз.
- В сказочных.
- Добрым, любит детей, весёлый,
дарит всем подарки, украшает
деревья, разрисовывает окна
домов:
-Злой, сердитый.
Предположения детей: птицам,
рыбам, животным, людям, весне,
насекомым.
- Кому грозит Морозко?
-Должны сначала прочитать.
- Читая, будем наблюдать.
- Обязательно порассуждаем.
- В конце сделаем вывод.
-Наметили.
Читать.
Наблюдать.
Рассуждать.
Вывод.
- План наших действий наметили?
-Вы, помните, почему Морозко рассердился?
-Найдите ответ в тексте.
- С этого всё и началось.
Ставится карточка с названием части сюжета.
- Зачем Морозко начал рукавицами друг о дружку
похлопывать?
- Для чего?
-Дочитаем 1 часть до конца и узнаем, какое необычное
происшествие случилось.
-Что же произошло?
- Как поступил Морозко?
-Каким вам представляется вам Морозко?
-Хотите узнать, что ещё сделал Морозко?
-Понравились ли вам поступки Морозко?
Дополняется схема.
Физминутка.
Не боимся мы пороши -
Ловим снег хлопком в ладоши
Руки в стороны, по швам!
Снега хватит нам и вам!
Мы шагаем по сугробам.
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу
Проложи себе дорогу.
Учитель читает самое начало 3 главы:
"Похваляется Морозко, идёт по лесу, ледком
похрустывает, по деревьям постукивает.
-Я один тут властелин!
- Ребята, как, вы, думаете, удалось ли Морозко
расправиться с жителями водоёмов?
Учитель читает следующее предложение: "И невдомёк
Морозке, что все водяные жители живы-здоровы
остались."
Схема дополняется.
- Кто из вас был прав?
Читают 1 и 2 абзац про себя,
ищут ответы и зачитывают.
Читают вслух 3 абзац (4
предложения)
- Пошёл воду запечатывать.
Самостоятельно читают про
себя.
- Морозко заморозил всех
обитателей лужицы.
-Плохо, безжалостно, жестоко.
- Злой, сердитый, жестокий,
безжалостный.
-Хотим.
Вторую главу читают 2 ученика
вслух. Один про болото, другой -
про озеро.
Ответы учащихся.
Высказывают своё мнение.
Дочитывают текст до конца.
-Все остались живы и ждут
прихода весны.
-Нашли.
-Как, вы, думаете, удалось ли спастись водяным
жителям?
-Давайте проверим ваши версии.
-Чем всё закончилось?
VII. Выражение решения.
- Нашли ли мы ответ на наш главный вопрос?
- На кого же рассердился Морозко?
- А теперь, я, хочу задать вам такой вопрос: "Что могло
произойти, если бы болота и озёра не замерзали?"
- Так ли неправильно поступил Морозко?
- Так какими мыслями хотел поделиться с вами Э.
Шим?
- Э. Шим в занимательной форме рассказал детям о
таком явлении природы как замерзание водоёмов. Всё в
природе продумано, никто не погибнет зимой. Водоёмы
не промерзают до самого дна. Под толщей льда жители
водоёмов спокойно переживают зиму.
- В произведении Э. Шима Морозко- юмористический
персонаж , а совсем не жестокий и безжалостный. А
сердитый он был, потому что слякотно и сыро кругом.
- Так какая же тема урока была сегодня?
- К какому жанру относится это произведение?
- На сколько частей разделена сказка?
- А теперь, я, хочу проверить, как вы запомнили сюжет
сказки.
VIII. Реализация продукта.
- Какая группа лучше справилась с заданием?
- Почему им это удалось?
- Интересно было читать такое произведение?
- Хотите услышать его ещё раз?
Повторное выразительное чтение учителем.
- А теперь давайте смоделируем обложку нашей сказки.
IX. Рефлексия.
- Выполнили ли мы план наших действий?
- Сумели ли проследить за развитием сюжета?
- Морозко приготовил вам сюрприз: снежинки. Если вы
- На обитателей водоёмов:
насекомых, земноводных, рыб.
- Все жители водоёмов замёрзли
бы.
Ответы детей.
-Хотел рассказать, что всё в
природе благоразумно. Хотел,
чтобы все узнали как зимуют
водяные жители.
- Э Шим "Всем вам крышка".
- К сказкам.
- На 3 части.
Краткий пересказ в группах:
1ряд – 1 часть, 2 ряд – 2 часть, 3
ряд – 3 часть.
- Внимательно читали, легко
удавалось находить ответы на
вопросы в тексте.
Два ученика у доски.
Ответы детей.
считаете, что работали на уроке без ошибок – возьмите
голубую снежинку, если ошибки допускали немного –
синюю, если работали слабо – белую.
X. Домашнее задание.
Прочитать сказку, приготовить рисунок к любой части
сказки..
XI. Работа в тетради (если останется время)
XII. Литературная викторина(если останется время)
Вы готовы проверить себя, свою память?
- Сейчас мы узнаем, кто самый внимательный
читатель класса.
- Ваша задача: назвать жанр произведения, автора и из
какого произведения взяты эти строчки. За правильный
ответ Морозко дарит вам снежинку.
“Позвал Дед Мороз своих детей и говорит: “
Скоро зима. Кто из вас лучше людям поможет?
Дети пошли к людям”. (Рус. нар.сказка “Дети
Деда Мороза” )
“… Первый снег. Он лежит словно просто для
красоты… Силён и спокоен январский снег.
Тяжёлым , холодным одеялом накрывает он
поля” ( рассказ автора Иванова “Каким бывает
снег” )
“…Снежная пороша. В лесу очень тихо и так
тепло, что только вот не тает. Деревья окружены
снегом, ели повесили громадные тяжёлые
лапы…” (Рассказ, автор Пришвин, “Деревья в
лесу”)
“… Однако старик принёс комочек снегу в избу,
положил в горшочек, накрыл ветошкой и
поставил на окошко. Взошло солнышко ,
пригрело горшочек, и снег стал таять…,пищит
что-то в горшочке…,девочка, беленькая ,как
снежок, и кругленькая, как комок…” (авторская
сказка, Даль В.И., “ Девочка Снегурочка”)
“Снежок порхает, кружится,
На улице бело,
И превратились лужицы
В прозрачное стекло”. (Стихотворение автора
Александрова “Зима”)
(По числу набранных снежинок выявляется САМЫЙ
ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ в классе.)
XIII. Чтение по ролям (если останется время)
Приложение2
Изобрази, как ты представляешь, о чём говориться в тексте.
Рисунки к произведению «Легенда о граде Китеже»
Захарова Эвелина(4 класс)
Антонова Александра(4класс)
Рисунок к басне А.Е Измайлова «Кукушка»
Бородаенко Анна(4класс)
Алаторцева Ксения «О чём я мечтаю»(4 класс)
Приложение 3
Районный конкурс читательских дневников.(4 класс)
Читательский дневник семьи
Мульгановых.
Приложение 4
Поэтические опыты учащихся.
« Каска боевая»
Павлов Данила (4 класс)
В музее славы боевой
Есть много экспонатов:
Штык-нож, винтовка, пулемёт
И фляжка для солдата.
И я здесь нахожусь средь них,
Я- каска боевая,
Броня на голове бойца,
Защитница стальная.
Не раз спасала жизнь бойца
Под Сталинградом, в Туле,
С победою пришли в Берлин,
Везде спасла от пули.
Служила верно я бойцу,
Была щитом солдата.
Теперь в музее нахожусь
И числюсь экспонатом.
Анатольева Альбина(3 класс)
« Моя мечта»
В голове моей ох, сколько мыслей!
Что порой не знаю, как мне быть.
То учителем себя я мыслю,
То врачом- хочу людей лечить!
А на утро- всё перемешалось.
Представляю поваром себя.
Ох, друзья, я очень замечталась.
Все профессии так радуют меня!
Всё, пора спускаться мне на землю.
За учебники садиться мне пора.
Буду я бороться дружно с ленью,
И тогда исполнится мечта моя.
Приложение 5
Отзывы о произведениях.