Напоминание

Формирование УУД средствами литературного чтения.


Автор: Пелихова Надежда Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ №64
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование УУД средствами литературного чтения.
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОУ СШ № 64

Красноармейского района г. Волгограда

Формирование УУД средствами

литературного чтения

(технология формирования типа правильной читательской

деятельности)

Выполнил: Пелихова Н.М.

Волгоград – 2022год

Содержание

стр.

Раздел 1 Информационно- справочные сведения.

1

Раздел 2 Технологические сведения об опыте.

Глава 1

1.1Актуальность опыта. 4

1.2. Цель и задачи технологии продуктивного чтения 9

1.3.Отличие традиционного урока от продуктивного чтения 10

1.4.Формирование УУД 11

Глава 2

1.1.Задания, направленные на формирование познавательных,

коммуникативных, регулятивных, личностных УУД 12

1.2.Анализ литературного произведения (как обязательный этап работы с

текстом) 14

Раздел 3 Сведения о перспективах использования в массовой практике.

1.

Условия функционирования опыта. 17

2.

Теоретико-практические основы опыта.

3.

Перспективы и возможности использования опыта в массовой практике.

Список литературы. 18

Приложение №1 19

Приложение №2 27

Приложение №3 31

Приложение №4 34

Приложение №5

36

Раздел 1 Информационно- справочные сведения.

1.Тема «Формирование УУД средствами литературного чтения

(технология формирования типа правильной читательской деятельности)»

2. Автор: Пелихова Надежда Михайловна, учитель начальных классов,

1 категория.

3 .Место функционирования: Муниципальное Общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа №64;

адрес: ул.Героев Малой Земли, 53; тел.61-58-99

4.Длительность функционирования: 3 года

Раздел 2 Технологические сведения об опыте.

1.Актуальность

Почему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не

определяющим в судьбе целого поколения. Наш век информационный, значит,

уходят на второй план чувства, мысли, отношения. Важнее знать и быть в курсе.

Для этого есть телевизор, компьютер, интернет. Белинский писал: «Книги есть

жизнь нашего времени, в них нуждаются и старые, и малые». Это

высказывание, к сожалению, потеряло свою актуальность. Чтобы дети все-таки

взяли книгу в руки, родители прибегают к взяточничеству, поощряя их,

например, шоколадом или чем-то иным, или разрешают играть в

компьютерные игры после того, как они прочитают несколько страниц.

Проблема чтения становится государственной. На съезде Российского книжного

союза, прошедшего 28 сентября 2011 г. В Москве В.Путин заявил о том, что

Россия стремительно теряет статус самой читающей, наблюдается кризис

российской культуры и литературы (по данным социального опроса), растет

число россиян, не читающих книги совсем, а 18% населения не имеют дома

книг совсем! Ни одной!

Младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов

развития ребёнка. В этот период под влиянием педагогического воздействия

происходит становление учебной деятельности, её мотивации и базовых

учебных умений. Для формирования умений учиться существенное значение

имеет сформированность учебно-познавательных мотивов. Они включают:

устойчивый интерес к решению различных учебных задач, желание ребёнка

учиться, улучшать результаты своей деятельности. Необходимо развивать у

школьников интерес не только к занимательным фактам и явлениям, но и к их

существенным свойствам, а затем и к закономерностям.

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие

затруднения:

--часто взрослые думают, что если ребёнок учится, то он занимается учебной

деятельностью. Но это не всегда так;

-- у младших школьников не достаточно развиты учебно-познавательные

мотивы;

---к сожалению, большое количество наших школьников , даже старших классов

не владеют учебной деятельностью, то есть не умеют учиться.

Литературное чтение- предмет универсальный. Если мы хотим научить

ребёнка писать, решать, разбираться в законах природы и общества,

воспитывать у него высокие нравственные качества, научить его мыслить, надо

научить его читать в полном смысле этого слова. В дальнейшем наши ученики с

удовольствием будут читать художественную и научно-познавательную

литературу, будут успешно учиться по всем предметам.

Следовательно, наша задача повысить интерес к чтению, к книге, т.е.

формировать учебно-универсальные действия на уроках литературного чтения.

Никому ещё любовь к книге не давалась от рождения , поэтому, чтобы

ребёнок полюбил её, нужна большая и серьёзная работа.

Научить ребёнка любить книгу, видеть в ней не только источник знаний,

огромного духовного удовлетворения, радости, но и верного друга, советчика

во всех делах.

В данном опыте решается следующая проблема:

---выделены направления работы по формированию учебно-универсальных

действий(УУД) на уроках литературного чтения.

Для достижения вышесказанного наиболее приемлема технология

продуктивного чтения.

Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к.

мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной

информации из текста и её преобразование становятся важнейшими

умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.

Начальная школа, являясь важнейшим звеном в системе школьного

образования, переживает качественно новый этап в своём развитии. Он связан

с кардинальными изменениями приоритетов начального образования от цели -

знаний, умений, навыков - к цели развития личности. Целью образования

становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся,

обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться

(«Стандарты второго поколения»).

Научить учиться - эта проблема педагогики тревожит умы дидактов уже

давно. Ян Амос Коменский в «Великой дидактике» отмечал, что «важно

открыть метод, при котором учителя меньше учили, а учащиеся больше

учились. Тогда в школах будет меньше напрасного труда, а больше радости и

основательного успеха». Умение учиться, т.е. сформированные универсальные

учебные действия, создают возможность самостоятельного успешного

усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию

усвоения материала. Таким образом, универсальные учебные действия имеют

приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.

Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в нее с

разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом,

отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование

призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для

индивидуального развития ребенка.

Чтение играет неоценимую роль в жизни ребенка: расширяет кругозор,

открывает ему дверь в мир знаний, в кладезь человеческой мудрости, учит

культурно себя вести, красиво говорить, обогащает язык, улучшает память и,

наконец, является прекрасной возможностью для удивительно увлекательного,

интересного и в то же время полезного. Всю работу на уроках литературного

чтения следует строить так, чтобы ученик мог самостоятельно ставить перед

собой цель и находить пути, средства её решения.

Трудно переоценить значение деятельностного подхода в решении задач

образования и воспитания подрастающего поколения на уроках литературного

чтения, поскольку их содержание и способы освоения полностью соответствуют

задачам образования и воспитания человека, особенно если воспринимать этот

школьный предмет как вид искусства, часть культуры.

Во-первых, потому что он знакомит учащихся с нравственно-эстетическими

ценностями культуры своего народа и человечества в целом;

во-вторых, потому что способствует глубокому, личностному освоению этих

ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют

и разум, и чувства, и воля, а значит, параллельно проходит процесс общего и

нравственного развития личности ребенка, его воспитание. Сейчас в

комплекте учебников для УМК «Начальная школа 21 века» по литературному

чтению есть очень интересная тетрадь для практических работ Л.А.

Ефросининой под редакцией Н.В.Виноградовой. Реализуя педагогические

методы, позволяющие самостоятельно «открывать» знания в ситуации

совместной коллективной деятельности, важно направлять всю работу на

общее развитие личности ребёнка, воспитание нравственных и эстетических

чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и

окружающему миру, сохранение и поддержку индивидуальности ребёнка,

развитие его творческих способностей. Подбирая тексты народных и авторских

сказок, рассказов, стихов таким образом, чтобы показать ученику, как красив и

разнообразен окружающий мир и мир чувств, как трудно и важно стать

человеком, стараться научиться сопереживать, ценить и защищать этот мир.

Наряду с произведениями известных авторов на уроке детям хорошо

предлагать стихи школьников, что пробуждает в учениках интерес к

самостоятельному творчеству.

Задания, предлагаемые ребятам на уроке, дифференцируются по степени

сложности и задействуют разные типы восприятия, активизируют различные

виды деятельности, способствующие приобретению учениками первичных

навыков работы с информацией. Они учатся осуществлять поиск информации,

выделять и фиксировать ее, систематизировать, сопоставлять, анализировать и

обобщать, интерпретировать и преобразовывать, оценивать результаты своей

работы. Вместе с тем задания направлены на создание таких педагогических

ситуаций, в которых реализуется самоорганизация познавательной

деятельности учащихся, информационный поиск и продуктивная

коммуникация, то есть происходит развитие личностной, читательской,

коммуникативной, информационной компетентностей. Мягкое неформальное

обращение к юному читателю, как к коллеге, подбадривает, вовлекает в

деятельность исследователя, воспитывает высокие нравственные чувства и

чувство юмора, создаёт атмосферу творческой свободы.

Поддержанию такого доверительного тона способствуют иллюстрации

учебников и тетрадей. Вся работа строится на доступном литературном

материале. В ходе практической деятельности у ребёнка складывается общее

представление об отличии жанров (сказка, рассказ, стихотворение); научного

текста от художественного; авторских произведений от народных. Выполняя

задания на разные темы, дети учатся делать выводы о характере литературного

героя, понимать эмоциональный тон произведения, определять его тему и

идею, подбирать заголовок к произведению или фрагменту, находить в тексте

такие средства художественной выразительности, как олицетворение,

сравнение, чувствовать и понимать тонкий язык лирики; выполнять творческие

задания. Правильно организованная работа на уроке литературного чтения

помогает не только учителю, но и родителям поддерживать в маленьком

читателе вкус к чтению, желание читать ещё и ещё, способствует развитию в

ребёнке умения вслушиваться в строки художественного произведения,

глубокого понимания прочитанного.

Одной из задач урока является формирование отношения к литературе как к

искусству, формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к

действительности. Читая и анализируя произведение, ребенок задумывается

о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и

добра, возможностях человека и его месте в мире. И не надо думать, что он

еще маленький и его не следует пугать или осложнять ему жизнь такими

вопросами. Современный ребенок на своем пути сталкивается порой с такими

серьезными проблемами, что чем раньше он начнет думать над ними, тем

лучше. Будет очень хорошо, если эти проблемы помогут ему решать добрые и

умные книги и опытный педагог.

2 Цель и задачи технологии продуктивного чтения

Цель технологии : формирование читательской компетенции школьника. В

начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного

читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги ,

умеющего их самостоятельно выбирать.

3 Педагогические задачи:

1.

Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;

Одновременное

развитие

интереса

к

самому

процессу

чтения,

потребности читать;

2.

Введение детей через литературу в мир человеческих отношений,

нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;

3.

Развитие

устной

и

письменной

речи,

овладение

речевой

и

коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4.

Приобщение к литературе как

искусству слова и практическое

ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

5. Технология описания работы.

Чем же традиционный урок отличается

от продуктивного чтения

Цель: учим самостоятельно понимать текст.

Средство: приемы освоения текста до чтения, во время чтения или после

чтения.

Традиционный урок:

До чтения: учитель готовит к восприятию текста. Например: «Сейчас

узнаем о писателе и прочитаем…»

Во время чтения: текст читает учитель или хорошо читающие дети, остальные

слушают.

После чтения: ученики отвечают на вопросы учителя, работа с текстом сводится

к бесконечной беседе и вызывает скуку на уроке и не любовь к чтению.

Продуктивное чтение:

До чтения: ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем

текст по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация 

к чтению.

Во время чтения: читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы,

прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская

интерпретация.

После чтения: беседуем и уточняем позицию автора.

Продуктивное чтение осваивается обучающимися уже на первых уроках

обучения грамоте. По сути, Букварь – это уже мини-учебник литературного

чтения. Технология направлена на формирование всех универсальных учебных

действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных

Формирование УУД

Познавательные УУД:

1)

формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2)

формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2)

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с

поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с

материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с

поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4)

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои

эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3)

формируем умение оценивать поступки в соответствии с опре

Задания, направленные на формирование

познавательных, коммуникативных,

регулятивных, личностных УУД.

- познавательные УУД:

1. Букварь стр. 146

Дети читают слова: Эмма, Элла, Эдик, Эдуард,

- Что общего в этих словах? Почему именно заглавная буква потребовалась?

Догадались, почему эти имена читаем?

- Значит, какая тема сегодняшнего урока? Знакомство с заглавной буквой Э

(умение общаться и классифицировать по признакам, определяем новую

тему)

2. Развитие умения извлекать информацию из текстов обеспечивает

технология продуктивного чтения, которая состоит из 3 этапов:

1. Работа с текстом до чтения

2. Работа с текстом во время чтения

3. Работа с текстом после чтения

2 класс учебник «Литературное чтение»

Тема: Э.Шим «Всем вам крышка»

1 этап: Прочитайте заглавие! Понятно ли оно вам?

Что видите на иллюстрации?

Кого изобразил художник? (умение находить ответы

на вопросы по иллюстрации)

2 этап: После первичного чтения про себя задаю вопросы:

- Что вас удивило? Что было самым интересным?

Повторное чтение вслух – учитель ведёт диалог с автором.

Вопросы. (умение работать со словарями, справочниками,)

3 этап: Задания выполняются в тетради по литературному чтению.

Соедините заголовки с частями рассказа (умение представлять

информацию в виде схемы)

А вам приходилось видеть такие « крышки» в жизни? (умение на

основе жизненного опыта сделать выводы)

Домашнее задание творческое: нарисуйте рисунок к любому отрывку или

найти научные статьи об обитателях водоёмов.

- коммуникативные УУД:

Формирование обеспечивается через обучение правильному и умелому

пользованию речью в различных жизненных ситуациях.

1.

Подготовьте устный рассказ о герое, о личных впечатлениях по

прочитанному (умение строить речевое высказывание в соответствии с

поставленными задачами).

2.

поиграем в театр ( басня Крылова «Стрекоза и муравей»), чтение по

ролям ; обсуждение творческих работ обучающихся по вопросам:

- оцени свое сочинение, как ты считаешь, что тебе особенно удалось?

- согласны ли с тобой товарищи?

(умение формировать свои мысли в устной форме, умение слушать и

понимать других)

3.

Ведение диалога, монолога, планирование совместной деятельности,

распределение ролей, корректировке ошибок (умение работать в паре,

группе).

- регулятивные УУД:

.

-Рассмотрите страницу и спланируйте свою сегодняшнюю деятельность на

уроке

- Что мы сейчас делали? (умение прогнозировать предстоящую деятельность)

2. Работа с текстом. Прочитайте заголовок, подумайте о ком или о чем будем

читать? Это сказка, рассказ, стихотворение? Проверим свои предположения,

прочитаем текст (умение высказывать предложения на основе работы с

учебником, умение работать с информацией).

3.Задание на редактирование текста (исправь ошибки, проконтролируй

чтение товарища). Умение отличать верное выполненное задание от

неверного.

4.Вопросы после чтения:

- нашли ли ответы на поставленные ранее вопросы?

- о чем расскажешь родителям?

(умение осуществлять личностную и познавательную рефлексию)

5.Вопросы на формирование умения оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей:

- что тебе надо было сделать?

- удалось выполнить работу?

- ты сам справился или с чьей – то помощью?

Что мы сейчас сделали? (учились оценивать свою работу – оцените работу с

помощью различных знаковых символов).

- личностные УУД:

1.Задание на интерпретацию текста (раскрытие смысла, содержания),

высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией, анализ

характеров и поступков героев (умение высказывать свое отношение к

героям, выражать эмоции в творческих работах(Приложение 2 ).

2.Много текстов о любви к Родине, о нравственных качествах человека, о

взаимоотношениях родителей и детей, о взаимовыручке.

Анализ литературного произведения

(как обязательный этап работы с текстом)

Структура урока

I

Этап

– Работа с текстом до чтения

1)Предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения;

Самостоятельное

по

названию,

имени

автора,

ключевым

словам,

иллюстрации, с опорой на читательский опыт, определение смысловой,

тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.

2)Постановка целей урока

с учетом общей (учебной, мотивационной,

эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II

Этап

– Работа с текстом во время чтения

1)

Первичное чтение текста.

Самостоятельное чтение (дома или в классе),

чтение – слушание, комбинированное чтение в соответствии с учетом

особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей

учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы,

текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на

вопросы, смежных видов искусств – на выбор учителя).

2)

Перечитывание текста.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение

(всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к

тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря,

подтекста). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой

части.

3)

Беседа по содержанию в целом.

Обобщение прочитанного. Выявление

совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными

выводами по тексту. Обращение к

отдельным фрагментам текста,

выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

III

Этап

– Работа с текстом после чтения

1)

Концептуальная

(смысловая)

беседа

по

тексту

.

Коллективное

обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских

интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской

позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности

его главных смыслов.

2)

Знакомство с писателем

. Рассказ о писателе. Беседа о личности.

Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3)

Работа с заглавием, иллюстрациями

. Обсуждение смысла заглавия.

Обращение учащихся

к готовым

иллюстрациям.

Соотнесение

видения художника с читательским представлением.

4)

Творческие задания,

опирающиеся на какую-то сферу читательской

деятельности

учащихся:

эмоции,

воображение,

осмысление

содержания, художественной формы.

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны

быть однообразны по своей структуре и организации.

Готовый конспект урока литературного чтения по данной технологии

представлен в

приложении 1

6.Результативность

Уроки литературного чтения с учетом формирования УУД требуют от

учителя не только знания технологии продуктивного чтения, но и большой

любви самого учителя к литературе и чтению. Данная технология,

основанная на идеях Н.Н.Светловской, способствует повышению

эффективности образовательного процесса и достижению высоких

результатов обучения и воспитания.

Так, по итогам анкетирования в 4 «в» классе «Какой предмет для тебя

любимый?» 19 человек из 25 (76%), ответили : «Литературное чтение»

У детей появился интерес к книге, как к источнику знаний. Дети с

большим удовольствием находят дополнительную литературу на

темы, ,изучаемые по разным школьным предметам. У многих ребят

появилось положительное отношение к заданиям творческого характера. У

детей изменилось отношение к собственным ошибкам и трудностям,

возникающим на уроке. Трудности преодолеваются сообща при работе в

группах, в парах.

Таким образом, результаты работы на уроках позволили сделать вывод:

применение системы заданий по формированию УУД способствует развитию

у детей умения учиться, воспитывает умения самостоятельно применять

знания в жизни.

Воспитанники фиксируют свои достижения в портфолио, куда

вкладывают творческие работы, некоторые пробуют сочинять стихи

(Приложение 4), отзывы о прочитанных произведениях (Приложение 5).

Мы участвуем в конкурсах различного уровня и добиваемся высоких

результатов. Районный конкурс чтецов «Пойте, гордитесь, помните»

Анатольева Альбина 2 место(1класс), районный фестиваль к 50-летию полёта

первого человека в космос- Захарова Эвелина 3 место(2 класс)(чтецы).

Районный конкурс читательских дневников: 1место в номинации

«Самая читающая семья» семья Мульгановых; 3 место в номинации

«Общеклассный читательский дневник»(4 класс). А совсем недавно (24

января 2014 года) Анатольева Альбина заняла 2 место в городском фестивале

«Детские фантазии» в номинации «Авторское стихотворение».

Дети являются постоянными участниками всероссийской дистанционной

викторины «Фактор роста» ,занимая призовые места.: «По дорогам

сказочной страны»(викторина по сказкам зарубежных писателей)-2 класс

Мульганова Дарья 1место, викторина по сказкам Пушкина- 3 класс Фёдоров

Александр 1 место.(Приложение 3)

Таким образом, никакие провалы истории и глухие пространства времен

не в состоянии уничтожить человеческую мысль, закрепленную в сотнях,

тысячах, миллионах книг. Чтение один из источников мышления и

умственного развития.

Раздел 3

Данный опыт функционирует в МОУ СОШ №64 в нашем классе 3 года.

Дети самые обычные, поэтому, чтобы достигнуть определённых результатов,

проводилась каждодневная кропотливая работа.

В результате изучения курса «Литературное чтение» выпускник

начальной школы осознает значимость чтения для своего дальнейшего

развития и успешного обучения по другим предметам. У него будет

формироваться потребность в систематическом чтении как средстве

познания мира и самого себя. Он сможет создавать информационные

объекты как иллюстрации к прочитанным художественным текстам (рисунки,

фотографии, видеосюжеты, компьютерные анимации с собственным

озвучиванием). Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и

иллюстративный ряд на компьютере, поиск информации для проектной

деятельности на материале художественной литературы, в том числе в

контролируемом Интернете, - это навыки, которыми должны овладеть

ученики. Если на каждом уроке деятельность учителя и его учеников была

организована грамотно, если в начальной школе дети были научены учиться,

то выпускники такого педагога станут успешными в среднем звене школы, а

затем и в жизни.

Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором

Н.Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению

тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.

Список литературы

1. А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в

начальной школе», М: Просвещение, 2010

2. С.М. Бондаренко, Г.Г. Граник, Л.А. Концева «Как учить работать с

книгой», М.,1995

3. С.А. Дыбленко, О.В. Соболева «Обучение диалогу с текстом: взгяд

психолога и взгляд учителя», 2002, №8

4. О.В. Соболева «Беседы о чтении», цикл статей (2007, №8-12; 2008,

№1,3,4,6,9)

5. Е.С. Савиков «Стандарты второго поколения», М: Просвещение, 2010

6. Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче – ООЛ Обучение детей чтению.

Практическая методика. – М.: 2001.

7. Сухомлинский В. А. Как формировать у воспитанника радость

познания. //Антология гуманной педагогики. В.А.Сухомлинский. М.: Изд.

Дом Шалвы Амонашвили. 2002.

Приложение №1

Тема:Эдуард Шим «Всем вам крышка»

Литературное чтение 2 класс. УМК «Начальная школа XXI века».

Ведущие задачи урока:

познакомить учащихся с новым понятием жанра - познавательная сказка;

помочь в освоении позиции читателя – исследователя;

формировать умения исследовать внутренний мир героя и автора.

Цель урока. Помочь детям открывать “тайны неизвестного” через чтение

произведений художественной литературы.

развивающий аспект: развивать речь учащихся; умение анализировать

текст, выделять главное и существенное, сравнивать и делать

обобщения

воспитательный аспект: воспитывать интерес к родной природе;

вызывать интерес у школьника к содержанию произведения и

развивающимся в тексте событиям

познавательный аспект: формировать общеучебные умения

осознанного, правильного и выразительного чтения

Тип урока: проблемный

Оборудование: интерактивная доска, проектор (презентация), учебник

"Литературное чтение" 1 часть, автор Л. А. Ефросинина, раздаточный

материал: снежинки из бумаги.

Содержание урока:

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

I. Организационный момент.

-Ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь,

пожелайте своей улыбкой успехов друг другу и

хорошего настроения.

II. Речевая разминка

На уроках чтения мы учимся не только правильно

читать, но и чётко, грамотно говорить. А для этого вы

должны управлять своим дыханием, т.е. правильно

дышать

1. -Представьте, что

Странная звёздочка с неба упала

Вам на ладошку легла, не растаяла.

-Поймали её? А теперь полюбуйтесь её красотой. Вам

очень захотелось отпустить её на волю. Наберите

полные лёгкие воздуха и сдуньте снежинку с руки!

(Повторите 3 раза)

2.-Обратите внимание на доску.

-На доске записано одно и то же предложение, но в

Учащиеся приветствуют гостей

и занимают рабочие места.

.

каждом предложении одно слово выделено ярким

цветом. Ваша задача произнести чётко за мной

предложение, каждый раз делая ударение на

выделенном слове.(см. оформление на доске)

Падают с неба снежинки.

Падают с неба снежинки.

Падают с неба снежинки.

II. Мотивация. (создание эмоционального фона урока).

1 слайд: на экране зимняя картина и стихотворение.

Учитель выразительно читает стихотворение.

-Ночью ветер волком выл

И по крыше палкой бил

Утром глянули в окно,

Там - волшебное кино:

Раскатала белый холст,

Набросала белых звёзд.

И папахи на дома

Нахлобучила зима.

В. Фетисов.

- Почему зимнее время года называют волшебным?

Предварительная работа: на предыдущих уроках

составлялись красивые предложения о зиме.

- Такому волшебному времени года посвящены

художественные произведения, с которыми мы

знакомились на уроках литературного чтения.

III. Актуализация знаний.

- Что было задано на дом?

IV. Знакомство с новым произведением.

2 слайд: портрет писателя Э. Шима и обложки его книг.

- Приготовьте учебник “Литературное чтение”,

откройте на стр.134

Если трудный вопрос

Для тебя не проблема,

Если ты изыскатель

И рвёшься вперёд,

Встреча с новым писателем

Ждёт непременно,

Радость новых открытий

Урок принесёт.

- Назовите фамилию автора, с произведением которого

мы сегодня познакомимся. (Эдуард Шим)

Ответы учащихся.

Учащиеся вспоминают

составленные предложения о

зиме.

От каждого ряда выбирается

представитель, который читает

стихотворение наизусть С.

Есенин «Пороша» или

З.Александрова «Снежок

порхает, кружится…»

- Кого-то накажут, всем вам

конец.

Дети высказывают

всевозможные варианты

предположений

- Как называется произведение? (“Всем вам крышка”)

- Слышали ли вы когда – нибудь такое выражение?

Когда так говорят?

- О чём может быть содержание этого произведения?

- Выскажите своё мнение.

3 слайд: фамилия автора и название произведения.

Словарная работа.

V. Постановка проблемы.

Учитель читает самое начало:

"Шёл Морозко первый раз по лесу…"

-Ребята, кто такой Морозко?

-В каких произведениях встречается?

-Каким он обычно бывает в сказках?

- Морозко молод или стар? Почему так решили?

-Слушайте дальше.

Учитель читает 1 и 2 абзац текста до слов:

"рассердился".

-Ребята, Морозко всегда такой весёлый, добрый,

справедливый.

-А здесь он какой?

-Да ещё обещает: "Всем вам крышка!".

- А как вы, ребята, думаете, кому мог грозить Морозко?

- А что ещё можно предположить?

-На какой вопрос нам надо найти ответ?

5 слайд: проблемный вопрос

Кому Морозко грозит?

VI. Проверка гипотезы.

-Как мы поступим, чтобы найти ответ на этот вопрос?

Наша задача на уроке - научиться и стать ЧИТАТЕЛЕМ-

ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ, а поэтому мы должны быть

внимательными и наблюдательными.

6 слайд:

Кому Морозко грозит?

План.

По ходу чтения

-Мороз, Мороз Иванович,

ДедМороз.

- В сказочных.

- Добрым, любит детей, весёлый,

дарит всем подарки, украшает

деревья, разрисовывает окна

домов:

-Злой, сердитый.

Предположения детей: птицам,

рыбам, животным, людям, весне,

насекомым.

- Кому грозит Морозко?

-Должны сначала прочитать.

- Читая, будем наблюдать.

- Обязательно порассуждаем.

- В конце сделаем вывод.

-Наметили.

Читать.

Наблюдать.

Рассуждать.

Вывод.

- План наших действий наметили?

-Вы, помните, почему Морозко рассердился?

-Найдите ответ в тексте.

- С этого всё и началось.

Ставится карточка с названием части сюжета.

- Зачем Морозко начал рукавицами друг о дружку

похлопывать?

- Для чего?

-Дочитаем 1 часть до конца и узнаем, какое необычное

происшествие случилось.

-Что же произошло?

- Как поступил Морозко?

-Каким вам представляется вам Морозко?

-Хотите узнать, что ещё сделал Морозко?

-Понравились ли вам поступки Морозко?

Дополняется схема.

Физминутка.

Не боимся мы пороши -

Ловим снег хлопком в ладоши

Руки в стороны, по швам!

Снега хватит нам и вам!

Мы шагаем по сугробам.

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу

Проложи себе дорогу.

Учитель читает самое начало 3 главы:

"Похваляется Морозко, идёт по лесу, ледком

похрустывает, по деревьям постукивает.

-Я один тут властелин!

- Ребята, как, вы, думаете, удалось ли Морозко

расправиться с жителями водоёмов?

Учитель читает следующее предложение: "И невдомёк

Морозке, что все водяные жители живы-здоровы

остались."

Схема дополняется.

- Кто из вас был прав?

Читают 1 и 2 абзац про себя,

ищут ответы и зачитывают.

Читают вслух 3 абзац (4

предложения)

- Пошёл воду запечатывать.

Самостоятельно читают про

себя.

- Морозко заморозил всех

обитателей лужицы.

-Плохо, безжалостно, жестоко.

- Злой, сердитый, жестокий,

безжалостный.

-Хотим.

Вторую главу читают 2 ученика

вслух. Один про болото, другой -

про озеро.

Ответы учащихся.

Высказывают своё мнение.

Дочитывают текст до конца.

-Все остались живы и ждут

прихода весны.

-Нашли.

-Как, вы, думаете, удалось ли спастись водяным

жителям?

-Давайте проверим ваши версии.

-Чем всё закончилось?

VII. Выражение решения.

- Нашли ли мы ответ на наш главный вопрос?

- На кого же рассердился Морозко?

- А теперь, я, хочу задать вам такой вопрос: "Что могло

произойти, если бы болота и озёра не замерзали?"

- Так ли неправильно поступил Морозко?

- Так какими мыслями хотел поделиться с вами Э.

Шим?

- Э. Шим в занимательной форме рассказал детям о

таком явлении природы как замерзание водоёмов. Всё в

природе продумано, никто не погибнет зимой. Водоёмы

не промерзают до самого дна. Под толщей льда жители

водоёмов спокойно переживают зиму.

- В произведении Э. Шима Морозко- юмористический

персонаж , а совсем не жестокий и безжалостный. А

сердитый он был, потому что слякотно и сыро кругом.

- Так какая же тема урока была сегодня?

- К какому жанру относится это произведение?

- На сколько частей разделена сказка?

- А теперь, я, хочу проверить, как вы запомнили сюжет

сказки.

VIII. Реализация продукта.

- Какая группа лучше справилась с заданием?

- Почему им это удалось?

- Интересно было читать такое произведение?

- Хотите услышать его ещё раз?

Повторное выразительное чтение учителем.

- А теперь давайте смоделируем обложку нашей сказки.

IX. Рефлексия.

- Выполнили ли мы план наших действий?

- Сумели ли проследить за развитием сюжета?

- Морозко приготовил вам сюрприз: снежинки. Если вы

- На обитателей водоёмов:

насекомых, земноводных, рыб.

- Все жители водоёмов замёрзли

бы.

Ответы детей.

-Хотел рассказать, что всё в

природе благоразумно. Хотел,

чтобы все узнали как зимуют

водяные жители.

- Э Шим "Всем вам крышка".

- К сказкам.

- На 3 части.

Краткий пересказ в группах:

1ряд – 1 часть, 2 ряд – 2 часть, 3

ряд – 3 часть.

- Внимательно читали, легко

удавалось находить ответы на

вопросы в тексте.

Два ученика у доски.

Ответы детей.

считаете, что работали на уроке без ошибок – возьмите

голубую снежинку, если ошибки допускали немного –

синюю, если работали слабо – белую.

X. Домашнее задание.

Прочитать сказку, приготовить рисунок к любой части

сказки..

XI. Работа в тетради (если останется время)

XII. Литературная викторина(если останется время)

Вы готовы проверить себя, свою память?

- Сейчас мы узнаем, кто самый внимательный

читатель класса.

- Ваша задача: назвать жанр произведения, автора и из

какого произведения взяты эти строчки. За правильный

ответ Морозко дарит вам снежинку.

“Позвал Дед Мороз своих детей и говорит: “

Скоро зима. Кто из вас лучше людям поможет?

Дети пошли к людям”. (Рус. нар.сказка “Дети

Деда Мороза” )

“… Первый снег. Он лежит словно просто для

красоты… Силён и спокоен январский снег.

Тяжёлым , холодным одеялом накрывает он

поля” ( рассказ автора Иванова “Каким бывает

снег” )

“…Снежная пороша. В лесу очень тихо и так

тепло, что только вот не тает. Деревья окружены

снегом, ели повесили громадные тяжёлые

лапы…” (Рассказ, автор Пришвин, “Деревья в

лесу”)

“… Однако старик принёс комочек снегу в избу,

положил в горшочек, накрыл ветошкой и

поставил на окошко. Взошло солнышко ,

пригрело горшочек, и снег стал таять…,пищит

что-то в горшочке…,девочка, беленькая ,как

снежок, и кругленькая, как комок…” (авторская

сказка, Даль В.И., “ Девочка Снегурочка”)

“Снежок порхает, кружится,

На улице бело,

И превратились лужицы

В прозрачное стекло”. (Стихотворение автора

Александрова “Зима”)

(По числу набранных снежинок выявляется САМЫЙ

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ в классе.)

XIII. Чтение по ролям (если останется время)

Приложение2

Изобрази, как ты представляешь, о чём говориться в тексте.

Рисунки к произведению «Легенда о граде Китеже»

Захарова Эвелина(4 класс)

Антонова Александра(4класс)

Рисунок к басне А.Е Измайлова «Кукушка»

Бородаенко Анна(4класс)

Алаторцева Ксения «О чём я мечтаю»(4 класс)

Приложение 3

Районный конкурс читательских дневников.(4 класс)

Читательский дневник семьи

Мульгановых.

Приложение 4

Поэтические опыты учащихся.

« Каска боевая»

Павлов Данила (4 класс)

В музее славы боевой

Есть много экспонатов:

Штык-нож, винтовка, пулемёт

И фляжка для солдата.

И я здесь нахожусь средь них,

Я- каска боевая,

Броня на голове бойца,

Защитница стальная.

Не раз спасала жизнь бойца

Под Сталинградом, в Туле,

С победою пришли в Берлин,

Везде спасла от пули.

Служила верно я бойцу,

Была щитом солдата.

Теперь в музее нахожусь

И числюсь экспонатом.

Анатольева Альбина(3 класс)

« Моя мечта»

В голове моей ох, сколько мыслей!

Что порой не знаю, как мне быть.

То учителем себя я мыслю,

То врачом- хочу людей лечить!

А на утро- всё перемешалось.

Представляю поваром себя.

Ох, друзья, я очень замечталась.

Все профессии так радуют меня!

Всё, пора спускаться мне на землю.

За учебники садиться мне пора.

Буду я бороться дружно с ленью,

И тогда исполнится мечта моя.

Приложение 5

Отзывы о произведениях.



В раздел образования