Напоминание

"Алгоритм как один из приемов формирования учебно-познавательной компетенции на уроках русского языка"


Автор: Маракова Ольга Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ВМР "Васильевская средняя школа"
Населённый пункт: п. Васильевское (Вологодский район, Вологодская область)
Наименование материала: статья
Тема: "Алгоритм как один из приемов формирования учебно-познавательной компетенции на уроках русского языка"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема по самообразованию

«Алгоритм как один из приемов формирования учебно-познавательной

компетенции на уроках русского языка».

Большое внимание при проведении современного урока в контексте

ФГОС уделяется формированию УУД – универсальных учебных действий. В

широком значении термин «универсальные учебные действия» означает

умение

учиться,

то

есть

способность

субъекта

к

саморазвитию

и

самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения

нового социального опыта.

В более узком значении под этим термином можно понимать

совокупность способов действия учащегося, навыков учебной работы,

которые помогают самостоятельно усваивать новые знания, формировать

умения.

Особую группу общеучебных УУД составляют знаково-символические

действия, к которым можно отнести алгоритм. Известный психолог

Л.А.Венгер, исследования которого в области диагностики умственного

развития

детей

стали

основой

для

теории

и

практики

развития

познавательных способностей ребенка, утверждал, что алгоритмы, помогают

наиболее

эффективно

преобразовать

наглядно-образное

мышление

в

наглядно-схематическое, а также помогают научить планировать свою

деятельность. А это уже метапредметный результат, достижению которого

сегодня в рамках ФГОС также уделяется большое внимание.

Алгоритмы на уроках можно использовать по-разному:

1.

Работа

с

готовым

алгоритмом

(это

помогает

обобщить,

систематизировать изученный материал, помогает отработать порядок

действий при объяснении).

2.

Дополнение алгоритма (это возможно, когда часть алгоритма уже

составлена

и

появляется

новое

правило,

которым

необходимо

дополнить уже существующий алгоритм).

3.

Составление алгоритма совместно с учителем

4.

Совместное

с

учителем составление

алгоритма после

изучения

правила.

5.

Самостоятельное составление алгоритма (эту работу сначала лучше

проводить по группам, а затем можно предлагать и индивидуальные

задания).

Работа с алгоритмами помогает формировать

личностные УУД в сфере мотивации к учебной деятельности;

регулятивные УУД,

которые помогают обеспечить организацию

учебной деятельности (например, целеполагание, планирование и др.);

познавательные

(например,

поиск

и

выделение

необходимой

информации, структурирование знаний и др.);

коммуникативные (например, планирование учебного сотрудничества с

учителем и сверстниками)

Таким

образом,

работа

с

алгоритмами

эффективный

способ

формирования

ряда

метапредметных

результатов,

основу

которых

и

составляют универсальные учебные действия.

Как показывает практика работы, алгоритмы могут с успехом

применяться на уроках русского языка для решения ряда орфографических и

пунктуационных задач.

Одним из преимуществ этого способа усвоения орфограмм является то,

что если известен путь решения проблемы, то пошагово ее может решить

каждый учащийся. Ещё одним преимуществом работы с алгоритмом

является то, что даже самое сложное правило можно преобразовать в

достаточно простой алгоритм. Всё это способствует повышению уровня

грамотности учащихся.

Нужно стремиться научить детей не только действовать, но и

планировать будущее действие, не давая ученику в погоне за результатом

терять из вида способы достижения цели. Этому как раз и способствует

навык

составление

алгоритма,

во

время

которого

требуется

умение

сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать, видеть причинно-

следственные связи. При конструировании алгоритма ученики не просто

узнают новый материал, а осознают принцип поиска, овладевают системой

определенных действий.

Обучение алгоритмам можно производить двумя путями. Можно,

например, давать учащимся алгоритмы в готовом виде, чтобы они могли их

просто заучивать, а затем закреплять во время упражнений. Даже такая

работа способствует формированию таких универсальных действий как

умение работать по плану, сверяясь с целью, способность оценивать

правильность выполнения учебной задачи. Но можно и так организовать

учебный процесс, чтобы алгоритмы «открывались» самими учащимися. Этот

способ, наиболее ценный в дидактическом отношении, требует, больших

затрат времени. Но зато он «работает» на достижение целого комплекса

метапредметных результатов.

Работу

по

составлению

алгоритмов

на

уроке,

как

и

любую

деятельность, можно организовать по-разному: как массовую, групповую или

индивидуальную деятельность. И если учащиеся начинают составлять

алгоритм в группе, то тогда эта работа будет направлена и на достижение

таких метапредметных результатов (коммуникативных УУД) как умение

организовывать

учебное сотрудничество и совместную деятельность со

сверстниками; работать в группе: находить общее решение и разрешать

конфликты

на

основе

согласования

позиций

и

учёта

интересов;

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Уже на самом первом этапе «знакомства» с алгоритмами учащимся

нужно объяснить, то алгоритм – это последовательность действий, ведущая к

поставленной цели. Алгоритм-это правило, пользуясь которым обучающиеся

приходят к правильному выбору.

На уроках русского языка я очень часто использую алгоритмы: на

каждой теме, на каждом уроке мы с учениками создаем алгоритм работы с

тем или иным орфографическим или пунктуационным правилом. На своих

уроках я использую несколько способов работы, связанные с использованием

алгоритмов.

Чтобы ребята поняли, зачем нужен алгоритм работы, чем он помогает в

практической деятельности (например, при применении правила или

определении грамматического признака слова) на первых уроках можно

предложить уже готовый алгоритм и научить его применять – продвигаться

от этапа к этапу и приходить к намеченному результату. Когда же принцип

алгоритмизации материала становится понятен ученикам, можно переходить

к тому, чтобы учащиеся сами принимали участие в составлении алгоритмов.

И тогда я использую следующие способы:

1.

Подбор различных примеров к предложенному готовому алгоритму.

Например,

предлагается

разветвленный

алгоритм

с

разными

результатами в итоге, и нужно подобрать примеры, иллюстрирующие

все

варианты

использования

алгоритма.

Такая

форма

работы

используется при повторении уже изученного материала.

2.

Совместное составление алгоритма. Например, на уроке изучения

новой темы, «познакомившись» с орфографическим правилом, мы

начинаем вместе с учениками рассуждать, с чего начинать его

применение, что делать в дальнейшем, чего мы должны добиться в

результате.

3.

«Продолжение»

алгоритма,

когда

даны

только

первые

«шаги»

последовательности действий, а ученики должна привести всё действие

к логическому завершению.

4.

Составление

алгоритма

учащимися

из

предложенных

этапов.

Например, нередко я использую для этого раздаточный материал,

чтобы ученики составляли алгоритм «своими руками», что очень

хорошо способствует его запоминанию.

Хочу предложить вашему вниманию фрагмент урока, где был использован

такой способ работы с алгоритмом. Темой урока было «Тире между

подлежащим и сказуемым», и ребята должны были составить алгоритм

постановки тире между этими членами предложения. Работа проводилась в

парах. ( Приложение 1)

5.

Следующим

приемом

работы

с

алгоритмом

можно

отнести восполнение недостающего звена алгоритма. Одним из первых

упражнений, посвященных правописанию букв гласных в безударных

личных окончаниях глаголов, является восстановление алгоритма

определения спряжения и правописания личных окончаний глаголов.

6.

Определение ошибки в составленном алгоритме. Эту работу можно

проводить, предложив учащимся уже готовый алгоритм с ошибкой,

либо при составлении алгоритма на уроке, например, группами

предложить вариант алгоритма одной из групп для нахождения в нем

ошибки оставшимися учащимися.

7.

Полностью самостоятельное составление алгоритма учащимися (опять

же его можно проводить как индивидуально, так и по группам или по

парам).

В завершение своего выступления еще раз подчеркну, что применение

технологии

алгоритмизации

способствует

формированию

всех

универсальных учебных действий.

Приложение 1

Составление алгоритма на уроке русского языка в 5классе на тему

«Тире между подлежащим и сказуемым».

(фрагмент урока)

Обратите внимание на доску, перед вами два предложения:

Книга – мост в мир знаний.

Книга – друг человека.

Выясните, в чем сходство этих предложений.

( В результате наблюдения школьники приходят к выводу, что предложения

похожи по тематике, а также по композиции).

Назовите грамматическую основу каждого предложения, понаблюдайте за

тем, какими частями речи она выражена.

Попробуйте сформулировать, когда ставится тире в простом предложении

между подлежащим и сказуемым.

Теперь, используя свои наблюдения, поработаем в парах для составления

алгоритма.

(самостоятельная работа в парах)

Проверяем. Ученики предлагают свои варианты алгоритмов. В итоге

получаем алгоритм для дальнейшей работы.

Алгоритм постановки тире между подлежащим и сказуемым.

1.

Прочитать предложение.

2.

Подчеркнуть грамматическую основу предложения.

3.

Подписать части речи

4.

Если

подлежащее

и

сказуемое

являются

существительными

в

именительном падеже, то необходимо поставить тире.

Обратимся к выполнению упражнений и проверим составленный алгоритм в

действии.



В раздел образования