Автор: Маракова Ольга Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ВМР "Васильевская средняя школа"
Населённый пункт: п. Васильевское (Вологодский район, Вологодская область)
Наименование материала: статья
Тема: "Алгоритм как один из приемов формирования учебно-познавательной компетенции на уроках русского языка"
Раздел: среднее образование
Тема по самообразованию
«Алгоритм как один из приемов формирования учебно-познавательной
компетенции на уроках русского языка».
Большое внимание при проведении современного урока в контексте
ФГОС уделяется формированию УУД – универсальных учебных действий. В
широком значении термин «универсальные учебные действия» означает
умение
учиться,
то
есть
способность
субъекта
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения
нового социального опыта.
В более узком значении под этим термином можно понимать
совокупность способов действия учащегося, навыков учебной работы,
которые помогают самостоятельно усваивать новые знания, формировать
умения.
Особую группу общеучебных УУД составляют знаково-символические
действия, к которым можно отнести алгоритм. Известный психолог
Л.А.Венгер, исследования которого в области диагностики умственного
развития
детей
стали
основой
для
теории
и
практики
развития
познавательных способностей ребенка, утверждал, что алгоритмы, помогают
наиболее
эффективно
преобразовать
наглядно-образное
мышление
в
наглядно-схематическое, а также помогают научить планировать свою
деятельность. А это уже метапредметный результат, достижению которого
сегодня в рамках ФГОС также уделяется большое внимание.
Алгоритмы на уроках можно использовать по-разному:
1.
Работа
с
готовым
алгоритмом
(это
помогает
обобщить,
систематизировать изученный материал, помогает отработать порядок
действий при объяснении).
2.
Дополнение алгоритма (это возможно, когда часть алгоритма уже
составлена
и
появляется
новое
правило,
которым
необходимо
дополнить уже существующий алгоритм).
3.
Составление алгоритма совместно с учителем
4.
Совместное
с
учителем составление
алгоритма после
изучения
правила.
5.
Самостоятельное составление алгоритма (эту работу сначала лучше
проводить по группам, а затем можно предлагать и индивидуальные
задания).
Работа с алгоритмами помогает формировать
личностные УУД в сфере мотивации к учебной деятельности;
регулятивные УУД,
которые помогают обеспечить организацию
учебной деятельности (например, целеполагание, планирование и др.);
познавательные
(например,
поиск
и
выделение
необходимой
информации, структурирование знаний и др.);
коммуникативные (например, планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками)
Таким
образом,
работа
с
алгоритмами
–
эффективный
способ
формирования
ряда
метапредметных
результатов,
основу
которых
и
составляют универсальные учебные действия.
Как показывает практика работы, алгоритмы могут с успехом
применяться на уроках русского языка для решения ряда орфографических и
пунктуационных задач.
Одним из преимуществ этого способа усвоения орфограмм является то,
что если известен путь решения проблемы, то пошагово ее может решить
каждый учащийся. Ещё одним преимуществом работы с алгоритмом
является то, что даже самое сложное правило можно преобразовать в
достаточно простой алгоритм. Всё это способствует повышению уровня
грамотности учащихся.
Нужно стремиться научить детей не только действовать, но и
планировать будущее действие, не давая ученику в погоне за результатом
терять из вида способы достижения цели. Этому как раз и способствует
навык
составление
алгоритма,
во
время
которого
требуется
умение
сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать, видеть причинно-
следственные связи. При конструировании алгоритма ученики не просто
узнают новый материал, а осознают принцип поиска, овладевают системой
определенных действий.
Обучение алгоритмам можно производить двумя путями. Можно,
например, давать учащимся алгоритмы в готовом виде, чтобы они могли их
просто заучивать, а затем закреплять во время упражнений. Даже такая
работа способствует формированию таких универсальных действий как
умение работать по плану, сверяясь с целью, способность оценивать
правильность выполнения учебной задачи. Но можно и так организовать
учебный процесс, чтобы алгоритмы «открывались» самими учащимися. Этот
способ, наиболее ценный в дидактическом отношении, требует, больших
затрат времени. Но зато он «работает» на достижение целого комплекса
метапредметных результатов.
Работу
по
составлению
алгоритмов
на
уроке,
как
и
любую
деятельность, можно организовать по-разному: как массовую, групповую или
индивидуальную деятельность. И если учащиеся начинают составлять
алгоритм в группе, то тогда эта работа будет направлена и на достижение
таких метапредметных результатов (коммуникативных УУД) как умение
организовывать
учебное сотрудничество и совместную деятельность со
сверстниками; работать в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты
на
основе
согласования
позиций
и
учёта
интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Уже на самом первом этапе «знакомства» с алгоритмами учащимся
нужно объяснить, то алгоритм – это последовательность действий, ведущая к
поставленной цели. Алгоритм-это правило, пользуясь которым обучающиеся
приходят к правильному выбору.
На уроках русского языка я очень часто использую алгоритмы: на
каждой теме, на каждом уроке мы с учениками создаем алгоритм работы с
тем или иным орфографическим или пунктуационным правилом. На своих
уроках я использую несколько способов работы, связанные с использованием
алгоритмов.
Чтобы ребята поняли, зачем нужен алгоритм работы, чем он помогает в
практической деятельности (например, при применении правила или
определении грамматического признака слова) на первых уроках можно
предложить уже готовый алгоритм и научить его применять – продвигаться
от этапа к этапу и приходить к намеченному результату. Когда же принцип
алгоритмизации материала становится понятен ученикам, можно переходить
к тому, чтобы учащиеся сами принимали участие в составлении алгоритмов.
И тогда я использую следующие способы:
1.
Подбор различных примеров к предложенному готовому алгоритму.
Например,
предлагается
разветвленный
алгоритм
с
разными
результатами в итоге, и нужно подобрать примеры, иллюстрирующие
все
варианты
использования
алгоритма.
Такая
форма
работы
используется при повторении уже изученного материала.
2.
Совместное составление алгоритма. Например, на уроке изучения
новой темы, «познакомившись» с орфографическим правилом, мы
начинаем вместе с учениками рассуждать, с чего начинать его
применение, что делать в дальнейшем, чего мы должны добиться в
результате.
3.
«Продолжение»
алгоритма,
когда
даны
только
первые
«шаги»
последовательности действий, а ученики должна привести всё действие
к логическому завершению.
4.
Составление
алгоритма
учащимися
из
предложенных
этапов.
Например, нередко я использую для этого раздаточный материал,
чтобы ученики составляли алгоритм «своими руками», что очень
хорошо способствует его запоминанию.
Хочу предложить вашему вниманию фрагмент урока, где был использован
такой способ работы с алгоритмом. Темой урока было «Тире между
подлежащим и сказуемым», и ребята должны были составить алгоритм
постановки тире между этими членами предложения. Работа проводилась в
парах. ( Приложение 1)
5.
Следующим
приемом
работы
с
алгоритмом
можно
отнести восполнение недостающего звена алгоритма. Одним из первых
упражнений, посвященных правописанию букв гласных в безударных
личных окончаниях глаголов, является восстановление алгоритма
определения спряжения и правописания личных окончаний глаголов.
6.
Определение ошибки в составленном алгоритме. Эту работу можно
проводить, предложив учащимся уже готовый алгоритм с ошибкой,
либо при составлении алгоритма на уроке, например, группами
предложить вариант алгоритма одной из групп для нахождения в нем
ошибки оставшимися учащимися.
7.
Полностью самостоятельное составление алгоритма учащимися (опять
же его можно проводить как индивидуально, так и по группам или по
парам).
В завершение своего выступления еще раз подчеркну, что применение
технологии
алгоритмизации
способствует
формированию
всех
универсальных учебных действий.
Приложение 1
Составление алгоритма на уроке русского языка в 5классе на тему
«Тире между подлежащим и сказуемым».
(фрагмент урока)
Обратите внимание на доску, перед вами два предложения:
Книга – мост в мир знаний.
Книга – друг человека.
Выясните, в чем сходство этих предложений.
( В результате наблюдения школьники приходят к выводу, что предложения
похожи по тематике, а также по композиции).
Назовите грамматическую основу каждого предложения, понаблюдайте за
тем, какими частями речи она выражена.
Попробуйте сформулировать, когда ставится тире в простом предложении
между подлежащим и сказуемым.
Теперь, используя свои наблюдения, поработаем в парах для составления
алгоритма.
(самостоятельная работа в парах)
Проверяем. Ученики предлагают свои варианты алгоритмов. В итоге
получаем алгоритм для дальнейшей работы.
Алгоритм постановки тире между подлежащим и сказуемым.
1.
Прочитать предложение.
2.
Подчеркнуть грамматическую основу предложения.
3.
Подписать части речи
4.
Если
подлежащее
и
сказуемое
являются
существительными
в
именительном падеже, то необходимо поставить тире.
Обратимся к выполнению упражнений и проверим составленный алгоритм в
действии.