Автор: Старцева Елена Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №18 "Петушок"
Населённый пункт: г. Гурьевск, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Задачи музыкального руководителя по реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в условиях реализации ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
Задачи музыкального руководителя по реализации образовательной
области «Художественно-эстетическое развитие»
в условиях реализации ФГОС ДО
Старцева Е.А.
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №18
«Петушок» г. Гурьевска
В
соответствии
с
ФГОС
дошкольного
образования
художественно-
эстетическое развитие предполагает:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира
природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
—
стимулирование
сопереживания
персонажам
художественных
произведений;
—
реализацию
самостоятельной
творческой
деятельности
детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Приобщение к музыкальному искусству и развитие музыкально-
художественной деятельности в нашем дошкольном учреждении направлено
на
достижение
цели
развития
музыкальности
детей,
способности
эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
Я считаю, что музыка как часть культуры, искусство, отражающее
окружающую
действительность
в
звуковых
художественных
образах,
является одним из средств социализации детей дошкольного возраста.
Как музыкальный руководитель, я в своей воспитательно-образовательной
деятельности
использую
основные
виды
музыкальной
деятельности:
слушание,
пение,
музыкально-ритмические
движения,
элементарное
музицирование, и элементарное музыкальное творчество.
В работе с детьми использую методические рекомендации и музыкальный
материал
парциальных
программ
«Ладушки»
И.
Каплунова,
И.
Новоскольцева,
«Ритмическая мозаика» А.И. Буренина,
«Танцевальная
ритмика для детей». Т.И. Суворова, «Танцуй малыш» 2-3 года Т.И.Суворова,
«Топ-хлоп малыши» - Т. Сауко.
В ДОУ разработана
образовательная программа дошкольного образования
на основе примерной основной образовательной программы дошкольного
образования «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой,
М.А.
Васильевой.
Мною,
как
музыкальным
руководителем,
составлена Рабочая программа по реализации раздела «Музыка».
Содержание
раздела «Музыка» направлено на достижение цели развития
музыкальности
детей,
способности
эмоционально
воспринимать
музыку
через решение следующих задач:
•
развитие музыкально - художественной деятельности;
•
приобщение к музыкальному искусству.
Формы образовательной деятельности
Непосредственно
образовательная
деятельность
Режимные моменты
Самостоятельная
деятельность детей
Формы организации детей
Индивидуальные
Подгрупповые
Групповые
Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Индивидуальные
Подгрупповые
• слушание музыки
• экспериментирование со
звуками
• музыкально-дидактическая
игра
• шумовой оркестр
• разучивание музыкальных
игр и танцев
• совместное пение
• импровизация
• беседа интегративного
характера
• интегративная
деятельность
• совместное и
индивидуальное
музыкальное исполнение
• музыкальное упражнение
• попевка
• распевка
• двигательный
пластический танцевальный
этюд
• творческое задание
• концерт - импровизация
• слушание музыки,
сопровождающей
проведение режимных
моментов
• музыкальная подвижная
игра на прогулке
• интегративная
деятельность
• концерт-импровизация на
прогулке
• создание
соответствующей
предметно-развивающей
среды
• танец - музыкальная
сюжетная игра
Музыкально-художественная
деятельность дошкольников – это различные
способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и
окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и
общее развитие.
Развитие музыкального восприятия
осуществляю посредством всех видов
деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки.
Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить
за развитием образа: сменой интонации, настроений. Считаю, что очень
важно
подобрать
звукозапись
хорошего
качества
произведения
в
высокохудожественном исполнении. Восприятие музыки осуществляется не
только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение,
музыкально-ритмические
движения,
игру
на
музыкальных
инструментах.
Музыкальное
исполнительство
осуществляется
в
пении,
музыкально
ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.
Виды музыкального исполнительства:
•
Пение.
Пение
является
самым
массовым
и
доступным
видом
исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных
способностей:
эмоциональная
отзывчивость
на
музыку,
ладовое
чувство,
музыкально-слуховые
представления,
чувство
ритма.
Кроме
того,
дети
получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В
пении
реализую
музыкальные
потребности
ребенка,
так
называемые
знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое
время.
• Музыкально-ритмические движения. Ритмика – один из видов музыкальной
деятельности,
в
котором
содержание
музыки,
ее
характер
передаются
в
движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические
упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства
более глубокого ее восприятия и понимания.
•
Игра
на
детских
музыкальных
инструментах.
Применение
детских
музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления
дошкольников,
развивает
их
музыкальные
способности.
Игра
на
музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать
чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические
музыкальные
инструменты
развивают
все
три
основные
музыкальные
способности:
ладовое
чувство,
музыкально-слуховые
представления
и
чувство
ритма.
Игра
на
музыкальных
инструментах
развивает
волю,
стремление к достижению цели, воображение.
Работа
проводится
организованно
и
последовательно,
применяются
разнообразные методы и приемы: показ видео презентаций, иллюстраций,
игрушек,
использование
музыкально
-
дидактических
игр,
имеется
достаточная
база
детских
музыкальных
инструментов.
Систематическое
применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов
вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные
впечатления, способствует творческой активности. Все виды деятельности
взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Каждый вид деятельности
служит средством развития какой-либо музыкальной способности.
Музыка должна звучать не только на музыкальных занятиях.
Связь с другими образовательными областями:
«Физическое
развитие»
развитие физических качеств для музыкально-ритмической
деятельности, использование музыкальных произведений в качестве
музыкального сопровождения различных видов детской
деятельности и двигательной активности
«Речевое развитие»
развитие всех компонентов устной речи в театрализованной
деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами
речи. Использование музыкальных произведений с целью усиления
эмоционального восприятия художественных произведений
«Познавательное
развитие»
расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное
развитие, формирование целостной картины мира в сфере
музыкального искусства, творчества
«Социально-
коммуникативное
развитие»
формирование представлений о музыкальной культуре и
музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности;
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,
патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому
сообществу; развитие свободного общения со взрослыми и детьми в
области музыки
«Художественно-
эстетическое
развитие»
развитие
детского
творчества,
приобщение
к
различным
видам
искусства,
использование
художественных
произведений
для
обогащения содержания раздела «Музыка», закрепления результатов
восприятия музыки; формирование интереса к эстетической стороне
окружающей действительности; развитие детского творчества
Известно,
что
музыкальное
развитие
ребенка
обусловлено
не
только
занятиями
с
педагогом,
но
и
возможностью
самостоятельно
играть,
экспериментировать
с
музыкальными
игрушками,
свободно
заниматься
творческим
музицированием.
Самостоятельная
творческая
деятельность
ребенка
возможна
при
условии
создания
специальной
предметно-
развивающей среды.
Организация развивающей среды в нашем ДОУ с учетом ФГОС строится
таким
образом,
чтобы
дать
возможность
наиболее
эффективно
развивать
индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов,
уровня активности.
Особенностью нашего ДОУ, является то, что у нас нет музыкального зала и
музыкальная образовательная деятельность проводится в группе, где стоит
пианино. Поэтому в каждой группе ДОУ создана развивающая среда, которая
включает в себя:
Детские музыкальные инструменты
Музыкальный центр или магнитофон
Телевизор, видеоплеер
Набор
аудиозаписей
(популярные
детские
песни,
произведения
классической музыки)
Музыкальные игрушки
Дидактические игры
Шапочки-маски для драматизации
При организации музыкальных уголков учитываем рациональность
размещения, доступность, эстетичность.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в
виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют
собой
социально-нормативные
возрастные
характеристики
возможных
достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые
ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в
виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием
для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не
являются
основой
объективной
оценки
соответствия
установленным
требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Для
индивидуализации
образования
(в
том
числе
поддержки
ребенка,
построения
его
образовательной
траектории
или
профессиональной
коррекции особенностей его развития), оптимизации работы с группой детей
провожу
оценку
индивидуального
развития
детей
-
мониторинг
в
соответствии с программой «От рождения до школы» » под редакцией Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.