Автор: Садовскова Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ с.Вязовка базарно-Карабулакского района Саратовской области"
Населённый пункт: с.Вязовка Базарно-Карабулакского района Саратовской области
Наименование материала: Технологическая карта урока математики в 4 классе УМК "Планета знаний"
Тема: Длина и её измерения. Метр и километр.
Раздел: начальное образование
Тема урока. Длина и её измерения. Метр и километр.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
1.Познакомить детей с новой единицей измерения длины - километром, дать представление об использовании её на
практике, о соотношении с другими известными мерами длины.
2.Учить детей переводить мелкие единицы длины в крупные, а крупные - в мелкие.
3. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи.
4. Способствовать развитию логического мышления, внимания, математической речи.
Планируемые результаты:
познавательные УУД:
- выполнять классификацию;
- обосновывать основание для классификации;
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;
регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
-овладевать умением прогнозировать;
- осуществлять самоконтроль;
коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Оборудование:
УМК «Планета знаний», учебник «Математика», 4 класс, авторы М. И.Башмаков, М. Г. Нефёдова.
таблица единиц длины;
рисунки геометрических фигур с указанием длины сторон;
карточки лото;
карточки с именованными числами.
таблицы для проверки заданий.
Этап урока и его цели
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
I.Организационный
момент
(самоопределение
деятельности)
-Готовясь к сегодняшнему
уроку математики, я нашла
такую фразу английского
учёного: «Тот, кто не знает
математики, не может узнать и
другие науки, не может
познать мир.»
-Как вы понимаете это
выражение?
-Тогда впереди вас ждут новые
открытия. А для этого нужно
взять с собой знания,
смекалку, внимание.
-Ваше внимание я сейчас и
проверю.
( С обратной стороны доски
начерчены геометрические
фигуры.
1дм
11м1м
-Быстро рассмотрите и
запомните эти фигуры.( В
течение 30с дети смотрят на
Ответы детей.
познавательные УУД:
- выполнять
классификацию;
- обосновывать
основание для
классификации;
-ориентироваться в
своей системе знаний
(определять границы
знания/незнания);
- находить ответы на
вопросы, используя
информацию схем,
плакатов;
рисунки, затем учитель
закрывает доску)
-Какая фигура была первой?
-Какая фигура находится
между прямоугольником и
ломаной?
-Как называется последняя
фигура?
-Какие единицы измерения
длины были записаны?
-Что вы о них знаете?
-Молодцы. Не расслабляйтесь!
Впереди вас ждут новые
испытания.
Ответы детей.
II Актуализация знаний
-
Математическая разминка
ожидает вас.
Положите перед
собой карточки лото.
(На столах у детей лежат
карточки.)
1.Игра «Математическое
лото».
-Найдите на карточках
значение числовых
выражений, которые я буду
произносить.
а) 800 увеличьте в 10 раз.
б)405 000 уменьшите в 1000
раз.
в) Найдите произведение
чисел 110 и 5.
г) Сумму чисел 600 и 800
уменьшите на 100.
д) Найдите разность 4 тысяч и
5 сотен.
е) Уменьшаемое 320,
вычитаемое 17. Найдите
разность.
2.Проверка.
8000
550
3500
405
1300
303
-
По какому признаку можно
распределить все числа на две
группы?
-Назовите наименьшее число
среди данных чисел.
-Сколько всего десятков в
этом числе?
- Назовите наибольшее число.
- Сколько всего тысяч, сотен в
этом числе
?
3.- Сравните числа на карточке
лото с числами на доске.
(5см7мм , 5м57см, 507мм,
7 м
2
, 5дм7см , 5мм)
- Какие задания можно
выполнить с данными
именованными числами?
- Какое число «лишнее»?
-Почему?
- Расположите карточки с
Ответы детей.( чётные и
нечётные, круглые и некруглые,
трёхзначные и четырёхзначные)
303
8000
-На доске именованные числа.
- Какое число «лишнее»?
- Расположить величины в
порядке возрастания или
убывания.
7 м
2
Это единица измерения
площади.
коммуникативные
УУД:
- слушать и понимать
речь других;
- уметь с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли.
регулятивные УУД:
- определять и
формулировать цель
деятельности на уроке;
- формулировать
учебные задачи;
- понимать, принимать
и сохранять учебную
задачу;
-овладевать умением
прогнозировать;
- осуществлять
самоконтроль;
III. Постановка учебной
проблемы
именованными числами в
порядке возрастания.
Работайте в паре.
(Ученики располагают
карточки с именованными
числами на парте, одна пара
учеников работает на доске.)
- Проверьте, как выполнили
задание ученики, работавшие
у доски.
5мм, 5см7мм, 507мм, 5дм7см,
5м57см.
--Какую единицу измерения
длины, из предложенных вам,
вы выберите, чтобы измерить:
а) птичку колибри;
б)
высоту жирафа;
в) рыжего лесного муравья;
«5см7мм»-ответила Настя М.-«
Колибри — самая
необыкновенная птичка,
обитающая в Америке. Живут
колибри там, где есть цветы,
особенно же многочисленны —
в тропиках.
5м57см-ответил Игорь И.-
Жираф - самое высокое из
современных животных.
-- 5мм –ответила Таня П.-
Рыжего лесного муравья
называют великим тружеником.
Он может переносить тяжести в
10 раз тяжелее собственного
веса
.
IV. Формулирование
проблемы
V. «Открытие» нового
знания
- Как вы думаете, удобно
измерять большие расстояния
в тех единицах длины,
которые вы знаете? Почему?
-Кто из вас знает, какую
единицу измерения
используют для измерения
больших расстояний?
-
Я думаю, что вы уже
догадались, какова будет тема
нашего урока?
Сформулируйте её.
-
Сформулируйте задачи
нашего урока.
1. Километр - сокращенно: км
-Кто нам сейчас раскроет
секрет этой единицы длины,
зная строение этого слова?
2.а) - Итак, назовите известные
вам единицы измерения длины
в порядке возрастания.
- Нет.
-Километр.
Тема урока: Единицы измерения
длины, километр.
1.Познакомиться с новой
единицей измерения.
2. Учиться заменять мелкие
единицы длины крупными, а
крупные - мелкими.
3. Решать задачи на нахождение
расстояния
.
-Слово километр состоит из
двух частей: «кило» и «метр».
«Кило» - обозначает «тысяча».
1км =1000м
мм, см, дм, м, км
VI. Физкультминутка
VII. Первичное
закрепление
VIII. Рефлексия
-От с.Вязовка до Саратова
98км. Сколько это метров?
Работа с учебником. Откройте
учебник на стр.50.
-Чтобы выполнить 1 задание,
что нужно знать?
- Выполните задание 2 и
задайте друг другу похожие
вопросы. Проверьте
вычисления.
(таблица на доске)
-Какова цель следующего
задания?
-Очень часто в жизни
приходится переводить одни
единицы измерения в другие.
Поучимся этому.
- Выполним с
комментированием ( по
цепочке)
-Можно ли выполнять
действия с именованными
числами, если у них разные
единицы длины?
-А кто догадался, что с ними
нужно сделать?
-Как будем выполнять задание
5?
-Выполните это задание.
Ребята, а вы заметили то, что
мы ещё ни одной задачи не
решили..
Давайте прочитаем и решим
задачу о нашем знаменитом
мосте через Волгу ( дети
знакомятся с задачей 7)
- Знали ли вы до этого урока
длину этого моста?
( работа над задачей)
-Ребята, я предлагаю вам
вернуться в прошлое и
вспомнить старинные меры
измерения длины. Вы
защищали по ним проекты.
- Вернёмся к началу урока.
Давайте вспомним, какие
задачи мы ставили перед
собой на уроке?
-Удалось ли нам их решить?
Выберите и договорите
предложение:
Я научился (ась)…
Я понял(а) …
Было трудно …
Оказывается, что…
-Проверьте в паре знание
единиц длины.
Выставление оценок за работу
с комментированием.
Стр.51, задача 6, выражения8.-
-98000м
-1000м= 1км
-Нет.
-Привести к одним единицам
длины.
Рассуждения ребят.
Ответы детей: вершок, пядь,
локоть, верста, косая сажень.
Личностные УУД
I X.Домашнее задание
1 уровень.
Задача 8- 2 уровень.
коммуникативные УУД:
- слушать и понимать
речь других;
- уметь с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли.