Автор: Максимова Виолета Николаевна
Должность: преподаватель отделения "изобразительное искусство"
Учебное заведение: МБУДО "Фроловская детская школа искусств"
Населённый пункт: город Фролово
Наименование материала: Статья
Тема: Гиперактивные дети в детской школе искусств
Раздел: дополнительное образование
Гиперактивные дети в детской школе искусств.
В
последнее
время
все
чаще
звучит
термин
«гиперактивность»
детей.
Нередко любого импульсивного, очень подвижного ребенка, не задумываясь,
называют гиперактивным. Однако диагноз СДВГ может поставить только
врач. В
психологии полное название
этого диагноза – Синдром дефицита
внимания с гиперактивностью (СДВГ), и он был признан самостоятельным
заболеванием в 80-е годы 20-го века. Для постановки диагноза требуется
внимательно оценить жизнь и развитие ребенка, проследить, как и в каких
ситуациях проявляются его проблемы внимательности и активности. Ребенок
с СДВГ отличается высокой активностью и чрезмерной возбудимостью, есть
проблемы с концентрацией внимания, с сосредоточенностью, рассеянность –
его
главное
качество.
Если
же
ребенок
в
незнакомой
обстановке
может
затихнуть
и
просидеть,
не
шелохнувшись
длительное
время,
и
лишь,
освоившись,
начать озорничать и носиться – значит это просто активный
ребенок.
Родителям н у ж н о
з н а т ь ,
ч т о
СД В Г
н е психическое
заболевание,
а расстройство
развития.
Ребенок
рождается
с
нарушенной
функцией
самоконтроля, а не заболевает этим. Ребенок с СДВГ развивается мозаично,
то есть неравномерно. По каким-то параметрам он дотягивает до нормы, а
какие-то
параметры
западают.
Мозаичность
развития
может
выражаться,
например, в том, что у ребенка прекрасное физическое развитие и хорошее
развитие интеллектуальной сферы, а эмоционально-волевая сфера западает.
Внимательность и активность — это свойства темперамента, все дети делятся
на тех,
кто
может
долго
быть
сосредоточенным,
может
выполнять
кропотливую работу, и тех, кто не справляется с этим или с трудом могут
выполнить работу. У гиперактивного ребенка позже происходит созревание
определенных частей головного мозга, отвечающих за самоконтроль, поэтому
о н не в силах выполнять те задачи, которые ставят перед ним окружающие
и он сам.
1
Ребенку с СДВГ очень тяжело соответствовать требованиям школьной жизни,
он не вписывается в школу по причине своих поведенческих особенностей,
которые очень мешают полноценным отношениям с родителями и друзьями.
Из-за слишком подвижного внимания, гиперактивный ребенок не способен
полноценно
поддержать
разговор,
включиться
в
игру;
он
слишком
разговорчив, может оборвать собеседника на полуслове и начать свой рассказ.
С одноклассниками конфликтует чаще других, довольно резко и грубо себя
ведут по малейшему поводу и как следствие часто становится изгоем и не
имеет друзей.
Как правило, гиперактивного ребенка наказывают, это тот феномен, когда
родители и учителя говорят, что ребенок «плохо себя ведет», его начинают
дисциплинировать, приструнивать. Чем больше мер такого наказывающего
характера
принимается,
тем
больше
возрастает
напряжение
у
ребенка,
способность концентрироваться и прилагать усилия автоматически падает.
Как правило, проблемы начинают проявляться уже в двух – трехлетнем
возрасте. Чем раньше родители заметят это и начнут помогать ребенку, тем
легче ему будет адаптироваться в мире поведенческих норм и правил.
Ребенок с СДВГ возбуждается очень легко, ни секунды не сидит на месте,
все время в движении,
беспокойный и суетливый, эмоционально очень
нестабильный, постоянно меняется настроение, плаксивый и импульсивный с
низкой
стрессоустойчивостью.
По
ночам
беспокойно
спит,
часто
просыпается, иногда с истериками. У ребенка дефицит внимания, ему не под
силу сосредоточиться, он постоянно перескакивает с одного дела на другое.
Из-за этого он делает массу ошибок. Из-за неспособности к концентрации
гиперактивный ребенок очень рассеянный и неуклюжий, постоянно что-то
теряет, забывает, подолгу ищет любой предмет, не способен поддерживать
порядок
в
шкафу,
в
портфеле,
в
комнате.
Очень
сложно
поддается
дисциплине,
часто
конфликтует
с
учителями,
срывает
уроки,
игнорирует
2
всякие правила и нормы поведения. Такой ребенок может страдать задержкой
развития речи, у него могут быть сердечные приступы и энурез. Вследствие
переутомления
он
часто
страдает
от
головных
болей,
расстройств
ЖКТ,
аллергии и невротических состояний.
Если родители заметили хотя бы некоторые из этих признаков, то следует
немедленно обратиться к врачу-невропатологу.
Одной
из
причин СДВГ
может
быть
наследственность.
Исследования
показывают, что почти у пятидесяти
процентов детей с этим диагнозом,
хотя бы у одного из родителей СДВГ тоже есть. Также известно, что дети,
рожденные с низким весом или низкими оценками по шкале Апгар, чаще
подвержены СДВГ.
Соблюдение
строгого
режима
дня
является
очень
важным
для
гиперактивного ребенка. Правильный режим дня может подарить здоровье и
равновесие, а неправильный – разрушить здоровье ребенка. Современная
медицина
также
признала,
что
нервные
клетки
и
клетки
мозга
восстанавливаются только во сне, и только в период с 22 до 24 часов.
Пища,
которую
употребляет
ребенок,
может
усиливать
гиперактивность.
Нельзя
поить чаем и кофе, так как это стимулирующие тонизирующие
напитки, можно пить воду, молоко, иногда - травяные чаи, например, Иван-
чай, который очень успокаивает. Также, гиперактивным детям нельзя давать
острую и кислую пищу, так как оба этих вкуса увеличивают его активность.
Следует минимизировать просмотр телевизора, время игр в компьютере и
телефоне,
так
как
от
светящихся
экранов
и
мельтешения
гаджетов
мозг
ребенка перевозбуждается еще больше, что нарушит его сон и усугубит
проблему гиперактивности. К тому же, до 4 летнего возраста зрительный
аппарат ребенка еще не до конца сформирован, и светящиеся экраны могут
нанести непоправимый вред его зрению.
3
Гиперактивный
ребенок нуждается в повышенном внимании и поддержке
взрослых.
За
ним
необходимо
следить
постоянно,
помогая
в
учебе
и
в
построении
отношений
с
окружающими.
От
того,
насколько
хорошо
родители сумеют научить ребенка распознавать и выражать свои эмоции,
зависит и то, насколько хорошо он сумеет управлять своими поступками.
Здесь связь прямая и недаром эта сфера называется эмоционально-волевой.
Таким детям бесполезно предъявлять повышенные требования, думая, что
они плохо себя ведут. Они просто к этому пока не способны. И в таких
случаях очень важна коррекция психоэмоциональной сферы.
К
ребенку
с
СДВГ
нельзя
применять
наказание
в
качестве
постоянной
воспитательной
меры,
делая
замечание,
обязательно
его
обосновывать.
Родителям
ребенка
нужно
научиться
контролировать
свои
эмоции,
быть
крайне терпеливыми и сдержанными по отношению к нему. Необходимо, как
можно чаще хвалить, даже за самые малые достижения. Родители, которые
знают о гиперактивности своего ребенка, и о том, что он часто забывает
правила поведения и ведет себя, поддавшись импульсу, легче прощают его.
Особенности организации работы с гиперактивными детьми
в детской школе искусств:
Для
ребенка
с
СДВГ
важны
дополнительные
занятия
с
учетом
его
интересов. Целесообразно
отдать
его
в
школу
искусств.
Для
подвижного
ребенка подойдут занятия хореографией, чтобы он смог выплескивать свою
энергию, а чтобы выработать усидчивость – занятия ИЗО, ДПИ, музыкой.
Занятия в детской школе искусств проводятся индивидуально или с группами
малой
численности,
поэтому
ребенок
будет
чувствовать
себя
достаточно
комфортно.
Преподаватель
должен
учитывать
особенности
работы
с
гиперактивным
ребенком. По уровню развития такой ребенок часто опережает сверстников:
4
у него довольно высокий интеллект, он блестяще справляется с творческими
задачами, быстрее схватывает материал.
Но:
1.
Гиперактивного ребенка педагогу лучше сажать прямо перед собой за
переднюю парту, чтобы в течение урока была возможность лишний раз
ему
подсказывать,
как
выполнить
какое-то
упражнение.
Иногда
нескольких проявлений внимания за урок достаточно, чтобы ребенок
стал более-менее стабилен.
2.
Каждое занятие должно быть четко регламентировано. Гиперактивный
ребенок лучше всего работает и осваивает материал в начале дня и в
начале
занятия.
Интеллектуальная
деятельность
гиперактивного
ребенка отличается цикличностью: 10-15 минут работы, а потом на 5-7
минут он как бы выключается, в эти минуты, чтобы активизировать
сознание, ребёнок вынужден вертеть головой, двигать конечностями
или всем туловищем. Поэтому на занятиях целесообразно использовать
методы переключения и перерывы. Сделав 2-3 задания, можно поиграть
с
детьми
в
какую-либо
игру,
включать
физкультминутки
или
гимнастику для пальцев.
3.
Если ребенок не может продолжать работать, то можно переключить
его
на
другой
вид
деятельности:
попросить
намочить
тряпку,
или
протереть
доску,
или
что-то
еще
сделать,
чтобы
двигательная
активность была легитимной, принятой в классе. Я на своих уроках
изобразительного искусства предлагаю такому ребенку встать и пройти
по классу, чтобы посмотреть работы других учащихся, тем самым я
решаю
сразу
две
задачи
–
отдых
ребенка
и
возможность
что-то
перенять
у
других
учащихся
в
образовательном
процессе.
Также
предложение помыть палитру с кистями и поменять воду в баночке
тоже
очень
помогает,
происходит
смена
деятельности,
да
и
вода
5
оказывает
успокоительное
действие.
Для
таких
детей
движение
становится разрядкой, и ребенок возвращается к работе, не нарушая
тишину
и
спокойствие
других
детей.
Благодаря
разнообразным
занятиям и их частой смене, ребенок все будет делать с интересом, а
значит целенаправленно и «усидчиво».
4.
Теоретическая
часть
урока
должна
содержать
много
зрительного
материала - карточек, символов на стендах, рисунков, схем и т.д.
5.
Предлагать лучше сначала легкие задания, например повторение уже
пройденного материала, потом выполнение чего-то более сложного или
ознакомление с новым материалом. В определенный отрезок времени
давать ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.
6.
Гиперактивный
ребенок
тяжело
переключается
с
одного
вида
деятельности на другой, поэтому за несколько минут до окончания
времени выполнения задания, лучше предупредить его об этом.
7.
Чтобы ребенок не отвлекался, нужно рабочее место освободить от всех
лишних предметов.
8.
У
гиперактивного
ребенка
до
6-8
лет
ведущим
остается
наглядно-
действенное мышление, то есть, чтобы что-то понять, ему необходимо
все потрогать и подвигать. Только в практическом действии он может
представить себе результат. Словесно-логическое мышление у ребенка
с СДВГ начинает развиваться гораздо позже. Нужно учитывать, что в
процессе обучения, особенно в первое время, гиперактивному ребенку
очень
трудно
одновременно
выполнять
задание
и
следить
за
аккуратностью.
Поэтому
в
начале
работы
можно
понизить
требовательность к аккуратности.
9.
Поручения
гиперактивному
ребенку
необходимо
формулировать
максимально кратко, так как он не может удержать в памяти большой
6
объем информации. В противном случае ребенок не поймет задание, не
запомнит, а значит, не будет его выполнять. Если ребенок с первого раза
не
понял,
что
от
него
требуется,
то
преподавателю
необходимо
спокойно и выдержано объяснить ему еще раз, а если потребуется, то и
еще раз.
10.
Интересно,
что
ребенок,
работая
один
на
один
с
взрослым,
не
проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется
с работой. Психологи так же заметили: что чем более драматичен,
экспрессивен,
театрален
педагог,
тем
легче
он
справляется
с
проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное,
новое.
Необычность
поведения
педагога
меняет
психологический
настрой
ребенка,
помогает
переключить
его
внимание
на
нужный
предмет.
Когда
ребенок
начинает
отвлекаться,
может
помочь
тактильный
контакт.
Достаточно
положить
руку
на
плечо,
прикосновение
сработает,
как
сигнал,
помогающий
«включить»
внимание.
11. Чтобы добиться
результатов в обучении такого ребенка, следует
хвалить его при каждом случае, когда он это заслужил, подчеркивая
даже незначительные успехи. Гиперактивный ребенок чувствителен к
малейшей похвале, а выговоры и замечания игнорирует.
12. При выполнении заданий, нужно стремиться избегать переутомления,
чтобы не усиливать гиперактивность. Ребенок с СДВГ чрезвычайно
возбудим, поэтому необходимо исключить или ограничить его участие
в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей.
13.
При
выполнении
коллективного
задания,
гиперактивного
ребенка
нужно включать в число уравновешенных и спокойных детей.
7
Если организовать учебный режим с учетом этих особенностей, ребенок с
СДВГ будет гораздо меньше мешать остальным, и гораздо больше будут
усваивать сами. При должной поддержке и специальной работе ребенок с
СДВГ тоже выравнивается, и очень важно не сбивать его, навешивая ярлык
плохого ученика. В противном случае, у ребенка пропадает желание учиться,
и он становится на самом деле плохим учеником.
8