Напоминание

«Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста дома»


Автор: Татаркина Светлана Леонидовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ППЦ "Здоровье"
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Презентация
Тема: «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста дома»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Игры и игровые упражнения

для развития речи детей

дошкольного возраста дома»

Учитель-логопед Татаркина С.Л.

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр диагностики и консультирования, психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи Петроградского района Санкт-Петербурга

«Психолого-педагогический центр «Здоровье»

Игра для ребенка – основной вид деятельности, в

результате которой он познает мир. Играя, ребёнок

обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор,

развивает связную речь, у него формируется

грамотность, создаются предпосылки письма. Речевые

игры не только способствуют преодолению речевых

недостатков и обогащению словарного запаса, но и

развивают инициативу у детей.

Известный итальянский детский писатель Джанни Родари утверждал,

что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что

думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто

не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним,

фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.

Н.К. Крупская подчеркивала:

«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение:

игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная

форма воспитания»

А.С. Макаренко говорил:

«У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять»

Лексические игры

Развивают и обогащают словарный запас

детей

(предметный, глагольный, словарь признаков)

;

Обогащают речь антонимами и синонимами;

Формируют использование в речи обобщающих

значений.

Игра «Назови животных и их детенышей»

Игра «Кто что делает?»

Лает Летает

Мычит Ползает

Хрюкает Прыгает

Пищит Плавает

Кукарекает

Игра «Назови одним словом каждую группу предметов»

Игра «Найди лишний предмет и назови его»

Игра «Все профессии важны, все профессии нужны»

Врач – лечит пациентов. Учитель – учит детей. Маляр – окрашивает стены. Повар – готовит еду.

Парикмахер – подстригает людей. Художник – рисует картины. Пожарный – тушит огонь.

Игра «Назови наоборот»

Слон большой, а мышка … (маленькая). Буратино весёлый, а Пьеро… (грустный).

Подушка мягкая, а стол - … (твердый). Дерево высокое, а куст - … (низкий).

Игра «Назови наоборот»

Река широкая, а ручей … (узкий). Иванушка добрый, а Баба-Яга… (злая).

Лед холодный, а огонь … (горячий). Земля черная, а снег… (белый).

Грамматические игры

Обеспечивают

практическое

усвоение

некоторых

способов словообразования;

Совершенствуют навык согласования прилагательных

и

числительных

с

существительными

в

роде,

числе,

падеже;

Формируют умение составлять простые предложения с

противительными

союзами,

сложносочиненные

и

сложноподчиненные предложения.

Игра «Один - много»

Игра «Скажи ласково»

Игра «Образуем новые слова»

Шарф из шерсти – шерстяной шарф. Ложка из дерева – деревянная ложка.

Дом из кирпича – кирпичный дом. Кораблик из бумаги – бумажный кораблик.

Игры на развитие связной речи

Воспитывают активное произвольное внимание к речи.

Развивают умение вслушиваться в обращенную речь.

Закрепляют умение отвечать на вопросы кратко и полно.

Совершенствуют умение «оречевлять» игровую ситуацию.

Игра «Если бы…»

Детям очень нравится данная игра, она позволяет помечтать.

Взрослый задает тему, ребенок заканчивает предложение.

Например:

«Если бы пропали все цветы на Земле…»

«Если бы птицы разучились летать…»

« Если бы я был волшебником…»

Игра «Моя любимая игрушка»

Составляем описательный рассказ об игрушке.

Например, так:

Это зайчик. У него пушистая серая шерстка, длинные уши, черные блестящие

глаза.

У зайчика веселая забавная мордочка.

Он одет в зеленые штанишки, на шее – красный бантик в белый горошек. Мне

очень нравится эта игрушка.

Игра «Мне очень нравится …»

Предлагаем описать те игрушки, которые понравились.

Уважаемые родители!

Для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, вам необходимо соблюдать

несколько условий:

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития!

Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки

и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности.

Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.

Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-

ласкательными суффиксами — все это тормозит развитие ребенка.

Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и

ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае

не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как

надо произнести слово.

Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему:

говорить надо внятно, чётко и не спеша.

Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка и не забудьте проверить: понятен ли ему

ваш ответ.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !



В раздел образования