Автор: Серобян Лилия Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Моздок, РСО-Алания
Наименование материала: урок
Тема: Взаимно обратные числа
Раздел: среднее образование
Тема: Взаимно обратные числа.
Тип урока: урок изучения нового.
Цели обучения:
Обучающие: раскрыть содержание понятия «взаимно обратные числа», используя
методы индукции, дедукции, анализа, синтеза.
Развивающие: продолжить развитие учебно- познавательной компетентности,
коммуникативной и смысловой компетенции.
Воспитательные: воспитывать культуру общения, создавать условия для самооценки
учащихся.
В результате ученик:
- знает определение взаимно обратных чисел;
- умеет находить число, обратное: а) натуральному числу, б) дробному числу, в)
смешанному числу.
- определять, являются ли числа взаимно обратными.
Этапы урока:
1.
Организационный момент. Мотивация.
2.
Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
3.
Физкультминутка.
4.
Изучение и усвоение новых знаний и способов деятельности..
5.
Первичная проверка усвоения новых знаний.
6.
Домашнее задание.
7.
Итог урока. Рефлексия.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащиеся
1.
Организационный момент. Мотивация.
ВРЕМЯ: 2 мин
Здравствуйте. Сегодня на уроке, ребята, нам предстоит выполнить
серьезную работу – мы попытаемся совершить маленькое, но
самостоятельное открытие.
От вас потребуется усидчивость, внимание, настрой на работу – в
общем показать, что вы умеете работать на отлично.
2.
Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
2.1. Актуализация знаний и умений учащихся.
ВРЕМЯ: 2,5 мин
На парте у вас у каждого лежат листы с заданиями.
Достаньте лист с заданием №1
Слайд 3
Задание№1
1.
Распределите числа 15;
1
7
;
3
2
; 2; 7
3
8
;
0,66; 18
7
9
; 12,54; 100
в таблицу:
Натуральные
числа
Десятичные
дроби
Обыкновенные
дроби
Смешанные
числа
Работаем на листочках в течение
2 минута
Работают с
заданием.
Проверим вашу работу.
Слайд 4
Все проверили? Если у вас все правильно, поставьте себе оценку –
«5», если одна ошибка – «4», две ошибки – «3», более 3 ошибок
–«2».
Передайте листочки на 1 парту.
Высказывают
свои замечания.
Поднимают руки.
2.2.
Мотивация работы.
ВРЕМЯ:6 мин
Какие действия вы умеете выполнять с натуральными числами?
Складывать,
вычитать,
умножать, делить.
Какие действия вы умеете выполнять с десятичными дробями?
Складывать,
вычитать,
умножать, делить.
А какие действия вы умеете выполнять с обыкновенными дробями
и смешанными числами?
Складывать,
вычитать,
умножать.
А что не умеете делать?
Делить.
Так вот, ребята, правило деления обыкновенных дробей и
смешанных чисел вам предстоит изучить в недалеком будущем, но
для этого нужно знать одну тему, которую вы для себя сегодня
откроете и изучите.
Следующее задание вы вновь выполняете на листочках.
Решаем задание №2 самостоятельно в течение 3 минут.
Слайд 5
Учащиеся
работают
самостоятельно.
В-1
1)
3
4
•
4
3
2
¿
2•
1
2
3
¿
3
1
3
•
3
10
4
¿
0,2
• 5
5
¿
2,5
•4
В-2
1)
2
7
•
7
2
2)
5
•
1
5
3)
1
2
3
•
3
5
4)
0,5 • 2
5)
1,25 • 0,8
Закончили работу. Обменяйтесь с соседом по парте листочками.
Проверьте работу товарища. Если верно, ставим +, неверно -.
Слайд 6
Правильные ответы на слайде.
Слайд 7
Оцените работу:
5 верно выполненных заданий – «5»
4 верно выполненных задания – «4»
3 верно выполненных задания – «3»
менее 3 заданий - «2»
Выставите оценку в графу оценка.
Передайте мне листочки.
Проверяют и
оценивают
работу.
2.3.
Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.
ВРЕМЯ: 5 мин
Слайд 8
Вернемся еще раз к самостоятельной работе. Что общего во всех
этих заданиях?
В ответе везде
получается 1.
Слайд 9
Обратимся к 1 примеру. Что можно сказать о первом множителе? О
втором? Чем они отличаются?
Предполагаемые
ответы учащихся:
они перевернутые
и т.д.
Слайд 10 (Щелчок – щелчок – щелчок –щелчок)
Давайте вместе выберем подходящее название этим числам.
- перевернутые
- обратные
- взаимно обратные.
Выбор учащихся.
2.4 Постановка учебной задачи (цели) урока.
ВРЕМЯ: 5 мин
Итак, в ходе работы вы «обнаружили» новое для вас понятие
«взаимно обратные числа».
Как вы думаете, какова же тема нашего урока.
Слайд 11 (щелчок – щелчок)
Взаимно обратные
числа
А цель урока?
Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число. Классная работа и
тему урока.
Изучить взаимно
обратные числа
Давайте вместе составим план изучения нового понятия.
Слайд 12 (каждый пункт – свой щелчок)
План:
1.Какие числа называются взаимно обратными?
2.Как записать число, обратное
а
b
?
3. Как найти и записать число, обратное натуральному числу?
4. Как найти и записать число, обратное смешанному числу?
5. У всех ли чисел есть взаимно обратные?
6. Зачем нужны взаимно обратные числа?
Рассуждают,
приходят к
выводу.
План составлен, нам предстоит с вами большая работа, поэтому я
предлагаю вам вместе со мной сделать комплекс упражнений,
чтобы поднять тонус всего организма.
3.Изучение и усвоение новых знаний и способов деятельности.
Время:
План работы известен. Давайте выясним, как можно добыть новую
информацию.
Ответы: а)
прочитать в
учебнике, б)
спросить у друзей,
у взрослых, в)
поискать в
Интернете.
Какой способ добычи информации нам более приемлем.
Ответы:
прочитать в
учебнике,
поискать в
Интернете.
Чтобы работать более оперативно, работать будем парами. (Парта-
пара).
Правила работы в группе: говорить самому, но и слышать других.
Дисциплина - прежде всего.
Разбиение на
группы.
Каждая пара получает карточку задание по нашему плану. Быстро
распределите роли, кто, чем будет заниматься.
Работать со своим вопросом вы будете в течение
3- 5 минут.
Ваше время истекло.
Давайте заслушаем ответы пар и по ходу ответов составим кластер.
Слайд 13(по щелчку ответ на каждый вопрос)
4.Физкультминутка
ВРЕМЯ: 1 мин
Комплекс упражнений.
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.
Повторяют за
учителем.
Итак, мы изучили с вами новое понятие, а теперь давайте поучимся
находить числа, обратные данным, играя.
Правила игры таковы. Я называю число. 1 группа называет
обратное ему число, а затем свое число называет следующей
Работа групп по
цепочке.
b
a
a
b
•
b
a
=1
Взаимно
обратные
числа
Смешанное
число-
неправильная
дробь –
обратная ей
дробь
n-
натуральное
число,
1
n
Место для формулы.
группе и так по цепочке.
Время: 1 мин
Следующее задание:
Слайд 14
Выпишите в тетрадь те пары чисел, которые являются взаимно
обратными:
1)
2
5
и
5
2
; 2)
3
7
и
7
3
; 3)
3
5
и
5
2
; 4)
1
7
и 7; 5)2
1
8
и
8
17
; 6)3 и 0,1
Работают в
тетрадях 2-3 мин
Проверим. Слайд 15
5.Первичная проверка усвоения знаний.
Время 7 мин
Вы сегодня много рассуждали, много нового открыли ля себя. Но
для того, чтобы выяснить, все ли вам понятно, предлагаю
выполнить проверочный тест.
Время работы 5 минут.
1)Взаимно обратными называются два числа, ….. , которых равно
1.
а) сумма, б) произведение, в) разность.
2) Найдите число, обратное числу 8:
а) 1, б) не знаю, в)
1
8
.
3) Найдите число, обратное
32
44
:
а)
44
32
; б) 1,6; )44, г) 32.
4) Найдите число, обратное 4
4
5
:
а)
1
4
; б) 5; в)
24
5
; г)
5
24
.
5) Будут ли взаимно обратными числа 3
1
2
и 2
1
3
?
а) да, б) нет
Решают тест
Слайд 16.
Ответы: 1.б) 2.в) 3.а) 4. г) 5. б)
Проверяют
работы и
оценивают себя.
6. Итог урока
6.1. Подведение итогов урока.
Время 5 мин
В начале урока я вам говорила, что вы сегодня совершите
маленькое, но собственное открытие. Так какое открытие вы
сделали на уроке?
Ответы учащихся.
Урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы
пытались достичь на уроке.
Изучить взаимно
обратные числа.
Давайте вернемся к плану, который мы составили в начале урока.
Слайд 17
Даю вам 1 минуту на то, чтобы вы подумали, что вам
непонятно, что вам понравилось, и довольны ли вы своей
работой.
Все ли вопросы мы смогли разобрать на сегодняшнем уроке?
Нет. У нас остался
последний вопрос.
Найти ответ на этот вопрос – цель следующих уроков.
6.2. Оценка деятельности учащихся на уроке.
Учитель предлагает двум – трем учащимся высказаться по
следующим вопросам:
Слайд 18
1) Доволен ли я своей работой на уроке?
2)Что я не понял?
3)Какой момент мне больше всего понравился?
4) К обсуждению каких вопросов мне хотелось бы вернуться?
Затем учитель подводит итог урока, касающегося личного
участия ребят в открытии нового для них знания; отмечает, кто
как себя проявил.
Высказывания
учащихся.
6.3 Задание на дом
П.16. №591(б), №592(а-в)
Благодарю за урок.