Автор: Лимаренко Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 320 Ворошиловского района Волгограда"
Населённый пункт: Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: « Развитие детей дошкольного возраста, с использованием музейной педагогики»
Раздел: дошкольное образование
« Развитие детей дошкольного возраста,
с использованием музейной педагогики»
Воспитатель: Лимаренко Татьяна Владимировна
В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа
которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к
развитию
качественного
образования
дошкольников.
Организация
воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит
перед педагогами задачи в поиске новых и интересных решений в
построение
предметно-пространственной
среды
ДОУ.
Правильно
организованная развивающая среда в группе позволит каждому ребёнку
найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности.
К
самостоятельным активным действиям ребёнка побуждает не взрослый, а
предметный мир. В жизни каждого ребенка наступает очень важный и
ответственный период, когда его интересует буквально все, что попадает в
его поле зрение. Малыш познает окружающий мир, а взрослые должны
помочь ему в этом, создав среду, направленную на всестороннее развитие
личности дошкольника.
Пусть его природное любопытство перейдет в
любознательность и останется с ним на всю жизнь.
В этом нам помогают созданные в группе мини-музеи. Обучение ребёнка
дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную,
чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской
психологии. И, как раз, мини-музей создаёт условия для развития личности
ребёнка, путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую
эмоциональную, интеллектуальную, деятельную сферы.
Так как,
в условиях дошкольного учреждения невозможно оформить
экспозиции, соответствующие требованиям настоящего музея, поэтому их и
называют «мини-музеям». Во-первых, «мини» напоминают о том, что музей
в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть
часть группового помещения, спальни, коридора. Во-вторых, он создан для
самих дошкольников и открыт для них постоянно. В-третьих, мини-музей
нельзя оценить по каким-либо критериям, применимым к настоящим музеям,
поэтому не требует строгого соблюдения требований, предъявляемых к ним.
Мини-музей
особое, специально организованное пространство ДОУ,
способствующее
расширению
кругозора
и
ребенка
и
взрослого,
социализации,
приобщению
к
вечным
ценностям,
привитию
чувства
патриотизма. Он может быть создан как в групповой комнате, так и в
коридоре, спальне или раздевальной комнате. Не обязательно для этого
выделять отдельное
помещение,
ведь
музей можно расположить на
стеллажах, полках, ширмах и столах. Экспонаты можно размещать, как в
горизонтальном,
так
и
в
вертикальном
уровне.
Расположение
всех
экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нежелательно. В
одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного
наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон,
отразить его взаимосвязи с другими объектами.
Работа по созданию мини-музея включает в себя:
1.
Создание отдельного помещения, как части предметно-развивающей
среды ДОУ.
2.
Определение
нормативно-правовой базой организации мини-музея
ДОУ.
3.
Определение тематики музейных экспозиций, их вид.
4.
Собрать экспонаты, составить перечень, создать паспорт музейных
экспонатов.
5.
Создать
учебно-методический
комплекс,
обеспечивающий
образовательный процесс
Главная задача при организации мини-музея – построение диалогического
взаимодействия
взрослого
и
воспитанника
в
музейной
среде,
способствующей развитию у детей исследовательской и познавательной
деятельности.
Мини-музей помогает воспитателю поддержать у детей познавательную
активность и формировать у них устойчивый интерес к знаниям; закреплять
умения самостоятельно добывать, анализировать и применять разнообразную
информацию; развивать воображение, творческое и логическое мышление;
поддерживать
активность,
инициативность,
любознательность
и
самостоятельность дошкольников в познании. Помимо этого, каждый мини-
музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их
семей.
Все указанные выше направления в работе мини-музея взаимосвязаны и
решаются в комплексе. Однако в зависимости от уровня развития и
подготовки детей они конкретизируются. Педагогу необходимо помнить о
важнейших дидактических принципах построения работы.
1.
Принцип систематичности и последовательности.
2.
Принцип развивающего обучения.
3.
Принцип перспективности.
4.
Принцип наглядности.
В мини-музее могут быть представлены предметы и игрушки по теме,
иллюстрации и открытки, литература и фотовыставки, выставки детского
творчества и персональные выставки. Здесь педагог проводит беседы,
тематические занятия, экскурсии, развлечения, викторины, совместные
проекты. Дети играют в сюжетно-ролевые и дидактические игры, которые
учат общению, умению задавать вопросы и отвечать на них, развивают
воображение, интеллект, эмоциональную сферу, способность анализировать
и обобщать.
Организация мини-музея позволяет:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на
интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать
эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей;
- проявлять интересы и таланты каждого ребенка, выявлять неповторимую
индивидуальность;
- организовать интересные нетрадиционные формы организованных учебной
и совместной с педагогами деятельности детей.
Спасибо за внимание!