Напоминание

« Развитие детей дошкольного возраста, с использованием музейной педагогики»


Автор: Лимаренко Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 320 Ворошиловского района Волгограда"
Населённый пункт: Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: « Развитие детей дошкольного возраста, с использованием музейной педагогики»
Раздел: дошкольное образование





Назад




« Развитие детей дошкольного возраста,

с использованием музейной педагогики»

Воспитатель: Лимаренко Татьяна Владимировна

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа

которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к

развитию

качественного

образования

дошкольников.

Организация

воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит

перед педагогами задачи в поиске новых и интересных решений в

построение

предметно-пространственной

среды

ДОУ.

Правильно

организованная развивающая среда в группе позволит каждому ребёнку

найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности.

К

самостоятельным активным действиям ребёнка побуждает не взрослый, а

предметный мир. В жизни каждого ребенка наступает очень важный и

ответственный период, когда его интересует буквально все, что попадает в

его поле зрение. Малыш познает окружающий мир, а взрослые должны

помочь ему в этом, создав среду, направленную на всестороннее развитие

личности дошкольника.

Пусть его природное любопытство перейдет в

любознательность и останется с ним на всю жизнь.

В этом нам помогают созданные в группе мини-музеи. Обучение ребёнка

дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную,

чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской

психологии. И, как раз, мини-музей создаёт условия для развития личности

ребёнка, путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую

эмоциональную, интеллектуальную, деятельную сферы.

Так как,

в условиях дошкольного учреждения невозможно оформить

экспозиции, соответствующие требованиям настоящего музея, поэтому их и

называют «мини-музеям». Во-первых, «мини» напоминают о том, что музей

в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть

часть группового помещения, спальни, коридора. Во-вторых, он создан для

самих дошкольников и открыт для них постоянно. В-третьих, мини-музей

нельзя оценить по каким-либо критериям, применимым к настоящим музеям,

поэтому не требует строгого соблюдения требований, предъявляемых к ним.

Мини-музей

особое, специально организованное пространство ДОУ,

способствующее

расширению

кругозора

и

ребенка

и

взрослого,

социализации,

приобщению

к

вечным

ценностям,

привитию

чувства

патриотизма. Он может быть создан как в групповой комнате, так и в

коридоре, спальне или раздевальной комнате. Не обязательно для этого

выделять отдельное

помещение,

ведь

музей можно расположить на

стеллажах, полках, ширмах и столах. Экспонаты можно размещать, как в

горизонтальном,

так

и

в

вертикальном

уровне.

Расположение

всех

экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нежелательно. В

одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного

наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон,

отразить его взаимосвязи с другими объектами.

Работа по созданию мини-музея включает в себя:

1.

Создание отдельного помещения, как части предметно-развивающей

среды ДОУ.

2.

Определение

нормативно-правовой базой организации мини-музея

ДОУ.

3.

Определение тематики музейных экспозиций, их вид.

4.

Собрать экспонаты, составить перечень, создать паспорт музейных

экспонатов.

5.

Создать

учебно-методический

комплекс,

обеспечивающий

образовательный процесс

Главная задача при организации мини-музея – построение диалогического

взаимодействия

взрослого

и

воспитанника

в

музейной

среде,

способствующей развитию у детей исследовательской и познавательной

деятельности.

Мини-музей помогает воспитателю поддержать у детей познавательную

активность и формировать у них устойчивый интерес к знаниям; закреплять

умения самостоятельно добывать, анализировать и применять разнообразную

информацию; развивать воображение, творческое и логическое мышление;

поддерживать

активность,

инициативность,

любознательность

и

самостоятельность дошкольников в познании. Помимо этого, каждый мини-

музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их

семей.

Все указанные выше направления в работе мини-музея взаимосвязаны и

решаются в комплексе. Однако в зависимости от уровня развития и

подготовки детей они конкретизируются. Педагогу необходимо помнить о

важнейших дидактических принципах построения работы.

1.

Принцип систематичности и последовательности.

2.

Принцип развивающего обучения.

3.

Принцип перспективности.

4.

Принцип наглядности.

В мини-музее могут быть представлены предметы и игрушки по теме,

иллюстрации и открытки, литература и фотовыставки, выставки детского

творчества и персональные выставки. Здесь педагог проводит беседы,

тематические занятия, экскурсии, развлечения, викторины, совместные

проекты. Дети играют в сюжетно-ролевые и дидактические игры, которые

учат общению, умению задавать вопросы и отвечать на них, развивают

воображение, интеллект, эмоциональную сферу, способность анализировать

и обобщать.

Организация мини-музея позволяет:

- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на

интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать

эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей;

- проявлять интересы и таланты каждого ребенка, выявлять неповторимую

индивидуальность;

- организовать интересные нетрадиционные формы организованных учебной

и совместной с педагогами деятельности детей.

Спасибо за внимание!



В раздел образования