Автор: Белясова Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №65 детский сад Приморского района
Населённый пункт: города Санкт-Петербург
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Пальчиковые игры
Раздел: дошкольное образование
Консультация
Пальчиковые
игры
Как вы думаете, почему мы
говорим о пальчиковых игра
в наши дни? Да потому, что с
детьми всё меньше и меньше
стали разговаривать
родители, которые страшно
заняты на своей работе. И
сами дети меньше говорят, а
больше слушают и смотрят.
И редко что- то делают
своими руками.
Известно, что между речевой функцией и двигательной системой
человека существует тесная связь. Чем выше двигательная
активность ребёнка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная
связь и между рукой и речевым центром головного мозга.
Гармония движений тела, мелкой моторики рук и органов речи
способствуют формированию правильного произношения,
нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает
психическое напряжение.
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для
развития речи. Разучивание текстов с использованием
«пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления,
внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает
стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной.
Пальчиковые игры, на фольклорном материале, максимально
эффективны для развития маленького ребёнка. Они
содержательны, увлекательны, грамотны по своему
дидактическому наполнению.
Художественный мир песенок и потешек построен по законам
красоты. Суть фольклорных текстов – действие. Действия
персонажей, движение событий.
Польза пальчиковых игр
Прежде чем начать работу пальчиковой гимнастики,
убедитесь в том, что дети знают основных персонажей
стихов, песенок. Сначала покажите детям игрушки или
цветные картинки, чтобы дети смогли вспомнить, как
выглядят те или иные животные, о которых будет
рассказываться в потешке, песенке, стихотворении. Затем
предложите изобразить его с помощью пальчиков. При
необходимости надо показать, как при помощи пальчиков
может выглядеть то или иное животное.
Постепенно пальчиковую гимнастику можно усложнить:
вы читаете первую строчку стихотворения – малыш
изображает действия, затем читаете следующую строчку –
малыш изображает другое действие и т. д. Так можно
разыгрывать всю потешку или песенку.
Такие игры и упражнения надо проводить постоянно с
детьми раннего возраста. Дети лучше развиваются, когда
они успешны и чувствуют, что у них всё получается и ими
довольны взрослые. Хвалите малышей даже за самые
маленькие успехи.
Прежде чем начать работу
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах
проведения занятий:
Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу
при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев,
движения. Это не только позволит подготовить малыша к
правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый
эмоциональный настрой.
Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом
демонстрируя собственную увлечённость игрой.
При повторных проведениях игры дети нередко начинают
произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз).
Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его
целиком, соотнося слова с движением.
Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.
Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и
возвращаться к ним по желанию малыша.
Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру,
показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей
ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах
отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив
задание) или поменяйте игру.
Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу
делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Рекомендации по проведению
пальчиковых игр с ребёнком
.
1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами
индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и
резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в
конечном итоге, стимулирует развитие речи
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон,
развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать
смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его
распределять,
4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их
короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой,
ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые
положения рук и последовательность движений.
6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми
упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории,
7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы
приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем
облегчит овладение навыком письма.
Что же происходит, когда ребенок
занимается пальчиковой гимнастикой?
Пальчиковые
игры