Напоминание

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРОЕКТА "РЕБЁНКУ О ЕГО ПРАВАХ"


Автор: Грязнова Галина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Солнышко"
Населённый пункт: г. Сенгилей Ульяновская обл
Наименование материала: статья
Тема: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРОЕКТА "РЕБЁНКУ О ЕГО ПРАВАХ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В

РАМКАХ ПРОЕКТА «РЕБЁНКУ О ЕГО ПРАВАХ»

Грязнова Г.Ю.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Сенгилеевский

детский сад «Солнышко», г. Сенгилей, Россия

Одна

из

главных

задач,

стоящая

перед

нашим

детским

садом,

сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников,

их

творческое

и

интеллектуальное

развитие,

обеспечение

условий

для

личностного роста. Успех этой ответственной работы невозможен в отрыве от

семьи,

ведь

родители

первые

и

главные

воспитатели

своего

ребенка

с

момента рождения и на всю жизнь.

Современные родители, к сожалению, очень занятые и часто не имеют

навыков

педагогического

взаимодействия

со

своим

ребенком.

Детский

сад

может

и

обязан

помочь

им

стать

своему

ребенку

настоящим

другом

и

авторитетным наставником, развивать позицию ответственного «родительства»,

активного,

инициативного

отношения

к

воспитательной

и

образовательной

деятельности,

направленной

на

саморазвитие

себя

как

родителя.

Привлечь

родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, избежав при этом за-

организованных и скучных шаблонов, — сложнейшая педагогическая задача.

Как помочь родителям в нелегком труде по воспитанию детей? Каким

содержанием его наполнить? Как построить взаимодействие семьи и детского

сада в интересах помощи и ребенку и родителям? Воспитатели поставили

перед собой задачу — проводить работу с родителями с учетом новых форм

взаимодействия, создавать между ними и ребенком интересную атмосферу

творческого общения, взаимопонимания и поддержки.

Для

решения

этих

вопросов

использовалась

нетрадиционная

форма

взаимодействия: проектная деятельность, в частности, проект «Ребёнок и

право».

Особенность проектной деятельности заключается в исследовании разных

вариантов

решения

поставленной

задачи

и

выборе

оптимального

способа

решения. Отсутствуют четко заданные нормы, родители и дети попадают в

ситуацию

неопределенности

и

стремятся

найти

свое

решение.

В

процессе

реализации проекта поставленная задача не решается сразу.

Начинается работа над проектом с информирования о том, что в детском

саду,

силами

воспитателей,

родителей

и

детей

проводятся

мероприятия,

направленные

на

укрепление

детско-родительских

отношений,

раздаются

памятки с указанием сроков и перечня мероприятий.

В

ходе

организации

проекта

«Ребёнку

о

его

правах»

мы

выделили

следующие этапы:

1 . Тема выбиралась воспитателями с учетом возрастных и индивидуальных

особенностей детей.

2. Встреча с родителями для ознакомления с темой проекта и мотивирование

их на его реализацию.

Для родителей создавались условия по ознакомлению с содержанием

возможной совместной (с ребенком) творческой деятельности: подбиралась

специальная

иллюстративно-справочная

литература,

раздава лись

рекомендации.

3 . Подготовительная работа с родителями и детьми по ознакомлению и

овладению техническими способами реализации их будущих идей (мастер-

классы,

групповые

и

индивидуальные

консультации,

организуемые

вос-

питателем, выставки, участие в праздниках).

Родители

приглашались

на

мастер-классы,

где

смогли

задать

интересующие их вопросы.

4 . Выбор способа реализации совместной деятельности и создание совмест-

ного продукта.

Ведущая роль в выборе того, что предстояло сделать, принадлежала

ребенку. Родители должны были помочь «маленькому творцу» направить его

фантазию. Для реализации этого продумывался план выполнения предстоящей

работы, происходило разделение труда: кто и что делает. Этапы совместной

деятельности фиксировались в виде фото- и видеоматериалов.

5.Презентация.

Последний

этап

проекта

заканчивается

праздничным

финалом.

Родители давали обязательно положительную оценку действиям ребенка

и результатам проделанной работы.

Участие в совместных мероприятиях в детском саду также было важным

с точки зрения педагогики событием, удовлетворялись социально значимые

потребности в признании и ребенка и родителей.

Педагогическая ценность совместной деятельности определялась:

возможностью

осуществления

проекта

совместными

силами

педагогов, ребенка и родителей (одного или двух);

умениями и навыками, которые развивались у ребенка;

общей заинтересованностью всех участников;

активным

взаимодействием

ребенка

с

родителями,

а

так

же

сближением,

помогающим

установлению

более

близкого

общения

между ними;

овладением родителями способами взаимодействия с детьми.

Профессионализм педагогов детского сада заключался:

в умении спланировать совместную работу родителей и детей;

в обеспечении мотивации к совместной деятельности;

в умении выбрать посильные задачи;

в

ненавязчивом

обучении

родителей

помогать

своему

ребенку

методом убывающих подсказок, постепенно делегируя ему право принятия

решений;

в

демонстрации

воспитателем

заинтересованности

в

получении

положительных результатов от родителей и детей;

в обеспечении всем участникам проекта признания, значимости и

ощущения гордости за свою работу.

Включив родителей в совместную деятельность с ребенком, воспитатель

создал

и

поддержал

атмосферу

сотрудничества

и

направил

родительскую

активность в педагогическое русло.

Родитель в процессе совместной деятельности оценивал и себя и ребенка,

развивал навык самоанализа и самооценки, рефлексии; ему предоставлялась

возможность наблюдать за ребенком в разных видах деятельности, оценивать

уровень его развития.

Никто не рождается с навыками успешной родительской деятельности, но

любой может стать замечательным родителем, решив им стать. Некоторые раз-

вивают в себе качества «хорошего родителя», другие стоят в индифферентной,

безразличной, инертной позиции, у третьих - негативная позиция отстранения

под любым предлогом от участия в обучении и воспитании своего ребенка. С

каждым

семейным

проектом,

ориентированным

на

различные

темы,

уве-

личивается количество родителей, развивающих в себе качества «хорошего

родителя»

и

участвующих

в

семейной

проектной

деятельности,

что

свидетельствует об эффективности и актуальности данной работы.

Семья

и детский сад - два общественных института, которые стоят у

истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания,

такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Не секрет, что многие

родители

интересуются

только

питанием

ребенка,

считая,

что

детский

сад

место, где присматривают за ребенком.

Перед внедрением проекта «Ребёнку о его правах» родители ссылались

на занятость, незнание и неумение что- либо делать по содержанию проекта.

Как сложно бывает

достучаться до пап и мам, но это не в нашем случае,

потому,

что

с

родителями

были

проведены

беседы,

анкетирование,

тест

«Рисунок семьи». В уголок для родителей были вывешены принципы правового

воспитания

дошкольников.

Педагог

смог

заинтересовать

родителей

в

совместной работе, создать единое пространство развития ребенка в семье и

группе, сделать родителей участниками воспитательного процесса.

Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность проводилась

с целью изучения семьи. Далее, выяснив

образовательные потребности

родителей, устанавливался контакт с ее членами. Получив реальную картину,

на

основе

собранных

данных,

проанализировав

особенности

структуры

родственных связей, специфику семьи, была выработана тактика общения с

каждым

родителем,

разработан

критерий

включения

родителей

в

образовательный процесс.

Вначале - это было присутствие на праздниках, родительских собраниях,

консультациях, помощь в оснащении педагогического процесса.

Позднее

выявились

инициативные

родители,

которые

зажгли

своим

азартом

менее

активных

родителей.

Среди

них

были

родители-лидеры,

умеющие участвовать в образовательном

процессе, родители- исполнители,

принимающие

участие

при

условии

значимой

мотивации,

родители-

наблюдатели, которые любят наблюдать со стороны.

И вот появилась возможность посмотреть, как себя проявят родители в

процессе

образовательной

деятельности

«Моя

семья».

Это

был

дебют

совместной деятельности родителей и детей. Родители помогли приготовить

все реквизиты, испекли пирог, построили «Дом семьи», а в заключении пили

чай и обменивались впечатлениями.

Следующим этапом вовлечения родителей

в педагогический процесс

было развлечение «Зов джунглей», на котором родители проявили фантазию,

выдумку,

эрудицию,

а

в

заключении

семейные

команды

были

награждены

грамотами.

В 2012 году было проведено развлечение «Форт Боярд», на котором мамы

соревновались в умении рисовать животных с закрытыми глазами, папы в

армрестлинге, отгадывании загадок Старца Фура.

В декабре 2012 года была проведена непосредственно образовательная

деятельность

«Право

на

отдых».

Родители,

вместе

с

детьми

построив

поезд из мягких модулей, отправились в путешествие по станциям, на которых

путешественников встречали сказочные персонажи: Баба Яга, которая задавала

вопросы о нарушении прав сказочными персонажами; Зарядка, Лесовичок.

Апогеем

стало развлечение «По морям, по волнам». На развлечении

родители и дети проходили испытания «Юных матросов», спасали тонущих

пассажиров, варили суп, разгадывали кроссворд Почтальона Печкина «Моряк».

В

группе

было

проведено

интересное

родительское

собрание

«Права

ребенка

-

права

взрослого».

Цель

собрания:

формирование

у

родителей

понимания

того,

что

права

ребенка

-

важная

часть

воспитания,

родители

являются гарантом прав маленького человека, будущего гражданина нашей

страны. На собрании

выступали дети, музыкальный руководитель, юрист.

Работая с родителями, было отмечено, что они активно участвуют во всех

делах группы, научились взаимодействовать с детьми

в роли игровых

партнеров.

Девиз нашей совместной работы:

Берегите друг друга, теплотой согревайте,

Берегите друг друга, обижать не давайте,

Берегите друг друга, суету позабудьте,

И в минуту досуга, рядом, вместе побудьте.



В раздел образования