Напоминание

движение задним ходом


Автор: Петров Сергей Анатольевич
Должность: Мастер производственного обучения вождению автомобиля
Учебное заведение: ГБ ПОУ Пожарно-спасательный колледж "Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: технология практико-ориентированного обучения
Тема: движение задним ходом
Раздел: среднее профессиональное





Назад




План

занятия индивидуального вождения на автомобиле кат " С "

ИСУЗУ г.н. В 463 ВЕ 178

Занятие №8

Мастер производственного обучения вождению автомобиля

Петров Сергей Анатольевич.

Тема:

Движение задним ходом.

Цель занятия:

1.

формирование навыков управления автомобилем при движении задним ходом,

ориентируясь по зеркалам и глядя назад, «чувства габаритов» автомобиля,

обзорности и безопасности движения.

2.

Развитие познавательных способностей, технического мышления,

самостоятельности, умения использовать в речи профессиональную терминологию.

3.

Воспитание бережного отношения к технике, чувства взаимопомощи, интереса

к профессии.

Задачи упражнения:

1.

Движение задним ходом по прямой вполоборота.

2.

Движение задним ходом по прямой, с применением зеркал заднего вида.

3.

Движения автомобиля задним ходом вдоль стенки (вешек).

4.

Движения автомобиля задним ходом с поворотами влево, вправо под углом 90°.

5.

Скорость автомобиля не более 5 км в час.

Форма обучения:

Индивидуальная

Материально -техническое оснащение занятия:

Грузовой автомобиль, площадка, карточка наката учащегося, путевой лист.

Методическое обеспечение занятия:

ПДД, локальный акт №39 СПб ПСК.

Время выполнения: 2часа

Ход занятия:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ – 15 мин

1.

Доклад обучающегося.

2.

Проверка внешнего вида.

3.

Проверка путевого листа.

2. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ – 15 мин

1.

Сообщение темы и цели урока.

2.

Инструктаж по технике безопасности.

3.

Показ проведения ЕТО.

4.

Показ и демонстрация упражнения.

Познакомить

обучающегося

с

техникой

управления

автомобиля

задним

ходом,

ориентируясь по зеркалам и глядя назад, заострить внимание на вопросах безопасности

дорожного движения при выполнении данного маневра и необходимости приобретения

данного практического навыка для дальнейшего безлопастного и комфортного управления

транспортным средством.

5.

Закрепление материала вводного инструктажа.

6.

Проверка ОБД по теме.

3. Текущий инструктаж --75 мин

Движение задним ходом требует от водителя, чтобы в один момент времени он помнил о

педалях, видел траекторию движения, крутил руль, слышал мотор, смотрел в зеркала и т. д.,

поэтому нужно знать ряд правил для обеспечения безопасности движения:

1. перед началом совершения движения водителю нужно оценить ситуацию на дороге,

согласно правилам ПДД, оценить безопасность совершаемого маневра и занять на сиденье

удобное положение, позволяющее контролировать максимально возможный сектор дороги

в направлении движения

2. начало манёвра нужно обозначать сигналом поворотника;

3. маневрирование необходимо контролировать с помощью зеркал, поворота корпуса тела

назад;

4. когда автомобиль перемещается назад, его задняя ось едет первой, поэтому необходимо

контролировать положение не только задней части автомобиля, но и крайних точек левого и

правого крыла передней части автомобиля. При поворотах задним ходом передняя часть

автомобиля движется по большому радиусу. Причем чем больше передний свес автомобиля,

тем больше радиус.

5. осуществлять езду задним ходом нужно на малой скорости;

6. в условиях ограниченной видимости нужно прибегнуть к помощи третьих лиц;

7. движение задним ходом может сопровождаться сигналами оповещения или включением

«аварийки»;

8. стараться осуществлять езду задним ходом непродолжительное время.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Движение задним ходом по прямой вполоборота:

1. Оценить дорожную обстановку позади автомобиля.

2. Левой ногой нажать педаль сцепления до упора.

3. Включить заднюю передачу.

4. Правой рукой отпустить рычаг стояночного тормоза.

5. Левую руку держать на руле в районе числа 12 воображаемого циферблата.

6. Повернуть корпус вправо, а голову назад.

7. Правую руку положить на спинку своего или пассажирского сидения.

8. Отпуская  педаль сцепления и нажимая правой ногой на педаль подачи топлива, начать

движение.

9. Контролировать траекторию движения относительно горизонта, окружающих предметов,

и т.п.

10. Двигаться необходимо с минимально возможной скоростью.

11. Произвести остановку в заданном коридоре (не более 1 метра до линии остановки).

12. Вернуться в исходное положение.

Движение задним ходом по прямой, с применением зеркал заднего вида:

1. Оценить дорожную обстановку позади автомобиля.

2. Левой ногой нажать педаль сцепления до упора.

3. Включить заднюю передачу.

4. Правой рукой отпустить рычаг стояночного тормоза.

5. Руль держим двумя руками, смотрим вперед и ориентируемся по зеркалам заднего вида.

8. Отпуская педаль сцепления и нажимая правой ногой на педаль подачи топлива, начать

движение.

9. Контролировать траекторию движения относительно расстояния между линией разметки

(стены, вешек, окружающих предметов и т.п.) и кузовом автомобиля, а также относительно

горизонта.

10. Двигаться необходимо с минимально возможной скоростью.

11. Произвести остановку в заданном коридоре (не более 1 метра до линии остановки).

12. Вернуться в исходное положение.

Остановка в заданном коридоре производится после того как ученик освоил технику езды

задом

(отработал

упражнение

без

остановки

в

заданных

границах

3-4

раза).

2.

При

необходимости измерить метром необходимые размеры (боковой интервал, расстояние до

остановки)

Алгоритм выполнения движения автомобиля задним ходом вдоль стенки (вешек) с

выдержкой расстояния до кузова 50 см; 30 см; 15 см (левое и правое зеркало).

Алгоритм действий тоже что и при выполнении упражнений «движение задним ходом по

прямой вполоборота», «Движение задним ходом по прямой, с применением зеркал заднего

вида» только нужно контролировать траекторию движения относительно расстояния между

кузовом автомобиля и вешек (стены) на 50 см; 30 см; 15 см (левое и правое зеркало). Перед

выполнением

упражнения

произвести

измерение

необходимого

бокового

интервала

рулеткой.

Алгоритм выполнения движения автомобиля задним ходом с поворотами влево, вправо

под углом 90°

1. Показать технику руления одной рукой.

Рис. 1. Поворот руля одной рукой

Поворот направо (способ вполоборота, Рис.1).

1.1. Положить левую ладонь на руль, слегка в него упереться и покрутить кистью руки

вправо-влево. В какой-то момент ладонь как бы провалится в ямку - это обод руля займет

предназначенное для него место в складках ладони. Ослабить напряжение в пальцах и слегка

обнять ими рулевое колесо.

1.2. Опираясь правой рукой о спинку сидения и прилагая левой рукой некоторое усилие,

начинаем поворачивать руль направо.

1.3. Когда руль будет повернут почти на 180° (рис. 1.3), левая рука начнет ощущать

дискомфорт – она не может дальше вращать руль! Это сигнал выпрямить ("растопырить")

пальцы, немного усиливаем нажатие ладонью на обод рулевого колеса.

4. Продолжая поворачивать руль, проворачиваем кисть против часовой стрелки (рис. 1.3).

Удерживая пальцы выпрямленными и упираясь ладонью, продолжаем поворачивать руль

дальше.

5. Как только рука минует нижнюю точку (рис. 1.4), можно будет несколько ослабить

давление ладони и слегка обнять пальцами обод руля (рис. 1.5).

6. Без особого усилия доворачиваем руль до начального положения (рис. 1.6), из которого

можно продолжить поворот и сделать еще один оборот рулевого колеса или вернуть руль

обратно.

7. Продолжить кручение руля - повторить вышеописанные действия.

Вернуть руль обратно тоже несложно, действия те же, только выполнить их надо в обратном

порядке.

Поворот налево. Алгоритм действий тот же, надо лишь развернуться на сиденье полубоком

налево и поменять руки – правую перенести на руль, а левую поджать в локте на спинке

своего сиденья. Все остальное остается без изменений – крутим руль, "растопыриваем"

пальцы, прокручиваем кисть и так далее.

2. показать алгоритм действий при совершении заднего хода с поворотом направо (налево)

2.1)

Сидим

полубоком

направо,

повернув

голову

назад

направо

и

смотрим

только

в

направлении движения.

2.2) Выполнить алгоритм из упражнения 2.3.1. с 1 по 8 пункт

2.3) Проехав некоторое расстояние по прямой, выбирайте момент для начала поворота руля

и затем быстро, но плавно с применением техники описанной выше поворачиваем руль до

конца в ту сторону, куда вы смотрите (в данном случае – направо).

2.4) Продолжая удерживать минимальную скорость, стараемся видеть, как меняются градусы

угла поворота.

2.5) За 5-10° до завершения маневра выравниваем передние колеса машины, и автомобиль

обязательно направится по траектории "А" (рис. 2)

Рис. 2. Возможные траектории передвижения автомобиля задним ходом

Примечание: 1. Обучающийся сначала отрабатывает технику руления, стоя на месте, затем

выполняет упражнение по квадрату сначала в одну сторону, затем в другую (Рис. 3).

Рис. 3 Повороты задним ходом направо и налево по квадрату

Известны две ошибки:

1. Если начать активно поворачивать руль обратно за 20–30° до окончания поворота, то

машина направится по траектории "Б" (рис. 2), не закончив поворот под углом 90°.

2. А если начать возвращать руль обратно только после того, как машина уже займет

положение прямолинейного движения, то она поедет по траектории "В" (рис. 2).

В том и другом случае следует сразу же остановиться, включить первую передачу и

вернуться на исходную позицию. Затем надо повторить попытку, но теперь уже с учетом

сделанной ошибки.

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ – 15 мин

1.

Подведение итогов занятия, анализ выполнения упражнения с указанием успехов и

недочетов, трудностей, которые возникли у обучающегося.

2.

Самоанализ и самооценка обучающегося.

3.

Оценивание обучающегося, выставление оценок в журнал, индивидуальную карточку

по вождению.

4.

Домашнее задание: повторить правила ОБД.

Ошибками при выполнении упражнения являются:

1.

невключение указателя поворота;

2.

не пользование зеркалами заднего вида для оценки ситуации;

3.

большая скорость движения;

4.

резкое руление при уводе задней оси;

5.

не выключение указателя поворота после завершения движения;

6.

потеря координации во время движения (надо приучить себя двигаться задним ходом

на малой скорости и не стесняться остановиться и повторить маневр, если автомобиль

не вписывается);

7.

отсутствие контроля за выносом передней части автомобиля.

8.

рука изменяет положение на руле (скользит от числа 12 условного циферблата);

9.

преждевременное

выравнивание

руля

(запоздалое

выравнивание

руля)

(при

завершении поворота возвращать руль в положение прямо нужно чуть раньше, чем

автомобиль выйдет на прямую линию);

10.

не устанавливает руль в прямом положении после завершения поворота;

11.

неправильная ориентировка относительно поворота руля

12.

контроль ситуации только с одной стороны,;

13.

неумение заметить представляющий опасность объект

Оценка действий учащегося:

Отлично

1 ошибка

Хорошо

2 ошибки

Удовлетворительно

3 ошибки

Неудовлетворительно

более 3 ошибок.

Литература

1.

Правил ДД, издание 2022 г.

2.

Комментарии к правилам ДД, издания 2022г.

3.

Локальный акт № 39 СПБ ПСК

4.

Должностная инструкция Мастера производственного обучения вождению автомобиля

СПБ ПСК.



В раздел образования