Напоминание

Развитие речевого и фонематического слуха дошкольников


Автор: Ведерникова Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 582 отделение ДОД
Населённый пункт: город Санкт- Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речевого и фонематического слуха дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речи «Знакомство со Слышем»

Цель: развитие речевого и фонематического слуха дошкольников.

Оборудование: изображение сказочного героя «Слыша»; музыкальные

инструменты: колокольчик, барабан, бубен, погремушка; муляжи домашних

животных.

Ход занятия:

П: В одной прекрасной сказочной стране жил-был Слыш. У Слыша были

большие уши, потому что он очень любил слушать, как звучат разные звуки.

А еще у Слыша был большой рот, потому что он больше всего на свете

любил произносить понравившиеся ему звуки. А помогал ему веселый

язычок, который жил в большом ротике у Слыша.

Слыш любил гулять в своем сказочном городе и в сказочном лесу,

расположенном недалеко от города, он прислушивался к разным звукам,

запоминал их и играл с ними.

Жители волшебного города вешали на дверцы сказочных домов звонкие

колокольчики. Однажды Слыш шел по улице и вдруг услышал, что справа на

двери дома зазвенел колокольчик. Кто-то вошел в дом. А потом зазвенел

другой колокольчик — на двери дома слева. Маленькому Слышу так

понравился звон колокольчиков, что он расправил свои большие уши и стал

прислушиваться: звон раздавался то справа, то слева, то впереди, то сзади.

Игра «Где звенит колокольчик?» Педагог звонит в колокольчик и предлагает

детям закрыть глаза и послушать, где звенит колокольчик: справа, слева,

внизу, вверху, сзади от него. Предложите ребенку открыть глаза и показать

или сказать, где звенел колокольчик.

Однажды утром Слыш тщательно вымыл лицо и свои большие уши, затем

вышел на балкон своего сказочного дома и стал слушать. Его соседи каждый

день играли на разных музыкальных инструментах: вот кто-то играет на

барабане — «бум-бум-бум». А вот другой сосед заиграл на дудочке: «ти-ли-

ли». Вдруг послышались прекрасные звуки металлофона: «ля-ля-ля». Слыш

запоминал звучание каждого музыкального инструмента и с тех пор всегда

правильно угадывал, какой инструмент звучит.

Игра «Какой музыкальный инструмент звучит?» На столе перед несколько

музыкальных инструментов, например: барабан, бубен, колокольчик,

погремушку.

Предложите детям извлечь звуки из этих инструментов и запомнить, как

каждый из них звучит. Дошкольники закрывает глаза, а вы в этот момент

играете на любом инструменте. Затем предлагаете им открыть глаза и

показать или назвать, что звучало. В лесу у Слыша было несколько любимых

дорожек, у каждой дорожки была своя песенка. Когда он входил в лес, то

шел по дорожке из камней. Камни громко стучали под его ногами, ударяясь

друг о друга. Потом Слыш поворачивал на песчаную дорожку. До его

больших ушей доносилось легкое шуршание теплого песка. Рядом бежал

ручеек. Слыш шлепал по воде и слушал, как весело плещется вода под его

ногами.

Однажды после прогулки по журчащему ручейку Слыш промочил ноги и

заболел. Пришел доктор, выписал ему волшебный цветочный сок и сладкие

клубничные таблетки. Слыш лежал в кроватке и принимал лекарства. Чтобы

не было скучно, он стал прислушиваться к звукам, доносившимся из окна:

тут подул сильный ветер, а вот запрыгали капельки дождя по подоконнику,

зашуршали ветви деревьев, а вот запели птички. Послышались голоса

жителей сказочного города, лай собаки.

Потом Слышу послышался тихий-тихий стук молоточка: тук-тук-тук. Это

кто-то из его соседей строил себе новый красивый дом далеко на улице. Но

вдруг удары молотка стали гром¬кими: ТУК-ТУК-ТУК. Это сосед за стенкой

прибивал гвоздик. Слыш поднял большие уши от удивления: оказывается,

звуки могут слышаться тихо и громко. И он опять услышал: «тук-тук»,

«ТУК-ТУК».

Игра «Громко — тихо». Педагог стучит игрушечным молоточком сперва

тихо-тихо, а потом громко, а дошкольники определяют, как звучат удары:

громко или тихо. (Вместо молотка можно использовать обычный карандаш

или палочку.)

Вскоре Слыш поправился и побежал гулять на улицу. Здесь было столько

всего интересного! Слыш увидел лохматого песика, который громко лаял:

«ав-ав». Из-за дома показались рога, и он услышал: «му-му». Это соседская

корова шла гулять на лужок. На дереве щебетали птички: «чик-чирик». На

окне дома сидел большой рыжий кот и мурлыкал: «мур-мур». Слышу так

понравились голоса животных, что он стал их повторять. А потом он закрыл

глаза и попытался узнать, кто с ним здоровается. Его большие уши услышали

кошку, собаку, корову, птичку

Игра «Кто говорит?» С разными интонациями и высотой голоса

произносятся звукоподражания: му-му, ав-ав, мяу и др. Дошкольники

слушают, а потом отгадывают, кто говорит. Если угадано, чей голос звучал,

детям показывается фигурка или игрушка соответствующего животного.

Потом Слыш побежал в лес, немного попрыгал по своим любимым

дорожкам, выбежал на волшебную полянку и прислушался. Вдалеке

струился маленький родничок: «с-с-с», ветер наклонял верхушки деревьев:

«в-в-в», комарик пищал тоненьким голоском: «з-з-з», медленно проползла

змейка, шурша; «ш-ш-ш».

Уже наступил поздний вечер, а Слыш все слушал и слушал волшебные

звуки. С тех пор он часто приходил на лесную полянку, запоминал и

угадывал звучание разных предметов и крики животных.

Игра «Узнай по звучанию». Дети представляют, что они тоже сидят на

полянке и слушают разные звуки. Педагог произносит звуки: «с-с-с», «ш-ш-

ш» и т.д. Дошкольники отвечают, что так звучит или кто так говорит на

полянке.

Одной из любимых игр Слыша была игра в похожие слова. Эти слова

звучали почти одинаково, но отличались одним звуком. Слыш нарисовал

картинки с этими волшебными словами. Он раскладывал картинки и находил

предметы: вот удочка, а это – уточка, бочка — почка, глаза — гроза, мишка

— миска. Была коза, а стала — коса, крыса — крыша. Как только Слыш

узнавал новые похожие слова, он сразу рисовал новые картинки.

Игра «Покажи картинку». Педагог предлагает детям помочь Слышу найти

нужную картинку. Предварительно подбираются картинки с изображениями

предметов, названия которых отличаются одной буквой. Взрослый называет

слова, а дошкольники показывают соответствующие картинки.

Итог занятия: педагог задает детям вопросы по содержанию занятия,

закрепляет изученный материал.



В раздел образования