Напоминание

Опыт взаимодействия с семьей по приобщению дошкольников к конструктивно-модельной деятельности


Автор: Ведерникова Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 582 отделение ДОД
Населённый пункт: город Санкт- Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Опыт взаимодействия с семьей по приобщению дошкольников к конструктивно-модельной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опыт взаимодействия с семьей по приобщению дошкольников к конструктивно-

модельной деятельности

Цель: создание условий развития личности ребенка: открывающих возможность для его

позитивной социализации, всестороннего развития, развития инициативы, творческих

способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками через вид

деятельности, соответствующий дошкольному возрасту – конструирование.

Задачи :

Содействовать использованию конструктивной деятельности для развития

познавательной сферы дошкольника (сенсорного развития, мышления, воображения, речи,

математических представлений);

Создавать предпосылки для приобретения способности производить зрительный анализ

модели и предмета, включая в процесс восприятия процессы мышления;

Способствовать развитию коллективных взаимоотношений между детьми посредством

воплощения общего замысла (строительство улицы, площади, проспекта, набережной,

сказочной деревни);

Содействовать развитию воли, трудолюбия, умения доводить начатое дело до результата;

Актуальность

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из

основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является

«взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход,

учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень

заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической

грамотности семьи. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования

является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для

оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и

укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных

способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к

психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-

педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных

представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Сложились достаточно устойчивые формы работы с родителями, которые в дошкольной

педагогике принято считать традиционными:

1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.

2. Общие и групповые собрания.

3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.

Но, больших результатов эти формы работы с семьей не дают, так как направлены на

взаимодействие с широким кругом родителей, ведущая роль в них отводится педагогам. В

этих условиях невозможно увидеть проблемы каждой семьи индивидуально.

Таким образом, вовлекать родителей в совместную деятельность необходимо, используя

новые эффективные формы работы.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое

внимание уделяется работе с родителями. И новые задачи, встающие перед дошкольным

учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с

другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи.

В наше время сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей,

которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. К таким формам

можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух

направлениях: внутри детского сада и за его пределами.

Беседы и консультации, проводимые в детском саду, мало чем отличаются друг от друга,

направлены в основном на семьи, не справляющиеся с воспитательной и образовательной

функцией. Ведущая роль в них принадлежит педагогу. Темы, рассматриваемые во время

бесед и консультаций, исходят от педагогов и ведутся в направлении, которое им кажется

необходимым. Общие и групповые родительские собрания также часто оставляют

родителей в роли пассивных слушателей. Наглядная пропаганда оформляется педагогами

в виде стендов, тематических выставок и т.д. также по своему усмотрению. Родители

знакомятся с ней чисто механически, когда забирают или приводят детей в группу. Эти

формы при добросовестном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Многие

из них полезны, интересны и необходимы, так как направлены на взаимодействие с

широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы.

Однако, в современных условиях модернизации дошкольного образования более

актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы

каждого ребенка и семьи индивидуально. Именно поэтому в настоящее время

востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с

родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так

же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им

знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.

Актуальность проблемы организации конструктивной деятельности в дошкольных

учреждениях состоит в том, что на данном этапе развития общества, конструированию

уделяется недостаточно внимания и времени.

Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста

занимает значимое место в дошкольной педагогике. Так как, разнообразное

конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий

мир, но и всесторонне развивать свои способности.

Гипотеза:

Совместная деятельность взрослых и детей по конструированию, способствует

формированию познавательной активности детей

и раскрытию его неповторимой индивидуальности.

Ожидаемый результат:

1. Ребенок создает конструкции из разных видов конструкторов по собственному

желанию;

2. Применяет разные средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки,

образцы);

3. Стремиться стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры с использованием

поделок из различных видов конструктора;

4. Установление доверительных отношений между семьями воспитанников и

сотрудниками д/с;

5. Сплочение родительского коллектива и приобщение его к участию в жизни детского

сада;

Участники проекта:

дети группы №8 «Солнышко»,

воспитатели и родители.

Вид проекта:

познавательно- творческий, долгосрочный

Продолжительность проекта:

два года

(2017-2018 уч. год и 2018-2019 уч. год)

Этапы работы над проектами:

1 этап- подготовительный:

Составление плана работы;

Разработка содержания проекта;

Подбор методического материала;

Изготовление схем;

Подготовка консультаций, рекомендаций для родителей;

Подбор иллюстраций, фотографий, художественной литературы;

Подбор материала для выполнения поделок;

Анкета для родителей;

Консультация для родителей «Волшебный мир конструирования»;

Памятка для родителей.

2 этап- основной:

Конструирование из строительного материала;

Конструирование из крупногабаритных модулей;

Конструирование детей из различных видов конструкторов;

Конструирование из бросового и природного материала;

Конструирование из бумаги и картона;

Фотовыставка «Строить из конструктора вместе веселей»;

3 этап- заключительный:

Итог. Открытое занятие по конструированию для воспитателей;

Фото отчёт;

Презентация проекта для детей, педагогов и родителей;

Родительское собрание «Роль конструктора в развитии интеллектуальных и творческих

способностей детей;

Награждения участников проекта дипломами.

1 этап- подготовительный:

Определение темы;

Подбор методического материала;

Изготовление схем;

Разработка перспективно - тематического планирования работы;

Подбор иллюстраций, фотографий, художественной литературы;

Подбор материала для выполнения поделок;

Анкета для родителей;

Консультация для родителей «Волшебный мир конструирования»;

Памятка для родителей.

Родители для детей приобрели конструктор

Консультация и памятка для родителей,

и провели анкетирование

Подбор иллюстраций, фотографий, художественной литературы

Стихи: К.Лукаш «Мне конструктор папа подарил», Т.Шатских «Про конструктор»,

В.Маяковский «Кем быть?», «Стройка».

Сказки: «Три поросенка», Н.Носов «Приключения Незнайки»

Рассказы: Н.Калинина «Кто у нас хороший», «Как ребята построили дом».

Рассматривание картин: «Как Мишка строил дом», «Мы строители», «Разве так играют».

Родители приготовили для работы с детьми различные схемы, модели, образцы…

Результат совместной работы воспитателя с детьми

( образцы для конструирования)

Дидактические игры:

• «Найди такую же деталь»;

• «Запомни расположение»;

• «Что изменилось?»;

• «Выложи вторую половину»;

• «Чья команда быстрее построит»;

«Пифагор»;

«Танграм».

Принципы построения педагогического процесса:

1. От простого к сложному;

2. Системность работ;

3. Доступность;

4. Индивидуальный подход.

Методы и приемы в работе с конструированием:

Наглядные (показ педагога, пример, помощь);

Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок,

пословиц и поговорок);

Практические (самостоятельное и совместное выполнение работы).

Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на

получение определенного, заранее задуманного реального продукта,

соответствующего его функциональному назначению.

2 этап- основной

Конструирование из строительного материала

Конструирование из крупных строительных материалов

Конструирование детей в группе из различных видов конструкторов

Конструирование из бросового и природного материала(из проекта

«Вторая жизнь вещей - повторное использование и переработка»)

Самолеты на 23 февраля из прищепки

Творческая работа детей с родителями «Чудеса из фантиков»

(из проекта «Съел конфету- не сори, фантик в дело примени»)

Конструирование из бумаги, картона

(из проекта «Помоги птицам»

Конструирование из снега

Фотовыставка «Строить из конструктора вместе веселей».

3 этап- заключительный

Итог. Открытое занятие по конструированию для воспитателей;

Фото отчёт родителям в контакте в нашей группе;

Презентация проекта для детей, педагогов и родителей;

Родительское собрание «Роль конструктора в развитии интеллектуальных и творческих

способностей детей;

Награждения участников проекта дипломами.

Открытое занятие по конструированию в нашей группе для воспитателей

Награждение активных участников

Диагностика знаний у дошкольников

по конструктивно- модельной деятельности

(диагностические задания по программе «От рождения до школы»)

Спасибо за внимание!



В раздел образования