Автор: Ведерникова Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 582 отделение ДОД
Населённый пункт: город Санкт- Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Опыт взаимодействия с семьей по приобщению дошкольников к конструктивно-модельной деятельности
Раздел: дошкольное образование
Опыт взаимодействия с семьей по приобщению дошкольников к конструктивно-
модельной деятельности
Цель: создание условий развития личности ребенка: открывающих возможность для его
позитивной социализации, всестороннего развития, развития инициативы, творческих
способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками через вид
деятельности, соответствующий дошкольному возрасту – конструирование.
Задачи :
Содействовать использованию конструктивной деятельности для развития
познавательной сферы дошкольника (сенсорного развития, мышления, воображения, речи,
математических представлений);
Создавать предпосылки для приобретения способности производить зрительный анализ
модели и предмета, включая в процесс восприятия процессы мышления;
Способствовать развитию коллективных взаимоотношений между детьми посредством
воплощения общего замысла (строительство улицы, площади, проспекта, набережной,
сказочной деревни);
Содействовать развитию воли, трудолюбия, умения доводить начатое дело до результата;
Актуальность
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из
основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является
«взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход,
учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень
заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической
грамотности семьи. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования
является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для
оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к
психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-
педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Сложились достаточно устойчивые формы работы с родителями, которые в дошкольной
педагогике принято считать традиционными:
1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.
2. Общие и групповые собрания.
3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.
Но, больших результатов эти формы работы с семьей не дают, так как направлены на
взаимодействие с широким кругом родителей, ведущая роль в них отводится педагогам. В
этих условиях невозможно увидеть проблемы каждой семьи индивидуально.
Таким образом, вовлекать родителей в совместную деятельность необходимо, используя
новые эффективные формы работы.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое
внимание уделяется работе с родителями. И новые задачи, встающие перед дошкольным
учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с
другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи.
В наше время сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей,
которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. К таким формам
можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух
направлениях: внутри детского сада и за его пределами.
Беседы и консультации, проводимые в детском саду, мало чем отличаются друг от друга,
направлены в основном на семьи, не справляющиеся с воспитательной и образовательной
функцией. Ведущая роль в них принадлежит педагогу. Темы, рассматриваемые во время
бесед и консультаций, исходят от педагогов и ведутся в направлении, которое им кажется
необходимым. Общие и групповые родительские собрания также часто оставляют
родителей в роли пассивных слушателей. Наглядная пропаганда оформляется педагогами
в виде стендов, тематических выставок и т.д. также по своему усмотрению. Родители
знакомятся с ней чисто механически, когда забирают или приводят детей в группу. Эти
формы при добросовестном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Многие
из них полезны, интересны и необходимы, так как направлены на взаимодействие с
широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы.
Однако, в современных условиях модернизации дошкольного образования более
актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы
каждого ребенка и семьи индивидуально. Именно поэтому в настоящее время
востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с
родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так
же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им
знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.
Актуальность проблемы организации конструктивной деятельности в дошкольных
учреждениях состоит в том, что на данном этапе развития общества, конструированию
уделяется недостаточно внимания и времени.
Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста
занимает значимое место в дошкольной педагогике. Так как, разнообразное
конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий
мир, но и всесторонне развивать свои способности.
Гипотеза:
Совместная деятельность взрослых и детей по конструированию, способствует
формированию познавательной активности детей
и раскрытию его неповторимой индивидуальности.
Ожидаемый результат:
1. Ребенок создает конструкции из разных видов конструкторов по собственному
желанию;
2. Применяет разные средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки,
образцы);
3. Стремиться стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры с использованием
поделок из различных видов конструктора;
4. Установление доверительных отношений между семьями воспитанников и
сотрудниками д/с;
5. Сплочение родительского коллектива и приобщение его к участию в жизни детского
сада;
Участники проекта:
дети группы №8 «Солнышко»,
воспитатели и родители.
Вид проекта:
познавательно- творческий, долгосрочный
Продолжительность проекта:
два года
(2017-2018 уч. год и 2018-2019 уч. год)
Этапы работы над проектами:
1 этап- подготовительный:
Составление плана работы;
Разработка содержания проекта;
Подбор методического материала;
Изготовление схем;
Подготовка консультаций, рекомендаций для родителей;
Подбор иллюстраций, фотографий, художественной литературы;
Подбор материала для выполнения поделок;
Анкета для родителей;
Консультация для родителей «Волшебный мир конструирования»;
Памятка для родителей.
2 этап- основной:
Конструирование из строительного материала;
Конструирование из крупногабаритных модулей;
Конструирование детей из различных видов конструкторов;
Конструирование из бросового и природного материала;
Конструирование из бумаги и картона;
Фотовыставка «Строить из конструктора вместе веселей»;
3 этап- заключительный:
Итог. Открытое занятие по конструированию для воспитателей;
Фото отчёт;
Презентация проекта для детей, педагогов и родителей;
Родительское собрание «Роль конструктора в развитии интеллектуальных и творческих
способностей детей;
Награждения участников проекта дипломами.
1 этап- подготовительный:
Определение темы;
Подбор методического материала;
Изготовление схем;
Разработка перспективно - тематического планирования работы;
Подбор иллюстраций, фотографий, художественной литературы;
Подбор материала для выполнения поделок;
Анкета для родителей;
Консультация для родителей «Волшебный мир конструирования»;
Памятка для родителей.
Родители для детей приобрели конструктор
Консультация и памятка для родителей,
и провели анкетирование
Подбор иллюстраций, фотографий, художественной литературы
Стихи: К.Лукаш «Мне конструктор папа подарил», Т.Шатских «Про конструктор»,
В.Маяковский «Кем быть?», «Стройка».
Сказки: «Три поросенка», Н.Носов «Приключения Незнайки»
Рассказы: Н.Калинина «Кто у нас хороший», «Как ребята построили дом».
Рассматривание картин: «Как Мишка строил дом», «Мы строители», «Разве так играют».
Родители приготовили для работы с детьми различные схемы, модели, образцы…
Результат совместной работы воспитателя с детьми
( образцы для конструирования)
Дидактические игры:
• «Найди такую же деталь»;
• «Запомни расположение»;
• «Что изменилось?»;
• «Выложи вторую половину»;
• «Чья команда быстрее построит»;
«Пифагор»;
«Танграм».
Принципы построения педагогического процесса:
1. От простого к сложному;
2. Системность работ;
3. Доступность;
4. Индивидуальный подход.
Методы и приемы в работе с конструированием:
Наглядные (показ педагога, пример, помощь);
Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок,
пословиц и поговорок);
Практические (самостоятельное и совместное выполнение работы).
Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на
получение определенного, заранее задуманного реального продукта,
соответствующего его функциональному назначению.
2 этап- основной
Конструирование из строительного материала
Конструирование из крупных строительных материалов
Конструирование детей в группе из различных видов конструкторов
Конструирование из бросового и природного материала(из проекта
«Вторая жизнь вещей - повторное использование и переработка»)
Самолеты на 23 февраля из прищепки
Творческая работа детей с родителями «Чудеса из фантиков»
(из проекта «Съел конфету- не сори, фантик в дело примени»)
Конструирование из бумаги, картона
(из проекта «Помоги птицам»
Конструирование из снега
Фотовыставка «Строить из конструктора вместе веселей».
3 этап- заключительный
Итог. Открытое занятие по конструированию для воспитателей;
Фото отчёт родителям в контакте в нашей группе;
Презентация проекта для детей, педагогов и родителей;
Родительское собрание «Роль конструктора в развитии интеллектуальных и творческих
способностей детей;
Награждения участников проекта дипломами.
Открытое занятие по конструированию в нашей группе для воспитателей
Награждение активных участников
Диагностика знаний у дошкольников
по конструктивно- модельной деятельности
(диагностические задания по программе «От рождения до школы»)
Спасибо за внимание!