Напоминание

Обобщение опыта работы "Групповая работа на уроках в начальной школе"


Автор: Джумаева Эльвира Рахимовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"Яксатовская СОШ"
Населённый пункт: Астраханская область, Приволжский район, с. Яксатово
Наименование материала: Выступление на МО
Тема: Обобщение опыта работы "Групповая работа на уроках в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Обобщение опыта работы

Джумаевой Э.Р., учителя начальных

МБОУ «Яксатовская СОШ»

Групповая работа на уроках в начальной

школе

2017 год

Задачей школы сегодня является

воспитание ученика, умеющего гибко

адаптироваться к изменяющимся

условиям жизни, умеющим строить свое

общение с окружающими, в результате

которого он познает что-то новое.

Одной из наиболее эффективных форм

работы в начальной школе является

групповая.

"Каждый человек, как буква

в алфавите, чтобы

образовать слово, надо

слиться с другими". О.

Мандельштам.

Это как нельзя лучше

говорит о групповой работе.

Цели групповой работы

формирование универсальных учебных

действий;

-развитие коммуникативной компетентности;

повышение интереса к знаниям и к процессу

обучения;

повышение качества знаний по предметам;

развитие логического мышления и речи;

приобретение навыка формулировать свои

мысли и умения аргументированно отстаивать

свою точку зрения;

воспитание чувства ответственности;

укрепление здоровья учащихся;

Задачи:

проверка знаний учащихся по определённой

теме или отработка приобретённых навыков;

обобщение пройденного материала или

исследование какого-либо объекта;

развитие познавательного интереса;

помочь каждому ребенку предельно полно

реализовать свой творческий потенциал;

раскрыть свою индивидуальность;

развивать творческую активность

учащихся;

Групповая работа – одна из самых продуктивных

форм организации учебного сотрудничества детей,

так как она позволяет:

-

дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную

поддержку, без которой у робких и слабых детей

развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается

становление характера;

-

дать каждому ребёнку утвердиться в себе, попробовать

свои силы в микроспорах;-

-

- дать каждому ребёнку опыт выполнения функций

контроля и оценки, позже – целеполагание и

планирование;

- дать учителю дополнительные мотивационные средства

вовлечь детей в содержание обучения.

Ожидаемые результаты:

1. Улучшится качество усвоения программного материала.

2. Дети будут ходить в школу с хорошим настроением.

3. Уроки будут интересными и содержательными.

4. Уровень взаимоотношений станет хорошим.

5. Повысится самооценка и коммуникативная компетентность учащихся.

6. Развитие речи и творческих способностей учащихся.

7.Для каждого учащегося будет создана ситуация успеха.

8. Групповая работа эффективна, актуальна, её создание вызвано

временем.

По

желанию

Случайным

образом

По определенному признаку

По выбору

«лидера»

По выбору педагога

можно

применят

ь в том

случае,

если

ребята

только

учатся

работать

в группе и

важен не

результат,

а процесс

Метод полезен в

тех случаях, когда

перед ведущим

стоит задача

научить детей

сотрудничеству .

Этот способ интересен тем, что, с

одной стороны, может

объединить людей, которые

либо редко взаимодействуют

друг с другом, либо вообще

испытывают эмоциональную

неприязнь, а с другой —

изначально задает некоторый

общий признак, который

сближает объединившихся

людей. Есть нечто, что их роднит

и одновременно отделяет от

других. Это создает основу для

эмоционального принятия друг

друга в группе

Формиров

ание

групп

осуществл

яется

самими

«лидерам

и».

Учитель создает

группы по

некоторому важному

для него признаку,

решая тем самым

определенные

педагогические

задачи:

1)объединить

учеников с близкими

интеллектуальными

возможностями, 2)со

схожим темпом

работы, 3)создать

равные по силе

команды.

Варианты объединения детей в группы:

Различные способы группового

взаимодействия учащихся

1.Предлагаю учащимся такую работу, которая позволяет

общаться

2.Создаю в группе дух единой команды

3.Обеспечиваю положительный эмоциональный фон во

время работы

4.Стараюсь высоко оценивать и поощрять достигнутые

ребятами результаты

5.Организую самоконтроль и взаимоконтроль учащихся

6.Организую работу в группе так, чтобы каждый мог

проявить инициативу и ответственность

убедись, что в разговоре участвует каждый;

говори спокойно и ясно;

говори только по делу.

Правила работы в группе

1 вариант

Все группы выполняют одинаковое

задание.

2 вариант

Группы отличаются по типу работы:

1-ая группа – проектирует,

2-ая группа – проводит исследование;

3-я группа – решает проблему.

Таким

образом

можно

выполнять

практические

з а д а н и я

п о

окружающему миру.

3 вариант

Группы отличаются по теме работы.

Составление

различных

типов

задач

к

одной

схеме, и т.д..

4 вариант

Гр у п п ы

о тл и ч а ю т с я

п о

у р о в н ю

сложности задания.

5 вариант

Группы отличаются по интересам.

Задания для групп:

.

Поведение учителя во время

групповой работы

Учитель может:

контролировать

организовывать

оценивать работу

участвовать в работе группы

предлагать участникам разные варианты

решений

выступать в роли наставника,

исследователя или источника информации

Плюсы и минусы групповой работы

Повышается учебная и

познавательная мотивация

Снижается уровень

тревожности учащихся

В группе выше

обучаемость,

эффективность усвоения и

актуализации знаний.

Улучшается

психологический климат в

классе

Групповой работе надо

сначала научить

Организация групповой

работы требует от учителя

особых умений, усилий

Некоторые ученики могут

пользоваться результатами

труда более сильных

одноклассников

Для некоторых детей

разделение на группы –

процесс болезненный

КАК Я ПРИМЕНЯЮ ГРУППОВУЮ РАБОТУ НА

УРОКАХ

.

Особое место в современном уроке

уделяю групповой и парной формам

работы. Организовать их часто

помогает учебник, где есть

рекомендации для учащихся и

учителя: «Обсуди с товарищем»,

«Работа в группах», «Работа в парах».

Работу в группах организовываю и при

изучении нового материала, при

закреплении или обобщении. Каждая группа

самостоятельно по плану изучает часть

темы, которую затем объясняет всему

классу.

Организация групповой работы на

уроках русского языка

Тема урока. Имя прилагательное

Цель урока: узнать как изменяются

имена прилагательные

Групповая работа на уроке чтения

Дети, работая группами:

составляют план произведения,

инсценируют; готовят коллективный

пересказ, пишут продолжение

рассказа;*разгадывают кроссворды,

работают с тестами. Очень нравится

детям обобщающие уроки.

Например, по произведениям С.А.

Есенина, А.С Пушкина

Работа в паре на уроке чтения

-Ребята, сравните, что общего и чем различаются

стихотворения И.З. Сурикова « Детство» и С.А.

Есенина «Бабушкины сказки»

Работать будем в паре.

Можно пользоваться

материалом учебника.

Работа в паре на уроке чтения

Групповая работа на уроке

изобразительного искусства

Освоение навыков сотворчества при создании крупной

композиции. «Детский городок». Работа в группах.

Групповая работа на уроке

ТЕХНОЛОГИИ

Внеклассная работа. Неделя математики.

Математический «Брейн-ринг»

Групповая работа учит:

Сотрудничать

Ставить вопросы

Решать проблемы

Договариваться

Распределять роли и ответственность

Слушать других

Убеждать других

Отвечать за себя

Выполняя на уроках групповую форму работы, формируются такие

универсальные учебные действия, как:

Личностные:

- определять свой поступок;

- - уважать иное мнение;

- стремиться к взаимопониманию;

Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности;

- составлять план выполнения задач, решения проблем;

- учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку

зрения;

Познавательные:

- извлекать информацию;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- добывать новые знания;

- перерабатывать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую;

Коммуникативные:

- доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

- понимать другие позиции;

- договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то

сообща

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я считаю, что проведение занятий в

групповой форме – это один из

мощных педагогических

инструментов, которыми должен

пользоваться учитель.

Я пришла к выводу, что групповая работа

имеет ряд преимуществ:

Объем усваиваемого материала

возрастает.

Возрастает творческая и познавательная

самостоятельность.

Характер взаимоотношений между детьми

меняется.

Класс становится сплоченней.



В раздел образования