Напоминание

"Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ"


Автор: Мушкина Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 30"
Населённый пункт: Городской округ Балашиха, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речевой активности детей с

использованием ИКТ

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят

значительные

перемены,

связанные

с

внедрением

Федерального

Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования.

Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует

о

необходимости

расширения

использования

информационно-

коммуникационных технологий (ИКТ) в организации образовательного

процесса.

Вместе с тем, использование компьютерных технологий и электронных

образовательных ресурсов в сегодняшнем образовании носит большей

частью эпизодический характер. Целостная электронная образовательная

среда как фактор повышения качества образования пока не создана. Однако

уже сейчас внедрение новых информационных компьютерных технологий

(ИКТ) не только меняет традиционный взгляд на образование, но и помогает

в реализации идей развивающего обучения, совершенствования форм и

методов организации образовательного процесса.

Обращаясь еще к одному нормативному документу. Согласно СанПина

«Непосредственно

образовательную

деятельность

с

использованием

компьютеров для дошкольников следует проводить не более одного в

течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой

работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с

компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная

продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для

детей 3 - 5 лет не должна превышать 5 минут и для детей 5 - 7 лет – 7-10

минут».

Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим

и дидактическим.

Техническими

достоинствами

являются

быстрота,

оперативность,

возможность

просмотра

и

прослушивания

фрагментов

и

другие

мультимедийные функции.

Дидактические достоинства – создание эффекта присутствия ("Я это

видел!"), у детей появляется ощущение подлинности, реальности событий,

интерес, желание узнать и увидеть больше. Английская пословица гласит: «Я

услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек

запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он

видит и слышит одновременно. Таким образом, информационные технологии

облегчают процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких

образов.

Систематическое использование обучающих компьютерных игр, учебных

видеосюжетов и демонстрационных презентаций, как средства обучения,

развивает у дошкольников воображение, абстрактное мышление, повышает

интерес к изучаемому материалу и к теме занятия в целом.

Приоритетным направлением нашей работы является развитие речи. Это

направление выбрано неслучайно, так как у многих детей плохо развита речь.

И поэтому, цель нашей работы - научить детей говорить чисто, связно,

грамматически правильно. Для достижения этой цели мы используем в

работе различные формы, приемы, методы и средства обучения, а также

применяем

современные

образовательные

технологии,

включая

информационные

образовательные

ресурсы.

Такие

требования

предъявляются к современному педагогу.

Сегодня хотим поделиться опытом, как ИКТ помогают в работе. Мы видим

их необходимость, как для себя, так и для детей, и в работе с родителями.

С детьми ИКТ используем в процессе совместной деятельности на занятиях

по развитию речи в качестве современного наглядного материала. Но часто

возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его

продемонстрировать? Имеющийся в детском саду наглядный материал

устаревает. А приобретение нового требует немалых материальных затрат.

Изготовление своими руками требует наличия способностей, да и не всегда

соответствует необходимым требованиям к наглядности.

Практика использования ИКТ позволяет сделать вывод - использование ИКТ

в образовательном процессе имеет следующие преимущества по сравнению с

традиционным обучением:

1. Современность и актуальность учебного материала.

2. Наличие дополнительного и сопутствующего материала.

3. Эстетичность и наглядность.

4. Обучение через игровую или практическую деятельность

5. Повышение интереса к проблеме.

Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет:

- усилить образовательные эффекты;

- повысить качество усвоения материала;

- осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем;

-организовать одновременно детей, обладающих различными способностями

и возможностями.

Внедрение ИКТ осуществляется по двум направлениям:

- использование ресурсов Интернет; использование готовых обучающих

программ;

- создание презентаций и интерактивных игр самостоятельно.

Необходимость в повышении качества наглядного материала – самая веская

причина задуматься об использовании компьютерных технологий.

В нашем детском саду формируется набор мультимедийных презентаций и

интерактивных игр по следующим направлениям работы:

· Звуковая культура речи.

· Развитие фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.

· Формирование лексико - грамматического строя речи.

· Развитие связной речи.

Накопленный опыт по работе с ИКТ позволяет сделать вывод что,

использование ИКТ в коммуникативной деятельности позволяет повысить

эффективность работы по развитию речи, оптимизировать образовательный

процесс, индивидуализировать обучение детей с недостаточным развитием

речи,

а

также

формирует

успешность

детей,

повышает

мотивацию,

существенно сокращает время усвоения материала.

Использование ИКТ позволяет проводить занятия:

· на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация,

музыка);

· обеспечивает наглядность;

· привлекает большое количество дидактического материала.

И в целом, способствует повышению качества образования.

Об эффективности использования ИКТ в совместной деятельности говорят

следующие позитивные факторы:

1.

У

воспитанников

повышается

мотивация

к

работе

за

счет

привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов.

2. Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче

восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения.

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать

процесс обучения и развития ребенка дошкольного возраста достаточно

простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет

новые возможности дошкольного воспитания и образования.



В раздел образования