Автор: Шилова Анастасия Сергеевна
Должность: Преподаватель хоровых и теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "ШИ г.Анива"
Населённый пункт: Сахалинская область, город Анива
Наименование материала: Статья
Тема: «Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением»
Раздел: дополнительное образование
«Артикуляция как важнейшее условие работы над
вокальным произведением»
Шилова Анастасия Сергеевна
МБУ ДО «ШИ г.Анива»
Преподаватель хоровых и теоретических дисциплин
«У всех звуков, из которых складывается слово, своя душа, своя
природа, своё содержание, которые должен почувствовать говорящий», -
говорил К. С. Станиславский.
Пение — единственный вид музыкально-исполнительского искусства,
где музыкальное исполнение органически сочетается с необходимостью
выразительного донесения речевого текста. Перед голосовым аппаратом
ставится задача не только формирования красивого певческого тона, но и
одновременно ясного и четкого произношения поэтического текста.
Поэтому вопросы дикции и артикуляции на сегодняшний день являются
едва ли не одними из самых актуальных в вокально-исполнительской работе,
в
особенности
ансамблевого
коллектива.
Ведь
пение
в
ансамбле
предполагает
слаженность,
отточенность
и
единовременность
всех
составляющих
элементов
работы
голосового
аппарата
(дыхания,
звукообразования, дикции и артикуляции.) Современное исполнительское
искусство в широком понимании этого слова в большинстве случаев грешит
очень плохой дикцией. Слушатели часто не понимают, о чем поется в песне,
в результате страдает звуковая подача голоса, а отсутствие фразировки
приводит к бессмысленному набору слов.
Что же мы понимаем под терминами дикция и артикуляция?
Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех
звуков с правильной их артикуляцией, при четком и внятном произнесении
слов и фраз. В свою очередь ясное произнесение слов обеспечивается за счет
правильной артикуляции каждого звука.
Дикция является средством донесения текстового содержания до
слушателей
и
одним
из
важнейших
средств
художественной
выразительности в раскрытии музыкального образа.
Артикуляция – это часть голосового аппарата, формирующая звуки
речи, а органы, входящие в его состав, – артикуляционные органы. Работа
этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных)
называется артикуляцией.
Артикуляционный аппарат фактически является главным настройщиком
голоса. С его помощью поющий и создает наиболее благоприятные,
выгодные условия работы гортани, а также управлять динамикой звучания
голоса. В конечном счете, вся вокальная техника определяется техникой
артикуляции.
К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы,
зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань. Первое условие его работы –
естественность и активность. Добиваться активной естественности можно
через снятие различных зажатий и стимуляции четкой работы различных
мышц и органов.
«Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью», - писал
Карузо.
С этим нельзя не согласиться. Главное для любого исполнителя –
умение в процессе пения свободно и достаточно широко открывать рот, так
как при плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы, и
текст становится невнятным. Рот поющего должен быть свободен, эстетичен,
это зависит от челюстей, языка, губ. Певческое, красивое открывание рта
помогает правильному положению языка, глотки, гортани и должной
«установки» всего голосового аппарата. Зажатая нижняя челюсть мешает
2
открывать рот. Она может быть причиной перенапряжения языка, а он –
главный артикулятор гласных.
Необходимо устранять психологические зажимы, которые тормозят
творческий процесс и мешают дикционной ясности и выразительности.
Плотно сжатые челюсти, напряжённая шея, неповоротливый язык и другие
природные и приобретённые зажимы ведут к плохой дикции, неправильному
произношению отдельных звуков, закрепощённости организма в целом.
Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно
широко
открывать
рот
в
процессе
речи
используются
следующие
специальные упражнения:
1. Свободно опускать нижнюю челюсть до тех пор, пока между
зубами не будет промежуток в 2 пальца,
2. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произносить гласные звуки:
Ааааааа,
Яяяяяяя,
Ооооооо – расстояние в 2 пальца
Ёёёёёёёё – расстояние в 1 палец,
Иииииии – рот слегка прикрыт
3. Произносить эти же гласные звуки с голосом.
Согласные в пении и в речи формируются почти одинаково, но в пении
произносятся четче и легче, максимально укорачиваются. Гласные в пении
являются «носителями» вокального звука, они занимают почти всю
длительность его звучания. От правильного формирования вокальных
гласных зависит художественная ценность певческого голоса.
В своей работе «Фонопедический метод развития голоса» В. Емельянов
пишет:
«Важным
обстоятельством,
способствующим
выработке
непринуждённой манеры пения, является активная свободная артикуляция.
Гласные А и О можно произнести при разной форме рта (закреплённого
положения для каждой гласной нет). Но всё же в артикулировании отдельных
гласных есть что-то специфическое. Гласный У – глубокий, губы – мягкие,
3
расслабленные – вытянуть вперёд дудочкой, но при этом оттянуть вниз
подбородок, увеличив ротовое отверстие. Гласный О лучше всего образуется
из самого У, только надо ещё ниже опустить подбородок («открыть рот
широко вниз»). На А представить, что рот широко открывается вверх, хотя
верхняя челюсть на самом деле неподвижна. В этом случае А получится
светлым и радостным. Гласные И и Е петь как можно тише на начальном
этапе. Е приближен к И.»
Упражнения для развития мышц языка
Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков
речи. От его работы во многом зависит отчетливость речи. Особые трудности
возникают
при
произнесении
слов
со
стечением
согласных,
когда
необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на
другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и
переключаемости отработать следующие движения:
1.
Высунуть язык наружу и произвести им движения влево, вправо, вверх,
вниз;
2.
Произвести круговые движения языком слева направо и наоборот;
3.
Упереться кончиком языка в верхнюю губу, затем - в нижнюю;
4.
При открытом рте и слегка высунутом языке сделать его широким,
узким, «чашечкой», слегка приподнятым, напряженным;
5.
Побить кончиком языка (твердым как молоточек) по зубам изнутри.
Энергично произнести: ДА-ДА-ДА; Т-Д, Т-Д, Т-Д.
6.
Для освобождения языка и гортани взять быстрый вдох носом, затем
полностью выдохнуть резко через рот со звуком «ФУ» (щеки «опадают»);
7.
Для укрепления мышц гортани энергично произносить: К-Г, К-Г, К-Г;
8.
Для активизации мышц губ надуть щеки, сбросить воздух резким
хлопком через сжатые губы, энергично произнося: П-Б, П-Б, П-Б
4
Эти упражнения развивают, совершенствуют артикуляционный аппарат,
повторять их нужно до момента легкой усталости.
Упражнения для развития подвижности губ
Губы принимают участие в окончательном образовании гласных и
являются основными формирователями губных согласных. Положение губ
влияет на тембр певческого звука. Улыбка способствует осветлению тембра.
При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность
произношения звуков. Так для произнесения звуков У, Ю требуется вытянуть
губы трубочкой, для звуков О, Ё - округлить губы, для звуков С, З -
растянуть губы в улыбке.
Упражнения:
Растянуть губы в улыбке без обнажения (с обнажением) зубов;
Вытянуть губы трубочкой. Чередовать эти упражнения.
Вдохнув, задержав дыхание и на выдохе произнести следующие слоги:
ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ; БУ БО БА БЭ БИ БЫ; КУ КО КА КЭ КИ КЫ; ГУ ГО
ГА ГЭ ГИ ГЫ и т.д. Следить, чтобы гласная звучала коротко и резко, а
согласная – длинно.
Более сложные упражнения: ПКТУ-ТПКУ ПКТО-ТПКО ПКТА-ТПКА;
РЛУ РЛО РЛА РЛЭ РЛИ РЛЫ;ЛРУ ЛРО ЛРА ЛРЭ ЛРИ ЛРЫ
При выполнении этих упражнений тренируется весь речевой аппарат,
постепенно развиваются мышцы органов речи (губ, языка, мягкого неба,
голосовых связок), необходимых для произнесения звуков.
Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов
определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов, или
дикцию. И наоборот, вялость в работе артикуляционных органов является
причиной плохой дикции.
Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и
слов
полезно
использовать
скороговорки,
построенные
на
сочетании
5
согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует
начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово
и звук. Постепенно ускорять темп, следя за тем, чтобы четкость и ясность
произнесения не снижались.
Примеры:
- От топота копыт пыль по полю летит;
- На дворе трава, на траве дрова:
раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора;
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку;
-Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали;
-От топота копыт пыль по полю летит;
-Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак
-Сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека цап;
- Ты, сверчок сверчи, сверчи, сверчать сверчаток научи.
- Свил паук себе гамак в уголке, на потолке, чтобы мухи, просто так,
покачались в гамаке.
Полезно
соединять
произнесение
скороговорок
с
вокальным
интонированием:
1.
Бык
тупогуб,
тупогубенький
бычок,
У быка бела губа была тупа - пропевать на одном звуке;
2.
6
3.
Распевка
на
четкость
дикции
и
артикуляции
с
элементами
трёхголосия:
Все эти упражнения очень помогают в выработке чёткой дикции и
формированию длительного дыхания.
В ансамблевом пении используется одна и та же техника, независимая
от пения соло или пения в группе. В основе ансамблевого пения лежит
умение певцов исполнять музыкальный материал одновременно и слитно.
Чтобы все голоса в ансамбле хорошо взаимодействовали друг с другом
необходимо регулировать динамику, дикцию и фразировку. При этом
изменяется
не
техника,
а
степень
индивидуальной
вокальной
выразительности. Единая манера пения достигается и за счёт идентичности в
артикуляции гласных и согласных звуков, т.е. умения петь одинаково с
двигательной точки зрения.
7
Что касается работы над артикуляцией и дикцией в ансамблевом пении,
то все изложенные задачи, стоящие перед отдельным исполнителем еще
больше усложняются, так как момент подачи слова и составляющих его
гласных и согласных, должен быть и одновременен. От певцов нужно
добиваться единой манеры исполнения и вопросы дикции и артикуляции
играют здесь едва ли не главенствующую роль.
Заключение
Таким образом, подытоживая методическое сообщение, хотелось бы
вновь заострить внимание на важности артикуляционных органов и дикции в
плане
художественной
выразительности,
передаче
характера
и
эмоционального настроя исполняемых вокальных произведений. Исполнение
будет качественным, если воедино будут представлены все виды вокальной
работы: дыхание и его опора; звукообразование и звуковедение; чистота
интонирования; ясная дикция и чёткая артикуляция; умение показать
широкий и ровный диапазон голоса; ритмическая точность; ансамблевая
слитность (умение петь в единой певческой манере); владение фразировкой и
верной расстановкой акцентов. Кроме того важной составляющей является
сценическое воплощение песни (умение двигаться, регулировать свою
мимику и жесты).
Все эти умения и навыки, приобретённые в вокально-ансамблевой
работе, позволяют исполнять широкий спектр музыкальных произведений на
профессиональном уровне.
Список используемой литературы:
1. Виноградов. В. Работа над дикцией в хоре – М., 1967г.
2. Добровольская Н. вокально-хоровые упражнения в детском хоре.
М.,1987.
3. Комиссаров О.В. Фонетический метод в формировании вокально –
8
артикуляционных навыков у учащихся младших классов.
4. Соболев А.С. Речевые упражнения на уроках пения. Пособие для,
учителей пения. М-Л., «Просвещение», 1965
5. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.,
«Прометей», 1992
9