Напоминание

«Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением»


Автор: Шилова Анастасия Сергеевна
Должность: Преподаватель хоровых и теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "ШИ г.Анива"
Населённый пункт: Сахалинская область, город Анива
Наименование материала: Статья
Тема: «Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Артикуляция как важнейшее условие работы над

вокальным произведением»

Шилова Анастасия Сергеевна

МБУ ДО «ШИ г.Анива»

Преподаватель хоровых и теоретических дисциплин

«У всех звуков, из которых складывается слово, своя душа, своя

природа, своё содержание, которые должен почувствовать говорящий», -

говорил К. С. Станиславский.

Пение — единственный вид музыкально-исполнительского искусства,

где музыкальное исполнение органически сочетается с необходимостью

выразительного донесения речевого текста. Перед голосовым аппаратом

ставится задача не только формирования красивого певческого тона, но и

одновременно ясного и четкого произношения поэтического текста.

Поэтому вопросы дикции и артикуляции на сегодняшний день являются

едва ли не одними из самых актуальных в вокально-исполнительской работе,

в

особенности

ансамблевого

коллектива.

Ведь

пение

в

ансамбле

предполагает

слаженность,

отточенность

и

единовременность

всех

составляющих

элементов

работы

голосового

аппарата

(дыхания,

звукообразования, дикции и артикуляции.) Современное исполнительское

искусство в широком понимании этого слова в большинстве случаев грешит

очень плохой дикцией. Слушатели часто не понимают, о чем поется в песне,

в результате страдает звуковая подача голоса, а отсутствие фразировки

приводит к бессмысленному набору слов.

Что же мы понимаем под терминами дикция и артикуляция?

Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех

звуков с правильной их артикуляцией, при четком и внятном произнесении

слов и фраз. В свою очередь ясное произнесение слов обеспечивается за счет

правильной артикуляции каждого звука.

Дикция является средством донесения текстового содержания до

слушателей

и

одним

из

важнейших

средств

художественной

выразительности в раскрытии музыкального образа.

Артикуляция – это часть голосового аппарата, формирующая звуки

речи, а органы, входящие в его состав, – артикуляционные органы. Работа

этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных)

называется артикуляцией.

Артикуляционный аппарат фактически является главным настройщиком

голоса. С его помощью поющий и создает наиболее благоприятные,

выгодные условия работы гортани, а также управлять динамикой звучания

голоса. В конечном счете, вся вокальная техника определяется техникой

артикуляции.

К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы,

зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань. Первое условие его работы –

естественность и активность. Добиваться активной естественности можно

через снятие различных зажатий и стимуляции четкой работы различных

мышц и органов.

«Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью», - писал

Карузо.

С этим нельзя не согласиться. Главное для любого исполнителя –

умение в процессе пения свободно и достаточно широко открывать рот, так

как при плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы, и

текст становится невнятным. Рот поющего должен быть свободен, эстетичен,

это зависит от челюстей, языка, губ. Певческое, красивое открывание рта

помогает правильному положению языка, глотки, гортани и должной

«установки» всего голосового аппарата. Зажатая нижняя челюсть мешает

2

открывать рот. Она может быть причиной перенапряжения языка, а он –

главный артикулятор гласных.

Необходимо устранять психологические зажимы, которые тормозят

творческий процесс и мешают дикционной ясности и выразительности.

Плотно сжатые челюсти, напряжённая шея, неповоротливый язык и другие

природные и приобретённые зажимы ведут к плохой дикции, неправильному

произношению отдельных звуков, закрепощённости организма в целом.

Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно

широко

открывать

рот

в

процессе

речи

используются

следующие

специальные упражнения:

1. Свободно опускать нижнюю челюсть до тех пор, пока между

зубами не будет промежуток в 2 пальца,

2. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произносить гласные звуки:

Ааааааа,

Яяяяяяя,

Ооооооо – расстояние в 2 пальца

Ёёёёёёёё – расстояние в 1 палец,

Иииииии – рот слегка прикрыт

3. Произносить эти же гласные звуки с голосом.

Согласные в пении и в речи формируются почти одинаково, но в пении

произносятся четче и легче, максимально укорачиваются. Гласные в пении

являются «носителями» вокального звука, они занимают почти всю

длительность его звучания. От правильного формирования вокальных

гласных зависит художественная ценность певческого голоса.

В своей работе «Фонопедический метод развития голоса» В. Емельянов

пишет:

«Важным

обстоятельством,

способствующим

выработке

непринуждённой манеры пения, является активная свободная артикуляция.

Гласные А и О можно произнести при разной форме рта (закреплённого

положения для каждой гласной нет). Но всё же в артикулировании отдельных

гласных есть что-то специфическое. Гласный У – глубокий, губы – мягкие,

3

расслабленные – вытянуть вперёд дудочкой, но при этом оттянуть вниз

подбородок, увеличив ротовое отверстие. Гласный О лучше всего образуется

из самого У, только надо ещё ниже опустить подбородок («открыть рот

широко вниз»). На А представить, что рот широко открывается вверх, хотя

верхняя челюсть на самом деле неподвижна. В этом случае А получится

светлым и радостным. Гласные И и Е петь как можно тише на начальном

этапе. Е приближен к И.»

Упражнения для развития мышц языка

Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков

речи. От его работы во многом зависит отчетливость речи. Особые трудности

возникают

при

произнесении

слов

со

стечением

согласных,

когда

необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на

другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и

переключаемости отработать следующие движения:

1.

Высунуть язык наружу и произвести им движения влево, вправо, вверх,

вниз;

2.

Произвести круговые движения языком слева направо и наоборот;

3.

Упереться кончиком языка в верхнюю губу, затем - в нижнюю;

4.

При открытом рте и слегка высунутом языке сделать его широким,

узким, «чашечкой», слегка приподнятым, напряженным;

5.

Побить кончиком языка (твердым как молоточек) по зубам изнутри.

Энергично произнести: ДА-ДА-ДА; Т-Д, Т-Д, Т-Д.

6.

Для освобождения языка и гортани взять быстрый вдох носом, затем

полностью выдохнуть резко через рот со звуком «ФУ» (щеки «опадают»);

7.

Для укрепления мышц гортани энергично произносить: К-Г, К-Г, К-Г;

8.

Для активизации мышц губ надуть щеки, сбросить воздух резким

хлопком через сжатые губы, энергично произнося: П-Б, П-Б, П-Б

4

Эти упражнения развивают, совершенствуют артикуляционный аппарат,

повторять их нужно до момента легкой усталости.

Упражнения для развития подвижности губ

Губы принимают участие в окончательном образовании гласных и

являются основными формирователями губных согласных. Положение губ

влияет на тембр певческого звука. Улыбка способствует осветлению тембра.

При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность

произношения звуков. Так для произнесения звуков У, Ю требуется вытянуть

губы трубочкой, для звуков О, Ё - округлить губы, для звуков С, З -

растянуть губы в улыбке.

Упражнения:

Растянуть губы в улыбке без обнажения (с обнажением) зубов;

Вытянуть губы трубочкой. Чередовать эти упражнения.

Вдохнув, задержав дыхание и на выдохе произнести следующие слоги:

ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ; БУ БО БА БЭ БИ БЫ; КУ КО КА КЭ КИ КЫ; ГУ ГО

ГА ГЭ ГИ ГЫ и т.д. Следить, чтобы гласная звучала коротко и резко, а

согласная – длинно.

Более сложные упражнения: ПКТУ-ТПКУ ПКТО-ТПКО ПКТА-ТПКА;

РЛУ РЛО РЛА РЛЭ РЛИ РЛЫ;ЛРУ ЛРО ЛРА ЛРЭ ЛРИ ЛРЫ

При выполнении этих упражнений тренируется весь речевой аппарат,

постепенно развиваются мышцы органов речи (губ, языка, мягкого неба,

голосовых связок), необходимых для произнесения звуков.

Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов

определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов, или

дикцию. И наоборот, вялость в работе артикуляционных органов является

причиной плохой дикции.

Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и

слов

полезно

использовать

скороговорки,

построенные

на

сочетании

5

согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует

начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово

и звук. Постепенно ускорять темп, следя за тем, чтобы четкость и ясность

произнесения не снижались.

Примеры:

- От топота копыт пыль по полю летит;

- На дворе трава, на траве дрова:

раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора;

- Шла Саша по шоссе и сосала сушку;

-Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали;

-От топота копыт пыль по полю летит;

-Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак

-Сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека цап;

- Ты, сверчок сверчи, сверчи, сверчать сверчаток научи.

- Свил паук себе гамак в уголке, на потолке, чтобы мухи, просто так,

покачались в гамаке.

Полезно

соединять

произнесение

скороговорок

с

вокальным

интонированием:

1.

Бык

тупогуб,

тупогубенький

бычок,

У быка бела губа была тупа - пропевать на одном звуке;

2.

6

3.

Распевка

на

четкость

дикции

и

артикуляции

с

элементами

трёхголосия:

Все эти упражнения очень помогают в выработке чёткой дикции и

формированию длительного дыхания.

В ансамблевом пении используется одна и та же техника, независимая

от пения соло или пения в группе. В основе ансамблевого пения лежит

умение певцов исполнять музыкальный материал одновременно и слитно.

Чтобы все голоса в ансамбле хорошо взаимодействовали друг с другом

необходимо регулировать динамику, дикцию и фразировку. При этом

изменяется

не

техника,

а

степень

индивидуальной

вокальной

выразительности. Единая манера пения достигается и за счёт идентичности в

артикуляции гласных и согласных звуков, т.е. умения петь одинаково с

двигательной точки зрения.

7

Что касается работы над артикуляцией и дикцией в ансамблевом пении,

то все изложенные задачи, стоящие перед отдельным исполнителем еще

больше усложняются, так как момент подачи слова и составляющих его

гласных и согласных, должен быть и одновременен. От певцов нужно

добиваться единой манеры исполнения и вопросы дикции и артикуляции

играют здесь едва ли не главенствующую роль.

Заключение

Таким образом, подытоживая методическое сообщение, хотелось бы

вновь заострить внимание на важности артикуляционных органов и дикции в

плане

художественной

выразительности,

передаче

характера

и

эмоционального настроя исполняемых вокальных произведений. Исполнение

будет качественным, если воедино будут представлены все виды вокальной

работы: дыхание и его опора; звукообразование и звуковедение; чистота

интонирования; ясная дикция и чёткая артикуляция; умение показать

широкий и ровный диапазон голоса; ритмическая точность; ансамблевая

слитность (умение петь в единой певческой манере); владение фразировкой и

верной расстановкой акцентов. Кроме того важной составляющей является

сценическое воплощение песни (умение двигаться, регулировать свою

мимику и жесты).

Все эти умения и навыки, приобретённые в вокально-ансамблевой

работе, позволяют исполнять широкий спектр музыкальных произведений на

профессиональном уровне.

Список используемой литературы:

1. Виноградов. В. Работа над дикцией в хоре – М., 1967г.

2. Добровольская Н. вокально-хоровые упражнения в детском хоре.

М.,1987.

3. Комиссаров О.В. Фонетический метод в формировании вокально –

8

артикуляционных навыков у учащихся младших классов.

4. Соболев А.С. Речевые упражнения на уроках пения. Пособие для,

учителей пения. М-Л., «Просвещение», 1965

5. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.,

«Прометей», 1992

9



В раздел образования