Авторы: Вигерина Татьяна Николаевна, Азизова Гульнара Мирпашаевна
Должность: преподаватель географии, преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учереждение Краснодарского края Новороссийский профессиональный техникум
Населённый пункт: город Новороссийск
Наименование материала: Сценарий интегрированного урока (мероприятия)
Тема: Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил. М. Е. Салтыков-Щедрин
Раздел: среднее профессиональное
Интегрированное мероприятие
(география, литература, русский язык)
по произведению Салтыкова - Щедрина М.Е. «Повесть о том, как один
мужик двух генералов прокормил».
Цели и задачи:
Обучающие:
- научить студентов делать обобщения и выводы
- составлять монологические ответы;
- работать с терминами;
- выразительно читать произведение;
- показать взаимосвязь художественного произведения и географических
событий и фактов;
- умение работать с картами и атласами.
Развивающие:
- развивать у студентов навыки анализа художественного произведения;
- сопоставлять вымысел и реальность в художественном произведении, находить
географические объекты на карте.
Воспитательные:
- воспитывать у студентов художественный вкус, формирование умений
общаться и работать в команде;
-
воспитание
эмоциональной
отзывчивости
и
культуры
восприятия
произведения;
- воспитание познавательной активности, интереса и инициативы
.
Оборудование:
мультимедийная установка, мультфильм «Как мужик двух
генералов прокормил», карта мира, атласы, рабочие листы, произведение, листы
с заданиями.
Форма: интегрированное мероприятие (литература, география, русский язык).
В мероприятии участвуют 3 команды.
Ход мероприятия.
Преподаватель
географии:
Здравствуйте,
студенты.
Сегодня
мы
проводим с вами не совсем обычное мероприятие. Оно необычно тем, что мы с
вами будем соревноваться в знаниях по географии, по литературе и по русскому
языку.
Оценивать ваши знания сегодня будет жюри в составе – и.о. заместителя
директора по учебной части Карпенко И.Г., и студентов группы МЛ-202: Мамонт
К. и Николаевского Н.
Преподаватель русского языка и литературы:
Здравствуйте, хочу
напомнить, что Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин автор произведения
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Фрагмент мультфильма «Как один мужик двух генералов прокормил».
Преподаватель географии: Итак, дело происходило в Санкт-Петербурге,
а как еще в разные времена назывался этот город?
Санкт-Петербург. С 16 (27) мая 1703 года (времени основания) и до 1914
года. С 1991 г. и по сей день.
Петроград. С 18 (31) августа 1914 года до 26 января 1924 года.
Ленинград. С 26 января 1924 года до 6 сентября 1991 года. Часто можно
услышать это наименование от старшего поколения.
Фрагмент мультфильма «Как один мужик двух генералов прокормил».
Преподаватель русского языка и литературы: Что такое за учреждение
в Российской империи, называвшееся «Регистратурой»?
(РЕГИСТРАТУРА в Энциклопедическом словаре: та часть канцелярии
правительственных учреждений, которая ведет реестры входящих и исходящих
бумаг; заведует ею регистратор, сейчас называется канцелярией).
Фрагмент мультфильма «Как один мужик двух генералов прокормил».
Преподаватель географии: вам предлагаются координаты, определите о
каком острове идет речь?
1-я группа- 65
0
с.ш. 40
0
з.д. ( о. Гренландия) 42
0
ю.ш. 146
0
в.д ( о. Тасмания)
2-я группа - 23
0
с.ш. 80
0
з.д. ( о. Куба) 25
0
с.ш. 121
0
в.д. ( о. Тайвань)
3-я группа - 59
0
с.ш. 28
0
в.д.
( о. Котлин, на котором расположен город
Кронштадт) 23
0
ю.ш. 45
0
в.д. ( о. Мадагаскар) .
Как вы думаете, на каком из этих островов могут находиться наши
генералы?
Предполагаем, что рядом с Санкт-Петербургом, о. Котлин
Фрагмент мультфильма «Как один мужик двух генералов прокормил».
Преподаватель географии: А как можно было определить на местности
без компаса направления света: север, юг, запад, восток? В дневное время суток.
(По восходу солнца –восток, по заходу солнца –запад, в полдень (самая короткая
тень, соответствует росту)стать спиной к Солнцу, расставить руки – голова
–север, ноги – юг, Солнце в зените, наивысшая точка, правая рука –восток,
левая рука – запад, на северной части одиноко стоящих камней и деревьев
растет больше мха и лишайника, склон муравейника с этой позиции более
крутой, На практике на эти внешние признаки могут повлиять различные
факторы — ветер, наличие водных источников, затемненность и особенности
рельефа, Что касается лесных предметов — более красные бочки ягод брусники
и земляники в южной части).
Фрагмент мультфильма «Как один мужик двух генералов прокормил».
Преподаватель географии: А что это за рыбка такая севрюга и стерлядь?
(Севрюга – семейство осетровых рыб, которое обитает в Каспийском, Черном
и Азовском морях, стерлядь, семейство осетровых
обитает в реках
бассейна Чёрного, Азовского и
Балтийского морей, в бассейне рек Северная
Двина, Обь, Енисей проникла в бассейн Ладожского и Онежского озер).
Фрагмент мультфильма «Как один мужик двух генералов прокормил».
Преподаватель географии:
А каких знакомых птиц вы увидели?
(тетерев –семейство курообразных, отряд – фазановых, рябчик – семейство
курообразных,
отряд
–
фазановых,
фазан
–
семейство
курообразных,
национальная птица Грузии блюдо чахохбили (груз.
ხოხობი
(хохоби) — фазан),
куропатка семейство – курообразных, отряд – фазановых).
Фрагмент мультфильма «Как один мужик двух генералов прокормил».
Преподаватель литературы и русского языка:
1) Легли опять спать генералы, да не спится им натощак.
2) То беспокоит их мысль, кто за них будет пенсию получать, то
припоминаются виденные днем плоды, рыбы, рябчики, тетерева, зайцы.
3)- Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в
первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет? -4) сказал один
генерал.
5)- Да, - отвечал другой генерал, - 6) признаться, и я до сих пор думал, что булки
в
том
самом
виде
родятся,
как
их
утром
к
кофею
подают!
7)- Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала
ее изловить, убить, ощипать, изжарить...
8)Только как все это сделать? 9)- Как все это сделать? -10) словно эхо,
повторил другой генерал.
11)Замолчали и стали стараться заснуть; но голод решительно отгонял
сон. 12)Рябчики, индейки, поросята так и мелькали перед глазами, сочные,
слегка подрумяненные, с огурцами, пикулями и другим салатом.
13)- Теперь я бы, кажется, свой собственный сапог съел! – 14) сказал
один генерал.
15)- Хороши тоже перчатки бывают, когда долго ношены! 16) - вздохнул
другой генерал.
17)Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился
зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. 18) Они
начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились.
19)Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем
каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. 20) Но
вид текущей крови как будто образумил их.
21)- С нами крестная сила! -22) сказали они оба разом, -23) ведь этак мы
друг друга съедим! 24) И как мы попали сюда! 25) Кто тот злодей, который над
нами такую штуку сыграл!
В каком варианте, верно, указан ответ на вопрос: «Почему генералам не
спалось?»
1) 13)- Теперь я бы, кажется, свой собственный сапог съел!
2) 5)- Да, - отвечал другой генерал, - 6) признаться, и я до сих пор думал,
что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!
3) 9)- Как все это сделать? -10) словно эхо, повторил другой генерал.
11)Замолчали и стали стараться заснуть
4) 1)Легли опять спать генералы, да не спится им натощак. 2)То
беспокоит их мысль, кто за них будет пенсию получать, то припоминаются
виденные днем плоды, рыбы, рябчики, тетерева, зайцы.
В каком варианте ответа содержится олицетворение?
1) 21)- С нами крестная сила!
2) 18) Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение
ока остервенились.
3) 11) Замолчали и стали стараться заснуть; но голод решительно
отгонял сон.
4) 24) И как мы попали сюда!
Из предложений 1-4 выпишите слово, правописание приставки в котором
определяется его значением «неполнота действия» (припоминаются).
Из предложений 1-5 выпишите слово, правописание суффикса в котором
определяется правилом: «НН пишется в причастиях, имеющих зависимое
слово» (виденные)
Замените устаревшее слово «этак» в предложении 23 стилистически
нейтральным синонимом. Запишите это слово. (так)
Замените
словосочетание
«человеческая
пища»
(предложение
5),
построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием)
Выпишите грамматическую основу предложения 9 (Сделать)
Среди
предложений
19-21
найдите
предложение
с
однородными
членами (19)
В
приведенных
ниже
предложениях
из
прочитанного
текста
пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (- ы), обозначающую (-ие)
запятые при обращении.
2)То беспокоит их мысль, (1) кто за них будет пенсию получать, (2)то
припоминаются виденные днем плоды, (3)рыбы,(4) рябчики,(5) тетерева,
(6)зайцы.
3)- Кто бы мог думать, (7)ваше превосходительство, (8)что человеческая пища,
(9)в первоначальном виде,(10) летает, (11)плавает и на деревьях растет? -4)
сказал один генерал.
- Что иногда мешает нам понимать тексты РУССКОЙ художественной
литературы 18,19 века? (устаревшие слова)
Словарная работа: найдите в тексте салтыкова – щедрина устаревшие или
просто непонятные слова. объясните их значение: упразднили, штат, оказия,
теперича, школа военных кантонистов, каллиграфия, кишит, кабы, пригоршня,
особливо, остервенились, положили (решили), рандеву, дать стречка.
Преподаватель географии:
Напишите путь возвращения домой с
острова и…? (остров Котлин, расположенный в Финском заливе, Невская губа
(залив), река Нева, Екатерининский канал( сейчас называется Грибоедовский
канал), река Фонтанка на улицу Подьяченскую).
(Большая Подья
́
ческая улица — улица в Адмиралтейском районе Санкт-
Петербурга. Проходит от набережной канала Грибоедова до пересечения
набережной реки Фонтанки).
Молодцы! Вы справились с заданиями.
- А как вы думаете, знания каких предметов помогли бы генералам
выжить на острове? (ОБЖ, физика, география)
- А вам зачем нужно знать эти предметы?
Учитель русского языка и литературы : - Зачем вам необходимо знать
русский язык? (понимать друг друга).
Слово жюри, подводит итоги, называет победителей.
Преподаватели вместе: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам
урок»,( — так сказал великий русский поэт А.С. Пушкин, и его слова более чем
правдивы).
Трудиться- всегда пригодиться.
Вот давайте на этой пословице и окончим наше мероприятие.