Напоминание

«Сенсорное развитие детей разного дошкольного возраста»


Автор: Кискина Мария Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "СОШ №4" структурное подразделение дошкольные группы "Полянка"
Населённый пункт: Московская область, г.о. Воскресенск
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: «Сенсорное развитие детей разного дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методические рекомендации

«Сенсорное развитие детей разного дошкольного возраста»

Содержание

1. Введение

2. Зарубежная и отечественная система сенсорного воспитания

3. Значение сенсорного воспитания в умственном развитии

дошкольников

4. Заключение

5. Литература

Мир входит в сознание человека лишь через

дверь органов внешних чувств. Если она закрыта,

то он не может войти в него, не может вступить

с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.

Б. Прейер

1. Введение

В современных условиях, когда сфера обучающего воздействия значительно

расширяется, проблема сенсорного воспитания приобретает особую остроту.

В последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному

развитию ребенка, процессу сенсорного развития внимания уделяется

недостаточно. Развитие ощущений и восприятий создает необходимые

предпосылки для возникновения других, более сложных познавательных

процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа

для совершенствования практической деятельности современного человека.

Формирование

многих

способностей,

например

музыкальных,

изобразительных, также связано с развитием ощущений и восприятий.

Поэтому сенсорному развитию дошкольников должно уделяться значительно

больше времени в воспитательном процессе в дошкольном учреждении.

В истории дошкольной психологии и педагогики, на всех этапах ее развития,

эта проблема занимала одно из центральных мест. Видные представители

дошкольной психологии и педагогики (Я. А. Коменский,

И. Песталоцци, Ф.

Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, А. В.

Запорожец, Н. П. Сакулина и др.) считали, что сенсорное воспитание,

направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является

одной из основных сторон, дошкольного воспитания. Ими были разработаны

разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со

свойствами и признаками предметов.

2. Зарубежная и отечественная система сенсорного воспитания

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития,

проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Педагоги и психологи пришли к выводу, что умение воспринимать, само не

образуется и детей нужно учить действиям восприятия. Одними из первых об

этом говорили Я. Коменский, И. Песталоцци, Ф. Фребель.

(Фридрих

Вильгельм Август Фрёбель (21 апреля 1782 — 21 июня 1852) — немецкий

педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский

сад»)

С именем Фребеля связано возникновение дошкольной педагогики как науки

о воспитании детей. Его мнение: ребенок - носитель божественной сущности;

его деятельность и поведение обусловлены инстинктами. Важнейший из них

- стремление к деятельности; развитие совершается через самодеятельность,

через «развертывание своей сущности». Под самодеятельностью Фребель

понимал

стремление

человека

осуществить

свое

предназначение

как

стремление, данное природой каждому индивидууму, благодаря чему

отдельный человек, создав собственный мир представлений, соединяет его с

внешним миром[22,с.52].

Таким образом, по Фребелю, самодеятельность есть процесс познания

объективного

мира,

самого

себя

(своей

собственной

природы),

2

обеспечивающий формирование собственного «я». Поэтому он обращается к

родителям с призывом не глушить в детях активность, самодеятельность:

«Если вы желаете впоследствии и в надлежащее время помощи от ваших

детей, то воспитывайте с ранних пор в них инстинкт деятельности… хотя бы

это стоило вам некоторой борьбы над собою и некоторых жертв; это

вознаградит вас сторицею впоследствии, подобно хорошему плоду на

хорошей почве»[22,с.69].

Вся

педагогическая

система

Фребеля

пронизана

религиозной

направленностью. Там, где реализуется идея единства религии, трудолюбия и

умеренности, там, по выражению Фребеля, земной рай, мир, отрада,

благодать, милость и благословение. [8 с.217].

В единстве с религиозным воспитанием Фребель рассматривал и воспитание

трудолюбия. Ему принадлежит идея о воспитывающем значении труда, это

он выдвинул задачу развития творческих сил и способностей ребенка через

ручной труд.

Духовному же развитию человека в дошкольном возрасте, по Фребелю,

лучше всего способствует игровая деятельность, которая не «есть пустая

забава», а «имеет высокий смысл и глубокое значение». [22,с.71].

Фребель считал: свою внутреннюю сущность человек раскрывает не только

через труд и игру, но и посредством звуков, красок и форм. Каждый человек

познает себя в творчестве. Исходя из этой идеи, Фребель рекомендовал

обучать детей рисованию карандашами и красками, пению, лепке из глины и

песка, проводить «построительные игры» из кубиков и веток. Подчеркивая

важность первоначального умственного развития и воспитания, Фребель

настаивал на необходимости правильного и прочного формирования у

ребенка первых представлений, знаний, привычек, стремлений к познанию

окружающего мира через непосредственное созерцание предметов.

Рассматривая человека как часть природы, Фребель отмечал: сама природа -

не только объект познания, но и «прочная основа продуктивного и

благодатного воспитания и образования отдельного человека, а равно и всего

3

человеческого

рода»[8,с.201].

Близость

детей

к

природе

-

одна

из

замечательных педагогических идей первой половины XIX века.

Важная составная часть педагогической системы Ф. Фребеля - методика

воспитания

ребенка

в

семье

и

детском

саду.

Для

образовательно-

воспитательных занятий с детьми Фребель придумал шесть «даров».

Первый дар - шесть цветных шерстяных мячиков синего, красного,

желтого, фиолетового, оранжевого и зеленого цветов, которые следует

подвесить над постелью ребенка двух - трех месяцев, чтобы с их помощью он

выучился

различать

цвета,

воспринимать

различные

направления

движений[22,с.91].

Второй дар - деревянный шар, цилиндр и куб - предназначался для детей

трех - четырех лет. Играя этими предметами, ребенок, по замыслу Фребеля,

будет знакомиться с основными формами тел, с их весом, твердостью,

подвижностью.

Третий, четвертый дар - для детей старше четырех лет - деревянный куб,

разделенный на 8 одинаковых кубиков. С его помощью ребенок получает

представления о понятиях «число», «целое» и «часть», учится считать,

строить из кубиков различные предметы.

Пятый дар - это 27 кубиков, причем 21 - цельный; три разделены по

диагонали, образуя 6 призм; еще три разделены на четыре призмы каждый.

Всего 39 фигур.

Шестой дар - 27 деревянных кирпичиков. Из них 21 - целый, три разделены

пополам (поперек), а еще три разделены вдоль. Всего 33 бруска. Пятый и

шестой дар применялся и для развития творческих способностей детей

(построение фасада церкви, загородного дворца, римского водопровода).

Благодаря таким игрушкам ребенок, по мнению Фребеля, «получает

собственно и ключ к уразумению внешнего мира, а также приобретает

стимул к проявлению своего собственного внутреннего мира»; для ребенка

«уже первые занятия с самим собой способствуют не только упражнению и

укреплению тела… но… прежде всего развитию чувств и образованию ума, а

4

также пробуждению внутреннего смысла и настоящей рассудительности»

[8,с.208]. Развитию же представлений о плоскости, линии, выработке

ловкости, сноровки, усидчивости, внимательности помогут выкладывание из

палочек, переплетение лучин, плетение из полосок бумаги, складывание из

колец и полуколец, вырезание из бумаги, выкалывание и вышивание по

картону, мозаика, нанизывание бус, работы с горохом[8,с.210].

Заслуга Фребеля в том, что он разработал и целую серию подвижных игр для

детей, построенных на основе подражания явлениям природы, животным,

деятельности людей (например, игры в бабочку, в цветы, в звезды, венки,

«Лисица ходит кругом», «Кошки - мышки»). Все игры его сопровождались

исполнением песенок. (Их написал сам Фребель)

Догматизм в манипулировании с дарами и в проведении игр (определенные

движения,

сентиментальные

песенки,

полные

дидактизма,

строгая

последовательность движений) вызывали справедливую критику со стороны

прогрессивных педагогов. Заслуга Фридриха Фребеля в том, что он не только

занимался теоретическими вопросами детской игры, но и разработал ее

методику, более того, осуществил свои идеи практически в созданных им

детских садах. Фребель был убежден: заложив основы формирования

личности в дошкольном возрасте в процессе правильно организованной

игры, можно обеспечить дальнейшее воспитание ребенка. Ведь неслучайно

он

подчеркивал:

«Дитя,

которое

играет

самодеятельно,

спокойно,

настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также

способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и

собственном благе»[22,с.101].

Несмотря на то, что теория детской игры, как и вся педагогическая система

Фребеля, строится на религиозно-мистической основе, именно он наиболее

обстоятельно вскрыл ее воспитательное значение, показал, что посредством

игры ребенок развивается не только физически, но и духовно - вводится в

жизнь, развивает свои органы чувств,

усваивает социальные нормы

поведения.

5

Педагогические идеи Фребеля получили широкое распространение и

завоевали признание во всем мире, в том числе и в России.

К.Д. Ушинский. Н.И. Пирогов, А.С. Симонович, Е.Н. Водовозова, П.Ф.

Каптерев, П.Ф. Лесгафт, С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер, подвергая критике

философские основы педагогической системы Фребеля - авторитарность,

догматизм, педантизм, религиозность, тем не менее, не отрицали и

положительных сторон его теории, подчеркивали его вклад в развитие

дошкольной педагогики.[8]

Итальянский врач и педагог Марии Монтессори (1870-1952), первая

женщина в Италии, получившей степень доктора медицины. В плане

психологического

обоснования

формирования

личности

особую

роль

придавала Монтессори «гигиене мышления», называя его «ключом»,

открывающим тайны формирования человеческой личности, действенным

средством «внутреннего строительства» психики человека.

Уметь различать - характерная черта мышления. Различать - это значит

группировать. Таким образом, сенсорные упражнения - это упражнения в

различении и классификации. Размер, форма,

цвет, вес, шероховатость,

вкус,

звук, температура - различать все это надо научить ребенка. [18,с.28].

Следовательно, для того чтобы научить мыслить, необходимо научить

правильно сравнивать и группировать, т.е. правильно различать. В свою

очередь, умение правильно различать приобретается детьми только через

сенсорную гимнастику, т.е. через систему упражнений по развитию органов

чувств. Монтессори подробно описывает методику развития тактильного

чувства, стереогностического, барического, хроматического, чувства зрения,

звука

и

других.

Например,

для

развития

тактильного

чувства

она

использовала деревянную дощечку, разделенную на два квадрата. Один из

них - с гладкой отполированной поверхностью, другой - с наклеенной

наждачной бумагой (шесть полосок разной шероховатости, от грубой

наждачной до атласной). Развивать у детей чувство осязания - значит учить

их «видеть руками»[13,с.29].

6

Для развития чувства зрения Монтессори предлагала сравнивать и различать

предметы разной формы - бруски, кубики, цилиндры, палочки. Но не только

в этом состояло использование зрительного рецептора. Он обеспечивал

развитие

хроматического

чувства

(зрительное

восприятие

цветов).

Обстоятельно разработала Монтессори и упражнения в распознавании

звуков.[13,18]

Елизавета Ивановна Тихеева - яркий, талантливый педагог, создавшая

оригинальную русскую систему дошкольного воспитания. Сторонница

прогрессивно-гуманистического направления в педагогике, Е.И. Тихеева

считала, что воспитывать маленького человека следует в гармонической

цельности «всех природой ему предназначенных способностей и дарований,

во всей красе тех духовных и нравственных сил, полный расцвет которых

дает право признать венцом творения себе подобного»[19,с.48]. Гармоничное

воспитание личности, по мысли Е.И. Тихеевой, должно базироваться на

этических началах.

Решая сложный для педагогики того времени вопрос об источнике и

средствах развития ребенка-дошкольника, Тихеева пришла к правильному

пониманию: именно внешний мир, окружающие ребенка предметы и явления

следует рассматривать в качестве источника развития, а игру, труд, общение

со взрослыми и сверстниками, само познание окружающего мира - как

основные средства развития. Верно понимая, что познание окружающего

мира требует развития органов чувств, Тихеева много внимания уделяла

сенсорному

воспитанию

дошкольников,

которое

тесно

связывала

с

окружающей жизнью, с познанием мира природы, с играми и трудом.

Развитие восприятия, мышления и речи детей ученый рассматривала в

неразрывном единстве[19,с.49].

Самое серьезное внимание в детском саду, как считала Тихеева, следует

уделять обучению, т.е. учить дошкольника умению наблюдать, свободно

говорить на родном языке, считать, рисовать, ухаживать за растениями и

животными и т.д. Вместе с тем Тихеева прекрасно понимала: детский сад не

7

школа, и занятия не должны копировать школьные уроки. Разработанные ею

занятия, отличающиеся оригинальной методикой, соответствующие природе

ребенка-дошкольника, вошедшие в золотой фонд отечественной дошкольной

педагогики,

построены

на

наглядности,

с

широким

использованием

дидактических игр и игровых упражнений.

Проблемы сенсорного развития и воспитания дошкольников - центральные в

творчестве Е.И. Тихеевой. Общеизвестно: сенсорное развитие связано не

только с формированием умственных способностей ребенка, развитием его

речи, оно оказывает сильнейшее влияние на становление эстетических и

нравственных чувств[6,с.204]. Сущность эстетического воспитания Тихеева

видела в частом восприятии художественных образов. Воспринимая красоту,

«разлитую» вокруг него, отмечала она, ребенок мало-помалу становится

чутким ценителем прекрасного. А для этого необходимо развивать его вкус

на лучших образцах живописи, музыки, живого художественного слова. В

свою очередь эстетические впечатления должны рождать в ребенке доброту.

Из всех чувств, дающих наиболее яркие впечатления и, следовательно,

благотворно влияющих на нравственное становление ребенка, подчеркивала

Тихеева, первое место принадлежит зрению и слуху. Слух, и опирающиеся

на него речь и мышление, находятся в нерасторжимом единстве с духовным

развитием ребенка. Посредством зрения и слуха малыш знакомится с

красотой

окружающего

мира,

а

культ

красоты

-

могучий

союзник

нравственности.

Да, но каким образом научить ребенка пользоваться чувствами во всей их

полноте, предусмотренной природой? Е.И. Тихеева видела один путь - в

«организованном знакомстве с окружающей конкретной действительностью

и оказании систематической помощи»[19,с.50]. Заслуга Тихеевой в том, что

она разработала методику использования дидактического материала, «щедро

рассыпанного в природе», методику наблюдений за явлениями природы.

Тихеева советовала создавать в каждом саду уголки живой природы,

обдуманно подбирать дидактический материал - естественный (семена,

8

цветы, плоды, камни, песок), жизненный (мебель, посуда, орудия труда,

бросовый материал), искусственный ( строительный

материал,

лото,

игрушки, картины). Дидактический материал Тихеева считала одним из

важнейших

факторов

интеллектуального

развития

ребенка,

однако

предупреждала: материал этот должен соответствовать основным запросам и

интересам

детей;

предостерегала

педагогов

от

излишнего

увлечения

искусственным дидактическим материалом, так называемой «гимнастикой

чувств»

(или

упражнениями

по

умственной

ортопедии).[19,с.50].

Своеобразие методики Тихеевой - разнообразие активных видов детской

деятельности.

Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию

восприятия,

разработанную

Л.С.

Выготским,

Б.Г.

Ананьевым,

С.Л.

Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером и др.

Говоря о восприятии, психологи называют его деятельностью, процессом,

способом, формой познания действительности, механизмом.[11, 17, 20]

Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л,

Группа отечественных психологов и педагогов А.П. Усова, А.В. Запорожец,

Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин, Л.А.Венгер и др. в своих

исследованиях пришли к выводу о том, что сенсорное воспитание в

дошкольном

возрасте

осуществляется

через

доступные

детям

виды

изобразительной

деятельности

рисование,

лепку,

аппликацию,

конструирование. Именно эти виды деятельности создают благоприятные

условия для формирования сенсорных способностей, связанных с познанием

пространственных и цветовых свойств предметов. [4, 14, 22]

На основании исследований Н.Н. Поддъяков, В.Н. Аванесова, Н.П. Сакулина,

А.П. Усовой и др. сложилась современная общая система сенсорного

воспитания.[12,

21]

Разработке

системы

сенсорного

развития

предшествовало

проведение

экспериментальных

исследований,

направленных на выявление закономерностей развития восприятия в

9

онтогенезе (Л.А. Венгер, Т.О. Гиневская, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, и

др.).

Таким образом, было выяснено, что развитие восприятия идет путем

формирования

перцептивных

действий.

Перцептивные

действия

ориентируют практическую деятельность человека.

В развитом восприятии

это есть действия обследования и сопоставления объектов с общественно

выработанными мерками - сенсорными эталонами.

3. Значение сенсорного воспитания в умственном развитии

дошкольников

Сенсорные эталоны (англ. sensory standards) - термин, предложенный

А.В. Запорожцем при разработке им теории развития восприятия путем

формирования перцептивных действий. Примеры сенсорных эталонов -

система цветов спектра, геометрических форм, речевых фонем и др. В

усвоении и применении сенсорных эталонов проявляется специфический

человеческий характер развития детского восприятия, его обусловленность

присвоением общественного опыта. Именно с такими материальными

эталонами ребенок должен учиться сравнивать воспринимаемый объект в

процессе работы с ним.

Работа с эталонами - первый этап восприятия. В младшем дошкольном

возрасте дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с

помощью

глаза

и

ориентировочно-исследовательских

движений

рук.

Практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к перестройке

процесса восприятия и представляют собой второй этап развития этой

познавательной способности. На третьем этапе внешнее восприятие предмета

превращается в умственное. Развитие восприятия дает возможность детям

младшего дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни

предметы от других, выяснять существующие между ними связи и

отношения.

10

Задачи сенсорного воспитания дошкольников вытекают из основных

направлений развития восприятия и представлений о внешних свойствах

предметов.

Л.А. Венгер, В.С. Мухина указывают такие задачи:

- ознакомление с сенсорными эталонами;

- обучение детей способам использования сенсорных эталонов;

- обучение планомерному обследованию предметов [4,с.113].

Ознакомление с сенсорными эталонами в младшем дошкольном возрасте

предполагает организацию усвоения представлений о цветах спектра и их

оттенках по светлоте, о геометрических фигурах и их изменениях по

пропорциям, об отношениях предметов по величине и отдельным их

измерениям. Так же ознакомление при помощи собственных действий:

самостоятельное

изготовление и изменение цветов

(окраска

воды и

смешивание красок), геометрических фигур, составление рядов из предметов

разной величины. Ознакомление с сенсорными эталонами в старшем

дошкольном

возрасте

предполагает

выполнение

заданий,

требующих

понимания закономерностей, лежащих в основе выделения и систематизации

сенсорных

эталонов

-

участие

восприятия

и

мышления.

Например,

группировка разных оттенков одного цвета или разновидностей фигур,

относящейся к одной геометрической форме, расположение предметов в

определенной

последовательности

в

зависимости

от

постепенного

нарастания или убывания светлоты, величины и т.д.[15,с.119]

При ознакомлении с сенсорными эталонами дети усваивают и их названия,

но это не должно становиться главным в обучении. Обучение способам

использования сенсорных эталонов предполагает постепенный перевод детей

от

использования

реальных

образцов

к

использованию

усвоенных

представлений.

При обучении планомерному обследованию предметов в младшем и среднем

дошкольном возрасте используются задачи типа загадок, составление

изображений предметов из частей, руководство словесным описанием

11

предметов.

В

старшем

дошкольном

возрасте

используются

задания,

требующие от детей подробное словесное описание предметов и их свойств.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не

ограничивающийся

рамками

дошкольного

детства

и

имеющий

свою

предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться

правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие

представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь

пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств

самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. [20,с.49].

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование

представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,

положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.[13,с.58] Значение

сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.

Именно

этот

возраст

наиболее

благоприятен

для

совершенствования

деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем

мире. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой»

сенсорного воспитания[3,с.14].

Сенсорное развитие с одной стороны составляет фундамент общего

умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное

значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного

обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой

деятельности. С восприятия предметов и явлений окружающего мира

начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление,

воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом

их

переработки.

Поэтому

нормальное

интеллектуальное

развитие

невозможно без опоры на полноценное восприятие. В каждом возрасте перед

сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено

сенсорной культуры.

Таким образом, можно так же выделить задачи в сенсорном воспитании и

развитии детей, исходя из их возраста.

12

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует

создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими

игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму

и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об

основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя

предметами по величине.

У ребенка на третьем году жизни появляется

стремление более четко следовать образцу, который задан взрослым,

совершенствуется координация движений руки под контролем глаза, что

позволяет

справляться

с

такими

заданиями,

как

игра

с

мозаикой,

строительными наборами, рисование кистью и карандашом. На третьем году

жизни задачи сенсорного развития существенно усложняются, что связанно с

общим психофизическим развитием, прежде всего началом формирования

новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др.)

Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны:

устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических

фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами.

В

активный словарь ребенка входят слова-названия, связанные с формой,

цветом, величиной. Необходимо помнить, что в условиях ограниченности

притока впечатлений дети испытывают "сенсорный голод", ведущий к

значительным задержкам общего развития.

Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических

фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами

ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам

обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-

эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все

более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у

детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов,

13

расчленять

форму

предметов,

выделять

отдельные

измерения

величины[20,с.54].

Ведущей формой сенсорного воспитания, как считают педагоги (Н.Н.

Поддъяков, В.Н. Аванесова, Н.П. Сакулина и др.) являются занятия,

основанные на прямом обучающем воздействии педагога, его указаниях и

образцах словесного, наглядного и действенного характера. Планомерное

развитие у детей восприятия и представлений о цвете, форме, величине

предметов

осуществляется

в

процессе

обучения

изобразительной

деятельности, конструированию, познавательному развитию и др. [16,12]

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию,

знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и

грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует

постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так,

для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом,

ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета,

материала. Конструирование требует тщательного исследования формы

предмета

(образца),

его

структуры

и

строения.

Ребенок

выясняет

взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со

свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во

внешних

свойствах

предметов

невозможно

получить

объективные

представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их

сезонных

изменениях.

Формирование

элементарных

математических

представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их

разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты

огромную роль играет фонематический слух - точное дифференцирование

речевых звуков - и зрительное восприятие начертания букв. [14,с.61]. В

современной системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями

определенное

место

отводится

занятиям

иного

характера,

которые

проводятся в форме организованных дидактических игр. На занятиях такого

рода сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в

14

игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений

ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе

учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (прятания и

поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных

ситуаций, соревнования в достижении результата).

Важное значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и

игрушками

наборами

геометрических

фигур,

сборно-разборными

игрушками,

вкладышами

и

др.).

Эти

упражнения,

основанные

на

практических

действиях

каждого

ребенка

с

деталями

дидактических

игрушек, материалов (собрать, разложить, составить целое из частей,

вложить

в

отверстие

соответствующей

формы

и

др.),

позволяют

совершенствовать сенсорный опыт ребенка, являются полезными для

закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов.[15,7]

Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования

ловкости

рук

таят

в

себе

народные

игрушки:

башенки,

матрешки,

разнообразные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность

этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает

умение

действовать

на

основе

различения

формы,

величины,

цвета

предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И

все

это

своеобразное

обучение

элементарным

знаниям

и

умениям

осуществляются в формах увлекательных и доступных ребенку.[4,21]

Педагоги Пилюгина Э. Г., Зворыгина Е.В., Карпинская Н.С., Кононова

И.М. Новоселова С. Л, Т.В. Башаева и др. разработали специальные занятия,

дидактические игры, упражнения, способствующие сенсорному воспитанию

детей. Многие педагоги-практики предлагают познакомить детей с цветами

радуги через художественное слово, поэты пишут стихотворения для детей,

среди них есть такие авторы: А. Венгер «Цвета радуги», Л.Б. Дерягина

«Сказка о том, как на свете появились краски», Н. Ефремова «Цветная

страна».[4, 6,7]

15

Таким образом, сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические

воздействия,

обеспечивающие

формирование

чувственного

опыта

и

совершенствование

ощущений

и

восприятия.

Используя

особую

восприимчивость детей к педагогическим воздействиям, направленным на

развитие сенсорного восприятия, можно добиться достижения ими к пяти

годам уровня такого развития, обычно наблюдающегося лишь к концу

дошкольного детства.

4. Заключение

С рождения природа наделяет человека глазами, ушами и тактильными

рецепторами. Это все позволяет ребенку с самого раннего возраста

установить тесный контакт с внешним миром. Эти органы, являются

периферической частью анализаторов, центр которых находится в головном

мозге.

В новом государственном стандарте дошкольного образования отмечено,

что

содержание

образовательной

области

"Познавательное

развитие"

направлено

на

достижение

целей

развития

у

детей

познавательных

интересов,

интеллектуального

развития

детей

через

решение

задач,

включающих и сенсорное развитие. Ребенка нужно научить улавливать

определенный ритм в расположении отдельных цветовых тонов, отличать

сочетания теплых цветов от сочетаний холодных,

обследовать эти сочетания.

Научить воспринимать форму, что предполагает развитие умения зрительно

дробить предмет на отдельные элементы, соответствующие различным

геометрическим образцам, и определять соотношение этих элементов между

собой.

Без целенаправленного воспитания усвоение происходит стихийно, и оно

нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому необходима

организация систематической работы педагога с детьми по развитию и

обогащению чувственного опыта ребенка, который будет способствовать

формированию его представлений о свойствах и качествах предметов.

16

Таким образом, развитие восприятия в дошкольном возрасте - это сложный,

многоаспектный процесс, который способствует тому, чтобы ребенок все

точнее, четче отображал окружающий мир, научился различать нюансы

действительности и благодаря этому мог успешнее адаптироваться в ней.

5. Литература

1. Буянова, Р. Сенсорное развитие детей [ТЕКСТ] / Р. Буянова //Социальная

работа. - №12. 2006. с.34-39.

2. Важова, С.А. Сенсорное воспитание в младшей группе [ТЕКСТ] / С.А.

Важова //Воспитатель ДОУ.- №11. 2008. с.51-59.

3. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников.

[ТЕКСТ] / В.П. Вартан. -

Мн.: БрГУ, 2007. с.322

4

Венгер

,

Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет.

Книга для воспитателя детского сада [ТЕКСТ] / Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина,

Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. - М., 2008.

с.269

5.Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. [ТЕКСТ] / Н.Ф. Губанова -

М.:Мозаика-Синтез, 2008

6. Дерягина, Л.Б. Сказка о том, как на свете появились краски [ТЕКСТ] /Л.Б.

Дерягина// Журнал Дошкольная педагогика. – №6 (15) .2003. с. 43 – 45.

7. Дерягина, Л.Б. Радуга-дуга: Запоминаем цвета, развиваем речь и

художественный вкус. [ТЕКСТ]

: пособие для детей, родителей и

воспитателей/ Л.Б. Дерягина. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. –

с.32.

8. История дошкольной педагогики [ТЕКСТ]: /Под ред. Литвина. – М.:

Просвещение, 1989. с.58 – 92, 216 – 224.

17

9.

Ивакина, Г.А. Сенсорное воспитание в умственном развитии детей

раннего возраста[ТЕКСТ] / Г.А. Ивакина //Воспитатель ДОУ .

№1. 2010.

с.105-111

10.

Ковалева, Л.А. Предметно-развивающая среда в яслях[ТЕКСТ] /

Л.А.

Ковалева //ВоспитательДОУ .№1 2008. С.24-28.

11

.

Козлова, С.А., Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студ. сред.

пед. учеб. Заведений [ТЕКСТ] / С.А. Козлова, Т.А Куликова./ Издательский

центр Академия. - М., 2007. с.437 (с.136-149)

12.

Комарова ,Т.С., Сакулина Н.П. , Н.Б. Халезова и др. Методика обучения

изобразительной деятельности и конструированию. /Учеб. пособие для уч.

пед. учлилищ по спец. 03.08 «Дошк. восп.» [ТЕКСТ] / Под ред. Т.С.

Комаровой, 4-е изд., доп. раб. - М.,2007. с.154

13.

Костюк, И. Гармоническая атмосфера Монтессори [ТЕКСТ] / И.

Костюк // Дошкольное воспитание. - М., №11.2008. с.28-32.

14. Любина, Г. Вербальные и невербальные средства коммуникации в

Монтессори - группе[ТЕКСТ] / Г. Любина // Дошкольное воспитание. - М.,

2007.

с.160

15. Нечаева, И.Ю. Система сенсорного развития детей [ТЕКСТ] / И.Ю

Нечаева //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №1.

2010. с.58-70.

16. Пилюгина ,Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего

возраста. Пособие для воспитателя детского сада.

[ТЕКСТ] / Э.Г. Пилюгина

- М., 2008. с.259

17. Психология ощущений и восприятия: Учеб. пос. для вузов [ТЕКСТ] /

Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. - 2-е изд.,

испр. и доп. - М.: ЧеРо, 2008. с.358

18. Сорокина, М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика.

Учеб.пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений.

[ТЕКСТ] / М.Г.

Сорокина - М., Издательский центр « Академия». - М., 2009. с.365

18

19. Тихеева, Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их

возрастные особенности.

[ТЕКСТ] /

Е.И. Тихеева // Дошкольное воспитание.

- М., №10. 2006. с.48-50.

20. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред.

пед. учеб. заведений.

[ТЕКСТ] /

Г.А. Урунтаева - 6-е изд., стереотип. - М.:

Издательский центр «Академия», 2006.

с. 461

21. Усова, А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания

дошкольника [ТЕКСТ] / А.П. Усова //Теория и практика сенсорного

воспитания в детском саду. - М., 2008. с.371

22. Фридрих Фребель. Будем жить ради своих детей[ТЕКСТ] / Сост.

предисловие А.М.Волумбаева. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2009. с.249

19



В раздел образования