Напоминание

внеклассное занятие: "Его величество Бал"


Автор: Каблова Екатерина Игоревна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №269 "Школа здоровья"
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: внеклассное занятие: "Его величество Бал"
Раздел: начальное образование





Назад




Цель: знакомить с элементами бальной культуры и с основными танцевальными

фигурами полонеза и польки.

Задачи:

1.

Знакомить с правилами поведения на балу

2.

Учить составлять приглашение на торжественное мероприятие с учётом правил

этикета.

3.

Расширить знание учащихся о традициях бального костюма.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Традицию собирать всех дворян, чиновных особ, известнейших купцов, корабельных

мастеров и канцелярских служителей с жёнами и детьми "для забавы" увеселения "для

рассуждения и разговоров дружеских", танцев галантных, упражнений и музыки ввёл

император Пётр I - и название им велено дать ассамблеи, которые далее стали

именоваться балы.

Давно прошла эпоха пышных балов и маскарадов, но вновь и вновь мы в своих мечтах

возвращаемся в те давние времена. Сегодня я хозяйка нашего бала!

Мы, к сожалению, не сможем полностью воссоздать атмосферу старинного бала, но

сможем познакомиться с некоторыми элементами бальной культуры.

Я свечи зажигаю и молчу.

И смотрит мне в глаза волшебник-вечер,

Рукою тьмы, притронувшись к плечу.

Впервые бала зажигаю свечи.

Волшебный Бал - мечта Принцесс,

Прекрасных принцев взгляд желанный.

И сказка воплотится здесь

Для вас подарком долгожданным.

Сегодня мы с вами узнаем основные правила поведения на балах и во время танцев,

напишем своё приглашение на бал. Подберем, какая одежда подойдет для бала и конечно

же потанцуем!

Ребята, вы разделены на 4 группы, каждая группа получит своё задание. И я надеюсь, что

вы открыв для себя новые знания, поделитесь ими с товарищами.

На ваших столах лежат задания, переверните листок. Первая группа прочитайте ваше

задание…2,3,4.

Всем понятно задание, приступайте, на выполнение задания вам отводится 3 минуты

(включаю музыку).

1 группа задание: по иллюстрациям сформулировать общие правила поведения н балу.

1 картинка:

Выберете верный ответ под картинкой:

1.

Главный в танцевальном зале – гость бала. Его нужно слушаться беспрекословно,

не спорить с ним и не устраивать скандалов.

2.

Главный в танцевальном зале - распорядитель бала. Его нужно слушаться

беспрекословно, не спорить с ним и не устраивать скандалов. Распорядитель

отвечает за порядок в зале.

3.

Главные в танцевальном зале – хозяин и хозяйка бала. Их нужно слушаться

беспрекословно, не спорить с ним и не устраивать скандалов.

2 картинка:

Выберете верный ответ под картинкой:

1.

Дама должна строго наблюдать, чтобы кавалер был у нее с левой стороны, как во

время танцев, так и идя с ней по зале.

2.

Дама должна строго наблюдать, чтобы кавалер был у нее с правой стороны, как во

время танцев, так и идя с ней по зале.

3 картинка:

1. Во время парадных танцев (полонеза, менуэта) вставать следует только позади уже

стоящих пар.

2. Во время парадных танцев (полонеза, менуэта) вставать следует в любое место

танцевального зала.

3. 1. Во время парадных танцев (полонеза, менуэта) вставать следует по кругу лицом друг

к другу.

Работа по проверке: (картинка на экране)

- Сформулируйте основные правила поведения на балу.

2 группа задание: составьте приглашение на сегодняшний бал, учитывая основные

правила.

Основные правила:

Должно быть указано, кто приглашает (Каблова Е.И) на бал, когда (дата и время) и где

(школа №269, 2 этаж) состоится бал.

Должно получиться следующее: «Учитель Каблова Екатерина Игоревна просит оказать ей

честь, пожаловать на бал, сего февраля 17 дня 2017 года в школу №269 в 3 часа».

Проверяем на доске текст, читаем, соглашаемся. Вы справились с заданием, а теперь

давайте послушаем как звучало приглашение на бал в 19 веке.

На доске образец:

- Любой бал начинался с приглашения. Адресаты должны были получить его за три

недели, и дать ответ - будут или нет. Того, что мы написали в приглашение достаточно,

вся остальная информация была излишня - все и так знали прочие бальные условности.

3 группа задание: ваше задание выбрать для кукол одежду подходящую для бал.

Проверка:

На бал люди приходили одетыми парадно. Кавалеры - во фраке, смокинге или костюме (в

зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках. Причем в

руководствах дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше

прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще. Военные приходили в

мундирах. Костюмы кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в

классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в

ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор.

Дамы и девушки одевались в платья по последней моде, каждое из которых шилось на 1-2

бала.

- Как вы считаете, платья какого цвета могла надеть бала? (ответы детей)

Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо - например,

в 24 января 1888 г. в С.-Петербурге проводился изумрудный бал, на котором все

присутствующие были одеты в соответствующий цвет), для девушек платья шились

белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового, светло-бежевого. К платью

подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток

считалось безвкусным). Дамы могли украсить себя головным убором - например, беретом.

Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть

открыта.

- Как вы считаете, могли ли дамы надеть на себя все украшения, которые у них есть.

Украшения дам могли быть любыми - главное, чтобы они были подобраны со вкусом.

Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений -

подвеска на шее, скромный браслетик.

Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным -

открытые шея и плечи. При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться

в свете без ювелирных украшений по шее - цепочки с кулоном, колье - что-либо было

надето обязательно. Феликс Юсупов в своих воспоминаниях описывает такой случай: его

родители, граф Сумароков-Эльстон и княгиня Юсупова, пошли на представление в

Мариинский театр. В антракте в их ложу зашла фрейлина императрицы Марии

Федоровны и попросила княгиню снять фамильный бриллиант, висевший на шее Зинаиды

Юсуповой, т. к. императрица в тот день не украсила себя бриллиантом такой величины.

Княгиня немедленно исполнила это, но, т. к. другого украшения на шею у нее не было,

супружеская пара вынуждена была покинуть театр.

4 группа задание: разыграть приглашение на танец

Основные правила:

Кавалер, приглашающий даму на танец, подходит к ней и, изящно поклонившись, делает

приглашение в самой вежливой и деликатной форме: "Позвольте мне иметь удовольствие

пригласить Вас на [танец]". Если же приглашаемая хорошо Вам знакома, то просто: "Не

откажите мне в удовольствии танцевать с Вами". Также возможно, чтобы пригласить

понравившуюся даму, подойти к ней, сделать поклон и подать правую руку (говорить что-

либо при этом не обязательно). Дама, принимая приглашение, подает кавалеру левую

руку.

Кавалеру рекомендовалось делать приглашение в виде комплимента: "Вы так прекрасны

сегодня, что любоваться Вами - одно удовольствие. Надеюсь, Вы подарите мне счастье

любоваться Вами в мазурке?".

Когда кавалер приглашает даму, то она в знак согласия наклоняет голову, говоря: "с

удовольствием", "хорошо", в случае несогласия даме также дозволительно промолчать и

ответить на приглашение кавалера лишь жестом, или: "сожалею, я уже обещала", или: "я

уже танцую". Но при этом дама может предложить кавалеру другой танец на свой выбор

или выбор кавалера.

Молодцы все справились со своими заданиями и теперь кавалеры могут пригласить своих

дам и мы откроем наш бал торжественным полонезом, танцем-шествием, в котором

принимают участие все приглашенные.

Строимся у выхода в коридор и выходим друг за другом.

Танец «Полонез».

Бал наш открыт, и теперь я хочу с вами станцевать ещё один очень весёлый и озорной

танец «Полька».

Танец «Полька».

Кавалеры рассаживайте своих дам по местам.

Пришло время поделиться впечатлениями.

- Понравилось ли вам на балу? - Что нового вы узнали?

- Что вам запомнилось? Что было трудно?



В раздел образования