Автор: Каблова Екатерина Игоревна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №269 "Школа здоровья"
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: внеклассное занятие: "Его величество Бал"
Раздел: начальное образование
Цель: знакомить с элементами бальной культуры и с основными танцевальными
фигурами полонеза и польки.
Задачи:
1.
Знакомить с правилами поведения на балу
2.
Учить составлять приглашение на торжественное мероприятие с учётом правил
этикета.
3.
Расширить знание учащихся о традициях бального костюма.
Здравствуйте, дорогие друзья!
Традицию собирать всех дворян, чиновных особ, известнейших купцов, корабельных
мастеров и канцелярских служителей с жёнами и детьми "для забавы" увеселения "для
рассуждения и разговоров дружеских", танцев галантных, упражнений и музыки ввёл
император Пётр I - и название им велено дать ассамблеи, которые далее стали
именоваться балы.
Давно прошла эпоха пышных балов и маскарадов, но вновь и вновь мы в своих мечтах
возвращаемся в те давние времена. Сегодня я хозяйка нашего бала!
Мы, к сожалению, не сможем полностью воссоздать атмосферу старинного бала, но
сможем познакомиться с некоторыми элементами бальной культуры.
Я свечи зажигаю и молчу.
И смотрит мне в глаза волшебник-вечер,
Рукою тьмы, притронувшись к плечу.
Впервые бала зажигаю свечи.
Волшебный Бал - мечта Принцесс,
Прекрасных принцев взгляд желанный.
И сказка воплотится здесь
Для вас подарком долгожданным.
Сегодня мы с вами узнаем основные правила поведения на балах и во время танцев,
напишем своё приглашение на бал. Подберем, какая одежда подойдет для бала и конечно
же потанцуем!
Ребята, вы разделены на 4 группы, каждая группа получит своё задание. И я надеюсь, что
вы открыв для себя новые знания, поделитесь ими с товарищами.
На ваших столах лежат задания, переверните листок. Первая группа прочитайте ваше
задание…2,3,4.
Всем понятно задание, приступайте, на выполнение задания вам отводится 3 минуты
(включаю музыку).
1 группа задание: по иллюстрациям сформулировать общие правила поведения н балу.
1 картинка:
Выберете верный ответ под картинкой:
1.
Главный в танцевальном зале – гость бала. Его нужно слушаться беспрекословно,
не спорить с ним и не устраивать скандалов.
2.
Главный в танцевальном зале - распорядитель бала. Его нужно слушаться
беспрекословно, не спорить с ним и не устраивать скандалов. Распорядитель
отвечает за порядок в зале.
3.
Главные в танцевальном зале – хозяин и хозяйка бала. Их нужно слушаться
беспрекословно, не спорить с ним и не устраивать скандалов.
2 картинка:
Выберете верный ответ под картинкой:
1.
Дама должна строго наблюдать, чтобы кавалер был у нее с левой стороны, как во
время танцев, так и идя с ней по зале.
2.
Дама должна строго наблюдать, чтобы кавалер был у нее с правой стороны, как во
время танцев, так и идя с ней по зале.
3 картинка:
1. Во время парадных танцев (полонеза, менуэта) вставать следует только позади уже
стоящих пар.
2. Во время парадных танцев (полонеза, менуэта) вставать следует в любое место
танцевального зала.
3. 1. Во время парадных танцев (полонеза, менуэта) вставать следует по кругу лицом друг
к другу.
Работа по проверке: (картинка на экране)
- Сформулируйте основные правила поведения на балу.
2 группа задание: составьте приглашение на сегодняшний бал, учитывая основные
правила.
Основные правила:
Должно быть указано, кто приглашает (Каблова Е.И) на бал, когда (дата и время) и где
(школа №269, 2 этаж) состоится бал.
Должно получиться следующее: «Учитель Каблова Екатерина Игоревна просит оказать ей
честь, пожаловать на бал, сего февраля 17 дня 2017 года в школу №269 в 3 часа».
Проверяем на доске текст, читаем, соглашаемся. Вы справились с заданием, а теперь
давайте послушаем как звучало приглашение на бал в 19 веке.
На доске образец:
- Любой бал начинался с приглашения. Адресаты должны были получить его за три
недели, и дать ответ - будут или нет. Того, что мы написали в приглашение достаточно,
вся остальная информация была излишня - все и так знали прочие бальные условности.
3 группа задание: ваше задание выбрать для кукол одежду подходящую для бал.
Проверка:
На бал люди приходили одетыми парадно. Кавалеры - во фраке, смокинге или костюме (в
зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках. Причем в
руководствах дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше
прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще. Военные приходили в
мундирах. Костюмы кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в
классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в
ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор.
Дамы и девушки одевались в платья по последней моде, каждое из которых шилось на 1-2
бала.
- Как вы считаете, платья какого цвета могла надеть бала? (ответы детей)
Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо - например,
в 24 января 1888 г. в С.-Петербурге проводился изумрудный бал, на котором все
присутствующие были одеты в соответствующий цвет), для девушек платья шились
белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового, светло-бежевого. К платью
подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток
считалось безвкусным). Дамы могли украсить себя головным убором - например, беретом.
Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть
открыта.
- Как вы считаете, могли ли дамы надеть на себя все украшения, которые у них есть.
Украшения дам могли быть любыми - главное, чтобы они были подобраны со вкусом.
Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений -
подвеска на шее, скромный браслетик.
Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным -
открытые шея и плечи. При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться
в свете без ювелирных украшений по шее - цепочки с кулоном, колье - что-либо было
надето обязательно. Феликс Юсупов в своих воспоминаниях описывает такой случай: его
родители, граф Сумароков-Эльстон и княгиня Юсупова, пошли на представление в
Мариинский театр. В антракте в их ложу зашла фрейлина императрицы Марии
Федоровны и попросила княгиню снять фамильный бриллиант, висевший на шее Зинаиды
Юсуповой, т. к. императрица в тот день не украсила себя бриллиантом такой величины.
Княгиня немедленно исполнила это, но, т. к. другого украшения на шею у нее не было,
супружеская пара вынуждена была покинуть театр.
4 группа задание: разыграть приглашение на танец
Основные правила:
Кавалер, приглашающий даму на танец, подходит к ней и, изящно поклонившись, делает
приглашение в самой вежливой и деликатной форме: "Позвольте мне иметь удовольствие
пригласить Вас на [танец]". Если же приглашаемая хорошо Вам знакома, то просто: "Не
откажите мне в удовольствии танцевать с Вами". Также возможно, чтобы пригласить
понравившуюся даму, подойти к ней, сделать поклон и подать правую руку (говорить что-
либо при этом не обязательно). Дама, принимая приглашение, подает кавалеру левую
руку.
Кавалеру рекомендовалось делать приглашение в виде комплимента: "Вы так прекрасны
сегодня, что любоваться Вами - одно удовольствие. Надеюсь, Вы подарите мне счастье
любоваться Вами в мазурке?".
Когда кавалер приглашает даму, то она в знак согласия наклоняет голову, говоря: "с
удовольствием", "хорошо", в случае несогласия даме также дозволительно промолчать и
ответить на приглашение кавалера лишь жестом, или: "сожалею, я уже обещала", или: "я
уже танцую". Но при этом дама может предложить кавалеру другой танец на свой выбор
или выбор кавалера.
Молодцы все справились со своими заданиями и теперь кавалеры могут пригласить своих
дам и мы откроем наш бал торжественным полонезом, танцем-шествием, в котором
принимают участие все приглашенные.
Строимся у выхода в коридор и выходим друг за другом.
Танец «Полонез».
Бал наш открыт, и теперь я хочу с вами станцевать ещё один очень весёлый и озорной
танец «Полька».
Танец «Полька».
Кавалеры рассаживайте своих дам по местам.
Пришло время поделиться впечатлениями.
- Понравилось ли вам на балу? - Что нового вы узнали?
- Что вам запомнилось? Что было трудно?