Автор: Лаврова Ольга Александровна
Должность: Перподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ НСО "Новосибирский автотранспортный колледж"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Метод социальных проектов как способ организации научно- исследовательской деятельности обучающихся.
Раздел: среднее профессиональное
Метод социальных проектов как способ организации научно-
исследовательской деятельности обучающихся.
Актуальность темы связана с тем, что созданные в стране социальные и
экономические условия предъявляют высокие требования в подготовке
специалистов. В «Стратегии инновационного развития Российской
Федерации на период до 2030 года» сформулированы идеи о переходе на
современные методы и технологии в учебном процессе, ориентированные на
непрерывное развитие и совершенствование в дальнейшем творческого
мышления, формирование компетенций, связанных со способностью и
готовностью к непрерывному образованию, постоянному
совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной
мобильности, способностью к критическому мышлению, умение работать
самостоятельно.
В Федеральном « Законе об образовании» говорится о направленности
среднего профессионального образования на решение задач
интеллектуального, культурного и профессионального развития человека.
Одним из направлений совершенствования образовательного процесса
является научно- исследовательская деятельность, которая выступает в
роли воспитательной среды, направленной на становление востребованного
специалиста. Основная тенденция развития Российского образования
реализована в ФГОС среднего профессионального образования разработаны
на основе компетентностного подхода. В требованиях ФГОС сформированы
две группы компетенций: общекультурные и профессиональные (ОК и ПК).
Дисциплина « история» формируют напрямую ОК, направленные на
готовность и способность студентов к саморазвитию, ценностно- смысловым
установкам, отражающим индивидуально- личностные позиции, социальные
компетенции, гражданскую идентичность. Особенностью стандартов
является ориентация на потребителя образовательных услуг, внедрение
новых требований к обучению, воспитание и формирование
профессионально - личностных качеств студента. Будущий специалист
должен творчески мыслить, самостоятельно принимать решения в
затруднительных ситуациях, ориентироваться в социальном пространстве.
Поэтому исследовательская деятельность является важной образовательной
технологией и помогает превратить процесс обучения в результативную
творческую работу, стимулируя личностное развитие и процесс
социализации.
В Программе развития ГБПОУ НСО « Новосибирский автотранспортный
колледж» на 2020- 2022 г. » активизации познавательной является
приоритетным направлением, создаются организационно-педагогические
условия для формирования инновационных компетенций у участников
образовательного процесса, выявляются одаренные студенты, проводится
их подготовка к предметным олимпиадам, научно-практическим
конференциям. В Плане воспитания и социализации обучающихся на 2022-
2023 г. большое значение уделяется успешной социализации студентов, их
самореализации и совершенствования в обществе, становлению духовно-
нравственной, развивающейся, здоровой личностью с активной жизненной
позицией. Исследовательская деятельность при изучении общественных
дисциплин связана с утверждением в сознании обучающихся социально
значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к
культурным традициям и историческому прошлому России, своей малой
Родины.
Федеральные Государственные образовательные стандарты среднего
профессионального образования (ФГОС СПО) специальностей: 23.02.01.
« Организация перевозок и управления на транспорте (по видам), 23.02.03
« Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»,
23.02.05 « Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики
(по видам транспорта, за исключением водного), 23.02.07 « Техническое
обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей,
предъявляют требования к результатам освоения программы
подготовки специалистов среднего звена: организовывать собственную
деятельность, осуществлять поиск и использование информации,
необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития, работать в коллективе и
команде, брать на себя ответственность за работу членов команды,
самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, осознанно планировать повышение квалификации. Таким образом,
будущий специалист должен творчески мыслить, самостоятельно принимать
решения в затруднительных ситуациях, ориентироваться в социальном
пространстве. Поэтому исследовательская деятельность является важной
образовательной технологией в колледже и помогает превратить процесс
обучения в результативную работу, стимулируя личностное развитие и
процесс социализации. От того насколько эффективно выпускник сможет
адаптироваться в социальной среде зависит не только его профессиональная
карьера, но и будущее в области транспорта, и в какой- то степени развитие
нашей страны.
Ключевые компетентности многообразны и метапредметны, реализуются в
методе учебных проектов. Моя педагогическая деятельность основана на
личностно - ориентированном (в центре находится обучаемый как
активный участник) и коммуникативный (обучаемый находится во
взаимодействии с другими) подходах. Личностно - ориентированное
обучение развивает такие компетенции обучающихся как : ценностно-
познавательные, общекультурные, учебно- познавательные,
информационные, социально- трудовые, самосовершенствование. При
коммуникативном подходе в центре процесса обучения находится
непосредственно обучаемый, а система обучения предполагает
максимальный учет индивидуальных, психологических и возрастных
особенностей личности, используются коллективные формы работы с
решением проблемных задач, с сотрудничеством между преподавателем и
студентом. Оба похода предполагают практическую направленность и
использование знаний в учебной деятельности. Деятельностные
образовательные методики, в отличие от традиционных методов обучения,
обеспечивают не только передачу фактического материала, но и создают
условия для социально продуктивного влияния на обучающихся. Проектная
деятельность формирует эмоционально - ценностные отношения к истории,
позволяет решать практико – ориентированные задачи. Она объединяет
региональную, отечественную, мировую историю и создает у обучающихся
представление о многомерности исторического процесса.Действенным
воспитательным инструментом, позволяющим формировать у студентов
необходимые социальные навыки и ценностные ориентиры, является метод
социальных проектов . Социальное проектирование – это целенаправленная
деятельность обучающихся, при которой разрабатываются различные
варианты решения социальных проблем. Данная деятельность предполагает
создание студентами в ходе осуществления проекта социально значимого
продукта, который является средством разрешения социальной проблемы,
воспринимаемой ими как личностно-значимая.
Гражданско - патриотическое воспитание студентов я считаю одним из
главных направлений в педагогической деятельности. Патриотизм и
культура межнациональных отношений имеют большое значение
социальном, духовном, нравственном развитии личности. Особое значение в
патриотическом воспитании имеет изучение студентами истории, в процессе
которого происходит осмысление ими исторического опыта народа,
формируется целостное отношение к отечественной культуре,
обуславливающее их гражданскую позицию, выбор направлений и способов
самореализации в практике. Реализация патриотического воспитания только
при помощи знаний невозможна, поэтому появляется необходимость в
совместной деятельности, связанной с социальными проектами. В работе по
гражданско - патриотическому воспитанию я не только привлекаю
студентов колледжа к социальной инновационной деятельности, но и
направляю их на изучение особенностей будущей профессии. Как
справедливо писал Ключевский: «Каждый из нас должен быть хоть
немного историком, чтобы стать сознательно действующим гражданином».
Научно- исследовательские проекты: « Бесконечны павших списки»,
« Мгновенье подвига»
Духовно- нравственные проекты: « Учительство неутраченное искусство»
Социальные проекты: « Гражданином быть обязан», « Хранители памяти»,
« Вместе целая страна», «Чем дольше в будущее входим, тем больше
прошлым дорожим», участие во Всероссийских акциях « Георгиевская
ленточка», « Свеча памяти», в шествии Бессмертного полка.
Формы реализации социального проекта: практикумы, исторические
журналы, научно - практические конференции, семинары, уроки мужества.
Можно оценивать в социальном проектировании степень самостоятельности
выполнении различных этапов, уровень сложности и степень владения
использованными методиками оригинальность идеи, способ решения
проблемы, осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта
или исследования, владение самоанализом работы, творческий подход в
подготовке объектов наглядности презентации социальное и прикладное
значение полученных результатов.
Студенческий возраст – важнейший этап формирования гражданско -
патриотического воспитания. На этом этапе патриотические установки
оказываются наиболее эффективными и переходят во взрослую жизнь. В
ходе работы над социальными проектами студенты изучали нормативно-
правовую базу российского законодательства по национальным отношениям,
анализировали различные источники по общественно – политическим
дисциплинам и материалам краеведения, проводили социологические
опросы, выступали на научно - практических конференциях, приняли
активное участие в социальной инновационной деятельности. Практическое
значение связано с приобщением студентов колледжа к социально
значимому проекту, внедрением современных методов по патриотическому
воспитанию, повышение знаний по национальной культуре, использование
полученных результатов в процессе обучения общественно-политических
дисциплин.
Патриотическое воспитание молодежи является эффективным
образовательным механизмом, ведь именно от того, какие ценности,
взгляды преобладают в ее среде, зависит культурное, социально-
экономическое и культурное развитие общества и государства.
Литература.
1. Государственная программа « Патриотическое воспитание граждан на
2021- 2024 г.»
2.Вырщиков А. Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в
современном обществе: монография. – Волгоград, 2016.
3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении-
М, 2015 г.