Напоминание

Метод социальных проектов как способ организации научно- исследовательской деятельности обучающихся.


Автор: Лаврова Ольга Александровна
Должность: Перподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ НСО "Новосибирский автотранспортный колледж"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Метод социальных проектов как способ организации научно- исследовательской деятельности обучающихся.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Метод социальных проектов как способ организации научно-

исследовательской деятельности обучающихся.

Актуальность темы связана с тем, что созданные в стране социальные и

экономические условия предъявляют высокие требования в подготовке

специалистов. В «Стратегии инновационного развития Российской

Федерации на период до 2030 года» сформулированы идеи о переходе на

современные методы и технологии в учебном процессе, ориентированные на

непрерывное развитие и совершенствование в дальнейшем творческого

мышления, формирование компетенций, связанных со способностью и

готовностью к непрерывному образованию, постоянному

совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной

мобильности, способностью к критическому мышлению, умение работать

самостоятельно.

В Федеральном « Законе об образовании» говорится о направленности

среднего профессионального образования на решение задач

интеллектуального, культурного и профессионального развития человека.

Одним из направлений совершенствования образовательного процесса

является научно- исследовательская деятельность, которая выступает в

роли воспитательной среды, направленной на становление востребованного

специалиста. Основная тенденция развития Российского образования

реализована в ФГОС среднего профессионального образования разработаны

на основе компетентностного подхода. В требованиях ФГОС сформированы

две группы компетенций: общекультурные и профессиональные (ОК и ПК).

Дисциплина « история» формируют напрямую ОК, направленные на

готовность и способность студентов к саморазвитию, ценностно- смысловым

установкам, отражающим индивидуально- личностные позиции, социальные

компетенции, гражданскую идентичность. Особенностью стандартов

является ориентация на потребителя образовательных услуг, внедрение

новых требований к обучению, воспитание и формирование

профессионально - личностных качеств студента. Будущий специалист

должен творчески мыслить, самостоятельно принимать решения в

затруднительных ситуациях, ориентироваться в социальном пространстве.

Поэтому исследовательская деятельность является важной образовательной

технологией и помогает превратить процесс обучения в результативную

творческую работу, стимулируя личностное развитие и процесс

социализации.

В Программе развития ГБПОУ НСО « Новосибирский автотранспортный

колледж» на 2020- 2022 г. » активизации познавательной является

приоритетным направлением, создаются организационно-педагогические

условия для формирования инновационных компетенций у участников

образовательного процесса, выявляются одаренные студенты, проводится

их подготовка к предметным олимпиадам, научно-практическим

конференциям. В Плане воспитания и социализации обучающихся на 2022-

2023 г. большое значение уделяется успешной социализации студентов, их

самореализации и совершенствования в обществе, становлению духовно-

нравственной, развивающейся, здоровой личностью с активной жизненной

позицией. Исследовательская деятельность при изучении общественных

дисциплин связана с утверждением в сознании обучающихся социально

значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к

культурным традициям и историческому прошлому России, своей малой

Родины.

Федеральные Государственные образовательные стандарты среднего

профессионального образования (ФГОС СПО) специальностей: 23.02.01.

« Организация перевозок и управления на транспорте (по видам), 23.02.03

« Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»,

23.02.05 « Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики

(по видам транспорта, за исключением водного), 23.02.07 « Техническое

обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей,

предъявляют требования к результатам освоения программы

подготовки специалистов среднего звена: организовывать собственную

деятельность, осуществлять поиск и использование информации,

необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,

профессионального и личностного развития, работать в коллективе и

команде, брать на себя ответственность за работу членов команды,

самостоятельно определять задачи профессионального и личностного

развития, осознанно планировать повышение квалификации. Таким образом,

будущий специалист должен творчески мыслить, самостоятельно принимать

решения в затруднительных ситуациях, ориентироваться в социальном

пространстве. Поэтому исследовательская деятельность является важной

образовательной технологией в колледже и помогает превратить процесс

обучения в результативную работу, стимулируя личностное развитие и

процесс социализации. От того насколько эффективно выпускник сможет

адаптироваться в социальной среде зависит не только его профессиональная

карьера, но и будущее в области транспорта, и в какой- то степени развитие

нашей страны.

Ключевые компетентности многообразны и метапредметны, реализуются в

методе учебных проектов. Моя педагогическая деятельность основана на

личностно - ориентированном (в центре находится обучаемый как

активный участник) и коммуникативный (обучаемый находится во

взаимодействии с другими) подходах. Личностно - ориентированное

обучение развивает такие компетенции обучающихся как : ценностно-

познавательные, общекультурные, учебно- познавательные,

информационные, социально- трудовые, самосовершенствование. При

коммуникативном подходе в центре процесса обучения находится

непосредственно обучаемый, а система обучения предполагает

максимальный учет индивидуальных, психологических и возрастных

особенностей личности, используются коллективные формы работы с

решением проблемных задач, с сотрудничеством между преподавателем и

студентом. Оба похода предполагают практическую направленность и

использование знаний в учебной деятельности. Деятельностные

образовательные методики, в отличие от традиционных методов обучения,

обеспечивают не только передачу фактического материала, но и создают

условия для социально продуктивного влияния на обучающихся. Проектная

деятельность формирует эмоционально - ценностные отношения к истории,

позволяет решать практико – ориентированные задачи. Она объединяет

региональную, отечественную, мировую историю и создает у обучающихся

представление о многомерности исторического процесса.Действенным

воспитательным инструментом, позволяющим формировать у студентов

необходимые социальные навыки и ценностные ориентиры, является метод

социальных проектов . Социальное проектирование – это целенаправленная

деятельность обучающихся, при которой разрабатываются различные

варианты решения социальных проблем. Данная деятельность предполагает

создание студентами в ходе осуществления проекта социально значимого

продукта, который является средством разрешения социальной проблемы,

воспринимаемой ими как личностно-значимая.

Гражданско - патриотическое воспитание студентов я считаю одним из

главных направлений в педагогической деятельности. Патриотизм и

культура межнациональных отношений имеют большое значение

социальном, духовном, нравственном развитии личности. Особое значение в

патриотическом воспитании имеет изучение студентами истории, в процессе

которого происходит осмысление ими исторического опыта народа,

формируется целостное отношение к отечественной культуре,

обуславливающее их гражданскую позицию, выбор направлений и способов

самореализации в практике. Реализация патриотического воспитания только

при помощи знаний невозможна, поэтому появляется необходимость в

совместной деятельности, связанной с социальными проектами. В работе по

гражданско - патриотическому воспитанию я не только привлекаю

студентов колледжа к социальной инновационной деятельности, но и

направляю их на изучение особенностей будущей профессии. Как

справедливо писал Ключевский: «Каждый из нас должен быть хоть

немного историком, чтобы стать сознательно действующим гражданином».

Научно- исследовательские проекты: « Бесконечны павших списки»,

« Мгновенье подвига»

Духовно- нравственные проекты: « Учительство неутраченное искусство»

Социальные проекты: « Гражданином быть обязан», « Хранители памяти»,

« Вместе целая страна», «Чем дольше в будущее входим, тем больше

прошлым дорожим», участие во Всероссийских акциях « Георгиевская

ленточка», « Свеча памяти», в шествии Бессмертного полка.

Формы реализации социального проекта: практикумы, исторические

журналы, научно - практические конференции, семинары, уроки мужества.

Можно оценивать в социальном проектировании степень самостоятельности

выполнении различных этапов, уровень сложности и степень владения

использованными методиками оригинальность идеи, способ решения

проблемы, осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта

или исследования, владение самоанализом работы, творческий подход в

подготовке объектов наглядности презентации социальное и прикладное

значение полученных результатов.

Студенческий возраст – важнейший этап формирования гражданско -

патриотического воспитания. На этом этапе патриотические установки

оказываются наиболее эффективными и переходят во взрослую жизнь. В

ходе работы над социальными проектами студенты изучали нормативно-

правовую базу российского законодательства по национальным отношениям,

анализировали различные источники по общественно – политическим

дисциплинам и материалам краеведения, проводили социологические

опросы, выступали на научно - практических конференциях, приняли

активное участие в социальной инновационной деятельности. Практическое

значение связано с приобщением студентов колледжа к социально

значимому проекту, внедрением современных методов по патриотическому

воспитанию, повышение знаний по национальной культуре, использование

полученных результатов в процессе обучения общественно-политических

дисциплин.

Патриотическое воспитание молодежи является эффективным

образовательным механизмом, ведь именно от того, какие ценности,

взгляды преобладают в ее среде, зависит культурное, социально-

экономическое и культурное развитие общества и государства.

Литература.

1. Государственная программа « Патриотическое воспитание граждан на

2021- 2024 г.»

2.Вырщиков А. Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в

современном обществе: монография. – Волгоград, 2016.

3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении-

М, 2015 г.



В раздел образования