Напоминание

«Основы безопасности жизнедеятельности – важный аспект современного воспитания дошкольников»


Автор: Ольга Анатольевна Белова
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МОУ "СОШ №4" структурное подразделение дошкольные группы "Полянка"
Населённый пункт: Московская область, г.о. Воскресенск
Наименование материала: Педсовет
Тема: «Основы безопасности жизнедеятельности – важный аспект современного воспитания дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПЕДСОВЕТ

«Основы безопасности жизнедеятельности – важный аспект современного

воспитания дошкольников»

Форма проведения. Деловая игра

Цель: Формирование сознательного отношения к собственному здоровью и

навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приёмов

Задачи:

1. Активизировать деятельность педагогов в создании системы безопасной

жизнедеятельности детского и взрослого коллективов ДОУ через интеграцию

различных видов деятельности.

2.

Поиск

новых

подходов

к

моделированию

системы

безопасности

жизнедеятельности коллектива педагогов и дошкольников в ДОУ.

Ход проведения

1. Актуальность темы педсовета.

Детский сад – это целостный организм, где все, начиная от руководителя и

заканчивая обслуживающим персоналом, должны осознавать и нести полную

ответственность за сохранение своей жизни и здоровья и безопасность

доверенных им детей.

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением

человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда

люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со

временем изменились условия жизни человека, изменились и правила

безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным

движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций,

большим скоплением людей.

Формула безопасности гласит: предвидеть опасность, при возможности

избегать; при необходимости действовать.

У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков

анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким

образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив

их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не

напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим

поиск

педагогических

условий

обеспечения

социальной

безопасности

ребёнка.

Главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в

выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические

возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за

свое здоровье.

Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определенных

условий

возможно.

Необходимо

погружение

ребенка

в

особо

организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового

образа жизни без их декларирования взрослыми. Для этого важно уметь

конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в

игре.

Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и

защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с

различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Чтобы как-то повысить защищенность детей им необходимо овладеть не

такими уж сложными знаниями и умениями – наблюдательностью, умением

анализировать свои ошибки, приведшие к неприятностям, отдавать себе

отчет о возможных последствиях тех или иных своих поступков, а также

навыками грамотных действий в случае проявления опасностей. Поэтому

необходимо

сформировать

у

ребенка

сознательное

и

ответственное

отношение личной безопасности окружающих, воспитывать готовность к

эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Эти

задачи стоят как перед родителями, так и перед педагогами детских

образовательных учреждений.

2. Сообщение из опыта работы

«Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности и

жизнедеятельности в детском саду»

3. Сообщение из опыта работы

«Формирование у младших дошкольников правил безопасного поведения

через различные виды деятельности»

4. Рекомендации для воспитателей «Упражнения, запрещенные и

ограниченные к применению в дошкольном образовательном учреждении»

Деловая игра «Страницы безопасных наук»

1 задание. «Назови быстро! »

Ваша задача на листочках бумаги написать любое слово, относящееся к

возникновению опасных ситуаций (транспорт, огонь, вода, электричество,

гололед, сосульки, спички, газ, утюг, ураган, улица, собака, бомба). Все

листочки с ответами вывешиваются на доску.

Много жизненных ситуаций являются для ребенка опасными. И наша задача

их предугадать и предупредить.

Дети – самая уязвимая категория населения. Максимально защитить их от

возможной беды – обязанность взрослых. При этом каждый взрослый, в том

числе и педагог, должен чётко знать все особенности воспитания безопасного

поведения у дошкольников.

Мы открываем первую страницу книги безопасных наук и предлагаем вам

ответить на вопросы теста «Пожарная безопасность». Отмечайте правильные

ответы галочкой на ваших тестах.

1. В толковом словаре русского языка В. Даля говорится: «Пожарный —

это…»

а) поджигатель;

б) человек профессии, требующей смелости;

в) служитель пожарной команды;

г) нищий.

2. Когда пожарные России отмечают свой профессиональный праздник?

а) 6 мая;

б) 30 апреля;

в) 8 марта;

г) 12 июня.

3. Когда в нашей стране стали карать за поджог?

а) В XV веке;

б) в ХХ веке;

в) в XVII веке;

г) в XIX веке.

4. Кто первым в нашей стране издал закон о пожарной безопасности?

а) Петр I;

б) Иван Грозный;

в) В. Путин;

г) Екатерина II.

5. Какая награда ждет героя, который во время пожара спас человека?

а) Орден Славы;

б) медаль «За отвагу»;

в) медаль «Спасатель»;

г) Орден мужества.

6. В каком году Н. Д. Зелинский изобрел первый в мире противогаз?

а) В 1940 г.;

б) в 1950 г.;

в) в 1955 г.;

г) в 1915 г.

7. Когда у нас в стране впервые появились пожарные самолеты?

а) В 1881 г.;

б) в 1901 г.;

в) в 1921 г.;

г) в 1931 г.

8. Когда были изготовлены первые огнетушители?

а) В 50-е годы XIX в.;

б) в 60-е годы XIX в.;

в) в 60-е годы ХХ в.;

г) в 70-е годы ХХ в.

9. Чем правильнее всего смазывать место ожога?

а) жиром;

б) спиртом;

в) холодной водой;

г) йодом.

10. Как выбраться из помещения, заполненного дымом?

а) на четвереньках или ползком;

б) бегом;

в) катиться кубарем;

г) через окно.

11. Где хранятся огнетушители?

а) в подполье;

б) в любом месте;

в) в специально отведенном месте;

г) в платяном шкафу.

12. Назовите признаки ожога второй степени.

а) покраснение;

б) обугливание всех тканей до костей;

в) появление пузырей;

г) припухлость.

2 задание. Кроссворд «Дорожная азбука»

Отгадайте кроссворды и найдите в них ключевые слова.

Кроссворд (ключевое слово «велосипед»)

1. Белые линии на проезжей части дорог.

2. Человек, выполняющий роль светофора на дороге.

3. Устройство для подачи звукового сигнала на авто.

4. Опасный вид транспорта для подростков.

5. Что подает светофор человеку?

6. Место для перехода улицы.

7. Человек, не пользующийся транспортом.

8. Часть улицы.

Кроссворд с ключевым словом «светофор»

Заполни горизонтальные строки и по вертикали найди спрятанное слово.

1. Место, где останавливается общественный транспорт.

2. Слово, противоположное по значению слову «тьма».

3. Двухколесный транспорт.

4 . Что соединяет противоположные берега реки.

5. Общественный транспорт.

6 . Вид твердого покрытия дороги.

7 . Большой грузовик.

8. За что держится водитель во время работы.

3 задание. «Скорая помощь»

Педагогам предстоит ответить на вопросы теста из области медицины.

1. Какое лекарственное средство можно использовать в качестве

дезинфицирующего средства при капиллярном кровотечении?

1. Подорожник, берёзовый лист.

2. Корень валерианы, цветы ландыша.

3. Листья мать-и-мачехи.

2. Где нужно определять пульс, если пострадавший без сознания?

1. На лучевой артерии

2. На бедренной артерии.

3. На сонной артерии.

3. Что следует сделать при оказании помощи при обмороке?

1. Усадить пострадавшего.

2. Уложить и приподнять голову.

3. Уложить и приподнять ноги.

4. Как остановить кровотечение при ранении артерии?

1. Наложить давящую повязку на место ранения.

2. Наложить жгут выше места ранения.

3. Наложить жгут ниже места ранения.

5. На какой срок может быть наложен кровоостанавливающий жгут в теплое

время года?

1. Не более получаса.

2.Не более одного часа.

3.Время не ограничено.

6. На какой срок может быть наложен кровоостанавливающий жгут в

холодное время года?

7. Не более получаса.

2.Не более одного часа.

3.Время не ограничено.

8. Как правильно применить раствор йода или бриллиантовой зелени в

качестве дезинфицирующего средства?

1. Смазать поверхность раны.

2. Смазать только кожу вокруг раны.

9. Как правильно применить бактерицидные салфетки?

1.Промыть рану, удалить инородные тела, наложить бактерицидную

салфетку.

2.Обработать рану раствором йода, наложить бактерицидную салфетку.

3. Не обрабатывая рану, наложить бактерицидную салфетку, зафиксировав ее

пластырем или бинтом.

Прогулки за территорией сада всегда любимы дошколятами. Им по нраву и

экскурсия в музей, и прогулка в парк. Ведь это всегда приятные впечатления,

радость открытия чего-то нового, приобщение к профессиям взрослых. Для

того, чтобы экскурсия не омрачалась происшествием, необходимо знать

правила безопасности во время экскурсий и походов.

4 задание. Вставить пропущенные слова в тексте.

Требования безопасности во время экскурсии

1. При проведении экскурсий, пеших прогулок за пределы территории

детского сада воспитатель берет с собой медицинскую _____________ (

аптечку) с набором обязательных _________ (медикаментов) и __________

(перевязочных) средств.

2. При проведении пеших прогулок, экскурсий воспитатель должен

соблюдать установленный режим, _____________ (длительность) прогулок,

_______ (смену) деятельности воспитанников.

3. Необходимо поставить в известность __________ (заведующего) о

готовящейся экскурсии, прогулке за пределы территории учреждения.

4. Необходимо знать списочный __________ (состав) детей перед выходом

на прогулку, экскурсию, и по возвращении в детский сад.

5. Осмотреть одежду, обувь детей на соответствие ________________

(погодным) условиям. В жаркие летние дни дети должны иметь __________

(светлые) головные уборы.

6. Не разрешается проводить прогулки, экскурсии, игры около

_____________ (водоемов), возле _________ (проезжей) части дороги.

7. Во время прогулок, связанных с необходимостью перехода проезжей

части, детей должны сопровождать не менее _____ (2 ) взрослых, которые

заранее проходят соответствующий ________ (инструктаж), а затем

_____________ (инструктируют) детей.

8. Перед началом движения дети строятся в колонну по ______ (двое) и

берутся за руки. Желательно, чтобы в руках не было никаких предметов или

игрушек. Сопровождающие должны иметь при себе _______ (красные)

флажки.

9. Сопровождающий выходит на проезжую часть с __________ (поднятым)

флажком, чтобы привлечь внимание водителей. Убедившись, что все

автомобили _________ (остановились), начинают переводить детей через

дорогу.

5 задание. «Сказка ложь, да в ней намек»

Нужно назвать те правила безопасности, которые нарушили сказочные герои.

1. Какую ошибку совершила бабушка Красной Шапочки? (Открыла дверь

незнакомцу).

2. Какая сказка учит детей тому, что нельзя впускать в дом незнакомых?

(«Волк и семеро козлят»)

3. Какое правило нарушил Кай из сказки ―Снежная королева? (Не цепляться

за транспорт).

4. Какого правила безопасности не знала царевна из сказки А. С. Пушкина

―Сказка о мѐртвой царевне‖? (Не брать угощение у незнакомых людей).

5. Какое произведение учит детей слушаться старших, не уходить из дома?

(«Гуси – лебеди»)

6. Какое правило было нарушено в «Мойдодыре» К.И. Чуковского (правила

личной гигиены)

7. Почему с котом и петухом из сказки «Кот, петух и лиса» случилась беда?

(не разговаривать, не доверять незнакомцам)

8. Какое правило дорожного движения нарушил кот из стихотворения К.И.

Чуковского «Тараканище»? (ехал задом наперед)

6 задание. Закончи предложение (каждому воспитателю по одному вопросу)

1. Если съесть грязную сосульку, то… (может возникнуть отравление,

дизентерия, заражение глистами, будет болеть горло)

2. Если бы горящая бумага упала на мягкое кресло, то… (может случиться

большой пожар)

3. Если ты развёл костёр, то…. (не забудь потушить огонь, чтобы не

разгорелся лесной пожар)

4. Если попробовать незнакомую ягоду, то (можно отравиться)

5. Если брать острые предметы, то… (можно порезаться)

6. Если у вас поднялась температура, то… (надо вызвать врача, дать

лекарство)

7. Если пойти гулять одному по незнакомому городу, то… (можно

потеряться, заблудиться)

8. Если вы забыли выключить утюг, то… (может произойти пожар)

9. Если вам предлагают поиграть со спичками, то… (нужно отказаться)

10. Если ты погладишь незнакомую собаку, то (она может тебя укусить)

11. Если на месте ожога образовались пузыри, то … (их ни в коем случае

нельзя вскрывать)

12. Если включать телевизор мокрыми руками, то … (можно получить удар

током)

13. Если к вам звонят чужие люди, то …(позвонить в милицию, маме, позвать

соседей)

14. Если ты собираешься в лес, то …(одежда должна быть яркой и по погоде.

Длинные брюки и рубашка с длинными рукавами.)

15. Если сидеть на подоконнике, то … (можно выпасть из окна и получить

травмы).

16. Если ты сел к незнакомцу в машине, то … (он может тебя украсть)

17. Если незнакомец обращается к вам в безлюдном, плохо освещенном

месте, то… (лучше всего, не вступая в разговоры, сразу убежать).

18. Если ты разговариваешь с незнакомцем, то …

азговаривать с ним

нужно вежливо, прервать разговор через 5-10 сек.)

19. Если я буду обращаться за помощью, то это будут …

(

мамы с детьми,

милиционеры в форме, продавцы в магазине и аптеке).

Заключение

Безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных

детьми знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных жизненных

ситуациях, в том числе и неожиданных.

Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребенка к встрече с

различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Уже с

дошкольного возраста надо учить ребенка правильному поведению в

чрезвычайной ситуации. Можно выделить основные принципы, формы

работы с детьми:

не заучивать с детьми правила дорожного движения, а обучать их

правилам безопасного поведения на улицах;

чаще использовать наблюдения в реальной обстановке;

применять разные формы работы (викторины, конкурсы, использовать

кружковую и театральную деятельность применение методов проекта,

моделирования);

работа должна проводиться во взаимодействии с семьями, так как

именно родители являются авторитетом для ребёнка.

Но вначале надо учиться нам, взрослым, чего мы сегодня с вами и

попытались достигнуть на сегодняшнем педсовете.

Подводя итог, мы ясно

осознаем, как важно понимать значимость «Безопасности» в жизни каждого

человека. И чем раньше мы начнем прививать навыки безопасного поведения

нашим детям, тем более уверенно будем смотреть в будущее. Только глядя

на мир детскими глазами, понимая окружающее через их внутреннее

мироощущения, мы сможем научить ребенка правильно вести себя на

проезжей части, с незнакомцами и избегать ситуаций, опасных для его жизни

и здоровья.

Раздать всем группам памятку «Азбука для воспитателей» (как воспитывать

безопасное поведение у дошкольников.

Решение педсовета

1. Признать опыт работы воспитателей по формированию у детей навыков

безопасного поведения положительным и использовать в работе с детьми.

Отв.: воспитатели

Срок: в теч. г.

2. Активизировать работу по выявлению и распространению инновационного

опыта педагогов по ОБЖ через открытые занятия, гостевой обмен опыта.

Отв.: старший воспитатель

Срок: в теч. г.

3. Ежедневно проводить с детьми минутки безопасности, практические

занятия и игры-тренинги по закреплению правил безопасного поведения.

Отв.: воспитатели, специалисты

Срок: пост.

4. Принять активное участие в мероприятиях по профилактике детского

дорожно-транспортного травматизма в рамках проведения социального

раунда «Маленький пассажир – большая ответственность!»

Сроки: до 17.04.2022 г.

Отв.: старший воспитатель, воспитатели

5. Использовать разнообразные формы работы с родителями по пропаганде

навыков безопасного поведения в быту, природе, на улице.

Отв.: воспитатели

Срок: в теч. г.

6. Утвердить итоги тематического контроля «Педагогические условия для

формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного

возраста» в младших группах

Азбука для воспитателей

(как воспитывать безопасное поведение у дошкольников)

Абсолютно рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили

безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно

подсказать.

Безопасность жизнедеятельности дошкольников, её обеспечение должно

осуществляться в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и

воспитание безопасного поведения.

Всем известны сказки (большинство), содержащие примеры нарушения

героями правил безопасного поведения. Используйте эту возможность, чтобы

закрепить представления детей, побеседуйте, проиграйте ситуации с ними.

Можно «переиначить» сказку так, чтобы герои воспользовались правилами

безопасности.

Говорить и играть на темы безопасности с дошкольниками можно не более

20-25 минут (врач Л. Григорович).

Дидактические игры и пособия (специально подобранные) помогут детям

закрепить

полученные

знания

об

источниках

опасности,

мерах

предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.

Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и

другие режимные процессы, помогают закреплять знания и умения личной

безопасности у дошкольников.

Желательно использовать метод наглядного обучения, который эффективен

для закрепления у детей представлений о правилах безопасности и

последствиях их нарушения.

Закрепляйте с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии,

имени и отчества родителей.

Используйте примеры из личного опыта для иллюстрирования способов

безопасного поведения.

Каламбуры, песни, стихи помогут научить детей разнообразным сведениям о

безопасности.

Лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребёнка

взрослых.

Моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке,

а также имитация образцов поведения – необходимый метод освоения детьми

правил безопасности.

На физкультурных занятиях учите детей правильно падать во избежание

тяжёлых травм.

Обучайте детей правильному обращению с бытовыми предметами в

процессе освоения ими трудовой деятельности, обращайте особое внимание

на меры предосторожности.

Поддерживайте в детях заинтересованность в процессе обучения, совмещая

его с шутками и забавами.

Регулирование поведения дошкольников путём прямых запретов должно

быть минимальным.

Сотрудничество с родителями воспитанников, помощь семье в воспитании

безопасного поведения ребёнка должны проходить через активные формы

взаимодействия: тренинги, семинары, «круглые столы», консультации

специалистов и индивидуально.

Тренинги (игровые) с телефоном в ДОУ и дома необходимы для усвоения

номеров телефонов служб помощи и правил поведения в конкретных

опасных ситуациях.

Учите детей убирать за собой свое рабочее место, игрушки. Порядок в доме и

группе – не только для чистоты, но и для безопасности.

Физическая подготовка – один из факторов, влияющих на поведение

человека в опасной ситуации. Поэтому одна из задач обучения безопасному

поведению дошкольников – развивать у них силу, ловкость, выносливость.

Хранение предметов бытовой химии, лекарств, спиртных напитков в

недоступных для детей местах – особое содержание работы педагогов с

родителями.

Целесообразно обогащение предметно – игровой среды группы объектами,

имитирующими потенциально опасные предметы, а также использование

макета домашней обстановки (улицы, двора, леса и т. п.) для закрепления

правил безопасности дошкольниками.

«Что если…?» Вопросы такого типа позволяют, во-первых, выявить, как

ребёнок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых,

обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей.

Широко используйте произведения детской художественной литературы, в

том числе и специальные, для иллюстрирования детям правила безопасности

и последствий шалостей.

Щедрость (помощь) родителей – специалистов (врач, военный, пожарный,

спасатель, милиционер, медсестра и т. д.) - используйте для ознакомления

дошкольников не только с профессиями, но и с правилами безопасности,

службами помощи. Приглашайте их на встречи с детьми, помогая к ним

подготовиться.

Эффективен способ показа детям последствий неправильного поведения или

обращения, с каким – либо предметом (животным, веществом и т. п.) с

помощью иллюстраций, телевизионных передач (только детских) и учебных

фильмов из городской фильмотеки.

«Юные медработники». Это направление в обучении элементарным приёмам

оказания первой помощи доступно детям уже среднего дошкольного

возраста (промыть, сказать взрослым, приложить холод и т. д.). Желательно

такие занятия проводить совместно с медицинской сестрой.

Ясно,

что

для

дошкольников

нужно

много

раз

повторять

устную

информацию и также многократно проводить с ними практические занятия

по безопасности. Используйте для этого различные методы и приёмы,

указанные выше.



В раздел образования