Напоминание

«Развитие орфографической зоркости – приемы и методы»


Автор: Канина Наталья Валериевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №48
Населённый пункт: Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие орфографической зоркости – приемы и методы»
Раздел: начальное образование





Назад




«Развитие орфографической зоркости – приемы и методы»

Русский язык является одним из сложнейших предметов в школьном курсе, усваивается он с

большим трудом из-за сложной грамматической системы и малопривлекательного содержания.

Задача учителя - организовать учебный процесс таким образом, чтобы нелегкий ученический труд

приносил ребенку не только пользу, но и удовлетворение результатами, развивал интерес к

предмету.

Орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах и получать дальнейшее

развитие в старших классах. Однако во время обучения в начальной школе у большей части детей

она не формируется. Специалисты подчёркивают зависимость результатов от готовности ребёнка

к обучению. К сожалению, в нашем учебном учреждении эта проблема становится ключевой. У

нас обучаются, лечатся, проходят реабилитацию и социализацию дети из неполных семей, семей

социального риска, находящиеся в трудной жизненной ситуации, зачастую дети, находящиеся

под аддикциями. При поступлении в наш Центр они зачастую не имеют полноценной дошкольной

подготовки, не владеют элементарными знаниями и навыками. Поэтому учителя начальных

классов и учителя русского языка старших классов уделяют развитию орфографической зоркости

особое внимание.

Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог

точности, выражения мысли и взаимопонимания. В настоящее время имеется достаточный выбор

практических пособий по обучению правописанию: сборники упражнений и диктантов, но нам

приходится учитывать еще и специфику нашего учреждения.

В современных таблицах,

словариках

и

справочниках сформулированы

правила

правописания, даны алгоритмы их применения, решения орфографической или грамматико-

орфографической задачи. Такой метод логичен, он требует очень точного знания и самих правил,

и грамматических условий их применения (ошибка в ходе решения задачи приводит к ошибке в

написании).

Однако методика обучения правописанию в начальной школе в нашем Центре должна

опираться не только на правила, но и на всю систему языкового развития: на усвоение звукового

строя русского языка и его графики, на процесс овладения чтением, письмом, на развитие

собственной речи, умение выразить свою мысль, на развитие дикции и орфоэпического навыка, на

развитие интонации и выразительного чтения, на понимание состава слова, словообразования,

словоизменения, на закономерности функционирования языка, т.е. на грамматику. Приступая к

изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в

жизни орфография необходима для общения, для точности речи.

Нам недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением, усвоил термин,

запомнил определение, прочитанное в учебнике. Важно, чтобы знания закрепились, чтобы ученик

мог применить

его

на

практике,

а

это

достигается

в

нашем

случае многократным

повторением однотипных заданий, цикличным способом обучения.

Кроме факторов, участвующих в выработке орфографических навыков при работе с текстом,

существует целый ряд условий, способствующих орфографическому анализу текста:

Уяснение смысла текста или предложения, что подлежит записи.

Необходима предварительная разъяснительная работа учителя.

Установка на внимательное отношение к предстоящей работе.

«Прочитай, подумай, запомни, напиши по памяти, выслушай»: активная работа над допущенными

ошибками

.

«Проверь написанное, исправь и перепиши в исправленном виде, подбери примеры, проведи

работу над ошибками, с тем чтобы подобные ошибки не повторялись». Самостоятельность и

активность работы должны постоянно формироваться

.

Работа с текстом должна чередоваться с речевыми упражнениями: изложениями, сочинениями.

Грамматические упражнения, на которые главным образом опираются упражнения

орфографические, необходимо чередовать со словарно-орфографической работой.

Без регулярного повторения навык не формируется

.

Приступая

к

работе

по

развитию

орфографической

грамотности,

необходимо

прежде

всего выявить

слабоуспевающих

учеников

по

русскому

языку

и

установить индивидуальные причины их неуспеваемости.

• незнание правил;

• неумение применить уже известные правила;

• дети мало и плохо читают, при чтении допускают ошибки;

• плохо развита память, мыслительные процессы протекают медленно;

• дети не получают помощи от родителей и не контролируются ими.

Вся

работа

со

слабоуспевающими

учениками должна

быть

разбита

на

несколько

этапов: выяснительно-организационный, отборочный, тренировочный.

На первом этапе необходимо выяснить причины слабой успеваемости, проанализировать ошибки

в работах, установить количественный состав слабоуспевающих учащихся и наметить пути

устранения наиболее типичных ошибок.

На этом этапе у учащихся развивается память, внимание, расширяется словарный запас.

На втором этапе ставится задача научить детей слышать звуки, определять их количество в слогах,

а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные; надо научить видеть и

узнавать орфограммы в слове; приучить к самоконтролю.

При решении орфографических задач постоянно ставятся вопросы: «Какую букву надо проверить

при письме и почему?», «Как вы это будете делать?», «Что надо сделать, чтобы написать верно?»

Эффективны упражнения на проговаривание (ученик диктует себе предложение,

произнося

каждое слово орфографически, диктует слово по слогам, называя слог и гласную в нем), письмо с

комментарием (ученик диктует себе предложение и объясняет все орфограммы). По каждой слабо

усвоенной орфограмме проводятся ежедневные упражнения с ключевыми словами (1 мин), со

словариками (2-4 мин), на использование ассоциаций (1 мин). Работа со словариками проходит в

режиме самопроверки, возможны варианты взаимопроверки, соревнования между учениками. В

этом случае время надо увеличить до 4 минут.

Индивидуальные

алгоритмы-памятки помогают

учащимся

развить

навык

самопроверки, например:

Проверь!

1.) Не пропустил ли ты букву?

2.) Правильно ли ты написал безударные гласные, парные согласные, непроверяемые согласные?

3.) Не уверен — спроси у учителя!

Возможен вариант:

1.) С какой буквой пишу слово? 2.) Есть ли в слове приставка? Как приставки пишутся со

словами? 3.) Есть ли в слове другие орфограммы? Какие?

В начальной школе полезны игровые моменты, которые позволяют в ненавязчивой форме развить

орфографическую грамотность у младших школьников.

Например:

1) Игра «Третий лишний». Вычеркни лишние слова.

2)

Игра

«Назови

ошибку».

Выдели

слова,

обозначающие

предметы (смешиваются

существительные, глаголы, прилагательные).

3) Найди «опасное место». (Учитель произносит слова, а дети, как только услышат парный звук,

хлопают в ладоши.)

Эффективной является взаимопроверка домашнего задания и любой другой работы в паре. Особой

популярностью пользуются у школьников задания на поиск ошибки в тексте, упражнении, здесь

высок мотивационный момент.

Цель тренировочного этапа состоит в том, чтобы слабоуспевающие ученики писали слова с

предложенными орфограммами правильно и осознанно, умели находить орфограммы в словах,

предложениях, доказывали и обосновывали свой выбор.

На этом этапе используется многократное повторение слов с четкой артикуляцией. Для этого

предлагаются упражнения с орфограммами в занимательной форме.

На данном этапе активно применяются таблицы памяти, памятки-опоры. Многолетний опыт

работы в нашем учреждении подсказывает нам вывод: чем больше дети пишут на этом этапе, тем

прочнее их навыки.

Цель итогового этапа: проверить умение учащихся правильно писать слова с отработанными

орфограммами в письменной работе. Для этого проводятся разные виды слуховых диктантов:

словарные, диагностические (до 10 слов на 3-4 диагностируемые орфограммы; равное количество

слов на каждую орфограмму, что позволяет сравнить их усвоение: слова даются в тексте

вперемешку).

При анализе допущенных ошибок в словах определяется усвоение навыка письма, и слова снова

включаются в разнообразные упражнения и задания.

Следует отметить, что работа по развитию орфографической зоркости не может ограничиваться

рамками начальной школы. При переходе в старшие классы работа продолжается, упражнения

становятся более сложными, объемными, но приемы и подходы сохраняются. Важно сохранять

преемственность в обучении в начальной школе и старших классах, только тогда объединенными

усилиями можно добиться решения сложнейшей задачи – развить орфографическую зоркость у

учащихся.



В раздел образования