Автор: Канина Наталья Валериевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №48
Населённый пункт: Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие орфографической зоркости – приемы и методы»
Раздел: начальное образование
«Развитие орфографической зоркости – приемы и методы»
Русский язык является одним из сложнейших предметов в школьном курсе, усваивается он с
большим трудом из-за сложной грамматической системы и малопривлекательного содержания.
Задача учителя - организовать учебный процесс таким образом, чтобы нелегкий ученический труд
приносил ребенку не только пользу, но и удовлетворение результатами, развивал интерес к
предмету.
Орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах и получать дальнейшее
развитие в старших классах. Однако во время обучения в начальной школе у большей части детей
она не формируется. Специалисты подчёркивают зависимость результатов от готовности ребёнка
к обучению. К сожалению, в нашем учебном учреждении эта проблема становится ключевой. У
нас обучаются, лечатся, проходят реабилитацию и социализацию дети из неполных семей, семей
социального риска, находящиеся в трудной жизненной ситуации, зачастую дети, находящиеся
под аддикциями. При поступлении в наш Центр они зачастую не имеют полноценной дошкольной
подготовки, не владеют элементарными знаниями и навыками. Поэтому учителя начальных
классов и учителя русского языка старших классов уделяют развитию орфографической зоркости
особое внимание.
Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог
точности, выражения мысли и взаимопонимания. В настоящее время имеется достаточный выбор
практических пособий по обучению правописанию: сборники упражнений и диктантов, но нам
приходится учитывать еще и специфику нашего учреждения.
В современных таблицах,
словариках
и
справочниках сформулированы
правила
правописания, даны алгоритмы их применения, решения орфографической или грамматико-
орфографической задачи. Такой метод логичен, он требует очень точного знания и самих правил,
и грамматических условий их применения (ошибка в ходе решения задачи приводит к ошибке в
написании).
Однако методика обучения правописанию в начальной школе в нашем Центре должна
опираться не только на правила, но и на всю систему языкового развития: на усвоение звукового
строя русского языка и его графики, на процесс овладения чтением, письмом, на развитие
собственной речи, умение выразить свою мысль, на развитие дикции и орфоэпического навыка, на
развитие интонации и выразительного чтения, на понимание состава слова, словообразования,
словоизменения, на закономерности функционирования языка, т.е. на грамматику. Приступая к
изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в
жизни орфография необходима для общения, для точности речи.
Нам недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением, усвоил термин,
запомнил определение, прочитанное в учебнике. Важно, чтобы знания закрепились, чтобы ученик
мог применить
его
на
практике,
а
это
достигается
в
нашем
случае многократным
повторением однотипных заданий, цикличным способом обучения.
Кроме факторов, участвующих в выработке орфографических навыков при работе с текстом,
существует целый ряд условий, способствующих орфографическому анализу текста:
Уяснение смысла текста или предложения, что подлежит записи.
Необходима предварительная разъяснительная работа учителя.
Установка на внимательное отношение к предстоящей работе.
«Прочитай, подумай, запомни, напиши по памяти, выслушай»: активная работа над допущенными
ошибками
.
«Проверь написанное, исправь и перепиши в исправленном виде, подбери примеры, проведи
работу над ошибками, с тем чтобы подобные ошибки не повторялись». Самостоятельность и
активность работы должны постоянно формироваться
.
Работа с текстом должна чередоваться с речевыми упражнениями: изложениями, сочинениями.
Грамматические упражнения, на которые главным образом опираются упражнения
орфографические, необходимо чередовать со словарно-орфографической работой.
Без регулярного повторения навык не формируется
.
Приступая
к
работе
по
развитию
орфографической
грамотности,
необходимо
прежде
всего выявить
слабоуспевающих
учеников
по
русскому
языку
и
установить индивидуальные причины их неуспеваемости.
• незнание правил;
• неумение применить уже известные правила;
• дети мало и плохо читают, при чтении допускают ошибки;
• плохо развита память, мыслительные процессы протекают медленно;
• дети не получают помощи от родителей и не контролируются ими.
Вся
работа
со
слабоуспевающими
учениками должна
быть
разбита
на
несколько
этапов: выяснительно-организационный, отборочный, тренировочный.
На первом этапе необходимо выяснить причины слабой успеваемости, проанализировать ошибки
в работах, установить количественный состав слабоуспевающих учащихся и наметить пути
устранения наиболее типичных ошибок.
На этом этапе у учащихся развивается память, внимание, расширяется словарный запас.
На втором этапе ставится задача научить детей слышать звуки, определять их количество в слогах,
а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные; надо научить видеть и
узнавать орфограммы в слове; приучить к самоконтролю.
При решении орфографических задач постоянно ставятся вопросы: «Какую букву надо проверить
при письме и почему?», «Как вы это будете делать?», «Что надо сделать, чтобы написать верно?»
Эффективны упражнения на проговаривание (ученик диктует себе предложение,
произнося
каждое слово орфографически, диктует слово по слогам, называя слог и гласную в нем), письмо с
комментарием (ученик диктует себе предложение и объясняет все орфограммы). По каждой слабо
усвоенной орфограмме проводятся ежедневные упражнения с ключевыми словами (1 мин), со
словариками (2-4 мин), на использование ассоциаций (1 мин). Работа со словариками проходит в
режиме самопроверки, возможны варианты взаимопроверки, соревнования между учениками. В
этом случае время надо увеличить до 4 минут.
Индивидуальные
алгоритмы-памятки помогают
учащимся
развить
навык
самопроверки, например:
Проверь!
1.) Не пропустил ли ты букву?
2.) Правильно ли ты написал безударные гласные, парные согласные, непроверяемые согласные?
3.) Не уверен — спроси у учителя!
Возможен вариант:
1.) С какой буквой пишу слово? 2.) Есть ли в слове приставка? Как приставки пишутся со
словами? 3.) Есть ли в слове другие орфограммы? Какие?
В начальной школе полезны игровые моменты, которые позволяют в ненавязчивой форме развить
орфографическую грамотность у младших школьников.
Например:
1) Игра «Третий лишний». Вычеркни лишние слова.
2)
Игра
«Назови
ошибку».
Выдели
слова,
обозначающие
предметы (смешиваются
существительные, глаголы, прилагательные).
3) Найди «опасное место». (Учитель произносит слова, а дети, как только услышат парный звук,
хлопают в ладоши.)
Эффективной является взаимопроверка домашнего задания и любой другой работы в паре. Особой
популярностью пользуются у школьников задания на поиск ошибки в тексте, упражнении, здесь
высок мотивационный момент.
Цель тренировочного этапа состоит в том, чтобы слабоуспевающие ученики писали слова с
предложенными орфограммами правильно и осознанно, умели находить орфограммы в словах,
предложениях, доказывали и обосновывали свой выбор.
На этом этапе используется многократное повторение слов с четкой артикуляцией. Для этого
предлагаются упражнения с орфограммами в занимательной форме.
На данном этапе активно применяются таблицы памяти, памятки-опоры. Многолетний опыт
работы в нашем учреждении подсказывает нам вывод: чем больше дети пишут на этом этапе, тем
прочнее их навыки.
Цель итогового этапа: проверить умение учащихся правильно писать слова с отработанными
орфограммами в письменной работе. Для этого проводятся разные виды слуховых диктантов:
словарные, диагностические (до 10 слов на 3-4 диагностируемые орфограммы; равное количество
слов на каждую орфограмму, что позволяет сравнить их усвоение: слова даются в тексте
вперемешку).
При анализе допущенных ошибок в словах определяется усвоение навыка письма, и слова снова
включаются в разнообразные упражнения и задания.
Следует отметить, что работа по развитию орфографической зоркости не может ограничиваться
рамками начальной школы. При переходе в старшие классы работа продолжается, упражнения
становятся более сложными, объемными, но приемы и подходы сохраняются. Важно сохранять
преемственность в обучении в начальной школе и старших классах, только тогда объединенными
усилиями можно добиться решения сложнейшей задачи – развить орфографическую зоркость у
учащихся.