Напоминание

Деятельность методического объединения учителей начальных классов как средство повышения педагогического мастерства


Автор: Магафурова Гульсум Макиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Краснооктябрьская СОШ
Населённый пункт: Аргаяшский район п. Ишалино
Наименование материала: Статья
Тема: Деятельность методического объединения учителей начальных классов как средство повышения педагогического мастерства
Раздел: начальное образование





Назад




Деятельность методического объединения учителей начальных

классов как средство повышения педагогического мастерства.

Руководитель МО начальных классов : Магафурова Г.М.

Работа методического объединения учителей начальных классов

направлена на создание оптимальных условий для развития личности

учащегося и повышения педагогического мастерства каждого педагога.

В нашем коллективе работают ответственные, интересные и

активные педагоги, которые стремятся сохранить индивидуальность

каждого ученика, обеспечить раскрытие его способностей и творческого

потенциала.

Сегодня в состав методического объединения входит:

10 учителей начальных классов. Высшую квалификационную

категорию имеют 2 учителя начальных классов, первую

квалификационную категорию – 6 учителей, без категории - 2 учителя,

работают в школе второй год.

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства

учителей является хорошо организованная методическая работа.

Главной структурой, организующей методическую работу учителей,

является методическое объединение. Планирование работы

методического объединения строится на основании задач, вытекающих

из оценки результативности деятельности школы, из анализа

результативности работы за предыдущий год. Одной из главных целей

работы методического объединения является повышение

теоретического, методического и профессионального мастерства

учителей. Методическое объединение имеет большие возможности для

решения самых сложных задач современной педагогики. Эти задачи

состоят в том, чтобы совершенствовать деятельность методического

объединения не только на потребности ученика, учителя, школы и

района, но и на перспективу развития образовательной системы в целом

с учетом нового содержания образования, новых педагогических

технологий, развитие педагогического творчества.

Целью работы методического объединения является оказание

помощи учителям и классным руководителям в улучшении организации

обучения и воспитания школьников, обобщении и внедрении передового

педагогического опыта, в повышении педагогической квалификации

учителей .

Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю

самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать

больше, чем все остальные. Поэтому одной из форм методической

работы является самообразование учителя. Совершенствование качества

обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня

подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти, и в этом

случае эффективность различных курсов повышения квалификации,

семинаров и конференций невелика без процесса самообразования

учителя.

Самообразование учителя есть необходимое условие

профессиональной деятельности педагога. У каждого учителя

определена индивидуальная тема по самообразованию для повышения

профессионального роста. Результатами работы по самообразованию

являются выступления на методическом объединении.

Все учителя испытывают потребность в общении, обмене опытом,

совместном поиске продуктивных путей развития образования.

Что побуждает учителя к самообразованию:

*Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку,

выступлению, родительскому собранию, классному часу,

общешкольному мероприятию, олимпиаде у учителя возникает

необходимость поиска и анализа новой информации

*Желание творчества. Творческий человек не сможет из года в год

работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану

или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться

желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять

удовольствие.

*Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и

педагогики.

*Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в

первую очередь отражаются на учениках, формируют их

мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ

учителя как «несовременного человека»

*Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в

школу, просятся в класс к конкретному учителю.

*Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его

«хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.

*Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение

аттестационной комиссии, премии, надбавки – все это зависит от

квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения

новых знаний этого не добиться.

*Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который

ежедневно учит, не будет постоянно учиться? Вправе ли он тогда

преподавать?

На первом заседании, в августе, мы утверждаем темы по

самообразованию учителей начальной школы.

Намечаем составляющие процесса самообразования учителя:

*Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы,

методы и приёмы обучения

*Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом

*Периодически проводить самоанализ своей профессиональной

деятельности

*Совершенствовать свои знания в области психологии и

педагогики

*Систематически интересоваться событиями современной

экономической, политической и культурной жизни

*Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры

На основании вышеперечисленных пунктов, каждый учитель

составил личный план самообразования для профессионального роста.

Имидж современного учителя немыслим без знания им

информационно компьютерных технологий. А когда учителем

приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится

незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим её,

повышающим эффективность и качество.

Какие новые способы самореализации открываются перед учителем

при условии использования компьютера и Интернета?

Разработка комплекта электронных уроков, объединённых

предметной тематикой или методикой преподавания.

Разработка пакета тестового материала в электронном виде.

Самостоятельные, практические и контрольные работы.

Разработка комплекта раздаточного материала по предмету

Разработка комплекта тематических классных часов,

родительских собраний или внеклассных предметных

мероприятий

Разработка пакета олимпиадного материала для подготовки

учащегося.

Пакет сценариев уроков с применением информационных

технологий.

И многое другое

На следующий год мы запланировали видеосъёмку своих

уроков, для этого мы приобрели штатив для телефона. Чтобы

каждый учитель мог снять на видео урок или фрагмент урока, не

обязательно открытого урока, потом проанализировать свой урок и

поделиться с коллегами на методическом объединении.

Проводя заседания методического объединения, мы

используем как традиционные формы работы (доклады, сообщения

из опыта работы, изучение и ознакомление с новинками

методической литературы, отчет по темам самообразования), так и

нетрадиционные (деловые игры, «круглые столы», работу в

микрогруппах).

Например, ко Дню учителя проводим круглый стол, в этом году

проводили игру «Учитель в шоке» с участием учеников,

запомнилась учителям и деловая игра «Педагогические ситуации».

В ходе её проведения учителя обсуждали ситуации из разных

областей педагогики.

Важным средством повышения профессионального мастерства

учителя является организация работы методического объединения

по взаимопосещению уроков коллег с последующим анализом,

изучение опыта работы лучших учителей своей школы и через

Интернет.

Разнообразно проводится у нас Неделя начальных классов. На

заседании МО определяем сроки проведения, составляем план

проведения недели. Готовиться начинаем заранее. Методическая

неделя показывает возросшие способности педагогов, их

творчество, мастерство и зрелость своего профессионализма.

Конечно, за неделю мы не успеваем проводить все

запланированные мероприятия, поэтому мы дважды по 2 недели

принимаем активное участие. В октябре мы 2 недели посвящаем

русскому языку, литературному чтению, изобразительному

искусству и технологии. Второй раз во 2 четверти 2 недели

посвящаем математике, окружающему миру, музыке.

Всё учителя проводят открытые уроки, классные часы,

проходят олимпиады по предметам, выставки лучших тетрадей,

выставки рисунков и поделок из природного материала, конкурсы

по параллелям « Самый красивый почерк». Мы учимся в 2 смены и

это удобно тем, что учителя 1 смены посещают открытые уроки и

мероприятия во 2 смену и наоборот.

В своей работе методического объединения мы привлекаем

родителей.

Провели конференцию «Я люблю своего ребенка», из каждого

класса пригласили по 3 родителя, слушали лекцию, участвовали в

обсуждении различных ситуаций, родители были активными

участниками. Пришли к выводу, что в следующий раз необходимо

пригласить родителей из неблагополучных семей. На следующий

год запланировали Конференцию для пап.

В этом году провели расширенное заседание мо с

приглашением председателей родительских комитетов для

обсуждения вопроса об организации и проведении праздника «

Масленицы». Родители каждого класса разработали и провели

соревнование со всеми начальными классами, организовали столы.

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе

использует учитель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы ни

был современный компьютер и самый быстрый Интернет учителю не

обеспечить, самое главное – это желание учителя работать над собой и

способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться

своими знаниями и опытом, приобретёнными в процессе

самообразования. На май месяц мы наметили заслушать отчёты

учителей по самообразованию в виде презентаций методов, находок,

идей на заседании методического объединения.

Каждое заседание методического объединения предполагает

различные варианты обратной связи с педагогами по изученной теме.

Одной из наиболее эффективных форм методической работы

является аттестация. В связи с ней большую роль в оценке

профессиональной деятельности играет межаттестационный период, за

который учитель обобщает свой передовой опыт, совершенствует и

повышает свой профессионализм. Роль МО – оказать действенную

помощь учителю в обобщении и внедрении передового педагогического

опыта. На заседаниях методических объединений заслушиваются

творческие отчёты аттестуемых педагогов.

Одним из действенных форм методической работы является

наставничество – это передача опыта более опытными коллегами менее

опытным молодым педагогам. Это совместная работа помогает молодым

педагогам повысить свой профессиональный результат. Эта форма

методической работы включает в себя проведение открытых уроков и

мероприятий с последующим подробным анализом, работа над

моделированием урока (целиком или фрагментарно), подбор литературы

по определённой теме, курсу, проблеме, составление опорных схем,

памяток, дидактического материала, помощь в работе над составлением

«портфолио» учителя.

Эти и другие формы проведения мероприятий с педагогами

позволят в полной мере раскрыть потенциал учителя, способствуют

развитию его профессиональной культуры, профессиональному

развитию педагога.

Таким образом, МО учителей начальных классов способствует

повышению профессионального мастерства, способствует развитию

педагогического коллектива, повышает его ориентацию на достижение

определенных целей. На МО происходит обмен опытом и информацией,

вырабатывается новая идея, которая является наиболее ценной. Уверена.

что ваше методическое объединение учителей работает ничуть не хуже,

а может быть и лучше

Давайте пробовать, учиться, совершенствоваться!

2021 год



В раздел образования