Напоминание

«Социализация и профессиональное самоопределение детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности


Автор: Котельникова Елена Александровна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: КГБОУ "Норильская школа - интернат"
Населённый пункт: г. Норильск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: «Социализация и профессиональное самоопределение детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности
Раздел: дополнительное образование





Назад




Публикация на официальном сайте издания Портал

образования

«Социализация и профессиональное

самоопределение детей и подростков с ограниченными

возможностями жизнедеятельности»

Выполнил:

Котельникова Елена

Александровна,

учитель технологии,

высшая квалификационная

категория,

КГБОУ «Норильская школа-

интернат»

г. Норильск

2018 г.

2

Оглавление

Оглавление...............................................................................................................2

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

Глава 1. Инклюзивный подход в работе профессионального самоопределения

детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности............................5

1.1. Психолого-педагогические особенности школьников с ограниченными

возможностями жизнедеятельности....................................................................10

Глава 2 Программа проориентационной работы с обучающимися, имеющими

легкую и умеренную степень умственной отсталости в школе - интернате г.

Норильска...............................................................................................................14

Пояснительная записка...........................................................................14

2.1 Комплексное сопровождение профессиональной реабилитации

детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

.............................................................................................................................18

2.2 Виды профильного труда в специальной коррекционной школе -

интернате VIII вида и этапы трудовой подготовки.......................................25

Заключение............................................................................................................32

Библиография:.......................................................................................................34

ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................36

3

ВВЕДЕНИЕ

В развитых странах человек, его жизнь и здоровье,

честь и

достоинство, права и свободы отнесены к высшим ценностям общественного

бытия. Но в составе любой страны есть социальные группы людей,

нуждающихся в повышенном внимании со стороны общества, в особой

охране их прав со стороны государства. Это самые уязвимые слои, к которым

принадлежат и люди с ограниченными возможностями.

За последнее время число инвалидов с психическими заболеваниями

значительно увеличилось, и эта проблема заставила общество увеличить сеть

учреждений социального обслуживания, принципиально изменить своё

отношение к людям с такими заболеваниями.

Конвенция о правах ребёнка (1998) указывает на то, что ребёнок с

отклонениями в умственном или физическом развитии должен иметь право

доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки,

трудовой деятельности.

Сегодня любой ребёнок входит в самостоятельную жизнь гораздо

более одиноко, чем полтора десятка лет назад, когда ещё действовала

довольно развитая система социальных гарантий. В условиях рыночной

экономики гарантии не даются, а зарабатываются. Школа – один из немногих

социальных

институтов,

имеющих

реальную

возможность

почти

бескорыстно подготовить ребёнка к самостоятельной жизни. Школьный

период стал периодом истины, когда нужно успеть главное: заложить

социальные основы нравственности и оптимизировать самооценку ребёнка.

Проблема социальной адаптации воспитанников коррекционных школ

(классов) становится остроактуальной в условиях нестабильной социально

экономической

ситуации.

Чтобы

быть

готовым

к

вступлению

в

самостоятельную

жизнь,

нужно

иметь

необходимый

баланс

знаний,

профессиональную подготовку, умение адаптироваться, правильно строить

4

свои

отношения

с

людьми,

иметь

соответствующую

возможностям

жизненную перспективу. Это нелегко даётся детям с нормальным развитием,

и тем более сложно идёт процесс социализации у детей с недостатками

интеллектуального развития. Поэтому школа должна создать условия для

детей с особыми образовательными потребностями для воспитания качеств

труженика, семьянина, гражданина, сформировать у них основу общей

культуры

и

предоставить

возможность

овладеть

доступными

и

востребованными социумом профессиями.

С момента создания образовательного учреждения для детей с

ограниченными возможностями здоровья решающую роль в системе

коррекционно-воспитательской работы играет профессионально-трудовая

подготовка учащихся как основа их социальной адаптации.

Профессиональная реабилитация детей и подростков с ограниченными

возможностями жизнедеятельности является одной из составляющих систем

комплексной реабилитации инвалидов.

Анализ

литературы,

посвященной

проблемам

профессиональной

реабилитации

больных

и

инвалидов

вследствие

нарушений

в

интеллектуальном развитии, показал, что в настоящее время эта проблема

имеет

достаточное

количество

нерешенных

вопросов.

Уровень

производственной адаптации умственно отсталых, а также степень развития

их социальных навыков часто не отвечают современным требованиям

производства и создают сложности при их трудоустройстве.

5

Глава 1. Инклюзивный подход в работе профессионального

самоопределения детей с ограниченными возможностями

жизнедеятельности.

Инклюзивное образование предполагает включение детей и подростков

с ограниченными возможностями жизнедеятельности в среду нормально

развивающихся сверстников, совместное получение знаний, умений и

социальных навыков. При инклюзивном подходе выигрывают все, поскольку

он делает образование более индивидуализированным. Образовательный

процесс выстраивается в соответствии со способностями и потребностями

всех категорий детей, как нормально развивающихся, так и с ограниченными

возможностями

жизнедеятельности.

В

этом

процессе

важна

роль

специальных

педагогов,

которые

первоначально

определяют

уровень

возможностей, а затем, разрабатывают программу сопровождения ребенка,

чтобы он мог развиваться с наибольшей для себя пользой и получать

первичное профессиональное самоопределение.

Включение детей и подростков с ограниченными возможностями

жизнедеятельности в среду профессионального самоопределения должно

способствовать у них формированию реальных представлений о своих

возможностях,

развитию

профессиональных

интересов

и

расширению

социального опыта.

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются

выпускники школы – это выбор будущей профессии. Особенно актуальна

она для выпускников с ограниченными возможностями здоровья, в связи с

этим профессиональная ориентация является главной задачей в процессе

обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.

Для того чтобы выпускник школы, имеющий ограничения здоровья,

обучающийся по адаптированной программе, был успешен в жизни и

конкурентно способен, необходимо уже в раннем возрасте формировать

6

профессиональную мотивацию посредством системы профессионального

ориентирования.

Для лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии трудовая

деятельность – основа их социального приспособления и служит одним из

методов коррекции и приобретения социального опыта.

При профориентации и, в частности, при подборе соответствующего

вида трудовой деятельности необходимо учитывать не только выраженность

интеллектуальных

нарушений,

но

и

тип

дефекта

психики.

Успешность

профессиональной,

как

и

всякой

другой,

деятельности

определяется не только уровнем развития интеллекта, но и степенью

мотивированности, эмоциональными реакциями, возможностью волевого

контроля

поведения,

личностными

проявлениями,

энергетическим

потенциалом и рядом клинико-социальных данных.

Современные

исследования,

характеризующие

особенности

трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья,

позволяют сделать вывод, что степень развития их социальных навыков,

адаптация в обществе часто не соответствует требованиям современного

производства. Выпускники с интеллектуальными нарушениями нередко в

трудовой деятельности проявляют неумение преодолеть трудности и

использовать

физические

ресурсы,

у

большинства

молодых

людей

проявляется быстрая утомляемость и пониженная работоспособность.

Изучая

научную

и

методическую

литературу,

описывающую

комплексное сопровождение профессиональной реабилитации детей с

ограниченными возможностями образовательных учреждений России, опыт

мировых школ, перед нами возникло несколько проблем:

во-первых,

возможности

самореализации

детей

и

подростков

с

ограниченными

возможностями

жизнедеятельности

ограничены

(район

проживания крайний Север);

7

во-вторых, крайне мало современных пособий, которые описывают

комплексное сопровождение профессиональной реабилитации детей с

ограниченными возможностями.

в- третьих, отсутствует системность и комплексный подход в решении

вопросов

организации

профессиональной

реабилитации

в

системе

российского образования;

в-четвёртых, образовательные учреждения крайне неохотно делятся

своим

опытом,

чаще

описывают

направления

своей

деятельности,

мероприятия и используемые в школе технологии.

Круг

профессий

и

видов

трудовой

деятельности,

доступных

выпускникам с нарушением интеллекта, довольно узок, что значительно

затрудняет осуществление профориентации. Это требует поиска особых

подходов к подаче в доступной форме информации о рабочих профессиях,

приоритетность которых не является привлекательной для обучающихся с

ОВЗ.

В г. Норильске социально-экономическая ситуация, обусловлена

содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и

условиями их освоения. Имеется большое градообразующее предприятие, на

котором заняты люди рабочих профессий, однако, имеются недостатки:

существует единственное профессиональное учебное заведение, в

котором обучаются дети с умственной отсталостью;

недостаточен спектр предлагаемых профессий – выпускники ПУ с

интеллектуальными нарушениями могут освоить только профессию

штукатур – маляр;

нет возможности дальнейшего обучения у выпускников с умеренной

степенью умственной отсталости;

не

всегда

выпускники

могут

трудоустроиться

по

полученной

специальности.

8

Очевидно, что требуется комплексная работа педагогов школы, узких

специалистов

по

формированию

сознательного

отношения

в

выборе

профессии учащихся с умственной отсталостью. Для эффективного решения

данных задач в Норильской общеобразовательной школе-интернате в

штатном расписании с 2014 года предусмотрена ставка инструктора по

труду, который организуют профориентационные работу с учащимися 8-9

классов, согласно рабочим программам.

В связи с этим возникла необходимость разработки Программы по

профориентации,

в

которую

будут

включены

организационно-

методические

и

практические

мероприятия,

направленные

на

профессиональную

ориентацию,

профессиональное

самоопределение,

способствующие личностному развитию выпускников, формированию у них

способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности

и возможности с требованиями профессии, необходимые для успешной

социальной и профессиональной адаптации.

Цель:

актуализация профессионального самоопределения учащихся

посредством активизации специально организованной деятельности по

получению информации о мире профессий.

Задачи:

изучить

индивидуальные

особенности

и

предпочтения

обучающихся для определения наиболее подходящей сферы трудовой

деятельности;

расширить представления обучающихся о современном «рынке

профессий».

развивать умение соотносить свои интересы и способности с

требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.

формировать у обучающихся профессионально важные функции

и качества личности;

9

формировать у выпускников положительное отношение к себе,

осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в

будущей профессии.

разработать

индивидуальный

профессиональный

маршрут

выбора профессии каждого воспитанника в тесном взаимодействии с семьёй;

расширять взаимодействие со структурами и организациями,

занимающимися

профессиональной

ориентацией

детей

с

ОВЗ,

для

обеспечения системного подхода к профориентационной работе;

повышать

компетентность

педагогов

школы

в

профориентационной работе.

Участники программы:

обучающиеся, их родители или лица, их заменяющие;

администрация школы, педагоги, медицинские работники;

социальные партнёры:

ПУ-105;

Центр занятости населения г. Норильска;

Центры

образования,

промышленные

предприятия

и

организации г. Норильска.

10

1.1. Психолого-педагогические особенности школьников с

ограниченными возможностями жизнедеятельности.

В процессе обучения в коррекционной школе педагог имеет дело

с определенной категорией учащихся, которые по особенностям психической

деятельности существенно отличаются от своих нормально развивающихся

сверстников. Знание этих особенностей необходимо для эффективной

работы, для понимания причин, обусловливающих успехи и неудачи

обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов

педагогического воздействия, т. е. для того, чтобы в наибольшей мере

помочь ученикам, продвинуть их в плане общего развития.

А. Н. Граборов, отмечал, что умственно отсталые дети наиболее

многочисленная

категория

детей

с

ограниченными

возможностями

жизнедеятельности. Они составляют примерно 1-3% от общей детской

популяции. Понятие умственно отсталый ребенок включает в себя весьма

разнородную массу детей, которых объединяет наличие повреждения мозга,

имеющего диффузный, т. е. широко распространенный, как бы «разлитый»

характер.

Преобладающее большинство всех умственно отсталых детей

учеников

вспомогательной

школы

составляют

дети-олигофрены

(от

греческого малоумный). Поражение мозговых систем, главным образом

наиболее сложных и поздно формирующихся структур, обусловливающих

недоразвитие и нарушения их психики, возникает на ранних этапах развития

— во внутриутробном периоде, при рождении или в первые годы жизни, т. е.

до

полного

становления

речи.

При

олигофрении

органическая

недостаточность мозга носит резидуальный (остаточный), непрогредиентный

(не усугубляющийся) характер, что дает основания для оптимистического а,

олигофрены — основной контингент вспомогательной школы.

11

Дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями всей

психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в

сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание

от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания.

Таким образом, умственно отсталые ни в коей мере не могут быть

приравнены к нормально развивающимся детям. Они иные по многим своим

проявлениям.

Г. М. Дульнев, М. И. Кузьмицкая, отмечали, что дети-

олигофрены способны к развитию, что по существу отличает их от

слабоумных детей всех прогредиентных форм умственной отсталости, и,

хотя развитие олигофренов осуществляется замедленно, атипично, со

многими, подчас резкими отклонениями, тем не менее оно представляет

собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в

психическую деятельность детей, в их личностную сферу.

В. Н. Тарасов отмечал, что у умственно отсталых школьников

обнаруживается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности.

Их затрудняет решение простейших практически-действенных задач, таких,

как объединение разрезанного на 2-3 части изображения знакомого объекта,

выбор геометрической фигуры, по своей форме и величине идентичной

соответствующему, имеющемуся на поверхности углублению («почтовый

ящик») и т. п. Они выполняют подобные задания с большим количеством

ошибок, после многих попыток, Причем одни и те же ошибки многократно

повторяются, поскольку дети, не достигнув успеха, обычно не изменяют

однажды избранного способа действия. Надо сказать, что осуществление

практических действий само по себе затрудняет олигофренов, поскольку их

моторное и чувственное познание неполноценно.

Характеризуя мышление умственно отсталых учащихся, следует

специально подчеркнуть стереотипность, тугоподвижность этого процесса.

Именно поэтому применение имеющихся знаний в новых условиях вызывает

12

у школьников затруднения и часто приводит к неправильному выполнению

задания.

Специальная психология и педагогика говорит о том, что

воспитание, обучение и трудовая подготовка для умственно отсталых детей

даже более значимы, чем для нормально развивающихся. Это обусловлено

гораздо меньшими возможностями олигофренов самостоятельно принимать,

осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из

окружающей среды, т. е. меньшей, чем в норме, сформированностыо

различных сторон познавательной деятельности. Определенное значение

имеет также сниженная активность умственно отсталого ребенка, гораздо

более узкий круг их интересов, а также другие своеобразные проявления

эмоционально-волевой сферы.

Для продвижения ребенка-олигофрена в общем развитии, для

усвоения знаний, умений и навыков существенно важным является не всякое,

но специально организованное обучение и воспитание. Пребывание в

обычной, школе часто не приносит ему пользы, а в ряде случаев приводит к

тяжелым последствиям, к стойким, резко отрицательным сдвигам в его

личности. Специальное обучение, направленное на развитие умственно

отсталых детей, предусматривает, в первую очередь, формирование у них

высших

психических

процессов,

особенно

мышления.

Это

важное

направление коррекционной работы теоретически обосновано тем, что хотя

ребенок-олигофрен

своеобразен

во

всех

своих

проявлениях,

именно

дефектность мышления обнаруживается у него особенно резко и, в свою

очередь, затормаживает и затрудняет познание окружающего мира. Вместе с

тем,

доказано,

что

мышление

олигофрена

несомненно

развивается.

Нормирование мыслительной деятельности способствует продвижению

умственно отсталого ребенка в общем развитии и тем самым создает

реальную

основу

для

социально-трудовой

адаптации

выпускников

вспомогательной школы.

13

Таким образом, специфические особенности школьников с

нарушением

интеллекта

ведет

к

необходимости

учитывать

данные

особенности при обучении и воспитании в коррекционной школе VIII вида.

14

Глава 2 Программа проориентационной работы с обучающимися,

имеющими легкую и умеренную степень умственной отсталости в школе

- интернате г. Норильска.

Пояснительная записка.

Для обеспечения независимой и продуктивной жизни человека в

социуме необходимо включить в целенаправленный процесс социализации,

одним

из

важнейших

институтов

которой

является

система

профессионального образования. Профессиональная ориентация подростка

решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу её

профессионального самоопределения.

В контексте рассмотрения проблемы самоопределения особое значение

представляют вопросы, связанные с изучением проблемы профессиональной

ориентации подростков с ограниченными возможностями здоровья.

В

настоящее

время

от

образовательного

учреждения

требуется

создание

условий

для

формирования

у

подростка

индивидуального

образовательного запроса, личностной потребности во взвешенном выборе

направления

продолжения

образования,

готовности

к

последующей

самореализации в избранном образовательном профиле, а также для

дальнейшей профессиональной самоидентификации в новых экономических

и социокультурных условиях.

Важнейшим

направлением

социализации

лиц

с

ОВЗ

является

подготовка подростков к сознательному выбору профессии. Готовность к

сознательному

выбору

профессии

определяется

информированностью

школьников о наиболее распространенных видах труда, их значении для

общества, знанием путей приобретения той или иной профессии и

требований, которые предъявляются к личности с точки зрения ее

физических и психических возможностей, и, наконец, умением правильно

оценить свои данные для овладения избранной специальностью.

15

Профориентация - это специально организованная помощь по

оптимизации

процессов

профессионального

самоопределения

школьников.

Главной задачей профориентации является всестороннее развитие

личности и активизация самих школьников в процессах определения себя,

своего места в мире профессий.

Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ

было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим

возможностям

в

связи

с

осознанием

важности

и

необходимости

самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии,

основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого,

большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор

максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических

особенностей.

В процессе решения проблемы сознательного выбора профессии

лицами

с

ОВЗ,

следует

иметь

в

виду

необходимость

разработки

комплексного подхода к профориентационной работе, одним из важнейших

аспектов

которого

является

подбор

и

модификация

методического

инструментария с учетом индивидуальных особенностей здоровья.

Цель программы: формирование сознательного профессионального

самоопределения

выпускников

с

интеллектуальными

нарушениями

в

развитии с учётом склонностей, интересов, возможностей учащихся

и

регионального рынка труда.

Задачи:

изучить

индивидуальные

особенности

и

предпочтения

обучающихся для определения наиболее подходящей сферы трудовой

деятельности;

расширить представления обучающихся о современном «рынке

профессий»;

16

развивать умение соотносить свои интересы и способности с

требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией;

формировать у обучающихся профессионально важные функции

и качества личности;

формировать у выпускников положительное отношение к себе,

осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в

будущей профессии;

разработать

индивидуальный

профессиональный

маршрут

выбора профессии каждого воспитанника в тесном взаимодействии с семьёй;

расширять взаимодействие со структурами и организациями,

занимающимися

профессиональной

ориентацией

детей

с

ОВЗ,

для

обеспечения системного подхода к профориентационной работе;

повышать

компетентность

педагогов

школы

в

профориентационной работе.

Образовательная функция программы:

1)

Расширение представлений учащихся о собственной личности по

результатам диагностических исследований.

2)

Информирование учащихся о профессиях и профессионально

важных качествах.

3)

Осознание профессиональных целей и путей их достижения с

учётом своих личностных возможностей.

4)

Расширение знаний о развитии рынка труда, овладение знаниями

о мерах безопасности на производстве, предприятии, на своём рабочем месте,

5)

Расширение

представлений

о

возможности

работы

на

дому-«Фриланс».

Адаптационная функция программы:

1)

Получение обучающимися определённого жизненного опыта в

процессе

моделирования

различных

жизненных

ситуаций

в

профессиональной сфере.

17

2)

Формирование

умений

социально-бытового

ориентирования,

навыков адаптации в процессе трудовой профессиональной деятельности.

Воспитательная функция программы:

Формирование у учащихся трудолюбия, активной, ответственной

жизненной позиции, нравственных качеств личности.

Участники программы:

обучающиеся, их родители или лица, их заменяющие;

администрация школы, педагоги, медицинские работники;

социальные партнёры:

ПУ -105;

Центр занятости населения г. Норильска;

Центры

образования,

промышленные

предприятия

и

организации г. Норильска.

Подготовительным

этапом

профессионального

самоопределения

должен включать в себя определенные виды работ: диагностику, погружение

в

мир

профессий,

практическое

ознакомление

с

профессиональной

деятельностью,

обобщение

представлений

о

профессиях,

повторное

диагностическое обследование. В рамках работы над программой были

проведены различные мероприятия, реализующие все виды работ по

профессиональному самоопределению с детьми имеющими проблемы

развития.

18

2.1 Комплексное сопровождение профессиональной реабилитации детей

и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Профориентация

представляет собой комплекс целенаправленных

мероприятий (медицинских, психологических, психофизических, социально

– педагогических), направленных на профессиональное самоопределение

инвалида с учетом его склонностей, интересов, возможностей и потребности

рынка труда.

Это длительный процесс, начинающий еще в дошкольном возрасте,

имеющий свои этапы и включающий такие формы, как профессиональное

воспитание, профдиагностика, проинформирование. профконсультации.

Специалисты,

занимающиеся

вопросами

профессиональной

ориентации:

п/

п

Должность

Направление профориентационной деятельности

1.

Заместитель

директора по

УВР,

ВР

Координирует профориентационную работу в школе

реализует следующие направления:

планирование работы педагогического

коллектива по формированию готовности учащихся к

профессиональному самоопределению в соответствии с

концепцией и образовательной программой

общеобразовательного учреждения;

осуществление анализа и коррекции

деятельности педагогического коллектива по данному

направлению;

консультирование учителей-предметников,

инструктора по труду, классных руководителей по

организации системы учебно-воспитательной работы,

направленной на самоопределение обучающихся.

2.

Инструктор

по труду

поддержание связей общеобразовательного

учреждения с социальными партнерами, влияющими на

самоопределение обучающихся организация

профориентационной работы с учащимися

(актуализация профессионального самоопределения

учащихся)

организация профессионального

19

информирования, консультирования, подбора

профессии.

организует индивидуальные и групповые

профориентационные беседы, диспуты, конференции

организует посещение учащимися дней открытых

дверей средних профессиональных учебных заведений;

организует тематические и комплексные

экскурсии обучающихся на предприятия;

организует встречи учащихся с выпускниками

школы – студентами профессиональных учебных

заведений;

обобщает и систематизирует справочные данные

о потребностях города в кадрах.

3.

Классный

руководител

ь

ведет психолого-педагогические наблюдения

склонностей учащихся;

оказывает помощь школьному психологу в

проведении анкетирования, учащихся и их родителей

по проблеме самоопределения;

проводит родительские собрания по проблеме

формирования готовности учащихся к

профессиональному самоопределению;

4.

Учителя

трудового

обучения,

учителя

СБО

способствуют развитию познавательного

интереса, творческой направленности личности

школьников, используя разнообразные методы и

средства: проектную деятельность, деловые игры,

предметные недели, факультативы,

общественнополезный труд, конкурсы

профессионального мастерства, выставки творческих

работ т.д.:

обеспечивают профориентационную

направленность уроков, формируют у учащихся

общетрудовые, профессионально важные навыки;

способствуют формированию у школьников

адекватной самооценки;

проводят наблюдения по выявлению склонностей

и способностей учащихся;

организация учебных занятий по программе

«Введение в специальность»

5.

Учитель

обществозна

ния

организация учебных занятий по темам:

«Трудовые отношения»

6.

Воспитатель

Тьютор

ведет психолого-педагогические наблюдения

склонностей учащихся;

20

Педагог

дополнитель

ного

образования

способствуют развитию творческой

направленности личности школьников;

организует самообслуживающий и общественно-

полезный труд;

организует воспитательные занятия по

знакомству с миром профессий, самоопределению, и

т.д.

организует участие в творческих конкурсах.

7.

Библиотекар

ь

регулярно подбирает литературу для учителей и

обучающихся в помощь выбору профессии (по годам

обучения) и профориентационной работе;

изучает читательские интересы учащихся и

рекомендует им литературу, помогающую в выборе

профессии; организует выставки книг о профессиях и

библиотечные часы на темы выбора профессии;

обобщает и систематизирует методические и

вспомогательные материалы, (фотографии, вырезки,

схемы, проспекты, программы, описания профессий);

регулярно устраивает выставки литературы о

профессиях по сферам и отраслям

8.

Социальный

педагог

способствует формированию у школьников с

ОВЗ адекватной самооценки;

оказывает педагогическую поддержку детям с

ОВЗ в процессе их профессионального и жизненного

самоопределения;

осуществляет консультации обучающимся и

родителям по социальным вопросам;

оказывает помощь классному руководителю в

анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих

процесс самоопределения школьника.

9.

Психолог

проводит психологическую диагностику

проводит психолого-педагогическое

консультирование;

изучает профессиональный интерес и склонности

учащихся;

осуществляет мониторинг готовности учащегося

к профессиональному самоопределению через

анкетирование обучающихся и их родителей;

проведение тренинговых занятий по

профориентации обучающихся;

осуществляет психологические консультации с

учётом возрастных особенностей обучающихся;

способствует формированию у школьников

21

адекватной самооценки;

оказывает помощь классному руководителю в

анализе и оценке интересов и склонностей

обучающихся

проведение занятий по курсу «Психологическая

подготовка к труду».

10.

Медицински

й работник

способствует формированию у школьников

установки на здоровый образ жизни, используя

разнообразные формы, методы, средства;

организует консультации по проблеме влияния

состояния здоровья на профессиональную

деятельность;

оказывает помощь педагогам школы в

направлении трудовой деятельности учащихся.

Организация и контроль реализации программы:

выделение

направлений

профориентационной

работы

и

определение профориентационных задач;

включение

в

реализацию

программы

всех

участников

образовательного процесса (классные руководители, воспитатели, педагоги-

предметники, учителя технологии, педагоги-психологи, инструктор по труду,

тьюторы, социальные педагоги, зам. директора по УВР и ВР, родители

обучающихся, специалисты организаций-партнеров);

анализ

промежуточных

и

итоговых

результатов

профориентационной работы;

сбор катамнестических данных о дальнейшем профессиональном

определении, трудоустройстве, социальной адаптации выпускников школы;

координация

деятельности

по

реализации

программы

заместителями директора по УВР и ВР.

Оценка эффективности профориентации школьников:

К

основным

результативным

критериям

и

показателям

эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится;

достаточная информация о профессии и путях ее получения.

22

Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой

профессии школьник с интеллектуальными нарушениями не сможет сделать

обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном

случае является ясное представление им требований профессии к человеку,

конкретного

места

ее

получения,

потребностей

общества

в

данных

специалистах.

потребность в обоснованном выборе профессии.

Показатели

сформированности

потребности

в

обоснованном

профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая

школьником активность по получению необходимой информации о той или

иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое)

пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное

составление своего профессионального маршрута.

уверенность школьника в социальной значимости труда,

т. е.

сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.

степень самопознания школьника.

От того, насколько глубоко он

сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет

зависеть обоснованность его выбора.

наличие

у

учащегося

обоснованного

профессионального

маршрута (выбора).

В

качестве

процессуальных

критериев

эффективности

профориентационной работы выделяются следующие:

индивидуальный

характер

любого

профориентационного

воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера

семейных

взаимоотношений,

опыта

трудовых

действий,

развития

профессионально важных качеств);

направленность

профориентационных

воздействий,

прежде

всего на всестороннее развитие личности

(предоставление свободы в

выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных

23

областях

профессиональной

деятельности,

пробуждение

активности

в

самостоятельном

выборе

сферы

профессиональной

деятельности

и

определении профессионального плана).

Ожидаемые результаты:

положительное отношение обучающихся к трудовой деятельности;

сформированность у обучающихся адекватных представлений о

себе и своём профессиональном соответствии;

сформированность

основных

принципов

построения

профессиональной трудовой деятельности выпускников;

получение знаний учащимися о специфике современного рынка

труда;

профессиональное

самоопределение,

соответствующее

психофизиологическим возможностям обучающихся;

осознанный выбор будущей профессии.

Эффективность программы определяется по катамнестическим

данным.

Основным

критерием

является

получение

профессии

выпускниками школы и трудоустройство учащихся по выбранному

профилю.

Срок реализации программы - 9 лет, рассчитан на весь период

обучения ребёнка в школе. Решение задач программы профориентации

осуществляется

в

различных

видах

деятельности

обучающихся:

познавательной,

общественно-полезной,

коммуникативной,

игровой,

производительном

труде,

организацию

профессионально-трудового

обучения.

Профессионально – трудового обучения в КГБОУ «Норильской

общеобразовательной школе-интернате» строится с учетом умственных и

физических возможностей учащихся.

Цель – подготовить школьников к самостоятельной жизни и труду.

Задачи:

24

овладение

общетрудовыми

умениями,

необходимыми

для

создания продуктов труда;

становление личности ученика в процессе выбора профиля

трудового обучения;

исправление недостатков трудовой деятельности учащихся и

повышение на этой основе общего уровня ее развития;

опора

на

общетрудовые

умения

и

навыки

при

допрофессиональной подготовке;

получение опыта применения общетрудовых знаний и умений в

самостоятельной практической деятельности.

25

2.2 Виды профильного труда в специальной коррекционной школе

- интернате VIII вида и этапы трудовой подготовки.

Для детей с умеренной умственной отсталостью профориентация

сводиться

к

профессиональному

воспитанию

через

трудовую

подготовку(освоение

навыков

шитья,

обработка

древесины,

окраска

поверхности).Учащиеся

проходят

трудовое

обучение

в

мастерских,

выполняют трудовые пробы, осваивают обще трудовые и профессиональные

навыки, с ними проводиться профинформирование в различных формах, в

том числе экскурсии на предприятия и в мастерские.

Изучаемые профили трудового обучения в школе - интернате:

штукатурно-малярное дело

слесарное дело

столярное дело

обувное дело

швейное дело

обслуживающий труд (для обучающихся с легкой и умеренной

степенью умственной отсталости)

Этапы трудовой подготовки

(см. Приложение

):

I.

этап – пропедевтический. Подготовительный (вводный) (1 – 3 кл.)

профинформация;

выявление творческих способностей, интересов;

ручной труд (1-3 кл.);

общественно-полезный труд.

Воспитание положительного отношения к труду, трудолюбия

II.

этап - ориентирующий (4классы):

профинформация;

выявление трудовых способностей;

трудовые пробы;

26

определение профиля трудового обучения

общественно-полезный производительный труд.

обучение различным видам деятельности на занятиях;

занятия с педагогом-психологом серии занятий на самопознание

личности.

Профориентационная работа осуществляется в урочное и внеклассное

время, начинается с первого года обучения. В начальной школе работа

направлена на развитие интересов и способностей, формирование навыков

саморегуляции, коррекцию эмоциональных и психологических нарушений.

Детей привлекают к общественно-полезному труду, знакомят с миром

профессий, профессиями их родственников с акцентом на то, что человек

должен выбирать профессию в соответствии со своими возможностями.

Основные задачи на этом этапе: диагностика возможностей и личных

предпочтений в овладении допрофессиональными навыками с целью

определения профиля трудового обучения в дальнейшем. Основными

средствами

для

достижения

задач

являются

уроки

ручного

труда,

воспитательные занятия, работа кружков и дополнительных занятий (лепка,

бумагопластика, квиллинг, начальное техническое моделирование, мягкая

игрушка и др.).

Профориентации занятия проводятся во внеурочное время. Педагог-

психолог проводит серию групповых занятий из цикла самопознания

личности «Кто я?» «Какой я?» «Куда пойти учиться» (презентация школьных

мастерских) Целью занятий является выявление наклонностей учащихся,

закладывание основы положительного отношения к труду, обучения приёмам

самоконтроля и самоанализа.

Деятельность по профориентации в начальной школе сопровождают

учителя ручного труда, классные руководители, воспитатели, педагоги

дополнительного образования, педагоги-психологи.

III.

этап – формирующий (5-8 класс):

27

профинформация и пропаганда;

формирование общетрудовых умений и навыков посредством

трудового обучения по профилю

выявление интересов, способностей, возможностей;

профдиагностика и тестирование;

формирование профмаршрутов и их коррекция;

развитие профинтересов;

прогноз трудоспособности;

трудовые пробы;

обучение различным видам деятельности на факультативных

занятиях;

общественно-полезный производительный труд.

обеспечение продуктивных социальных контактов в процессе

трудовой деятельности

формирование устойчивых навыков бытового самообслуживания и

обслуживающего труда

С

пятого

класса

продолжается

работа

по

самоопределению

профессиональной модели личности учащегося средствами воспитания и

обучения, и расширяется профориентационная деятельность на уроках

технологии - учащиеся знакомятся с профессиями по соответствующему

профилю, востребованными на рынке труда в регионе.

Основной целью является общая ориентация детей в мире труда и

профессий. Причем, в 5-7 классах эта ориентация носит общетрудовой

характер:

расширение

социальных

связей,

развитие

интересов

и

способностей, общетрудовая подготовка, формирование коммуникативных

навыков, навыков саморегуляции и адекватной самооценки, развитие

гибкости и пластичности психических функций, изучение основ домашней

экономики.

28

В целях формирования практических социально – значимых знаний и

умений для учащихся старших классов на уроках технологии изучаются

темы курса «Введение в специальность»

Задача, которых углубление

теоретических знаний по выбранной профессии, изучение материала по

разделам: гигиена труда, охрана труда, пожарная безопасность, техника

безопасности и т.д.

Это этап, направлен на развитие способностей к профессиональной

адаптации в современных социально – экономических условиях.

Формы

работы:

уроки

технологии,

занятия,

индивидуальные

и

групповые консультации, беседы, практическая деятельность.

Для

обеспечения

максимальной

успешности

воспитанников

в

овладении различными видами деятельности для учащихся организованы

занятия технологии по выбору.

Педагоги-психологи

проводят

коррекционные

занятия

с

целью

формирования эмоционально-личностного и социального развития будущего

выпускника школы. Средства для решения задач этой деятельности:

социально-психологический тренинг, психологические и деловые игры,

проектная деятельность и др.

В

профориентационном

плане

продолжается

профпропаганда

и

профориентация, ориентация на доступные виды трудовой деятельности,

формирование реальных профмаршрутов и установок на общественно-

полезную

деятельность,

проводятся

трудовые

пробы

и

трудотерапия

(восстановительная).

В 8 классе осуществляется уже профильная ориентировка на доступные

виды труда в процессе профильной трудовой подготовки, трудовых проб;

формирование профессиональных трудовых интересов, ориентировки на

доступные виды трудовой деятельности и установок на принятие ролевых

позиций;

изучение

основ

производства,

основ

домашней

экономики,

формирование навыков социального взаимодействия. Трудотерапия носит

29

ориентировочный характер. В этот период уже возможно определение

трудового прогноза, проведение профдиагностики и профтестирования,

выдача профессиональных рекомендаций по профобучению, начинается

формирование профмаршрутов и осуществляется их коррекция. В семье идет

интенсивное

привлечение

к

ведению

домашнего

хозяйства,

развитие

интересов и способностей, ориентировка на самостоятельное существование.

К деятельности учителей технологии, педагога-психолога, классных

руководителей и

воспитателей, учителей СБО, добавляются занятия

социальных педагогов, инструктора по труду, тьюторов (для детей с

умеренной степенью умственной отсталости).

IV.

этап - Заключительный этап (расширением профиля) (9класс):

развитие социальных и эмоциональных навыков в процессе

производственного обучения;

обучение умению общаться в трудовой ситуации;

формулировать свои потребности и прояснять смысл задания;

учить опознавать и осмыслять эмоции и чувства как собственные,

так и работодателя, товарища по работе;

формирование социально – нормативного поведения в трудовой

ситуации;

формирование профмаршрутов и их коррекция;

обучение различным видам деятельности на факультативных

занятиях;

прогноз трудоспособности;

На заключительном этапе происходит углубление и расширение

возможностей по овладеваемой профессии. Профессионально – трудовое

обучение состоит из учебно – практических занятий в школьных мастерских

и

производственной

практики

на

предприятиях,

которая

позволяет

воспитанникам перейти от учебно – трудовой деятельности к выполнению

обязанностей рабочих предприятия.

30

Учителя трудового обучения заключают договора о прохождении

производственной практики обучающихся:

обслуживающий труд - Норильский драматический театр им. В.

Маяковского. Гостиница «Норильск» - уборка помещений, уход за цветами и

т.д.

швейное

дело

-

Норильский

драматический

театр

им.

В.

Маяковского – швейный цех.

обувное дело – обувная мастерская «Башмачок»

штукатурно-малярное дело – «Оганер – комплекс», на базе школы

(ремонтные работы)

слесарное дело, столярное дело – обслуживание школы (ремонт

мебели кабинетов, обслуживание здания и пр.)

В

течение

всего

производственного

периода

педагоги

школы

осуществляют

коррекцию

трудовых

действий

на

местах,

воспитание

положительного отношения к будущей профессии изучают темы курсов

«Культура молодого рабочего», «Трудоустройство» «Трудовые отношения».

По окончанию 9 класса учащиеся сдают экзамен по трудовому

обучению но котором присутствуют мастера производственного обучение

ПУ 105, представители предприятий.

На каждом из рассмотренных этапов обеспечивается системная

комплексная работа, включающая:

психодиагностические мероприятия, направленные на изучение

индивидуальных

особенностей

обучающихся

с

ОВЗ.

Результаты

диагностики вносятся в карты развития воспитанников. По результатам

обследований проводится заседание ПМПК, где решается вопрос о

возможности и перспективах дальнейшего профессионального обучения

воспитанников

31

формирование у обучающихся профессионально-важных функций

и качеств личности посредством системной работы специалистов различного

профиля;

вовлеченность

профориентационной

работы

в

учебную

деятельность;

формирование индивидуального маршрута получения профессии,

включающую взаимодействие с семьей обучающегося;

учет социально – экономической ситуации в регионе. Приложение

1.

32

Заключение

Результаты теоретических и экспериментальных исследований

свидетельствуют о важности проориентационной работе в коррекционном

развитии учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

В основу программ по труду должен быть положен прежде всего

принцип единства обучения детей знаниям, умениям и навыкам по труду с

коррекционной работой по исправлению у них недостатков умственного

развития.

Оценка

эффективности

проведенной

работы

показали,

что

предпочтение профессий учащимися стали более осознанными, повысился

интерес к профессиям, расширился опыт учащихся, обогатились их

представления о профессиях. Прежде всего, мы можем отметить, что выбор

учащихся стал больше соответствовать их возможностям и знаниям

Специфические особенности психики школьников с нарушением

интеллекта ведут к необходимости учитывать данные особенности при

обучении и воспитании в коррекционной школе VIII вида. В первую очередь

это касается использования в коррекционных целях различных видов

трудовой деятельности. В специальной школе VIII вида при работе с детьми

применяются

различные

виды

трудовой

деятельности.

Трудовая

деятельность может протекать в процессе учебной деятельности на уроке, и

во

внеурочной

деятельности.

Используются

такие

виды

трудовой

деятельности как: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по

уходу

за

растениями

и

животными,

ручной

труд.

При

грамотном

использовании различных видов трудовой деятельности в специальной

школе VIII вида коррекция развития умственно отсталых учащихся позволит

эффективно подойти к их воспитанию и обучению.

33

Практическое

исследование

показало

верность

выдвинутых

предположений. Самостоятельность детей возросла, после проведения

занятий

по

трудовому

обучению

с

использованием

ручного

труда,

самообслуживания, хозяйственно-бытового труда..

Работа показала, что самостоятельность ребенка с недостатками

развития

в

трудовой

деятельности

обеспечивается

соответствующим

построением развивающей среды, целенаправленной помощи педагога в

освоении детьми способов трудовых действий.

Таким

образом,

результаты

исследования

свидетельствуют

о

необходимости

изменения

существующей

программа

по

трудовому

обучению с учетом следующих требований.

Обучение приобретает силу развивающего фактора только в том

случае, если его содержание доступно учащимся. Подлинная коррекция

недостатков умственного развития может быть осуществлена лишь при

соблюдения этого принципа. Поэтому при отборе программного материала

не следует включать то, что не может быть более или менее осознано,

усвоено умственно отсталым ребенком и самостоятельно выполнено.

Самое важное учитывать, необходимость приучения учащихся к

самостоятельности как важного качества личности, необходимого в жизни

человека.

34

Библиография:

1.

Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием

интеллекта: программно-методические материалы. М.: Гуманитар, изд. центр

ВЛАДОС, 2007. – 181 с.

2.

Бондарев В.П. Выбор профессии. М.: Просвещение,1991.

3.

Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.

М.: Просвещение, 1973. – 189 с.

4.

Галстян М.Н. Программа профессионального самоопределения

«Твоя профессия»// Работа социального педагога в школе и микрорайоне. М.,

2010.

5.

Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для

детских психологов, педагогов, врачей, специалистов, работающих с детьми.

Спб.: Речь, 2006. – 160 с.

6.

Кулишова Г.П. Как обучать профессии учащихся с нарушениями

интеллекта: Методическое пособие. М.: 2006. – 104 с. (Коррекционная

педагогика).

7.

Лебединская

К.С.

Степени

умственного

недоразвития

при

олигофрении // Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для

учителя / Сост.: Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. — М.:

Просвещение, 1983. – 22 с.

8.

Лубовский В.И. Специальная психология: Учебное пособие для

студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных

заведений. Изд. 4-е, испр./ 5-е, стереотип. – 464 с.

9.

Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. М. УЦ

Перспектива, 2006.

10.

Основы теории и практики профориентации // сост. В.И.

Балалихин. Л., 1990.

35

11.

Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой

выбор» / Под ред. Н.В.Афанасьевой. – СПб.: Речь, 2007. – 366 с.

12.

Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник:

Профилактика и коррекция отклонений. М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.

13.

Свистунова Е.В., Ананьева Е.В., МГПУ, Москва «Комплексный

подход

к

профориентации

и

профконсультированию

подростков

с

ограниченными возможностями здоровья»

14.

Старобина Е.М. Методика профориентации при умственной

отсталости СП Эксперт, 2005.

15.

Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной

отсталостью.

16.

Филимонова

О.Г.

Как

научиться

выбирать

профессию?:

Программа занятий для развития профессионального самоопределения

учащихся 9-х классов. М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с. – (Библиотечка

«Первого сентября», серия «Школьный психолог».Вып.20).

17.

Чумаков И.В. Психологическая карта учащегося группы риска:

диагностика и сопровождение. Волгоград: Учитель, 2008. – 462 с.

18.

Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация

детей и подростков: Диагностика и коррекция. М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.

19.

Шваб Е.Д. Психологическая профилактика и коррекционно-

развивающие занятия (из опыта работы). Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.

20.

Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе.

Социализация детей с нарушением интеллекта. – 496 с.

21.

Перечень профессий и специальностей, рекомендуемых для

профессиональной подготовки и трудоустройства лиц с нарушениями в

интеллектуальном развитии.

36

37

ПРИЛОЖЕНИЕ

Этапы профориентации:

Этап

К

л

Цель этапа

задачи

первично-

го

профессио

нального

выбора

1-4

Развить интересы и способности

школьников, создать поля

самоактуализации учащихся

младших классов в различных

сферах деятельности,

сформировать потребности ребят

в профессиональном

самоопределении.

организация

занятий

по

трудовому

обучению

и

воспитанию (уроки ручного труда, воспитательные занятия на

развитие

творческого

воображения

и

самообслуживающий

труд);

организация

дополнительного

образования

трудового

цикла;

привлечение школьников к коллективной творческой

деятельности, общественно-полезному труду;

организация встреч с родителями как с профессионалами в

тех или иных сферах труда;

создание

портфолио

классных

достижений,

профессиональных интересов,

вести

информационно

просветительскую

работу

на

классных часах, воспитательных занятиях.

38

направления профориентационной работы с обучающимися

профпросвещение

профдиагностика

профконсультация

профадаптация

рефлексия

профинформация

Активно-

поисковы

й

5-8

Помочь

подросткам

сформулировать

конкретные

личностные

задачи

профессионального и личностного

самоопределения

и

обеспечить

психолого-педагогическое

сопровождение выбора

информационно-просветительская

работа

на

классных

часах

(знакомство

с

миром

профессий,

с

учебными

заведениями профессионального образования, с конкретной

ситуацией на рынке труда),

индивидуальная

работа

с

подростками,

требующими

особого внимания,

тематические

родительские

собрания,

привлечение

школьников к трудовой практике

участие в профессиональных конкурсах

разработка

индивидуального

маршрута

профессионального выбора

Професси

ональное

определен

ие

9

Подготовить выпускников школы

к адекватному выбору профессии,

жизненного

пути

с

учетом

способностей, состояния здоровья

и потребностей на рынке труда.

Корректировка индивидуального маршрута профессионального

выбора

подготовки обучающихся к овладению выбранной профессией

профессиональное самоопределение

39

Напра

вление

Задачи

Содержание

Формы и виды работы

Результативност

ь

Профпросвещение

самоопределение

профессиональной

модели личности

учащегося средствами

обучения и воспитания;

формирование у

учащихся позитивного и

сознательного

отношения в выборе

профессии.

Развитие у учащихся

представлений о мире

профессий, воспитание у

них уважения к

физическому и

умственному труду, к

разным профессиям.

Учебная деятельность

1-3 классы воспитание трудолюбия

4 класс Мастерские трудовых проб.

Цель: определить уровень

психофизического развития детей, их

интересы и готовность к обучению по

определённому трудовому профилю.

Обучение в мастерских трудовых проб

носит ознакомительный характер,

знакомство учащихся с различными

материалами, их свойствами,

инструментами и оборудованием.

Практическая деятельность с разными

материалами. организация

разнообразных трудовых действий.

5-9классы

формирование представления о

профессиях в рамках профиля

трудового обучения, о трудовых

обязанностях в профессиях.

Уроки ручного труда

Экскурсии на различные

виды производства

внеклассные занятия,

общешкольные

мероприятия (олимпиады,

игры и т.д.)

Уроки технологии.

Экскурсии на различные

виды производства

практическая и проектная

деятельность, творческие

отчёты, презентации

конкурсы

профессионального

мастерства «Лучший по

профессии»,

общественнополезный

труд.

Общешкольное

мероприятие

Праздник труда

Изготовление

дидактического

материала,

Проект

«Биржа труда

Уроки русского языка, математики, информатики, СБО,

обществознания

Знакомство с деловыми бумагами,

требующимися при трудоустройстве, с

организациями, занимающимися

задания, упражнения,

содержание которых

связано с имеющимися в

40

трудоустройством.

Изучение основных вопросов, при ходе

собеседовании с работодателями.

Учатся находить информацию о

вакансиях рабочих мест и т.д.

Решение практических задач,

связанных с вычислительными

действиями.

школе профилями

трудового обучения.

Внеурочная деятельность

Воспитатель

Формирование у школьников

позитивного и сознательного

отношения к выбору профессии.

1 - 4 классы – знакомство с миром

профессий формирование навыков

самообслуживания и обслуживающего

труда

5 – 7 классы - формирование

мотивации и положительного

отношения к трудовой деятельности,

выбору будущей профессии,

включение в посильную трудовую

деятельность.

8 - 9 классы - развитие у учащихся

сознательного отношения к выбору

профессии.

воспитательные беседы,

сюжетно-ролевые и

дидактические

развивающие игры,

выставки творческих

работ тематические

беседы, экскурсии,

практические занятия по

развитию творческого

воображения,

самообслуживающему

труду. ОППТ

Выставка

творческих

работ, участие в

конкурсах.

Инструктор по труду:

Формирование знаний и умений

Практические занятия в

написании анкет,

Индивидуальны

й маршрут

41

объективно осуществлять самоанализ

уровня развития своих

профессионально важных качеств и

соотносить их с требованиями

профессий, сфер трудовой

деятельности к человеку.

Развитие у учащихся способности к

самоориентации, адекватности выбора

профессии в соответствии со своими

интересами, склонностями,

физиологическими возможностями.

Изучение документов, необходимых

для поступления на работу, перечень

основных деловых бумаг и требования

к их написанию

Социальный педагог: формирование

представлений о будущей

профессиональной деятельности и

развитие способностей к

профессиональной адаптации в

современных социально –

экономических условиях

7кл. – Тактика выбора профессии:

здоровье человека, как фактор

успешной профессиональной

деятельности, ознакомление с

современной ситуацией на рынке

заявлений,

автобиографии, расписки,

докладной записки.

Экскурсии в Центр

Занятости населения г.

Норильска. ПУ

Занятия по курсу «Выбор

профессии»

выбора

профессии

Статистические

данные

Мониторинг

учебной и

профессиональн

ой мотивации;

Комплексное

использование

методик,

опросников

профориентацио

нной

направленности;

Составление

матрицы выбора

профессии

создание

профессиограмм

, подбор

оптимальных

вариантов

профобучения и

трудоустройства

42

труда, знания о профессиях, которые

могут получить выпускники в г.

Норильске, формирование у

обучающихся практических навыков

поиска информации в сети Интернет

8кл.– Трудоустройство: навыки

эффективного общения с

работодателем, требования

работодателя к современному

работнику, пакет документов при

приёме на работу, современные

способы поиска информации, работа с

профессиограммами тех профессий,

которые можно получить в нашем

городе.

9кл. – Обучение практическим

навыкам: знакомство с учебными

заведениями и предприятиями города,

принципы адаптивного поведения на

рынке труда, вопросы трудового

законодательства.

Педагог-психолог:

расширение и закрепление знаний

учащихся об особенностях профессий,

доступных для подростков;

Тематические беседы и

занятия с

использованием:

элементов социально-

психологического

тренинга, ролевых и

профориентационных игр,

дискуссий, анализа

конкретных ситуаций,

психодиагностических

процедур.

тестирование,

43

формирование у обучающихся

способности к самоориентации,

адекватности выбора профессии в

соответствии со своими интересами,

склонностями, физиологическими

возможностями.

8 класс.

Обучение навыкам конструктивного

общения и профессионального

самоопределения. Изучение

внутреннего мира подростка и

личностных особенностей, интересов,

склонностей. Обучение

конструктивным способам выхода из

конфликтных ситуаций, овладение

способами внутреннего самоконтроля

и сдерживания негативных импульсов,

умениями ставить реальные цели и

выбирать адекватные способы их

достижения. Обучение правилам

выбора профессии, умениям строить

личностный профиль и временную

перспективу.

9 класс

Помощь подросткам в

профессиональном самоопределении.

Развитие способности адекватно

оценивать собственные поступки и

анкетирование.

44

действия. Проектирование

профессионального маршрута.

Определение в выборе будущей

профессиональной деятельности,

обсуждение вариантов

профессионального образования

овладение способами и приёмами

планирования профессиональной и

жизненной перспективы, обучение

подростков корректировать своей

профессиональный план в зависимости

от ситуации на рынке труда,

Формирование навыков

самопрезентации, закрепление образа

будущей профессии

45

профдиагностика

Исследование

особенностей личности

учащихся - выявить

индивидуальные

способности, интересы,

склонности к

определенным

профессиям.

Исследование

мотивационной сферы

учащихся: учебной и

выбора профессии.

определить возможный

спектр будущих

профессий

Планирование

профессионально-

образовательного

маршрута (про

профессии и учреждения

на нашей территории)

Информированность

родителей о возможных

вариантах трудовой

деятельности их детей,

спектре предлагаемых

профессий учебными

заведениями города, о

представления будущей

профессии своего

Выявление личностных особенностей

обучающихся для построения

индивидуальных маршрутов по

профессиональному определению;

определить уровень

информированности участников

образовательного процесса по

вопросам профориентации.

определение трудового профиля и

выборе профессии.

Выявление медицинских

противопоказаний к занятиям

трудовой деятельностью.

Диагностика готовности обучения

учащихся по профилю трудового

обучения и с выдачей рекомендаций.

4-5 класс Анкетирование учащихся

«Расскажи немного о себе»

7-9 классов исследование об

информированности учащихся о

профессиях, которые могут получить

выпускники, и учебных заведениях

города.

8-9 классах обследование

обучающихся с целью выявления

профессиональных предпочтений и

готовности к профессиональной

деятельности.

9 класс «Жизненное и

профессиональное самоопределение»,

Наблюдение и фиксация

результатов в

индивидуальных картах

развития и

характеристиках

учащихся.

4 класс - Мониторинг

трудовых проб

Анкетирование родителей

Психологическая

диагностика

Экспресс методика для

выявления интересов

методика изучения

мотивации

Методика самооценки

личности

Методика Ориентация

(И.Л. Соломин) о типах

характера,

Способности и выбор

профиля обучения (ДДО –

дифференциально-

диагностический

опросник Е.А. Климова)

Профессиональные

интересы и склонности

(«Карта интересов» Г.В.

Резапкиной)

Школьное

ПМПк

рекомендации

трудового

профиля

анкетирование,

статистический

анализ, анализ

работы за

учебный год.

составление

профессиограмм

;

индивидуальная

диагностика;

создание и

ведение карт

46

Профконсультация

Предоставить

информацию учащихся

и родителей об

интересующих

профессиях.

Профконсультация с расширенной

информацией для комплексной оценки

профессиональной направленности

учащихся

Профессиональное самоопределение

личности учащегося средствами

психолого-педагогической коррекции;

развитие способностей у

обучающихся к профессиональной

адаптации в современных социально-

экономических условиях.

развитие трудовой мотивации;

Развивать необходимые личностных и

профессионально важные качества,

адекватную самооценку, уверенность в

себе,

Тематические

консультации

(индивидуальные и

групповые),

встречи со специалистами

Корректировка

профмаршрутов.

47

Профинформация

Дать максимально

широкое и достоверное

представление о

профессиях, со

спецификой трудовой

деятельности и

тенденциях на рынке

труда. Информировать

детей и родителей об

учебном заведении г.

Норильска,

информировать,

общественные

организации о

профориентационной

работе в школе

Начальная школа

Работа с родителями о необходимости

выбора ребенком профессии рабочей

специальности,

формируют представление о процессе

профориентации, о спектре

предлагаемых профессий.

5-7 классы информирование

родителей о результатах диагностики

умений, предпочтений детей

8-9 классы информация об

индивидуальных особенностях и

предпочтениях, особенностях здоровья

детей, подбор оптимальных вариантов

профобучения на основании анализа

конъюнктуры рынка труда.

профпропаганда;

профагитация

Родительские собрания

Анкетирование,

тестирование

Экскурсионные занятия,

индивидуальные

консультации, встречи со

специалистами центра

Занятости населения,

преподавателями ПУ

стендовая информация,

буклеты и т.д.

статистический

анализ и

аналитические

справки по

проведённым

мероприятиям

Профадаптация

Выявление и

определение

пригодности учащихся 9

классов к конкретному

виду трудовой

деятельности;

Проведение профессиональных проб.

Определение качества знаний

обучающихся по профилю.

Организация трудовой практики на

производстве;

Сбор информации о выпускниках,

продолживших обучение или

трудоустроившихся

Итоговая государственная

аттестация выпускников

(экзамен по трудовому

профилю).

Встречи с выпускниками.

ПМПк,

катамнестически

е данные

48

Рефлексия

Оценивание

промежуточных и

итоговых результатов

работы; внесение

корректив в содержание

профориентационной

программы.

Итоговый анализ результативности

профориентационной работы

Круглый стол,

Методсовет, педсовет и

др.

аналитические

справки, отчетов

по итогам

проведенных

мероприятий

49



В раздел образования