Напоминание

Развитие лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР


Автор: Лю-Вен-Фу Галина Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Детский дом "Надежда"
Населённый пункт: г.Белово Кемеровская область
Наименование материала: Консультация
Тема: Развитие лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация на тему: «Развитие лексико-

грамматических категорий у детей старшего

дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

Введение

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека,

область проявления присущей всем людям способности к познанию,

самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего

внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами,

другими культурами.

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии

речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи

многообразны, они могут проявляется в нарушении произношения,

грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в

нарушении темпа и плавности речи.

Актуальность темы

Проблема формирования лексико-грамматического строя речи является

одной из самых важных и актуальных проблем у детей с общим

недоразвитием речи. Под лексико-грамматической стороной речи понимают

словарь и грамматически правильное его использование.

У детей с общим недоразвитием речи отмечены нарушения лексики в

ограниченности словарного запаса, расхождении объема активного и

пассивного словаря, неточном употреблении слов, использовании

вербальных парафазии, несформированности семантических полей,

трудностях актуализации словаря.

Здоровый ребенок усваивает грамматическую и морфологическую систему

языка, овладевая различными типами предложений.

У ребенка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются

сформированными все грамматические категории родного языка. Он говорит

развернутыми фразами, используя сложноподчиненные и сложносочиненные

конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов,

падежей, родовых окончаний и пр.

Иная картина наблюдается у дошкольника пятилетнего возраста с общим

недоразвитием речи. Так, даже при III уровне речевого развития словарный

запас ребенка очень низок. Ограниченность словаря отмечается и в активном

(употребление), и в пассивном (понимание) плане. Преобладание слов-

названий обиходно-бытовых предметов и действий, недостаток слов-

обобщений, слов-признаков, слов, выражающих оттенки значений или

абстрактные понятия – характерные лексические особенности речи

дошкольников данной категории.

Кроме этого, особенностью речи у таких детей является сосуществование

грамматически правильных и неправильных предложений. Хаотическое и

беспорядочное сочетание лексических и грамматических средств языка –

характеризует нарушенный ход речевого развития ребенка.

Результаты обследования речевого развития детей.

Необходимо раннее выявление и коррекция лексико-грамматического

нарушения речи. Для того чтобы правильно спланировать логопедическую

работу по формированию лексико-грамматического строя речи, в начале

учебного года (сентябре) проводится обследование речевого развития

каждого ребенка по специальной речевой карте для детей с общим

недоразвитием речи. При этом необходимо учитывать знания и умения детей,

полученные ранее. Оценка результатов проводится с учетом программных

требований возрастной группы. При проведении обследования особое

внимание обращается на умение детей самостоятельно строить

высказывания: насколько они логичны и последовательны, как переданы

временные, целевые, причинно-следственные отношения, как правильно

грамматически оформлены предложения. Важно выявить навыки владения

лексико-грамматическими конструкциями не только на логопедических

занятиях, но и во время режимных процессов, игровой деятельности.

Результаты обследования позволили выявить, по каким разделам лексики и

грамматики дети испытывают наибольшие трудности.

Так, например, исследуя номинативный словарь, я сделала вывод, что

большинство детей испытывают затруднения по следующим темам:

Овощи

Фрукты

Деревья

Грибы

Посуда

Дети путают овощи и фрукты, испытывают затруднения в подборе

обобщающих слов.

Исследуя грамматический строй речи, было выявлено, что наибольшие

затруднения дети испытывают в:

Образовании и употреблении в речи множественного числа

существительных в именительном падеже.

Образовании и употреблении в речи множественного числа

существительных в родительном падеже.

Согласовании числительных 2 и 5 с существительными.

Образовании уменьшительно-ласкательных форм имен

существительных.

Образовании названий детенышей животных.

Образовании относительных прилагательных.

Образовании притяжательных прилагательных.

Образовании антонимов прилагательных.

Содержание работы по формированию лексико-грамматического строя

речи у детей с ОНР

Практическое усвоение лексических средств языка – первая задача

коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи.

Основные задачи обучения:

практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

формирование правильного произношения;

подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты;

развитие навыков связной речи.

Решение этой задачи предполагает:

формирование и развитие словаря;

формирование грамматически правильного оформления речевого

высказывания.

Словарь – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки

окружающей действительности. Различают активный и пассивный словарь.

Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в

словосочетаниях и предложениях.

Задачи коррекционной работы по формированию лексико-

грамматических представлений

I. Формирование навыка общения – как основного источника развития

языка.

1.

Учить соотносить предметы, действия, признаки с их словесным

обозначением:

понимать обобщающие слова;

понимать назначение местоимений: личных и притяжательных;

понимать глаголы и прилагательные, противоположные по

значению;

понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные

отношения;

понимать количественные числительные.

2.

Учить различать предметы, действия и признаки по числам, родам и

падежам:

дифференцировать формы единственного и множественного числа

имён существительных мужского и женского рода;

понимать падежные окончания имен существительных мужского и

женского рода единственного и множественного числа в

именительном, винительном и родительном падежах;

понимать имена существительные с уменьшительно-ласкательными

суффиксами;

понимать формы единственного и множественного числа глаголов:

прошедшего времени, возвратных и невозвратных.

3.

Учить понимать простые предложения и короткие тексты.

II. Формирование понятия слова – как основного источника общения.

1.

Cовершенствовать в речи детей обобщение своих знаний и

представлений об окружающем:

развивать способность общаться со взрослыми;

расширять представления о предметах ближайшего окружения;

развивать умения оперировать словарём, представленную ситуацию

(предметную, глагольную, признаки).

2.

Совершенствовать грамматический строй речи приёмами обогащения

словаря и расширения ситуаций общения:

продолжать развивать умения изменять в речи имена

существительные по числам, родам и падежам: именительном,

винительном, родительном, дательном, творительном;

активизировать в речи образование и использование

существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

развивать умения образовывать и использовать в речи глаголы (в

повелительном наклонении и инфинитиве, в настоящем и

прошедшем времени);

продолжать развивать умения согласовывать числительные с

существительными мужского и женского рода.

3.

Учить активно употреблять в речи простейшие виды

сложносочинённых и сложноподчинённых предложений:

развивать умения составлять предложения из нескольких слов по

вопросам, демонстрации действия, картинке;

развивать умения дополнять предложения недостающими словами.

III. Формирование умения использовать в речи разнообразные средства

общения – словесные, мимические и пантомимические.

1.

Учить активно, использовать в речи слова в точном соответствии со

смыслом:

расширять запас представлений на основе наблюдений и

осмысления предметов и явлений окружающей действительности;

развивать умения группировать предметы по признакам

соотнесенности, формируя доступные родовые и видовые

обобщающие понятия;

расширять глагольный словарь, где действия выражены

приставочными, личными и возвратными глаголами;

развивать умения различать и выделять в словосочетаниях названия

признаков предметов: по назначению и по вопросам;

расширять активный словарь относительными прилагательными;

развивать умения использовать в речи слова – синонимами,

антонимами;

расширять и активизировать в речи использование значений

простых предлогов притяжательными определительными

местоимениями, указательных наречий, количественных и

порядковых числительных.

2.

Учить усвоению и использованию в речи форм словоизменения и

словообразования:

развивать умения образовывать однокоренные слова;

расширять практическое усвоение в речи использования

существительных и прилагательных с уменьшительно-

ласкательными суффиксами, глаголов с различными приставками;

развивать умения пользоваться в речи несклоняемыми

существительными;

развивать умения образовывать относительные и притяжательные

прилагательные;

совершенствовать навык согласования прилагательных и

числительных в роде, числе и падеже.

3.

Учить строить предложения разной структуры:

развивать умения составлять простые предложения, распространяя

их однородными членами;

совершенствовать умения составлять простые предложения с

противительными союзами;

развивать навык анализа простого двусоставного предложения из 2-

х-3-х слов (без предлога).

IV. Формирование инициативы в общении с целью получения новых знаний.

1.

Закрепить понятие слово и умение оперировать им:

активизировать словарь на основе систематизации и обобщения

знаний об окружающем;

расширять эмоционально-оценочную лексику детей;

совершенствовать умение использовать разные части речи в точном

соответствии с их значением и целью высказывания.

2.

Закрепить навыки осознанного и уместного употребления слов в

соответствии с контекстом высказывания.

продолжать упражнять в согласовании слов в предложении;

совершенствовать умения образовывать (по образцу).

однокоренные слова;

существительные с суффиксами;

глаголы с приставками;

прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

3.

Учить употреблять в речи сложные (союзные и бессоюзные)

предложения:

совершенствовать навыки и составление простых

распространённых предложений однородными членами (по

вопросам, демонстрации действия, по картине);

совершенствовать навыки составления и использования

сложносочинённых предложений с противопоставительными и

сложноподчинёнными с придаточными: времени, следствия,

причины;

совершенствовать навыки анализа предложений с простыми

предлогами и навыки составления графических схем таких

предложений.

Логопедическая работа по формированию лексико-грамматических

категорий

Работа над развитием лексики.

При проведении логопедической работы по развитию лексики

необходимо учитывать современные лингвистические и

психолингвистические представления о слове, структуре значения слова,

закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики

у дошкольников с речевой патологией. С учётом этих факторов

формирование лексики провидится по следующим направлениям:

1.

расширение объёма словаря;

2.

уточнение значений слов;

3.

формирование семантической структуры слова;

4.

организация семантических полей;

5.

активизация словаря или совершенствование процесса поиска словаря.

Работа по формированию словообразования.

Выделяют три этапа логопедической работы по словообразованию:

1.

Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

2.

Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

3.

Уточнение значения и звучания непродуктивных

словообразовательных моделей.

Работа по формированию словоизменения.

Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию

словоизменения у дошкольников.

Первый этап – формирование наиболее продуктивных и простых по

семантике форм.

Существительные - дифференциация именительного падежа единственного и

множественного числа; отработка беспредложных конструкций

единственного числа.

Глаголы - согласование существительного и глагола настоящего времени 3-

го лица в числе.

Второй этап включает работу над следующими формами словоизменения.

Существительные: понимание и употребление предложно-падежных

конструкций единственного числа; закрепление беспредложных форм

множественного числа.

Глаголы: дифференциация глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени;

согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице,

числе и роде.

Прилагательные: согласование прилагательного и существительного в

именительном падеже единственного и множественного числа.

Третий этап закрепление более сложных по семантике и внешнему

оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.

Существительные: употребление предложно-падежных конструкций в

косвенных падежных множественного числа.

Прилагательные: согласование прилагательного и существительного в

косвенных падежах. Формирование словоизменения закрепляется сначала в

словосочетаниях, затем в предложениях, далее – в связной речи.

Содержание первого этапа логопедической работы

1.

Существительные. Образование уменьшительно-ласкательных

существительных с суффиксами: -к-; -ик-; -чик-.

2.

Глаголы. Дифференциация а) совершенного и несовершенного вида; б)

возвратных и невозвратных глаголов.

3.

Прилагательные. Образование притяжательных прилагательных с

суффиксом -ин-.

Содержание второго этапа логопедической работы

1.

Существительные. Образование:

уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами -

оньк-, -еньк-, ышек-, -ышк-;

существительных с суффиксом -ниц- (сахарница),

существительных с суффиксами -инк- (пылинка), -ин-

(виноградина).

2.

Глаголы.

Глаголы с приставками в-, вы-, на-, вы-.

Глаголы пространственного значения с приставкой при-.

3.

Прилагательные. Образование:

притяжательных прилагательных с суффиксом -и- без чередования

(лисий);

относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ан-, -ян-, -енн-;

качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, -лив-.

Содержание третьего этапа логопедической работы

1.

Существительные. Образование названий профессий

2.

Глаголы. Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-.

под-, от-, за-, пере-, до-.

3.

Прилагательные Образование:

притяжательных прилагательных с суффиксом -и- с чередованием

(волчий);

относительных прилагательных с суффиксами -ан-, ян-, енн-

качественных прилагательных с суффиксами -оват-, -еньк.

При формировании словообразования широко используется приём

сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:

сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом,

уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию;

сравниваются родственные слова (мотивирующее и производное),

определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.

Работа с воспитателями.

Ведущая роль в коррекции и развитии речи отводится логопеду. Но никакая

самая тщательная работа специалиста не исключает необходимости занятий

воспитателей с детьми, имеющими речевые нарушения. Без закрепления

материала не будет эффективности в работе, значительно удлиняется период

коррекционного обучения. Воспитатели должны следить за речью детей, за

правильностью ее фонетического и грамматического оформления. А в случае

необходимости в тактичной форме исправлять замеченные ошибки.

Регулярное выполнение языковых упражнений помогает детям усваивать

грамматические нормы языка.

Для успешного преодоления общего недоразвития речи у детей, необходим

тесный контакт логопеда с воспитателями. С этой целью проводятся беседы,

консультации, на которых логопед рассказывает о результатах обследования

детей, о планируемой работе. Обращает внимание воспитателей на

трудности, которые испытывают их дети. Логопед предлагает специальные

игры, упражнения в помощь воспитателям для занятий с детьми в группах.

Конечная цель работы с детьми – полная коррекция произношения

звуков и развитие связной речи до уровня, позволяющего им успешно

обучаться в общеобразовательной школе.

Копилка игровых упражнений

Развитие ассоциаций. Логопед называет слова – дети в ответ называют

первое слово, какое припомнят. Слова называются по одному: слова-

предметы, слова-действия, слова-наречия и т.д.

Классификация предметов по картинкам. Детям предлагаются

картинки и даётся задание разложить их на две группы: овощи и

фрукты, мебель и посуда и т.д.

Найди лишний предмет.

Назови лишнее слово.

Назови одним словом.

Пара к паре (подобрать слова по аналогии: огурец – овощ, ромашка –

…).

Назови части.

Отгадай предмет по названию его частей.

Объясни, что общего у предметов.

Скажи наоборот.

На что похоже.

Закончи предложение.

Кто что умеет делать.

Составление загадок– описания по определённому плану

(мнемотаблице).



В раздел образования