Автор: Лю-Вен-Фу Галина Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Детский дом "Надежда"
Населённый пункт: г.Белово Кемеровская область
Наименование материала: Консультация
Тема: Развитие лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Раздел: дошкольное образование
Консультация на тему: «Развитие лексико-
грамматических категорий у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
Введение
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека,
область проявления присущей всем людям способности к познанию,
самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего
внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами,
другими культурами.
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии
речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи
многообразны, они могут проявляется в нарушении произношения,
грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в
нарушении темпа и плавности речи.
Актуальность темы
Проблема формирования лексико-грамматического строя речи является
одной из самых важных и актуальных проблем у детей с общим
недоразвитием речи. Под лексико-грамматической стороной речи понимают
словарь и грамматически правильное его использование.
У детей с общим недоразвитием речи отмечены нарушения лексики в
ограниченности словарного запаса, расхождении объема активного и
пассивного словаря, неточном употреблении слов, использовании
вербальных парафазии, несформированности семантических полей,
трудностях актуализации словаря.
Здоровый ребенок усваивает грамматическую и морфологическую систему
языка, овладевая различными типами предложений.
У ребенка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются
сформированными все грамматические категории родного языка. Он говорит
развернутыми фразами, используя сложноподчиненные и сложносочиненные
конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов,
падежей, родовых окончаний и пр.
Иная картина наблюдается у дошкольника пятилетнего возраста с общим
недоразвитием речи. Так, даже при III уровне речевого развития словарный
запас ребенка очень низок. Ограниченность словаря отмечается и в активном
(употребление), и в пассивном (понимание) плане. Преобладание слов-
названий обиходно-бытовых предметов и действий, недостаток слов-
обобщений, слов-признаков, слов, выражающих оттенки значений или
абстрактные понятия – характерные лексические особенности речи
дошкольников данной категории.
Кроме этого, особенностью речи у таких детей является сосуществование
грамматически правильных и неправильных предложений. Хаотическое и
беспорядочное сочетание лексических и грамматических средств языка –
характеризует нарушенный ход речевого развития ребенка.
Результаты обследования речевого развития детей.
Необходимо раннее выявление и коррекция лексико-грамматического
нарушения речи. Для того чтобы правильно спланировать логопедическую
работу по формированию лексико-грамматического строя речи, в начале
учебного года (сентябре) проводится обследование речевого развития
каждого ребенка по специальной речевой карте для детей с общим
недоразвитием речи. При этом необходимо учитывать знания и умения детей,
полученные ранее. Оценка результатов проводится с учетом программных
требований возрастной группы. При проведении обследования особое
внимание обращается на умение детей самостоятельно строить
высказывания: насколько они логичны и последовательны, как переданы
временные, целевые, причинно-следственные отношения, как правильно
грамматически оформлены предложения. Важно выявить навыки владения
лексико-грамматическими конструкциями не только на логопедических
занятиях, но и во время режимных процессов, игровой деятельности.
Результаты обследования позволили выявить, по каким разделам лексики и
грамматики дети испытывают наибольшие трудности.
Так, например, исследуя номинативный словарь, я сделала вывод, что
большинство детей испытывают затруднения по следующим темам:
Овощи
Фрукты
Деревья
Грибы
Посуда
Дети путают овощи и фрукты, испытывают затруднения в подборе
обобщающих слов.
Исследуя грамматический строй речи, было выявлено, что наибольшие
затруднения дети испытывают в:
Образовании и употреблении в речи множественного числа
существительных в именительном падеже.
Образовании и употреблении в речи множественного числа
существительных в родительном падеже.
Согласовании числительных 2 и 5 с существительными.
Образовании уменьшительно-ласкательных форм имен
существительных.
Образовании названий детенышей животных.
Образовании относительных прилагательных.
Образовании притяжательных прилагательных.
Образовании антонимов прилагательных.
Содержание работы по формированию лексико-грамматического строя
речи у детей с ОНР
Практическое усвоение лексических средств языка – первая задача
коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи.
Основные задачи обучения:
практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
формирование правильного произношения;
подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты;
развитие навыков связной речи.
Решение этой задачи предполагает:
формирование и развитие словаря;
формирование грамматически правильного оформления речевого
высказывания.
Словарь – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки
окружающей действительности. Различают активный и пассивный словарь.
Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в
словосочетаниях и предложениях.
Задачи коррекционной работы по формированию лексико-
грамматических представлений
I. Формирование навыка общения – как основного источника развития
языка.
1.
Учить соотносить предметы, действия, признаки с их словесным
обозначением:
понимать обобщающие слова;
понимать назначение местоимений: личных и притяжательных;
понимать глаголы и прилагательные, противоположные по
значению;
понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные
отношения;
понимать количественные числительные.
2.
Учить различать предметы, действия и признаки по числам, родам и
падежам:
дифференцировать формы единственного и множественного числа
имён существительных мужского и женского рода;
понимать падежные окончания имен существительных мужского и
женского рода единственного и множественного числа в
именительном, винительном и родительном падежах;
понимать имена существительные с уменьшительно-ласкательными
суффиксами;
понимать формы единственного и множественного числа глаголов:
прошедшего времени, возвратных и невозвратных.
3.
Учить понимать простые предложения и короткие тексты.
II. Формирование понятия слова – как основного источника общения.
1.
Cовершенствовать в речи детей обобщение своих знаний и
представлений об окружающем:
развивать способность общаться со взрослыми;
расширять представления о предметах ближайшего окружения;
развивать умения оперировать словарём, представленную ситуацию
(предметную, глагольную, признаки).
2.
Совершенствовать грамматический строй речи приёмами обогащения
словаря и расширения ситуаций общения:
продолжать развивать умения изменять в речи имена
существительные по числам, родам и падежам: именительном,
винительном, родительном, дательном, творительном;
активизировать в речи образование и использование
существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
развивать умения образовывать и использовать в речи глаголы (в
повелительном наклонении и инфинитиве, в настоящем и
прошедшем времени);
продолжать развивать умения согласовывать числительные с
существительными мужского и женского рода.
3.
Учить активно употреблять в речи простейшие виды
сложносочинённых и сложноподчинённых предложений:
развивать умения составлять предложения из нескольких слов по
вопросам, демонстрации действия, картинке;
развивать умения дополнять предложения недостающими словами.
III. Формирование умения использовать в речи разнообразные средства
общения – словесные, мимические и пантомимические.
1.
Учить активно, использовать в речи слова в точном соответствии со
смыслом:
расширять запас представлений на основе наблюдений и
осмысления предметов и явлений окружающей действительности;
развивать умения группировать предметы по признакам
соотнесенности, формируя доступные родовые и видовые
обобщающие понятия;
расширять глагольный словарь, где действия выражены
приставочными, личными и возвратными глаголами;
развивать умения различать и выделять в словосочетаниях названия
признаков предметов: по назначению и по вопросам;
расширять активный словарь относительными прилагательными;
развивать умения использовать в речи слова – синонимами,
антонимами;
расширять и активизировать в речи использование значений
простых предлогов притяжательными определительными
местоимениями, указательных наречий, количественных и
порядковых числительных.
2.
Учить усвоению и использованию в речи форм словоизменения и
словообразования:
развивать умения образовывать однокоренные слова;
расширять практическое усвоение в речи использования
существительных и прилагательных с уменьшительно-
ласкательными суффиксами, глаголов с различными приставками;
развивать умения пользоваться в речи несклоняемыми
существительными;
развивать умения образовывать относительные и притяжательные
прилагательные;
совершенствовать навык согласования прилагательных и
числительных в роде, числе и падеже.
3.
Учить строить предложения разной структуры:
развивать умения составлять простые предложения, распространяя
их однородными членами;
совершенствовать умения составлять простые предложения с
противительными союзами;
развивать навык анализа простого двусоставного предложения из 2-
х-3-х слов (без предлога).
IV. Формирование инициативы в общении с целью получения новых знаний.
1.
Закрепить понятие слово и умение оперировать им:
активизировать словарь на основе систематизации и обобщения
знаний об окружающем;
расширять эмоционально-оценочную лексику детей;
совершенствовать умение использовать разные части речи в точном
соответствии с их значением и целью высказывания.
2.
Закрепить навыки осознанного и уместного употребления слов в
соответствии с контекстом высказывания.
продолжать упражнять в согласовании слов в предложении;
совершенствовать умения образовывать (по образцу).
однокоренные слова;
существительные с суффиксами;
глаголы с приставками;
прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
3.
Учить употреблять в речи сложные (союзные и бессоюзные)
предложения:
совершенствовать навыки и составление простых
распространённых предложений однородными членами (по
вопросам, демонстрации действия, по картине);
совершенствовать навыки составления и использования
сложносочинённых предложений с противопоставительными и
сложноподчинёнными с придаточными: времени, следствия,
причины;
совершенствовать навыки анализа предложений с простыми
предлогами и навыки составления графических схем таких
предложений.
Логопедическая работа по формированию лексико-грамматических
категорий
Работа над развитием лексики.
При проведении логопедической работы по развитию лексики
необходимо учитывать современные лингвистические и
психолингвистические представления о слове, структуре значения слова,
закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики
у дошкольников с речевой патологией. С учётом этих факторов
формирование лексики провидится по следующим направлениям:
1.
расширение объёма словаря;
2.
уточнение значений слов;
3.
формирование семантической структуры слова;
4.
организация семантических полей;
5.
активизация словаря или совершенствование процесса поиска словаря.
Работа по формированию словообразования.
Выделяют три этапа логопедической работы по словообразованию:
1.
Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
2.
Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
3.
Уточнение значения и звучания непродуктивных
словообразовательных моделей.
Работа по формированию словоизменения.
Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию
словоизменения у дошкольников.
Первый этап – формирование наиболее продуктивных и простых по
семантике форм.
Существительные - дифференциация именительного падежа единственного и
множественного числа; отработка беспредложных конструкций
единственного числа.
Глаголы - согласование существительного и глагола настоящего времени 3-
го лица в числе.
Второй этап включает работу над следующими формами словоизменения.
Существительные: понимание и употребление предложно-падежных
конструкций единственного числа; закрепление беспредложных форм
множественного числа.
Глаголы: дифференциация глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени;
согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице,
числе и роде.
Прилагательные: согласование прилагательного и существительного в
именительном падеже единственного и множественного числа.
Третий этап закрепление более сложных по семантике и внешнему
оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.
Существительные: употребление предложно-падежных конструкций в
косвенных падежных множественного числа.
Прилагательные: согласование прилагательного и существительного в
косвенных падежах. Формирование словоизменения закрепляется сначала в
словосочетаниях, затем в предложениях, далее – в связной речи.
Содержание первого этапа логопедической работы
1.
Существительные. Образование уменьшительно-ласкательных
существительных с суффиксами: -к-; -ик-; -чик-.
2.
Глаголы. Дифференциация а) совершенного и несовершенного вида; б)
возвратных и невозвратных глаголов.
3.
Прилагательные. Образование притяжательных прилагательных с
суффиксом -ин-.
Содержание второго этапа логопедической работы
1.
Существительные. Образование:
уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами -
оньк-, -еньк-, ышек-, -ышк-;
существительных с суффиксом -ниц- (сахарница),
существительных с суффиксами -инк- (пылинка), -ин-
(виноградина).
2.
Глаголы.
Глаголы с приставками в-, вы-, на-, вы-.
Глаголы пространственного значения с приставкой при-.
3.
Прилагательные. Образование:
притяжательных прилагательных с суффиксом -и- без чередования
(лисий);
относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ан-, -ян-, -енн-;
качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, -лив-.
Содержание третьего этапа логопедической работы
1.
Существительные. Образование названий профессий
2.
Глаголы. Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-.
под-, от-, за-, пере-, до-.
3.
Прилагательные Образование:
притяжательных прилагательных с суффиксом -и- с чередованием
(волчий);
относительных прилагательных с суффиксами -ан-, ян-, енн-
качественных прилагательных с суффиксами -оват-, -еньк.
При формировании словообразования широко используется приём
сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:
сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом,
уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию;
сравниваются родственные слова (мотивирующее и производное),
определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.
Работа с воспитателями.
Ведущая роль в коррекции и развитии речи отводится логопеду. Но никакая
самая тщательная работа специалиста не исключает необходимости занятий
воспитателей с детьми, имеющими речевые нарушения. Без закрепления
материала не будет эффективности в работе, значительно удлиняется период
коррекционного обучения. Воспитатели должны следить за речью детей, за
правильностью ее фонетического и грамматического оформления. А в случае
необходимости в тактичной форме исправлять замеченные ошибки.
Регулярное выполнение языковых упражнений помогает детям усваивать
грамматические нормы языка.
Для успешного преодоления общего недоразвития речи у детей, необходим
тесный контакт логопеда с воспитателями. С этой целью проводятся беседы,
консультации, на которых логопед рассказывает о результатах обследования
детей, о планируемой работе. Обращает внимание воспитателей на
трудности, которые испытывают их дети. Логопед предлагает специальные
игры, упражнения в помощь воспитателям для занятий с детьми в группах.
Конечная цель работы с детьми – полная коррекция произношения
звуков и развитие связной речи до уровня, позволяющего им успешно
обучаться в общеобразовательной школе.
Копилка игровых упражнений
Развитие ассоциаций. Логопед называет слова – дети в ответ называют
первое слово, какое припомнят. Слова называются по одному: слова-
предметы, слова-действия, слова-наречия и т.д.
Классификация предметов по картинкам. Детям предлагаются
картинки и даётся задание разложить их на две группы: овощи и
фрукты, мебель и посуда и т.д.
Найди лишний предмет.
Назови лишнее слово.
Назови одним словом.
Пара к паре (подобрать слова по аналогии: огурец – овощ, ромашка –
…).
Назови части.
Отгадай предмет по названию его частей.
Объясни, что общего у предметов.
Скажи наоборот.
На что похоже.
Закончи предложение.
Кто что умеет делать.
Составление загадок– описания по определённому плану
(мнемотаблице).