Напоминание

Вечные ценности. Право на милосердие ( по рассказу К. Воробьева "Немец в валенках")


Автор: Кукарина Светлана Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 17"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Вечные ценности. Право на милосердие ( по рассказу К. Воробьева "Немец в валенках")
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка урока по литературе по рассказу К.Воробьева «Немец

в валенках»

8 класс

Кукарина Светлана Сергеевна, учитель русского языка и литературы.

Цели:

ознакомление учеников с биографией и творчеством писателя К.Воробьева;

формирование понимания учащимися того, что люди, относящиеся к двум

враждующим во время войны сторонам, способны поступать гуманно и имеют

право на милосердие;

обучение умению анализировать текст художественного произведения;

обучение умению выделять основные проблемы, поднятые автором в

произведении;

развитие коммуникативных компетенций: умения вести дискуссию и диалог;

умения слушать собеседника; умения обосновывать собственную точку

зрения.

воспитание духовно- нравственной личности;

воспитание чувства патриотизма и гражданского самосознания;

Задачи урока:

Мотивировать творческую активность учащихся и их коллективную

деятельность.

Развивать поисково-информационные умения,

Осуществить метапредметные связи: литература, история, изобразительное

искусство.

1.

Организационно-мотивационный этап.

На экране – заставка-интрига:

Как жалко, что науке …. нельзя по книжкам научиться в школе! (Ю.Друнина)

(читаю слова)

- Как вы считаете, какое слово пропущено в предложении? (доброты)

- Почему так считает автор? (Этому учат, конечно, в школе, но кто-то это

сохраняет в своем сердце, а кто-то, к сожалению, нет)

Послушайте всё стихотворение Ю. Друниной «Бинты»

БИНТЫ

Глаза бойца слезами налиты,

Лежит он, напружиненный и белый,

А я должна приросшие бинты

С него сорвать одним движеньем смелым.

Одним движеньем - так учили нас.

Одним движеньем - только в этом жалость...

Но встретившись со взглядом страшных глаз,

Я на движенье это не решалась.

На бинт я щедро перекись лила,

Стараясь отмочить его без боли.

А фельдшерица становилась зла

И повторяла: "Горе мне с тобою!

Так с каждым церемониться - беда.

Да и ему лишь прибавляешь муки".

Но раненые метили всегда

Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,

Когда их можно снять почти без боли.

Я это поняла, поймешь и ты...

Как жалко, что науке доброты

Нельзя по книжкам научиться в школе!

- Какие чувства и эмоции вызвали у вас эти строки?

- Почему так по-разному относятся к раненым медсестры? (Одна выполняет свои

обязанности механически, а вторая милосердная, человечная, добрая)

- Обоснованно ли милосердие, сочувствие на войне, когда раненые все прибывают и

прибывают?

- Этим солдатам повезло. Их, раненых, подобрали наши. Но ведь на войне случалось

и так, что советские солдаты оказывались в плену. Что испытывали они, как к ним

относились немцы? Послушайте стихотворение Василия Плотникова «В плену».

Август, бой утих под вечер.

Не забудется денёк.

Я, взрывным осколком мечен,

Замурованный в песок,

В плен попал, как к кошке мышка.

Холод, хворь, могильный мрак,

Вши, клопы, а возле вышки-

Лай упитанных собак.

Длинной ночью стонут нары,

Крик прощальный, лампы нет,

Черным утром санитары

Носят братьев на тот свет.

- Какая жизнь ждала этих солдат? Могли ли они рассчитывать на милосердие со

стороны немцев и почему?

- Итак, ответ на этот вопрос мы должны найти в течение нашего урока, тема которого

звучит так: Вечные ценности. Право на милосердие.

-Какую цель поставим перед собой?

Определить, что такое милосердие?

Понять, возможно ли проявление милосердия на войне?

-Милосердие… Красивое старославянское слово. Как вы понимаете его значение?

Подберите синонимы (Милое сердце, сострадание, человеколюбие, доброта, помощь,

сочувствие)(вписывают в рабочую карту)

А теперь давайте посмотрим, как трактуется это слово в философской энциклопедии

и в словаре В.И.Даля.

1.

МИЛОСЕРДИЕ — сострадательное, доброжелательное, заботливое,

любовное отношение к другому человеку; противоположно равнодушию,

жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию.

2.

Милосердие – сердоболие, сочувствие, готовность делать добро всякому,

жалостливость, мягкосердость.

- Допишите себе в карту то, что считаете нужным.

- Милое сердце… Возможно ли с ним встретиться в военное время?

Сегодня на уроке мы с вами переместимся во времени. И конечная наша остановка –

20-й век, ВОВ, лагерь для военнопленных Саласпилс.

- Произведение, о котором мы сегодня будем говорить, тоже о войне. Его автор

Константин Воробьев. Самые правдивые и искренние произведения о войне пишут

те, кто ее видел своими собственными глазами. Таким писателем был Константин

Воробьев.

Свой рассказ он написал в 1966 году. В основу его положен реальный факт из

лагерной жизни. Писатель прошел многие лагеря для военнопленных. Он вспоминал,

что в реальности в плену было гораздо страшнее.

- Итак, «Немец в валенках». Обратим внимание на заголовок. Что удивило?

- О чем мог поведать писатель в рассказе с таким названием?

-Оправдались ли ожидания?

- Рассказ о войне, но мы не видим описания боев, оружия. Что исследует автор в

своем рассказе? На что нам хочет открыть глаза? ( Писатель исследует не саму войну,

а возможности человеческой души)

-Отправимся вслед за писателем. События рассказа разворачиваются весной.

Опираясь на детали в тексте, сделайте вывод о том, случайно ли автор выбрал это

время года? (Не случайно. Ожидаем неожиданного поворота, доброты. Весна –

символ просыпающейся жизни)

- Весна приходит в лагерь, несмотря ни на что. И вот в такое теплое время в лагере

появляется новый охранник. Найдите описание его внешности. Чем она любопытна?

(Он был рыжий, как подсолнух; ступал мягко и врозваль, как деревенский кот, в

русских валенках)

-- Попробуйте дать психологическую характеристику немца. Не родилось ли в душе

некое противоречие? ( Да, перед нами немец, но его описание не вызывает

отталкивающего чувства)

-А вот пленных во внешнем виде Вилли Броде что-то настораживало. Что? (Валенки

с обрезанными голенищами) Почему? (Воевал под Москвой, где немцы потерпели

поражение. Следовательно, мог быть озлоблен, жесток, мстителен)

-Как называет автор пленных? До какого состояния ни доведены? (Доходяги, не

получают воды, измождены, не могут даже сидеть; идут, шатаясь, выбрав себе

цель, у входа яма с кровью от разбитых ног)

- Сделайте вывод, можно ли в данном случае говорить о гуманном отношении к

нашим пленным?

- Если бы вам представилась возможность составить ноту протеста по поводу

содержания пленных солдат, что бы вы в ней указали? (рабочая карта )

Историческая справка: К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона

красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1.1 миллиона

человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без

повода. Большинство пленных встретило зиму без теплой одежды в лагерях под

открытым небом. 8 сентября 1941 года германское верховное командование издало

распоряжение об обращении с пленными красноармейцами, беспримерное по своей

жестокости:

«Большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение с ним,

как с честным солдатом... Самым строгим образом следует избегать всякого

сочувствия, а тем более поддержки. Чувство гордости и превосходства немецкого

солдата, назначенного для окарауливания советских военнопленных, должно во

всякое время быть заметным для окружающих».

- Таким ли был Вилли Броде? Докажите текстом. (Нет, дает сигарету, возмущен

отсутствием воды, приносит хлеб, обращается по имени, и это тоже

немаловажно, ведь к заключенным в лагерях обращались по номеру, выжженному на

груди, а в нашем случае – человек, Алекшандр.

- Давайте подумаем, зачем Вилли сказал, что он до войны был крестьянином?

(мирный человек)

- Сделайте вывод, почему Вилли нарушил немецкие правила обращения с

пленными? Почему поступал именно так, а не как большинство фашистов в годы

войны? (Он видел в пленном человека. Такого же, как он сам)

-Да, он увидел в пленном не номер, а человека. Пусть они враги, но у них много

общего: оба солдаты, знающие тяготы солдатской жизни, у обоих отмороженные

ноги, вши. Оба испытывают физическую боль. Вилли

не учился милосердию,

германское

правительство

по

отношению

к

советским

людям

его

полностью

отрицало.

К какому выводу пришли? (Заставить быть милосердным нельзя. Милосердие

зарождается в сердце неравнодушного человека. И это одна из вечных ценностей

жизни. Война по своей сути антигуманна, и важно прежде всего оставаться

Человеком

)

Рефлексия.

Известный поэт Владимир Солоухин когда-то завел себе толстенную тетрадь и

записывал туда всякие мысли, сюжеты, наблюдения… Он их называл камешками на

ладони. Потом он эти камешки взял и опубликовал. Так появился цикл «Камешки на

ладони». Какие камешки вы соберете за сегодняшний урок? На основании этих

наблюдений составьте небольшое эссе для своего цикла «Камешки на ладони» по

итогам одного урока.

МИЛОСЕРДИЕ

-_________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

___________________________________________

__________________________________________________________

НОТА ПРОТЕСТА

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

КАМЕШКИ НА ЛАДОНИ _________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________



В раздел образования