Автор: Ефимова Дарья Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №38 Приморского района
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Ваш гиперактивный ребёнок"
Раздел: дошкольное образование
Ваш гиперактивный ребёнок.
В последнее время всё больше и больше родителей сталкиваются с
термином «гиперактивность». Им приходится слышать это слово от
воспитателей в детском саду, детских неврологов, учителей, психологов и
даже случайных прохожих, наблюдающих за поведением ребёнка. Очень
часто подобный «ярлык» вешается без разбора на любого активного ребёнка.
Давайте же вместе разберёмся, что конкретно подразумевается под этим
«диагнозом» - гиперактивность.
Большинство специалистов-психологов выделяют следующие
признаки гиперактивности:
1.
Ребёнок находится в постоянном движении, ему крайне сложно себя
контролировать, то есть даже если малыш устал, он продолжает
двигаться, а выбившись их сил окончательно, плачет и истерит.
2.
Для такого малыша характерны резкие смены настроения. Часто
бросается на пол, у него так называемая «сухая» истерика – только
крик, без слёз. Успокоить ребёнка в этот момент практически
невозможно.
3.
Ребёнок быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не
дослушивает. Задаёт миллион вопросов, но редко выслушивает
ответы на них, часто убегает и отвлекается.
4.
Часто не реагирует на обращение взрослого, хоть и слышит его.
5.
Ребёнку сложно доводить до конца начатое им дело, даже если оно
ему интересно.
6.
Ребёнка невозможно вовремя уложить спать, а если малыш всё-таки
заснул, то спит урывками, беспокойно, часто с криками просыпаясь
среди сна.
7.
У гиперактивных детей часто имеются кишечные расстройства
(запоры или диарея). Не редки всевозможные аллергии.
8.
Основная жалоба родителей таких детей – это то, что ребёнок
неуправляемый, абсолютно не реагирует на запреты и ограничения.
И в любых условиях (дом, магазин, детский сад, детская площадка)
ведёт себя одинаково активно.
9.
Гиперактивный ребёнок часто провоцирует конфликты. Не
контролирует свою агрессию – дерётся, кусается, толкается, причём
пускает в ход подручные средства: палки, камни и другие опасные
предметы.
10.Для гиперактивного ребёнка характерны следующие общие черты:
невнимательность, сверхактивность (вербальная, двигательная,
умственная) и импульсивность.
(Если в возрасте до 7 лет проявляются 8 из перечисленных моментов,
требуется консультация специалиста. Необходимо сначала
проконсультироваться с психологом, а потом уже обращаться к
невропатологу. Важно не перепутать проявления гиперактивности с
различными органическими заболеваниями, а также с темпераментом
холерика.)
При взаимодействии с гиперактивными детьми родители, как
правило, испытывают много трудностей. Одни пытаются жёсткими
мерами бороться с «непослушанием» ребёнка, усиливают дисциплинарные
способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за
малейший проступок, вводят жёсткую систему запретов.
Другие, устав от бесконечной борьбы с ребёнком, опускают руки,
стараясь не обращать внимание на его поведение и предоставляют ему
полную свободу действий, тем самым лишая ребёнка необходимой
поддержки.
Третьи, слыша в детском саду, в школе и в других общественных
местах непрекращающиеся упрёки и замечания в адрес своего ребёнка,
начинают винить себя, вплоть до отчаяния и депрессии (что, в свою очередь,
негативно влияет на чувствительного ребёнка).
Однако, во всех вышеперечисленных случаях родители неспособны
выработать последовательную оптимальную линию поведения в отношениях
с ребёнком, поэтому их действия мало эффективны.
Основными ошибками взрослых при воспитании гиперактивного
ребёнка являются:
1. Недостаток эмоционального внимания, подменяемый
физиологических уходом.
2. Недостаток твёрдости и контроля воспитания.
3. Неумение воспитывать навыки управления гневом, так как чаще
всего сами не обладают этим навыком.
Что же делать?
1. С гиперактивным ребёнком необходимо общаться мягко, спокойно.
Если взрослый выполняет вместе с таким ребёнком учебное занятие,
желательно избегать криков и приказаний, как и встревоженных
интонаций, эмоционально приподнятого тона.
2. Гиперактивный ребёнок, будучи чувствительным и восприимчивым,
очень быстро присоединяется к настроению взрослого. Рядом с
ребёнком следует сохранять спокойствие, иначе родительские
эмоции захлестнут ребёнка и станут препятствием на пути к
эффективным действиям.
3. Соблюдение дома чёткого распорядка дня – ещё одно из важнейших
условий продуктивного взаимодействия с гиперактивным ребёнком.
И приём пищи, и прогулки, и выполнение домашних заданий
необходимо осуществлять в одно и то же привычное для ребёнка
время.
4. Чтобы предотвратить перевозбуждение, ребёнок должен ложиться
спать в строго определённое время, причём продолжительность сна
должна быть достаточной для восстановления сил (в каждом
конкретном случае родители определяют эту продолжительность
сами, исходя из состояния ребёнка).
5. По возможности надо оградить ребёнка от длительных занятий в
компьютере и от просмотра телевизионных передач,
способствующих эмоциональному возбуждению.
6. Гиперактивным детям полезны спокойные прогулки перед сном, во
время которых родители имеют возможность откровенно поговорить
с ребёнком наедине, узнать о его проблемах. А свежий вохдух и
размеренный шаг помогут ребёнку успокоиться.
7. Родителям гиперактивных детей необходимо, в первую очередь,
сосредоточить усилия на том, чтобы сгладить напряжение и дать
ребёнку возможность реализовать его потребности.
Как правило, ребёнок проявляет признаки гиперактивности в меньшей
степени, оставаясь один на один со взрослым, особенно в том случае, когда
между ними налажен хороший эмоциональный контакт.
Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, они начинают
чувствовать, что их воспринимают всерьёз, они способны каким-то образом
свести до минимума симптомы своей гиперактивности.
Неоценимую помощь гиперактивному ребёнку оказывают
релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт, очень
полезен массаж. Они помогают ребёнку лучше осознавать своё тело, а также
контролировать двигательную активность. Хорошо зарекомендовал себя при
коррекции гиперактивности метод песочной терапии.
Ну и самое главное – гиперактивному ребёнку особенно необходима
уверенность в безусловной родительской любви и принятии. Таким детям
жизненно важно знать и чувствовать, что мама и папа любят его таким, какой
он есть, независимо от его поведения и поступков.