Напоминание

Наставничество как форма повышения профессионализма молодых педагогов


Автор: Набиуллина Таслима Гиниятовна
Должность: Учитель родного татарского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №7 имени Героя России А.В.Козина"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: педагогический проект
Тема: Наставничество как форма повышения профессионализма молодых педагогов
Раздел: полное образование





Назад




Наставничество как форма повышения профессионализма молодых педагогов.

Мой проект «Наставничество как форма повышения профессионализма молодых

педагогов» представляет наставника как активного, профессионально успешного,

опытного педагога.

Цель проекта: совершенствование профессионального мастерства учителей,

оказание

практической

помощи

молодым

педагогам

в

их

профессиональном

становлении, развитие их творческого потенциала, направленного на повышение

качества образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.

Для получения положительных результатов наставник решает следующие задачи:

определение уровня профессиональной подготовки молодого учителя;

выявление затруднений в педагогической практике и оказание

методической помощи;

развитие творческого потенциала начинающих педагогов, мотивация их

участия в инновационной деятельности; проследить динамику развития

профессиональной деятельностипедагога;

развитие потребности у молодого педагога к самообразованию и

профессиональномусамосовершенствованию.

Работая с молодым учителем я, как наставник, практикую следующую деятельность:

1. Диагностику затруднений молодого педагога и выбор форм оказания помощи

наоснове анализа его потребностей.

2. Посещение уроков с последующим педагогическим анализом.

3. Планирование и анализ его деятельности.

4. Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации учебно-

воспитательной работы.

5. Ознакомление

с

основными

направлениями

и

формами

активизации

познавательной деятельности учащихся молодого педаога.

6. Демонстрацию опыта успешной педагогической деятельности опытных учителей.

В наставнической деятельности я использую такие формы и методы работы:

консультирование;

практические занятия;

выступления;

взаимопосещение уроков;

собеседование;

мастер-классынаставника;

видео-уроки;

участие всеминарах.

Чтобы быть наставником молодых педагогов, нужно самому быть успешным,

высокопрофессиональным

учителем.

Имею

достаточный

опыт

педагогической

деятельности, в том числе инновационной, принимаю активное участие в конкурсном

профессиональном движении, в работе методических объединений на уровне города и

высокую результативность учебной и внеурочной деятельности учащихся. Занимаюсь

наставнической деятельностью свыше трёх лет:

наставник молодого педагога;

наставник учителей-коллег;

наставник учащихся;

наставник учителей воскресной школы г. Омска.

Основную свою задачу я вижу в оказании практической помощи учителю в

совершенствовании теоретических знаний и повышения педагогического мастерства.

Являясь наставником молодых педагогов, я начала с вводного собеседования,

где они рассказали о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем была разработана

совместная

программа

деятельности

«Школа

молодого

учителя».

В

рамках

адаптационного периода и предупреждения ошибок по

ведению школьных

документов был проведен «круглый стол» по ознакомлению молодых педагогов с

нормативно-правовой документацией. Совместно составлялись рабочие программы,

обсуждались подходы к составлению технологической карты урока.

Существенную

помощь

учителям

оказали

своевременные

советы

и

консультации, проведенные мной практикумы по конструированию урока в рамках

ФГОС. В ходе подготовки к уроку мы определяем основные идеи, цели и задачи урока,

определяем рациональные, эффективные формы и методы обучения, обсуждаем

формы анализа и самоанализа уроков разных типов.

Большое значение в наставнической работе я придаю посещению уроков. В

течение учебного года посетила 6 уроков, при анализе которых уделялось внимание

достижению поставленной цели, содержанию методов и средств обучения, умению

осуществлять деятельностный подход.

Важное условие совершенствования педагогического мастерства – постоянный

самоанализ учителем своих педагогических действий. Научить этому молодого

педагога – ещё одна из моих задач. Анализ урока требует специальных знаний, умений,

особого отношения к этому процессу, здесь определяются критерии, по которым

следует анализировать и оценивать свой труд. Как учитель-наставник,

учу делать

самоанализ урока, так как он дает учителю возможность критически отнестись к своей

деятельности, закрепить успешные приемы и методы, устранить недостатки в

своейработе.

Наблюдение за работой наставника, повторение его опыта – способ накопления

молодым специалистом своего опыта. Немаловажную роль в накоплении опыта играет

посещение уроков наставника и учителей школы, анализ их структуры, выявление

межпредметных

связей,

всё

это

позволяет

выработать

индивидуальный

стиль

педагогической деятельности.

В течение всего периода молодые коллеги активно занимались в школе «Молодого

учителя»,

овладевая

методикой

по

реализации

в

ФГОС

и

инновационными

технологиями в рамках экспериментальной работы гимназии, заполняли карту

индивидуального методического сопровождения и составляли портфолио своих

достижений.

Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, я всегда

помню, что наставничество – это не поучение молодого и неопытного учителя и не

только демонстрация своего собственного опыта. Наставничество – это постоянный

диалог, межличностная коммуникация, следовательно, я как наставник, прежде всего,

должна быть терпеливой и целеустремленной. Результатом моей работы с молодыми

педагогами является их участие и победа в республиканском гранте «Наш новый

учитель» - Закирова Л.И., Нурмухаметова А.Р., ЗариповаЛ.И.

В связи с изменениями учебной программы преподавания татарского языка, как

член городского и руководитель школьного методического объединения татарского

языка

и

литературы,

знакомлю

учителей

коллег

с

нормативно-правовой

документацией, консультирую при составлении рабочих програм. Как руководитель

методического объединения посещаю уроки своих коллег, организую совместный

анализ уроков. Посещая уроки, большое внимание уделяю развитию речи учащихся,

формированию у них любви к родному языку.

Мною проводится системная работа по распространению педагогического

опыта в форме регулярных открытых уроков, мастер-классов на семинарах для

учителей, работников образования школ района, города, Республики Татарстан,

России. На эти уроки обязательно приглашаю моих подопечных, которые потом

проводят анализ. К концу года они сами участвовали в семинарах с открытыми

уроками, где получили хорошую оценку.

Являясь членом инновационной и экспериментальной работы гимназии, соавтором

учебно-методического комплекта 7 класса татарского

языка

для учащихся

общеобразовательных организаций с обучением на русском языке, передаю свой опыт

преподавания татарского языка учителям гимназии, республики.

Большое внимание уделяю работе с одаренными детьми, веду элективные

курсы «Углубленное изучение татарского языка и литературы». Ключевые задачи в

работе – достижение системности, высокого качества реализации проектов. Мои

учащиеся показывают высокие результаты не только в учебной, но и во внеклассной

деятельности,

они

постоянные

победители

и

призеры

международных,

республиканских олимпиад по татарскому языку и литературе, призеры конкурсов

разного уровня. Учителей-коллег, молодых педагогов учу на своем опыте добиваться

результативности своих воспитанников.

Кафедра

учителей

татарского

языка

и

литературы

гимназии

тесно

сотрудничает с татарскими диаспорами регионов России и странами Дальнего

Зарубежья. В рамках этого сотрудничества я в режиме он-лайн провожу видео-

конференции,

вебинары,

видео-уроки,

привлекая

к

использованию

данной

технологии учителей татарского языка нашей гимназии. Обмениваемся опытом

преподавания татарского языка.

Вывод:

учителя в целом владеют теоретическими знаниями и практическими

навыкамиорганизации учебной деятельности и работают над повышением качества

преподавания.

Научились

отдельным

приемам

активизации

практических,

индивидуальных

навыков

преподавания,

подготовили

к

урокам

дидактические

материалы. У каждого учителя имеется свое портфолио.

Рекомендуется:

Продолжать овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками

для совершенствования педагогической грамотности;



В раздел образования