Автор: Набиуллина Таслима Гиниятовна
Должность: Учитель родного татарского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №7 имени Героя России А.В.Козина"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: педагогический проект
Тема: Наставничество как форма повышения профессионализма молодых педагогов
Раздел: полное образование
Наставничество как форма повышения профессионализма молодых педагогов.
Мой проект «Наставничество как форма повышения профессионализма молодых
педагогов» представляет наставника как активного, профессионально успешного,
опытного педагога.
Цель проекта: совершенствование профессионального мастерства учителей,
оказание
практической
помощи
молодым
педагогам
в
их
профессиональном
становлении, развитие их творческого потенциала, направленного на повышение
качества образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.
Для получения положительных результатов наставник решает следующие задачи:
определение уровня профессиональной подготовки молодого учителя;
выявление затруднений в педагогической практике и оказание
методической помощи;
развитие творческого потенциала начинающих педагогов, мотивация их
участия в инновационной деятельности; проследить динамику развития
профессиональной деятельностипедагога;
развитие потребности у молодого педагога к самообразованию и
профессиональномусамосовершенствованию.
Работая с молодым учителем я, как наставник, практикую следующую деятельность:
1. Диагностику затруднений молодого педагога и выбор форм оказания помощи
наоснове анализа его потребностей.
2. Посещение уроков с последующим педагогическим анализом.
3. Планирование и анализ его деятельности.
4. Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации учебно-
воспитательной работы.
5. Ознакомление
с
основными
направлениями
и
формами
активизации
познавательной деятельности учащихся молодого педаога.
6. Демонстрацию опыта успешной педагогической деятельности опытных учителей.
В наставнической деятельности я использую такие формы и методы работы:
консультирование;
практические занятия;
выступления;
взаимопосещение уроков;
собеседование;
мастер-классынаставника;
видео-уроки;
участие всеминарах.
Чтобы быть наставником молодых педагогов, нужно самому быть успешным,
высокопрофессиональным
учителем.
Имею
достаточный
опыт
педагогической
деятельности, в том числе инновационной, принимаю активное участие в конкурсном
профессиональном движении, в работе методических объединений на уровне города и
высокую результативность учебной и внеурочной деятельности учащихся. Занимаюсь
наставнической деятельностью свыше трёх лет:
наставник молодого педагога;
наставник учителей-коллег;
наставник учащихся;
наставник учителей воскресной школы г. Омска.
Основную свою задачу я вижу в оказании практической помощи учителю в
совершенствовании теоретических знаний и повышения педагогического мастерства.
Являясь наставником молодых педагогов, я начала с вводного собеседования,
где они рассказали о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем была разработана
совместная
программа
деятельности
«Школа
молодого
учителя».
В
рамках
адаптационного периода и предупреждения ошибок по
ведению школьных
документов был проведен «круглый стол» по ознакомлению молодых педагогов с
нормативно-правовой документацией. Совместно составлялись рабочие программы,
обсуждались подходы к составлению технологической карты урока.
Существенную
помощь
учителям
оказали
своевременные
советы
и
консультации, проведенные мной практикумы по конструированию урока в рамках
ФГОС. В ходе подготовки к уроку мы определяем основные идеи, цели и задачи урока,
определяем рациональные, эффективные формы и методы обучения, обсуждаем
формы анализа и самоанализа уроков разных типов.
Большое значение в наставнической работе я придаю посещению уроков. В
течение учебного года посетила 6 уроков, при анализе которых уделялось внимание
достижению поставленной цели, содержанию методов и средств обучения, умению
осуществлять деятельностный подход.
Важное условие совершенствования педагогического мастерства – постоянный
самоанализ учителем своих педагогических действий. Научить этому молодого
педагога – ещё одна из моих задач. Анализ урока требует специальных знаний, умений,
особого отношения к этому процессу, здесь определяются критерии, по которым
следует анализировать и оценивать свой труд. Как учитель-наставник,
учу делать
самоанализ урока, так как он дает учителю возможность критически отнестись к своей
деятельности, закрепить успешные приемы и методы, устранить недостатки в
своейработе.
Наблюдение за работой наставника, повторение его опыта – способ накопления
молодым специалистом своего опыта. Немаловажную роль в накоплении опыта играет
посещение уроков наставника и учителей школы, анализ их структуры, выявление
межпредметных
связей,
всё
это
позволяет
выработать
индивидуальный
стиль
педагогической деятельности.
В течение всего периода молодые коллеги активно занимались в школе «Молодого
учителя»,
овладевая
методикой
по
реализации
в
ФГОС
и
инновационными
технологиями в рамках экспериментальной работы гимназии, заполняли карту
индивидуального методического сопровождения и составляли портфолио своих
достижений.
Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, я всегда
помню, что наставничество – это не поучение молодого и неопытного учителя и не
только демонстрация своего собственного опыта. Наставничество – это постоянный
диалог, межличностная коммуникация, следовательно, я как наставник, прежде всего,
должна быть терпеливой и целеустремленной. Результатом моей работы с молодыми
педагогами является их участие и победа в республиканском гранте «Наш новый
учитель» - Закирова Л.И., Нурмухаметова А.Р., ЗариповаЛ.И.
В связи с изменениями учебной программы преподавания татарского языка, как
член городского и руководитель школьного методического объединения татарского
языка
и
литературы,
знакомлю
учителей
–
коллег
с
нормативно-правовой
документацией, консультирую при составлении рабочих програм. Как руководитель
методического объединения посещаю уроки своих коллег, организую совместный
анализ уроков. Посещая уроки, большое внимание уделяю развитию речи учащихся,
формированию у них любви к родному языку.
Мною проводится системная работа по распространению педагогического
опыта в форме регулярных открытых уроков, мастер-классов на семинарах для
учителей, работников образования школ района, города, Республики Татарстан,
России. На эти уроки обязательно приглашаю моих подопечных, которые потом
проводят анализ. К концу года они сами участвовали в семинарах с открытыми
уроками, где получили хорошую оценку.
Являясь членом инновационной и экспериментальной работы гимназии, соавтором
учебно-методического комплекта 7 класса татарского
языка
для учащихся
общеобразовательных организаций с обучением на русском языке, передаю свой опыт
преподавания татарского языка учителям гимназии, республики.
Большое внимание уделяю работе с одаренными детьми, веду элективные
курсы «Углубленное изучение татарского языка и литературы». Ключевые задачи в
работе – достижение системности, высокого качества реализации проектов. Мои
учащиеся показывают высокие результаты не только в учебной, но и во внеклассной
деятельности,
они
постоянные
победители
и
призеры
международных,
республиканских олимпиад по татарскому языку и литературе, призеры конкурсов
разного уровня. Учителей-коллег, молодых педагогов учу на своем опыте добиваться
результативности своих воспитанников.
Кафедра
учителей
татарского
языка
и
литературы
гимназии
тесно
сотрудничает с татарскими диаспорами регионов России и странами Дальнего
Зарубежья. В рамках этого сотрудничества я в режиме он-лайн провожу видео-
конференции,
вебинары,
видео-уроки,
привлекая
к
использованию
данной
технологии учителей татарского языка нашей гимназии. Обмениваемся опытом
преподавания татарского языка.
Вывод:
учителя в целом владеют теоретическими знаниями и практическими
навыкамиорганизации учебной деятельности и работают над повышением качества
преподавания.
Научились
отдельным
приемам
активизации
практических,
индивидуальных
навыков
преподавания,
подготовили
к
урокам
дидактические
материалы. У каждого учителя имеется свое портфолио.
Рекомендуется:
Продолжать овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками
для совершенствования педагогической грамотности;