Автор: Кабанова Галина Евгеньевна
Должность: учитель надомного обучения
Учебное заведение: ГКОУ РО Ростовская специальная школа-интернат №42
Населённый пункт: г Ростов-на-Дону
Наименование материала: презентация
Тема: " Мониторинг психологического климата в семье, проблем в воспитании, обучении и коррекционной работе детей с ТМНР в домашних условиях"
Раздел: среднее образование
МОНИТОРИНГ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КЛИМАТА В СЕМЬЕ, ПРОБЛЕМ В
ВОСПИТАНИИ
ОБУЧЕНИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ
РАБОТЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ,
ОКАЗАНИЕ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ И
ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Кабанова Г.Е. учитель надомного обучения
ГКОУ РО «Ростовская школа-интернат №42»
Психологические проблемы семьи,
воспитывающей ребёнка-инвалида
семья, в которой родился ребёнок с тяжёлыми нарушениями
развития, находится в условиях психотравматической ситуации и
хронического стресса;
сообщение о неполноценности ребёнка вызывает у 66% матерей,
острые эмоциональные расстройства, суицидальные намерения и
попытки, аффективно-шоковые и истерические расстройства;
32% семей с умственно отсталым ребёнком распались из-за
взаимных обвинений супругов в ответственности за рождение
больного ребёнка;
воздействие хронического стресса вызывает депрессию,
тревожность, раздражительность, эмоциональное истощение и
низкую самооценку у матери;
отцы, как правило, избегают ежедневного стресса, проводя
больше времени на работе, тем не менее и они переживают
чувство вины, хотя и не говорят об этом так явно как матери
52%
31%
17%
отчуждённость, чувство одино-
чества в семье
тревожность, конфликтность, не-
гативно окрашенные эмоциональ-
ные семейные отношения
относительное психическое
благополучие
Характер семейных отношений в семьях,
воспитывающих ребёнка-инвалида
Уровни проявления родительских
проблем, связанных с рождением
ребёнка-инвалида:
Психологический уровень
Рождение ребёнка с отклонениями воспринимается его родителями как
величайшая трагедия. Факт появления на свет ребёнка «не такого как у всех»,
является причиной сильного стресса, который носит длительный и постоянный
характер и оказывает сильное деформирующее воздействие на психику
родителей.
Социальный уровень.
Семья, воспитывающая ребёнка с отклонениями в развитии становится
малообщительной, избирательной в контактах. Матери больных детей
оставляют работу, чтобы ухаживать за ребёнком. Рождение больного ребёнка
деформирует взаимоотношения между родителями. В 32% случаев браки
распадаются.
Соматический уровень.
Переживания, выпавшие на долю матери «особого» ребёнка, часто
превышают уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных
соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах.
Отношение семьи к проблеме:
Конструктивное отношение – это результат эмоциональной
адаптации всех членов семьи: они принимают проблему. Критические
моменты в таких семьях тоже случаются, тем не менее родители уже
успели выработать позитивные установки по отношению к себе, своему
ребенку, что позволяет им формировать у него такие навыки, которые
помогут адаптироваться и семье, и ребенку.
Деструктивное отношение - может выражаться в форме
игнорирования проблем («Это не мои, а его проблемы – пусть
выкарабкивается сам»); жесткого отношения и эмоционального
отвержения ребенка.
Такое отношение к проблеме в сочетании с нарушениями детско-
родительских коммуникаций препятствует процессу реабилитации
ребенка и ведет к появлению у него поведенческих отклонений.
Основные фазы
психологического состояния родителей,
когда в семье появляется «особый» ребёнок
1-я фаза – шок, растерянность, беспомощность, страх,
возникновение чувства собственной неполноценности
2-я фаза – «неадекватное» отношение к дефекту ребёнка,
характеризующееся негативизмом и отрицанием поставленного
диагноза, что является своеобразной защитной реакцией
3-я фаза – «частичное осознание дефекта ребёнка»,
сопровождаемое чувством хронической печали; депрессивное
состояние вследствие постоянной зависимости родителей от
потребностей ребёнка, отсутствием у него положительных
изменений в развитии
4-я фаза – начало социально-психологической адаптации всех
членов семьи, вызванного принятием дефекта; установление
адекватных отношений со специалистами и выполнение их
рекомендаций
Первая группа родителей
–
психосоматичные
. Для этих родителей характерно
стремление «положить собственное здоровье на алтарь жизни своего ребенка».
Вторая группа родителей
–
невротичные
. Этому типу родителей свойственна
пассивная личностная позиция, которую можно сформулировать следующим образом:
«Уж что есть, то и есть. Ничего не переделаешь. Каким ребенок родился, таким и
будет!»
Третья группа родителей
–
авторитарные
. К родителям авторитарного типа
можно отнести две категории. Первые, узнав о дефекте ребенка, могут от него
отказаться, оставив в роддоме. Вторая категория, представленная преобладающей
частью родителей, проявляет другую позицию – стойкое желание найти выход из
создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка. «Пусть общество
приспосабливается к нам и нашим детям, а не мы к ним» – это высказывание может
оказаться девизом многих из таких родителей.
Три типа реагирования родителей
(в.В. Ткачёва -Доктор психологических наук, профессор кафедры специальной педагогики и
специальной психологии ГБОУ ВПО "Московский государственный гуманитарный университет
имени М.А.Шолохова")
Cпецифические переживания родителей
детей с различными нарушениями развития
С нарушениями
интеллекта
С ДЦП
С сенсорными
нарушениями
С речевыми
нарушениями
С РАС
*В бытовом
сознании сами
родители
«больного» ребенка
воспринимаются как
больные либо люди
с вредными
привычками;
*Ребенок с НИ
воспринимается
социальными
группами негативно;
*Несостоятельность
детей с НИ
заставляет матерей
их опекать и
контролировать;
*У матерей
умственно отсталых
детей часто
проявляется уста-
лость, раздражение,
желание наказать
ребенка,
игнорировать
интересы ребенка в
силу их
примитивности.
*Вызывают у
родителей глубокие
эмоциональные
переживания , т.к.
ДЦП
сопровождается
внешней
уродливостью и
возникает
необходимость
постоянной
физической
помощи.
*Преобладающим
стилем воспитания в
семьях является
гиперопека.
*Однако может
иметь место и
эмоциональное
отвержение
больного ребенка,
проявляющееся в
жестоком
обращении.
*
У детей с НС могут
быть родители с
нормальным слухом и
родители, также
страдающие
нарушением слуховой
функции.
*Для родителей первой
группы нарушение
слуха у ребенка
является фрустри-
рующим препятствием
к установлению
естественного
социального контакта и
межличностных связей.
*Родителей детей с НЗ
беспокоят трудности
пространственной
ориентировки .
*У детей с
нарушениями зрения
часто формируются
инфантильные и
эгоистические черты,
личностная незрелость,
проявляется
«эмоциональная
глухота» к потребностям
близких.
*Нарушение речи
или ее полное
отсутствие является
предпосылкой к
возникновению
коммуникативного
барьера,
отчужденности и
отгороженности в
родительско-
детских отношениях.
*Снижается
возможность
социального
общения ребенка.
*Травмирующим
фактором,
влияющим на
эмоциональный
статус родителей,
безусловно,
является нарушение
способности
ребенка к
установлению
адекватного
контакта с
окружающим
социумом и с ними
лично.
*Родители тяжело
страдают из-за
отсутствия
потребности у
ребенка к
адекватному
контакту
(прижаться,
приласкаться к
матери или отцу,
посмотреть им в
глаза,
побеседовать).
Методы комплексного обследования
семьи, имеющей ребенка с ОВЗ
•
Наблюдение
•
Беседа
•
Интервью
•
Эксперимент
•
Изучение продуктов деятельности
•
Тестирование
Диагностика семьи, воспитывающей ребенка
с ОВЗ, проводится по трем направлениям:
•
Изучение ребенка
При проведении изучения ребенка необходимо обратить внимание на, факторы,влияющие на
развитие ребенка с психофизическими недостатками, изучить:
- Особенности личности различных категорий детей с отклонениями в развитии;
- Факторы, определяющие личностное развитие на разных возрастных этапах;
- Особенности взаимодействия со сверстниками, с друзьями, братьями, сестрами и их влияние на
его развитие;
-Эмоционально-волевую сферу;
-Причины, препятствующие формированию адекватной самооценки;
-Особенности формирования «системы Я»;
-Межличностные отношения в малых социальных группах, состоящих из лиц с отклонениями в
развитии;
-Формирование мотивации к труду в условиях семьи;
-Формирование мотивации к профессиональной деятельности в трудовом коллективе.
Изучение родителей и членов семьи ребенка;
рекомендуется изучать:
-личностные особенности;
-внутрисемейный климат и межличностные контакты в семье;
-факторы, влияющие на родительские позиции по отношению к ребенку;
-уровень воспитательской и родительской компетентности родителей;
-воспитательские качества и способности родителей;
-профессиональные умения родителей, выступающих в качестве педагогов для своих
детей;
-социально-культурные условия жизни семьи на разных возрастных этапах развития
ребенка;
-ценностные ориентации родителей различных социально-культурных групп в
отношении ребенка;
-основные типы взаимодействия в семье с ребенком;
-модели воспитания;
-формы родительского участия в формировании навыков социальной и трудовой
адаптации;
-влияние родительской позиции на формирование личности;
-влияние «особого» ребенка на развитие и контакты его здоровых братьев и сестер;
-особенности отношений со здоровыми братьями и сестрами;
-родительские позиции отцов и матерей;
-родительское отношение к ребенку в зависимости от религиозных, культурных и
национальных традиций семьи.
Проблемы социальной адаптации семей,
воспитывающих ребёнка-инвалида
в обществе недостаточно сформировано отношение к инвалиду как к
гражданину, в большей степени о нем говорится как о «медицинском» субъекте;
отсутствует система ранней профилактической и информационной помощи
родителям. Родители выиграют во времени, если будут иметь возможность как
можно раньше принять это известие, узнать необходимую информацию,
познакомиться с семьями, столкнувшимися со сходными проблемами;
неполноценная система информирования родителей - как правило, врачи
предоставляют скудную и предвзятую информацию о «бесперспективности»
ребенка с патологией и не сообщают, какие достижения может иметь этот ребёнок
при заботливом воспитании дома;
проблемы неполной семьи - 50% родителей развелись по причине рождения
ребенка-инвалида; мать не имеет перспективы вторичного замужества;
отсутствие системы поддержки на ранних этапах. Родительские ассоциации,
неправительственные организации начинают подключаться к этой проблеме лишь
по прошествии определенного времени, когда в семье уже нарушена
психологическая стабильность.
Виды психолого-педагогической
помощи семье, воспитывающей
ребёнка-инвалида:
информирование: специалисты предоставляют семье информацию о
закономерностях и особенностях развития ребёнка, о его возможностях и
ресурсах, о сущности самого расстройства, которым страдает их ребёнок, о
вопросах воспитания и обучения такого ребёнка и т.д.;
индивидуальное консультирование:
практическая помощь родителям в поиске
решений в проблемных ситуациях, в налаживании конструктивных отношений со
своим ребёнком, а также как процесс информирования родителей о нормативно-
правовых аспектах будущего семьи, вытаскивание их из «информационного
вакуума», прогнозирование возможностей развития и обучения ребёнка;
семейное консультирование
:
специалист оказывает поддержку в преодолении
эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением «особого» ребёнка;
индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери:
подбираются
эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход
психического развития самого ребёнка и результативные способы обучения
родителей коррекционно-развивающим технологиям;
групповая работа:
организация работы родительских и детско-родительских
групп, в которых участникам предоставляется возможность поделиться
собственным опытом и узнать об опыте других.
Методики ДИАГНОСТИКИ
Для детей.
Для родителей.
•
Методика «Фильм-тест» (Р.
Жиль) - исследование социальной
приспособленности ребенка,
особенности его межличностных
отношений
• Методика «Два дома» - изучение
особенностей общения ребенка с
членами своей семьи
• Рисуночные тесты
• Методика «Лесенка для детей»
(В.В. Ткачева) – изучение детской
самооценки
*Анкета «Психологический тип
родителя»
• Социограмма «Моя семья»
• Тест-опросник родительского
отношения изучение родительских
позиций матери и отца
• Методика «История жизни с
проблемным ребенком» - форма
изложения проблем в письменном
виде
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
УСПЕХОВ ВАМ, КОЛЛЕГИ !