Напоминание

" Мониторинг психологического климата в семье, проблем в воспитании, обучении и коррекционной работе детей с ТМНР в домашних условиях"


Автор: Кабанова Галина Евгеньевна
Должность: учитель надомного обучения
Учебное заведение: ГКОУ РО Ростовская специальная школа-интернат №42
Населённый пункт: г Ростов-на-Дону
Наименование материала: презентация
Тема: " Мониторинг психологического климата в семье, проблем в воспитании, обучении и коррекционной работе детей с ТМНР в домашних условиях"
Раздел: среднее образование





Назад




МОНИТОРИНГ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КЛИМАТА В СЕМЬЕ, ПРОБЛЕМ В

ВОСПИТАНИИ

ОБУЧЕНИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ

РАБОТЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ,

ОКАЗАНИЕ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ И

ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Кабанова Г.Е. учитель надомного обучения

ГКОУ РО «Ростовская школа-интернат №42»

Психологические проблемы семьи,

воспитывающей ребёнка-инвалида

семья, в которой родился ребёнок с тяжёлыми нарушениями

развития, находится в условиях психотравматической ситуации и

хронического стресса;

сообщение о неполноценности ребёнка вызывает у 66% матерей,

острые эмоциональные расстройства, суицидальные намерения и

попытки, аффективно-шоковые и истерические расстройства;

32% семей с умственно отсталым ребёнком распались из-за

взаимных обвинений супругов в ответственности за рождение

больного ребёнка;

воздействие хронического стресса вызывает депрессию,

тревожность, раздражительность, эмоциональное истощение и

низкую самооценку у матери;

отцы, как правило, избегают ежедневного стресса, проводя

больше времени на работе, тем не менее и они переживают

чувство вины, хотя и не говорят об этом так явно как матери

52%

31%

17%

отчуждённость, чувство одино-

чества в семье

тревожность, конфликтность, не-

гативно окрашенные эмоциональ-

ные семейные отношения

относительное психическое

благополучие

Характер семейных отношений в семьях,

воспитывающих ребёнка-инвалида

Уровни проявления родительских

проблем, связанных с рождением

ребёнка-инвалида:

Психологический уровень

Рождение ребёнка с отклонениями воспринимается его родителями как

величайшая трагедия. Факт появления на свет ребёнка «не такого как у всех»,

является причиной сильного стресса, который носит длительный и постоянный

характер и оказывает сильное деформирующее воздействие на психику

родителей.

Социальный уровень.

Семья, воспитывающая ребёнка с отклонениями в развитии становится

малообщительной, избирательной в контактах. Матери больных детей

оставляют работу, чтобы ухаживать за ребёнком. Рождение больного ребёнка

деформирует взаимоотношения между родителями. В 32% случаев браки

распадаются.

Соматический уровень.

Переживания, выпавшие на долю матери «особого» ребёнка, часто

превышают уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных

соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах.

Отношение семьи к проблеме:

Конструктивное отношение – это результат эмоциональной

адаптации всех членов семьи: они принимают проблему. Критические

моменты в таких семьях тоже случаются, тем не менее родители уже

успели выработать позитивные установки по отношению к себе, своему

ребенку, что позволяет им формировать у него такие навыки, которые

помогут адаптироваться и семье, и ребенку.

Деструктивное отношение - может выражаться в форме

игнорирования проблем («Это не мои, а его проблемы – пусть

выкарабкивается сам»); жесткого отношения и эмоционального

отвержения ребенка.

Такое отношение к проблеме в сочетании с нарушениями детско-

родительских коммуникаций препятствует процессу реабилитации

ребенка и ведет к появлению у него поведенческих отклонений.

Основные фазы

психологического состояния родителей,

когда в семье появляется «особый» ребёнок

1-я фаза – шок, растерянность, беспомощность, страх,

возникновение чувства собственной неполноценности

2-я фаза – «неадекватное» отношение к дефекту ребёнка,

характеризующееся негативизмом и отрицанием поставленного

диагноза, что является своеобразной защитной реакцией

3-я фаза – «частичное осознание дефекта ребёнка»,

сопровождаемое чувством хронической печали; депрессивное

состояние вследствие постоянной зависимости родителей от

потребностей ребёнка, отсутствием у него положительных

изменений в развитии

4-я фаза – начало социально-психологической адаптации всех

членов семьи, вызванного принятием дефекта; установление

адекватных отношений со специалистами и выполнение их

рекомендаций

Первая группа родителей

психосоматичные

. Для этих родителей характерно

стремление «положить собственное здоровье на алтарь жизни своего ребенка».

Вторая группа родителей

невротичные

. Этому типу родителей свойственна

пассивная личностная позиция, которую можно сформулировать следующим образом:

«Уж что есть, то и есть. Ничего не переделаешь. Каким ребенок родился, таким и

будет!»

Третья группа родителей

авторитарные

. К родителям авторитарного типа

можно отнести две категории. Первые, узнав о дефекте ребенка, могут от него

отказаться, оставив в роддоме. Вторая категория, представленная преобладающей

частью родителей, проявляет другую позицию – стойкое желание найти выход из

создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка. «Пусть общество

приспосабливается к нам и нашим детям, а не мы к ним» – это высказывание может

оказаться девизом многих из таких родителей.

Три типа реагирования родителей

(в.В. Ткачёва -Доктор психологических наук, профессор кафедры специальной педагогики и

специальной психологии ГБОУ ВПО "Московский государственный гуманитарный университет

имени М.А.Шолохова")

Cпецифические переживания родителей

детей с различными нарушениями развития

С нарушениями

интеллекта

С ДЦП

С сенсорными

нарушениями

С речевыми

нарушениями

С РАС

*В бытовом

сознании сами

родители

«больного» ребенка

воспринимаются как

больные либо люди

с вредными

привычками;

*Ребенок с НИ

воспринимается

социальными

группами негативно;

*Несостоятельность

детей с НИ

заставляет матерей

их опекать и

контролировать;

*У матерей

умственно отсталых

детей часто

проявляется уста-

лость, раздражение,

желание наказать

ребенка,

игнорировать

интересы ребенка в

силу их

примитивности.

*Вызывают у

родителей глубокие

эмоциональные

переживания , т.к.

ДЦП

сопровождается

внешней

уродливостью и

возникает

необходимость

постоянной

физической

помощи.

*Преобладающим

стилем воспитания в

семьях является

гиперопека.

*Однако может

иметь место и

эмоциональное

отвержение

больного ребенка,

проявляющееся в

жестоком

обращении.

*

У детей с НС могут

быть родители с

нормальным слухом и

родители, также

страдающие

нарушением слуховой

функции.

*Для родителей первой

группы нарушение

слуха у ребенка

является фрустри-

рующим препятствием

к установлению

естественного

социального контакта и

межличностных связей.

*Родителей детей с НЗ

беспокоят трудности

пространственной

ориентировки .

*У детей с

нарушениями зрения

часто формируются

инфантильные и

эгоистические черты,

личностная незрелость,

проявляется

«эмоциональная

глухота» к потребностям

близких.

*Нарушение речи

или ее полное

отсутствие является

предпосылкой к

возникновению

коммуникативного

барьера,

отчужденности и

отгороженности в

родительско-

детских отношениях.

*Снижается

возможность

социального

общения ребенка.

*Травмирующим

фактором,

влияющим на

эмоциональный

статус родителей,

безусловно,

является нарушение

способности

ребенка к

установлению

адекватного

контакта с

окружающим

социумом и с ними

лично.

*Родители тяжело

страдают из-за

отсутствия

потребности у

ребенка к

адекватному

контакту

(прижаться,

приласкаться к

матери или отцу,

посмотреть им в

глаза,

побеседовать).

Методы комплексного обследования

семьи, имеющей ребенка с ОВЗ

Наблюдение

Беседа

Интервью

Эксперимент

Изучение продуктов деятельности

Тестирование

Диагностика семьи, воспитывающей ребенка

с ОВЗ, проводится по трем направлениям:

Изучение ребенка

При проведении изучения ребенка необходимо обратить внимание на, факторы,влияющие на

развитие ребенка с психофизическими недостатками, изучить:

- Особенности личности различных категорий детей с отклонениями в развитии;

- Факторы, определяющие личностное развитие на разных возрастных этапах;

- Особенности взаимодействия со сверстниками, с друзьями, братьями, сестрами и их влияние на

его развитие;

-Эмоционально-волевую сферу;

-Причины, препятствующие формированию адекватной самооценки;

-Особенности формирования «системы Я»;

-Межличностные отношения в малых социальных группах, состоящих из лиц с отклонениями в

развитии;

-Формирование мотивации к труду в условиях семьи;

-Формирование мотивации к профессиональной деятельности в трудовом коллективе.

Изучение родителей и членов семьи ребенка;

рекомендуется изучать:

-личностные особенности;

-внутрисемейный климат и межличностные контакты в семье;

-факторы, влияющие на родительские позиции по отношению к ребенку;

-уровень воспитательской и родительской компетентности родителей;

-воспитательские качества и способности родителей;

-профессиональные умения родителей, выступающих в качестве педагогов для своих

детей;

-социально-культурные условия жизни семьи на разных возрастных этапах развития

ребенка;

-ценностные ориентации родителей различных социально-культурных групп в

отношении ребенка;

-основные типы взаимодействия в семье с ребенком;

-модели воспитания;

-формы родительского участия в формировании навыков социальной и трудовой

адаптации;

-влияние родительской позиции на формирование личности;

-влияние «особого» ребенка на развитие и контакты его здоровых братьев и сестер;

-особенности отношений со здоровыми братьями и сестрами;

-родительские позиции отцов и матерей;

-родительское отношение к ребенку в зависимости от религиозных, культурных и

национальных традиций семьи.

Проблемы социальной адаптации семей,

воспитывающих ребёнка-инвалида

в обществе недостаточно сформировано отношение к инвалиду как к

гражданину, в большей степени о нем говорится как о «медицинском» субъекте;

отсутствует система ранней профилактической и информационной помощи

родителям. Родители выиграют во времени, если будут иметь возможность как

можно раньше принять это известие, узнать необходимую информацию,

познакомиться с семьями, столкнувшимися со сходными проблемами;

неполноценная система информирования родителей - как правило, врачи

предоставляют скудную и предвзятую информацию о «бесперспективности»

ребенка с патологией и не сообщают, какие достижения может иметь этот ребёнок

при заботливом воспитании дома;

проблемы неполной семьи - 50% родителей развелись по причине рождения

ребенка-инвалида; мать не имеет перспективы вторичного замужества;

отсутствие системы поддержки на ранних этапах. Родительские ассоциации,

неправительственные организации начинают подключаться к этой проблеме лишь

по прошествии определенного времени, когда в семье уже нарушена

психологическая стабильность.

Виды психолого-педагогической

помощи семье, воспитывающей

ребёнка-инвалида:

информирование: специалисты предоставляют семье информацию о

закономерностях и особенностях развития ребёнка, о его возможностях и

ресурсах, о сущности самого расстройства, которым страдает их ребёнок, о

вопросах воспитания и обучения такого ребёнка и т.д.;

индивидуальное консультирование:

практическая помощь родителям в поиске

решений в проблемных ситуациях, в налаживании конструктивных отношений со

своим ребёнком, а также как процесс информирования родителей о нормативно-

правовых аспектах будущего семьи, вытаскивание их из «информационного

вакуума», прогнозирование возможностей развития и обучения ребёнка;

семейное консультирование

:

специалист оказывает поддержку в преодолении

эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением «особого» ребёнка;

индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери:

подбираются

эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход

психического развития самого ребёнка и результативные способы обучения

родителей коррекционно-развивающим технологиям;

групповая работа:

организация работы родительских и детско-родительских

групп, в которых участникам предоставляется возможность поделиться

собственным опытом и узнать об опыте других.

Методики ДИАГНОСТИКИ

Для детей.

Для родителей.

Методика «Фильм-тест» (Р.

Жиль) - исследование социальной

приспособленности ребенка,

особенности его межличностных

отношений

• Методика «Два дома» - изучение

особенностей общения ребенка с

членами своей семьи

• Рисуночные тесты

• Методика «Лесенка для детей»

(В.В. Ткачева) – изучение детской

самооценки

*Анкета «Психологический тип

родителя»

• Социограмма «Моя семья»

• Тест-опросник родительского

отношения изучение родительских

позиций матери и отца

• Методика «История жизни с

проблемным ребенком» - форма

изложения проблем в письменном

виде

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

УСПЕХОВ ВАМ, КОЛЛЕГИ !



В раздел образования