Напоминание

Сущность и особенности развивающего взаимодействия воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста


Автор: Позднякова Виктория Викторовна
Должность: помощник воспитателя
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 4
Населённый пункт: Московская область г.Апрелевка
Наименование материала: Сущность и особенности развивающего взаимодействия воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: Сущность и особенности развивающего взаимодействия воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сущность

и

особенности

развивающего

взаимодействия

воспитателя

с

детьми

старшего

дошкольного возраста

Выполнила: Позднякова Виктория Викторовна

МАДОУ детский сад № 4 г. Апрелевка

Московская область

Помощник воспитателя

В современной образовательной среде происходят инновационные

социокультурные процессы. Новая парадигма образования реализуется

сегодня в системно - деятельностном подходе, согласно требованиям ФГОС

НОО. Над субъект - субъектными отношениями между воспитателем и

воспитанниками работали исследователи Ю.П. Азаров, А.А. Кирсанов, В.А.

Сластенин и др. Над детоцентрированном подходом размышляли авторы.

А.Г. Асмолов, Р.Б. Стеркина и др. Идея самоценности дошкольного детства

принадлежат учёным Л.А. Венгер, A.B. Запорожец, Д.Б. Эльконину и др.

Современная Концепция дошкольного воспитания ориентирует педагогов на

построение новой системы.

В её центре находится личностное развитие ребенка. Рассматривая

образование как фундаментальное средство культуры и развития субъектов,

современная педагогика ставит задачу формирования самостоятельной и

творчески активной личности. Формирование подобных личностных качеств

важно осуществлять уже в дошкольном детстве, поскольку именно когда

закладываются стереотипы поведения. Пути решения данной задачи лежат в

плоскости совершенствования педагогического процесса. Эти проблемы

рассматривали учёные С.В. Зайцев, В.В. Горшкова, Н.А. Короткова и др. В

исследованиях авторов В.В. Горшковой, В.И. Максаковой, Л.А. Николенко и

др. Взаимодействие педагогов с детьми рассматривается как основа

педагогического процесса. Сегодня много пишут о единство общения между

детьми и взрослыми. В основе любой субъект - субъектной деятельности

между педагогами и детьми лежит раскрытие их творческого потенциала.

Н.Ф.Радионова,

рассматривая

взаимодействие

как

систему,

подчеркивает, что система лишь тогда является развивающей, если она

создает потенциальные возможности для проявления личностной активности

обеих сторон. Взаимодействие соответственно, должно быть спланировано и

организовано. Оно предполагает отбор целей, содержания, способов и форм

организации, которые включают их в разнообразные деятельностные и

личностные

связи.

Внимание

современной

педагогической

науки

сосредоточено на изменении взаимоотношений участников педагогического

взаимодействия. Но переход от традиционного монолога педагога к

совместному диалогу продолжается.

Установка на диалог требует от

педагога

умения

согласовывать

способы

воздействия

с

динамикой

личностного развития детей. Доминантой диалогического подхода будет

являться отношение к ребенку как субъекту деятельности и общения.

Проблема субъекта является одной из центральных в современной науке.

Над этим вопросом работали учёные К.А.Абульханова - Славская,

Б.Г.Ананьев,

В.В.Горшкова,

В.В.Давыдов

и

др.

Субъект

у

них

рассматривается как центр координации всех психических процессов,

состояний и свойств. Отношения между субъектами характеризуются как

личностные и персональные. Межсубъектными являются отношения, в

которых участники единого действия выступают как равно активные и равно

свободные партнеры, ориентирующиеся друг на друга, как на инициативно-

самодействующих субъектов. Субъектная позиция ребенка дошкольного

возраста изучается исследователями, и рассматривается, как способность

адекватно действовать в соответствии с целями и задачами деятельности в

различных условиях.

В основе всех этих процессов лежат системный и личностно

ориентированный подход. Развивающее взаимодействие воспитателя с

детьми

старшего

дошкольного

возраста

должно

собой

представлять

целесообразно организованный педагогически процесс формирования общих

способностей детей, осуществляемый в субъект - субъектном диалоговом

режиме, на основе принципов сотрудничества и взаимопонимания в

специально сконструированной предметно-развивающей среде. В системе

педагогического инструментария развивающего взаимодействия педагога с

детьми, ведущая роль принадлежит проблемно-игровым ситуациям, которые

воспроизводят

основные

позиционные

проявления

ребенка.

Ситуация

взаимодействия со взрослым, может быть репродуктивной, частично-

творческой, или творческой. Всё это возможно лишь при использовании в

воспитательно-образовательном

процессе

лишь

за

счёт

личностно-

ориентированного подхода.

Для успешного педагогического руководства процессом развития

творческой активности и творческого взаимодействия дошкольника с

педагогом, требуется анализ понятий «творческая активность» и «творческое

взаимодействие». Должны быть определены их структуры, содержание,

критерии сформированности. Анализ научных работ показал, что в науке нет

единообразных подходов к этим категориям. Это объясняется сложным

многомерным характером данных явлений. Творчество в целом понимается

как

свойство,

присущее

человеку

благодаря

его

способности

к

созидательной, целенаправленной деятельности. С позиции объектного

похода

творчество

понимается

как

создание

нового

продукта.

Если

подходить к этому с позиции субъектной, то можно говорить о том, что

творчество – это определённые личностные качества субъекта. Чтобы

человек был творческим, ему для этого необходимо что-то знать. Уметь и

применять.

В случае воспитательной работы в ДОУ со стороны педагога – это

может означать лишь то, что воспитатель должен каждого ребёнка чему-

либо обучить и сформировать у него некоторые устойчивые умения и

навыки. Прежде чем ребёнок сам начнёт демонстрировать элементы

творческой

деятельности.

Творческая

активность

и

творческое

взаимодействие ребёнка основывается на принципе зависимости развития его

тех, или иных способностей. Любая деятельность означает состояние

активности. В теории творчества основным принципом является принцип

взаимодействия и системный подход к процессам, поскольку одним из

ведущих

положений

системно-деятельностного

подхода

выступает

соответствие

цели

полученному

результату.

Задача

формирования

творческой активности ребенка и его продуктивного взаимодействия

продолжает оставаться одной из актуальных задач в педагогике несмотря на

то, что это практически заложено нормативно в виде требований ФГОС. Но

очевидно одно, что основы творческой активности закладываются в

дошкольном

возрасте,

являющемся

наиболее

оптимальным

для

формирования данного качества личности.

Авторы работ в данной тематике, исследуя творческую активность,

обращают внимание на самостоятельность и инициативу субъекта в

получении, потреблении и передаче новых знаний, в том числе, устойчивые

познавательные интересы и стремление к сотрудничеству в познавательном

поиске.

Автор

В.Д.

Максимова

при

анализе

творческой

активности

учитывает ее интерес к творческому делу, фактическое участие в творческом

деле, проявление инициативы на протяжении всего процесса. Задача

педагогической

работы

актуализировать

богатый,

неисчерпаемый

творческий потенциал, заложенный в каждом ребенке без исключения.

Исследования на данную тему позволяют выделить в составе

творческой

активности

три

основных

компонента:

мотивационный,

креативный и когнитивный. Креативный и когнитивный компоненты

составляют фундамент творческой активности и взаимодействия субъектов.

Креативный компонент является основным и ведущим. В педагогическом

процессе необходимо формировать у ребёнка следующие личностные

качества:

-логическое мышление;

-творческое мышление;

-направленность на творчество.

Подходя к вопросу о критериях сформированности творческой активности и

взаимодействия субъектов, необходимо выяснить специфику этого процесса.

Направленность на творчество детей необходимо рассматривать, с учетом их

любознательности

и

преобладающих

положительных

эмоций.

Любознательность свойственна каждому ребенку, поскольку выражает

потребность

в

новых

впечатлениях

и

самостоятельных

открытиях.

Любознательность проявляется в пытливости ума и стремлении познать все

наблюдаемое. Положительные эмоции, чувство радости и удовольствия

вызываются полноценной умственной деятельностью. Можно говорить о

том, что, если педагог учтёт все эти природные свойства ребёнка, ему

удастся выстроить систему субъект - субъектных отношений с каждым

дошкольником. Чувство увлеченности, эмоциональный подъем, радость

открытия характеризуют наиболее типичные эмоциональные состояния детей

и являются предпосылками его творческой деятельности. Таким образом,

здесь можно говорить о том, что на основе анализа различных подходов к

пониманию сущности творческого взаимодействия детей и взрослых можно

говорить об успешном развитии субъект - субъектных отношений между

воспитателем и отдельно взятым ребёнком.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1.

Абраменкова,

В.В.

Социальная

психология

детства

/

В.В.

Абраменкова – М.: ПЕР СЭ. - 2008. – 431 с.

2. Атемаскина, Ю.В. Профессиональные объединения педагогов в

современном дошкольном учреждении / Ю.В. Атемаскина. - Детский сад от

А до Я.– 2007.–No 4.– С. 48-54.

3. Аджимуратова, А. Р. Организационно-педагогические условия

творческой

работы

детей

старшего

дошкольного

возраста

/

А.

Р.

Аджимуратова. - Непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 10 (114).

- С. 1155-1158.

4. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование,

формы и методы /К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

5.

Батюта,

М.Б.

Возрастная

психология

/

М.Б.Батюта,

Т.Н.Князева. – М.: Логос, 2015. – 306 с.

6. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами

/Л.М.Волобуева. – М.: ТЦ Сфера, 2008.– 96 с.

7.

Глазунова,

В.Г.

Педагогический

совет

как

средство

совершенствования воспитательно-образовательного процесса в дошкольном

образовательном учреждении /В.Г.Глазунова. - Детский сад от А до Я.–

2007.– С. 114-129.

8. Голицына, Н.С. Система методической работы с кадрами в

дошкольном образовательном учреждении /Н.С.Голицына. – «Издательство

Скрипторий 2003», 2004. – 80 с.

9. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик

воспитания и обучения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.

– СПб.: Питер, 2014. – 464 с.

10.

Дыбина.О.В.

Моделирование

методической

работы

дошкольного учреждения в условиях инновационной деятельности /О.В.

Дыбина.-Детский сад от А до Я.– 2007.– No 4.– С. 70-79.

11. Калошина, И.П. Психология творческой деятельности: Учебное

пособие /И.П.Калошина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 559 с.

12. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога / О.Н.

Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто – Феникс, Ростов /Д, 2008. – 576 с.

13. Короткова, Н.А. Наблюдение за развитием детей в дошкольных

группах / Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов. – Изд. 3-е, дораб. – Москва:

Линка-Пресс, 2014. – 64 с.

14. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ

/П.Н.Лосев. – М.: ТЦ Сфера, 2005.– 160 с.



В раздел образования