Напоминание

Занятие о природе, Клуб любителей природы.


Автор: Сницер Юлия Сергеевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ школа № 17 Невский район
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Индивидуальное, групповое занятие с психологом
Тема: Занятие о природе, Клуб любителей природы.
Раздел: начальное образование





Назад




Тема занятия: Клуб любителей природы. 1 класс

Цель: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство сопереживания.

Задачи:

˗ формирование мотивации универсальной нравственной компетенции - «становиться

лучше», активности в игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной

деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

˗ формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое

«плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;

Разминка:

Приветствовать мы будем друг друга необычным образом.

1.Поздоровайтесь глазами, моргните друг другу.

2. Поздоровайтесь ступнями, правой, левой.

3.Поздоровайтесь плечами, правым и левым.

4.Поздоровайтесь спинами.

5.Поздоровайтесь мизинчиками.

6.Поздоровайтесь лбами.

Что вы чувствовали во время приветствия?

Что понравилось, не понравилось?

Упражнение 1. Буква на руке. Угадай, что написал.

Пантомима.

А давайте теперь играть вместе! Как мы себя ведём, если:

- солнечный свет слепит глаза;

- на улице мороз;

- разболелся живот;

- кто-то случайно наступил на ногу;

- пошёл с родителями гулять и случайно потерялся.

- как вы чистите зубы;

- как вы стучите в дверь;

Добрый день! Я приветствую вас в «Клубе любителей природы». На сегодняшнем

заседании мы поговорим о том, как важно каждому из нас бережно относиться к природе.

Давайте вспомним, что мы называем природой. (природа – это всё то, что не сделано

руками человека).

Давайте вспомним, как связаны между собой человек и природа? (Природа — друг

человека. Она дает ему все необходимое для жизни: еду, одежду, плодородную почву на

которой растет зерно и цветут сады; леса и луга, реки и озера; разные полезные

ископаемые, чистый воздух, чистую воду, свежую зелень, солнечные лучи. Природа также

зависит от нас.)

В последнее время мы только и слышим с экранов телевизоров, да и в жизни, что в нашей

стране и на планете в целом сложилась плохая экологическая обстановка.

- А что это значит? (Это значит, что загрязнена природа: воздух, почва, вода.)

- Кто страдает от этого? (Растения, животные, люди.)

- Ребята, а кто виноват во всех этих проблемах? (Человек.)

Давно пора понять, что, губя природу, мы губим самих себя.

А какая бывает природа? (живая и неживая)

Задание 1 «Разминка»:

1.

Днём спит, а ночью летает. (сова)

2.

Ледяной горошек. (град)

3.

Серый лесной санитар (волк)

4.

Лошадь в тельняшке (зебра)

5.

Тихий водоём, в котором черти водятся (омут)

6.

Семицветный небесный мост (радуга)

7.

Верная спутница Земли (луна)

8.

Лесная гадалка (кукушка)

9.

Небесное светило (солнце)

10.

Лежит у дороги, все его пинают (камень)

11.

Поседевший цветок (одуванчик)

12.

Лесной сладкоежка (медведь)

13.

Дерево, украшенное Пушкиным золотой цепью (дуб)

14.

Бывает морская, бывает пятиконечная (звезда)

15.

Плавающий фонтан (кит)

16.

Мы его не видим, но без него не можем жить (воздух)

Прослушает рассказ, напечатанный в журнале «Юный натуралист»

Лесные правила» (Н. Рыжова)

Если в лес пришли гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять;

Ты пришёл не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу - всего лишь гость.

Здесь хозяин - дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Помоги лесным зверушкам,

приготовить для них кормушки,

И тогда любой зверек –

будь то ласка иль хорек,

Еж лесной, речная рыбка –

скажет: ты – мой друг! Спасибо!

Издали наблюдать за птичьими гнездами можно. А вот трогать и даже близко подходить к

ним — нельзя!

Наблюдать за муравейником можно, а разрушать его — нельзя! От муравьев лесу большая

польза: они уничтожают личинки насекомых, которые вредят деревьям.

Мастерить кормушки для животных можно, а делать рогатки и всякие ловушки — нельзя!

Обо всем, что можно и чего нельзя, мы уже с вами говорили на занятиях. И если вы

действительно хотите стать друзьями природы, то сердце вам всегда подскажет, как

поступать в тех или иных случаях.

Загадки про природу.

1.

Неизвестно, где живёт,

Налетит - деревья гнёт,

Засвистит – по речке дрожь,

Озорник, а не уймёшь. (Ветер)

2.

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко,

Стало видно далеко. (Туман)

3.

Крашеное коромысло через речку повисло.

(Радуга)

4.

Заревел вол на сто гор, на тысячу городов. (Гром)

5.

Летит птица – орёл,

Несёт в зубах огонь,

Огневые стрелы пускает, Никто её не поймает.

(Молния)

6.

Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча)

7.

Похож я с виду на горох,

Где я пройду – переполох. (Град)

8.

Я – вода, да по воде же и плаваю. (Лёд)

9.

Одеяло бело, всё поле одело. (Снег)

10. Голубой ковёр всю Землю покрыл. (Небо)

11. Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь)

12. То он - клин, то он - блин,

Ночью на небе один. (Месяц)

Уважаемые члены Клуба любителей природы! Вам как никому другому, известно, как

важно защищать родную природу, ведь она - одна, а нас много, и мы можем нанести ей

непоправимый вред. Природа без нас, людей проживёт (она жила без нас миллионы лет0,

а вот мы без неё жить не сможем. Давайте подумаем, что было бы, если бы…

Все реки и озёра пересохли?

Лес покинули все птицы?

Перестали расти цветы?

Пожарники перестали тушить лесные пожары?

Перестали вывозить контейнеры с мусором?

Чтобы этого всего не случилось, всегда помните замечательные слова И. Токмаковой:

«Природу охраняет государство, охраняет наука. Достаточно ли этого? Это много,

серьёзно, значительно. Но достаточно будет в том случае, если каждый, буквально

каждый будет уметь охранять её, и знаешь, как? Прежде всего – внутри себя, в сердце

своём, чтобы жила там любовь ко всему живому на родной земле, чтобы собственная

совесть запрещала это живое обижать».

-Почему нужно беречь и охранять лес? (Ответы детей)

Всё пройдём - леса и горы,

Путь наш труден и тернист.

Охранять природу будем:

Каждый кустик, каждый лист.

Что значит человек без трав и птиц?

И без любви к пчеле жужжащей?

Без журавля над хвойной чащей.

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймёт он, наконец,

Врубаясь в мёртвые породы,

Что человек - венец природы

И без природы нам конец?

Садись на камень под сосну,

Лесную слушай тишину: Журчит, лепечет ручеёк

О том, что путь далёк - далёк.

Упала шишка, скрипнул сук,

Жужжит, жужжит тяжёлый жук,

Листва рассказывает сны...

Ты слышишь голос тишины.

Конкурс покажи животное

Для вас приготовлены карточки. Выбирайте! На карточке написано название одного

животного. Это животное необходимо изобразить. А остальные должны разгадать

название этого животного.

Карточки: кошка, собака, лошадь, свинья…лось

Задание. Нарисовать лесной цветок.

Послушайте историю, описанную в ПОЧЕМУЧКЕ, детском справочном бюро, которая

могла бы произойти с каждым из вас.

«Пошли детсадовцы гулять в лес и решили сделать подарок своим мамам, насобирали

охапки лесных цветов. Вроде бы дело доброе, а воспитательница стала их ругать:

— Зачем, — сердится, — ландышей нарвали? Нельзя же. И большие лесные колокольчики

— нельзя! И вот эту душистую ночную фиалку, и эти желтые купальницы, и...

— Но почему? — чуть не плачут ребята. — Они же такие красивые.

— Вот-вот, красота их и губит. Кто ни увидит — всяк сорвет. Оттого цветов этих и стало

так мало, и чуть ли не каждый пришлось взять под защиту. Иначе вовсе переведутся.

Взрослых за такие букеты штрафуют. И правильно делают, а то ведь вскоре ни ландышей,

ни фиалок, ни многих других цветов вовсе не останется».

Я думаю, эта история напомнила вам о том, что нельзя рвать лесные, полевые, луговые

цветы охапками. К тому же многие из них очень быстро вянут — вряд ли вы успеете

донести их до дома. Поэтому разумнее не уничтожать красоту, а создавать ее, что и

предлагает нам сделать одна из бабочек в своем задании — нарисовать цветок из мира

дикой природы.

Дети рисуют. Обмен впечатлениями.

Задание. Закончите стихотворные строчки.

- Ечь-ечь-ечь, нельзя траву сухую ...(жечь).

- Ать-ать-ать, не будем гнезда ... (разорять).

- Ой-ой-ой, подкормлю я птиц... (зимой).

- Аем-аем-аем, деревья мы ... (сажаем).

- Су-су-су, не станем мусорить в ... (лесу).

- Ор-ор-ор, потушу в лесу ...(костер).

- Эчь-эчь-эчь, природу будем мы ...(беречь).

Игра « Назови одним словом»

Волк, лиса, заяц, еж - это ... (звери)

- Клубника, земляника, малина, черника - это... (ягоды)

Ель, сосна, берёза, дуб - это ... (деревья)

Синица, дрозд, соловей, клёст - это... (птицы)

Эту истину знаю от роду

И её никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою.

Задание на отдельных листочках (Приложение 1)

Задание. Отгадать загадки о лекарственных растениях.

Растет зеленый кустик,

Дотронешься — укусит. (Крапива)

Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него —

И не будет ничего. (Одуванчик)

Я — капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот рад наклониться,

А имя дала мне родная землица. (Земляника)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая.

Что за ягода созрела,

Синяя такая? (Черника)

На верхушке стебелька —

Солнышко и облака. (Ромашка)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год? (Ель)

Красненька матрешка, беленько сердечко. (Малина)

Дети делают следующие выводы:

♦ Природа — друг человека. Она дает ему все необходимое для жизни: плодородную

почву, на которой растет зерно и цветут сады; леса и луга, реки и озера; разные полезные

ископаемые.

♦ Люди не могут жить без чистого воздуха, чистой воды, свежей зелени, солнечных лучей.

♦ Люди любят природу за красоту, за загадки, которые она им загадывает, за ее мудрость

и бесконечное разнообразие... Давайте же ее уважать и беречь!

♦ Люди! Если не можете помочь природе, то хотя бы не навредите ей!

Игра «Похлопаем - потопаем»

Сейчас я буду называть фразы. Подумайте, делают ли это друзья природы. Если да —

похлопайте в ладоши, если нет — потопайте ногами.

Разоряют птичьи гнезда.

Уничтожают несъедобные грибы.

Вырывают растения с корнем.

Вывешивают на деревьях и шестах скворечники и кормушки.

Рвут охапками цветы.

Сажают деревья.

Оберегают родники.

Ставят капканы.

Ломают ветки деревьев.

Разоряют муравейники.

Высаживают цветы на клумбах и балконах.

Мусорят в лесу.

Жгут прошлогоднюю траву.

Участвуют в очистке водоемов от мусора.

Рефлексия.

С каким настроением вы пришли к концу занятия?

- О чём мы с вами говорили на занятии?

- Как нужно относится к природе?

- Так давайте же беречь природу и быть ей друзьями.

Спасибо за внимание.

Приложение 1



В раздел образования