Автор: Часовитина Надежда Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ№14
Населённый пункт: г Новотроицк Оренбургской области
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Лаборатория маленьких экспериментаторов"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей
средней группы «Лаборатория маленьких экспериментаторов»
Задачи:
-Формировать знания детей о свойствах магнита.
-Учить детей проводить элементарные опыты, стимулировать к самостоятельному
поиску ответа на вопрос, делать выводы.
- Воспитывать любовь к родной природе, учить оберегать богатство растительного
и животного мира. Погружать детей в атмосферу сказки, учить сопереживанию
Материалы и оборудование: Слайды с изображением Сказочной страны, набор
различных предметов из бумаги, стекла, пластмассы, дерева и др., магниты
(большой и маленький);стаканы с водой по количеству детей; несколько
резиновых рыбок; скрепки, гвозди
Методы и приемы:
Предварительная работа: Разучивание физминутки, беседа о том, что все
предметы сделаны из разных материалов
Ход занятия:
Педагог: Ребята, сегодня я предлагаю отправиться нам в Солнечную страну, я
познакомлю вас с ее чудесными жителями. Хотите ,ребята отправиться в
путешествие? (Ответы детей) Присаживайтесь. (Дети садятся на ковер,
рассматривают слайды)
- В этой стране ярко светит солнышко, растут цветы, деревья, порхают бабочки,
щебечут птицы, журчат ручьи. Здесь живут добрые, веселые, жизнерадостные
человечки…..
Вдруг раздается стук в дверь. Входит почтальон Приносит бандероль.
Педагог: Ребята, давайте посмотрим ,что же внутри. Ой, посмотрите!
Достает волшебный мешочек и письмо. Воспитатель читает письмо.
- «Здравствуйте, ребята! Я -фея Лучик. Злой волшебник заколдовал Солнечную
страну, спрятал солнышко, деревья, цветы, реки, заколотил двери и окна гвоздями.
Солнечную страну нужно спасать! Только вы можете это сделать! В бандероли
есть маленький мешочек, а в этом мешочке находится то, что спасет Солнечную
страну. Вам нужно узнать, что это за предмет и понять, как он может помочь.
Ребята, помогите жителям солнечной страны! Вся надежда только на вас!
Фея Лучик.»
Мотивация:
Педагог: Ребята, поможем жителям Солнечной страны? Отлично! Но для этого
нам нужно изучить этот предмет. Давайте проведем опыты с предметом, который
находится в мешочке, и узнаем о его свойствах. А потом подумаем, как помочь
жителям Солнечной страны и спасти ее от чар злого волшебника.
Педагог достает из мешочка предмет и показывает его детям. Спрашивает:
«Кто-нибудь знает , что это?»
Дети: Это магнит.
Педагог: Да, это магнит. Много-много лет назад древние люди которые жили в
далекой стране Греции, узнали о существовании магнита. Его нашли в природе, но
магниты можно изготовить и искусственным путем, намагничивая куски стали.
Давайте пройдем в нашу мини-лабораторию.
Дети проходят и садятся .
Педагог: Возьмите в руки магнит. Посмотрите , какого он цвета, формы? Твердый
или мягкий? С запахом или без? Можно ли отломить от него кусок? Ответы
детей
Опыт 1 «Все ли притягивает магнит?»
Педагог предлагает детям поднести к магниту разные предметы: деревянные,
металлические, пластмасса, бумага, ткань, стекло.
Вывод: Магнит – это кусок металла, способный притягивать предметы из металла;
бумагу, деревянные предметы, предметы из пластмассы магнит не притягивает.
Опыт 2 «Действие магнита через другие материалы»
Педагог предлагает детям представить, что стакан с водой – это озеро. Это
озеро засорено металлическими предметами. Можно ли его очистить, не замочив
рук? ( Бросает в стакан с водой несколько скрепок) Как? Выслушивает
предположения детей. Потом демонстрирует, как с помощью магнита можно
достать скрепку. Нужно прислонить магнит к стакану на уровне скрепки и
потихоньку двигать его вверх, В результате скрепка следует за магнитом и ее
можно легко достать, не замочив рук.
Затем дети самостоятельно проводят этот опыт.
Вывод: Магнитная сила действует сквозь стекло и воду.
Педагог: Ребята, какие мы молодцы! Но мне кажется, наши юные исследователи
немножко устали! Давайте взбодримся!
Физкультминутка « У меня есть» :
У меня есть голова, Качаем головой.
Это очень хорошо! Показываем «класс».
Чтобы видеть все вокруг, Глазами в одну и в другую сторону.
Есть два глазика еще. Моргаем глазами.
Нос один есть у меня, Показываем указательным пальцем.
Для того, чтобы дышать, Вдох, выдох.
Ну а ротик нужен мне
Чтобы что-то мог сказать. Движения ртом
Слушаю ушами, Трем уши
А хожу ногами. Маршируем
Руками я могу все брать, Сжимаем и разжимаем кулаки
Могу товарища обнять! Обнимаем соседа
Опыт 3 «На рыбалку»
Педагог предлагает детям бросить в воду рыбку из резины, предварительно надев
на несколько рыбок скрепки.
Педагог: Наш магнит будет удочкой.
Педагог прикладывает магнит к стакану и медленно двигает его вверх, а за ним
следуют рыбки, к которым прикреплены скрепки.
Вывод: Магнит действует через воду, стекло; притягивает предметы с металлом,
резину не притягивают.
Опыт 4 «Какой магнит сильнее»
Педагог: Ребята, посмотрите, у меня есть два магнита. Интересно, какой из них
сильнее? Давайте проверим!
Педагог предлагает детям поочередно подносить большой и малый магниты к
металлическим предметам (гвоздям, скрепкам) Выясняется, что большой магнит
притягивает больше металла, чем маленький
Вывод: Размер магнита влияет на его силу
Опыт5 «Маленький волшебник»
Педагог предлагает детям узнать, можно ли передать магнитную силу .
Предлагает с помощью магнита подцепить гвоздь и поднести его к другому
гвоздю В результате первый гвоздь прицепил к себе второй. Даже если открепить
первый гвоздь, но магнит держать поблизости, то первый гвоздь по-прежнему
притягивает к себе второй гвоздь. А вот если магнит удалить, то гвозди
притягиваться не будут.
Вывод: Первый гвоздь намагничивается и служит магнитом для второго , магнит
действует через воздух и передается гвоздям. При удалении магнита воздействие
магнитной силы утрачивается.
Рефлексия:
Педагог: Молодцы, ребята! Хорошо исследовали предмет из чудесного мешочка.
А для чего мы исследовали магнит? Кто помнит? Правильно, чтобы помочь
жителям волшебной страны. Как же мы сможем помочь жителям Солнечной
страны с помощью магнита?
Дети: Мы можем при помощи магнитов убрать все гвозди из дверей и окон .
Откроем настежь все двери и дадим свободу всем жителям Солнечной страны!
Педагог: Давайте позвоним в Сказочную страну и сообщим им, как нужно
действовать!
Кто-то из детей звонит и объясняет ,что нужно сделать
Педагог: Давайте еше разочек вспомним , что же интересного мы узнали о магните
(ответы детей)А в Солнечную страну мы обязательно попадем в другой раз!