Напоминание

Развитие речи дошкольников, с помощью использования современных информационно-коммуникативных технологий


Автор: Немойкина Елена Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи дошкольников, с помощью использования современных информационно-коммуникативных технологий
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речи дошкольников, с помощью использования современных

информационно-коммуникативных технологий

Немойкина Е. А.

Учитель-логопед ГБДОУ детского сада № 11

Приморского района Санкт-Петербурга

Среди самых актуальных проблем педагогической науки и практики последних лет

увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями является одной из

основных. Глубина и сложность этой проблемы заключается в том, что между уровнем

речевого развития и уровнем развития основных функций психики, а также уровнем

развития интеллекта существует прямая взаимосвязь. Иначе говоря, ребенок, имеющий

нарушения речи, испытывает большие сложности в овладении грамотой и письмом,

проблемы с развитием внимания и мышления, воображения и восприятия, памяти.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у

детей интеллектуальной и сенсорной, аффективно-волевой сферы.

В современных условиях при широком внедрении новых информационных

технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка - дошкольника. Ведь

именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение

знаниями и полноценное развитие. Современные родители мало и неохотно читают своим

детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь дошкольников не отличается

особой выразительностью, они зачастую допускают в своей речи ошибки, ограничиваются

односложными ответами. Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у

воспитанников часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует

учебная мотивация.

В таких условиях к нам в помощь приходит использование компьютерных

технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь

неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую

ситуацию,

сделать

непосредственно

образовательную

деятельность

более

содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их

программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера,

Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования,

то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что

можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие

объекта.

Именно поэтому дошкольнику гораздо проще понять то что представлено на

информационном носителе, то что можно посмотреть, услышать, провести ряд действий

или дать оценку объекту.

Возьмём к примеру мультимедийную презентацию – это наглядность, дающая

возможность

педагогу

выстроить

объяснение

на

занятиях

логично,

научно,

с

использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три

вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность

рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но

и повторить предыдущую тему.

Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при

групповой работе с детьми.

Использование ИКТ в развитие речи детей в дошкольном возрасте позволяет:

1. Расширить представления воспитанников об окружающем мире, обогащается

словарный запас.

2. Детям более логично и последовательно излагать свои мысли, более глубоко

понимать значение слов.

3.

Формировать

умение

передавать

свои

впечатления

от

прослушанной

музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.

4. Детям использовать в речи художественные достоинства родного языка, а под

конец обучения проявлять желание самостоятельно создавать их.

5. Поэтапно подвести ребенка к проявлению интереса к стихам, загадкам, сказкам.

В данном подходе оправдают себя предусмотренная взаимосвязь групповых и

подгрупповых, совместных и индивидуальных форм организации работы с детьми.

Использование ИКТ позволяет проводить образовательную деятельность:

на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация,

музыка);

обеспечивает наглядность;

привлекает большое количество дидактического материала;

повышению качества образования.

Рассмотрим особенность компьютерной технологии на примере сочинения

рассказов по картинке.

Это задание можно выполнить 3-мя способами:

1. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ (1-

начало, 2-продолжение, 3-конец). Дети просто описывают события, изображенные на

картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.

2. Детям предлагается только одна картинка. Педагогом задается вопрос: Что было

до этого? Что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и

на экран выводятся все картинки.

3. Педагог показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по

сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить

по порядку, а затем составить связный рассказ. Это наиболее сложный вариант работы,

предполагающий наличия у ребенка в определенной степени сформировавшегося

логического мышления.

Необходимо помнить, что при использовании ИКТ следует соблюдать СанПиН, где

определены требования к размеру экрана, высоте установки, расстоянию между ребенком

и монитором, а также к длительности и частоте занятий.

Применение информационных технологий на занятиях по развитию речи в ДОУ

позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, дает возможность повысить

эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ.

Список литературы:

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку

дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд.,

стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2. Легачева Е. Н., Кочелакова О. Д. Развитие речи детей старшего дошкольного

возраста посредством использования ИКТ технологий // Молодой ученый. - 2016. - №7. -

С. 666-669.



В раздел образования