Автор: Немойкина Елена Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ детского сада № 11 Приморского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект методической разработки по речевому развитию Учимся различать звуки (звук и буква Р)
Раздел: дошкольное образование
Конспект логопедического занятия по теме
«Учимся различать звуки (звук и буква Р)»
Немойкина Елена Александровна
Учитель-логопед ГБДОУ детского сада № 11
Приморского района Санкт-Петербурга
Цель:
развивать
фонематический
анализ
и
синтез
и
звукопроизношение
у
дошкольников
с
фонетико-фонематическим
недоразвитием речи с использованием компьютерного тренажера.
Задачи:
закрепить имеющиеся знания о букве Р;
уточнить и систематизировать знания о звуке [Р].
совершенствовать зрительно-пространственное восприятие;
расширение объёма пассивного и активного словаря;
развивать
способность
к
концентрации,
распределению
и
переключению внимания;
понимать смыслоразличительную роль фонемы.
воспитывать желание правильно произносить звуки;
соблюдение речевых и неречевых норм общения: эмоционально
устойчиво воспринимать победы и поражения, объективно оценивать свою
работу.
Оборудование.
Карточка с изображение буквы Р и звука [Р], индивидуальное зеркало,
фишки для обозначения звуков, компьютер (ноутбук), компьютерный
тренажер «Лунтик и его друзья».
Ход занятия
1. Приветствие.
Логопед: Здравствуй! Как твоё настроение?
Готов к занятию?
1. Организационный момент.
Логопед: Сейчас я задам тебе загадку, попробуй ее отгадать.
Ползёт наоборот, задом наперёд.
Всё под водой хватает клешнёй. (Рак).
1. Артикуляционный разбор звуков [Р]. Характеристика звуков (с
индивидуальным зеркалом).
Логопед: Рассмотри картинку и скажи, где находится язычок для звука
[Р].
Что делают губы?
Давай вместе произнесем этот звук: Р-Р-Р-Р.
Охарактеризуй его? (Согласный, звонкий, твёрдый и мягкий).
Каким цветом мы обозначим этот звук? (Синим и зеленым).
Поможем язычку правильно разговаривать, произносить звук [р].
Сделаем зарядку для язычка.
2. Упражнение «Будь внимателен!».
Логопед:
Сейчас
ты
будешь
повторять
предложения.
Слушай
внимательно и запоминай их.
«Тигры громко рычали.
У верблюда горб.
Сегодня морозное утро.
Шофер управляет грузовиком.
Рая сорвала ромашку.
Утром бывает роса.
Захар покупает розы.»
А сейчас я буду задавать тебе вопросы, по каждому предложению.
Кто и как рычал?
Что есть у верблюда?
Какое утро сегодня?
Чем управляет шофер
Как звали девочку и что она сделала?
Когда бывает роса?
Кто покупает розы?
3. Упражнение «Придумай предложение».
Логопед: Сейчас я тебе дам картинки, на них нарисованы различные
предметы. Давай попробуем придумать предложения с каждым предметом?
«Лошадь…
Помидоры…
Мыло…
Снегирь…
Лисичка....».
Какой ты молодец. У тебя получились очень интересные
предложения!
1. Гимнастика для глаз (компьютерный тренажер «Лунтик и его
друзья», раздел «Отдых», зрительная гимнастика).
2. Выделение первого и последнего звука в слове, нахождение
местоположения заданного звука (компьютерный тренажер «Лунтик и
его друзья», раздел «Звуки», звук [Р]).
Логопед: Сегодня мы продолжим помогать Лунтику и Миле находить
букву и звук [Р] в словах. Приступим?
Перед тобой на экране предмет, что это? (Рак, крот, пар, морковь,
перо, роза, повар, подарок, репа).
Правильно! В слове обозначающее этот предмет, есть нужная нам
буква. Давай попробуем определить, где она находится в начале слова, в
середине или в конце?!
1. Игра
«Какой
звук
потерялся?»
(компьютерный
тренажер
«Лунтик и его друзья», раздел «Звуки», звук [Р]).
Логопед: Перед тобой три слова в которых пропущена буква, выбери
эту букву.
А теперь давай вместе произнесем их.
2. Закрепление изученного материала. Игра «Поймай звук».
Логопед:
Сейчас я буду произносить различные звуки, как только ты
услышишь звук
[Р], подними карточку. (Б, к, с, р, п, д, р, с, ж, р, х, р).
В слогах: Я буду произносить слоги, если услышишь звук [р] или [р`]
– подними карточку звука: (ра, то, ря, ру, та, бю, ры, ди, мо, бё, бо, ре).
В словах (но уже с зелеными и синими фишками): Если в слове звук
[р] звучит твердо поднимите синий кружок, если мягко – зелёный. Слушай
внимательно! (Рана, баран, дудка, рябина, забор, зебра, кит, кубики, кран,
колобок, берёза, собака, рак, бегает, рыба, голуби, клоун).
1.
Итог занятия.
Логопед: Ты сегодня большой молодец! Ты помог Лунтику, Миле и
справился со всеми упражнениями. Какой звук мы сегодня изучали на
занятии?