Автор: Демина Евгения Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №705
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: краткосрочный проект
Тема: "Разноцветная осень"
Раздел: дошкольное образование
Демина Евгения Сергеевна
воспитатель ГБОУ Школа № 705 г. Москва
тел. 8 -977-803-38-51
evgenya8282@mail
Пояснительная записка к проекту
«Разноцветная осень»
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры
личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды,
развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются
основы нравственно-экологических позиций личности.
Напряженная экологическая обстановка на всем земном шаре требует, чтобы
образование на всех уровнях, формировало у обучающихся, представления об
окружающем мире, как о среде, которая предоставляет, разнообразным живым
существам, разнообразные условия для плодотворной активности, является при этом
средой с очевидными пределами ресурсов и возможностей.
Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы
включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и
осознанного поведения в природной среде. Большую роль в экологическом воспитании
дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность, но, к сожалению,
современные дети, особенно проживающие в городе, имеют весьма ограниченные
возможности для общения с природой. Дети неплохо знают растения и животных
других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. А ведь экологическое
образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми
ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс
обучения неэффективен без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и
рассветов. Нельзя изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего
качества. В нашем детском саду создана система экологического воспитания
дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во все
виды детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми
навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех
субъектов эколого-образовательного пространства.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами
дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического
воспитания в современных условиях. Одним из таких средств и стал проект
«Разноцветная осень», который разработан и осуществлен с учетом реализуемой в
детском саду комплексной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Образовательный проект и реализация с детьми группы «Солнышко»
(продолжительность 1-2 недели)
Образовательный проект на тему «Разноцветная осень»
Направленность проекта – культурно - досуговая
Возрастная группа – средняя группа (возраста участников 4-5 лет)
Состав и количество участников – воспитанники средней группы в
количестве 10 человек и родители воспитанников
Вид проекта – групповой, среднесрочный, творческий
Продолжительность
и
сроки
реализации
–
длительность
проекта
составила 1 неделю (в период с 14 по 18 ноября)
Исполнители
–
воспитатель,
помощник
воспитателя,
музыкальный
руководитель
Автор – Е.С. Демина
Основная
идея
(замысел)
и
актуальность
проекта:
в
условиях
образовательного
процесса
укрепляем
и
расширяем
связь
с
природой,
воспитываем бережное отношение к живой и неживой природе, приобщаем к
совместной деятельности детей и родителей, как в саду, так и дома.
Цель: создание условий для развития познавательных и творческих
способностей
детей
в
процессе
разработки
совместного
проекта
«Разноцветная осень».
Продукты
проектной
деятельности:
выполнение
аппликации
из
пластилина
на
тему
«Осеннее
дерево»
в
технике
пластилинографии,
рисование
«осенний
лес»
в
нетрадиционной технике отпечатками листьев,
коллективная
работа
обрывной
аппликации
«Осеннее
чудо-дерево»
и
досуговое мероприятие «Праздник осени»
Задачи:
-
образовательная
–
обобщить
и
систематизировать
представления
детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
учить видеть взаимосвязи и взаимозависимости в природе, самостоятельно
устанавливать простейшие причинно – следственные связи;
-
развивающая
–
способствовать
развитию
памяти,
восприятия;
расширять
и
активизировать
речевой
запас
детей
на
основе
углубления
представлений об окружающем;
-
воспитательная
–
воспитывать
у
детей
бережное
отношение
к
природе; воспитывать гуманизм по отношению к объектам живой и неживой
природы.
Ожидаемые результаты: закрепление знаний и представлений детей
об осени, её признаках и дарах; отражение знаний, накопленных в процессе
реализации
проекта,
в
различных
видах
деятельности
(изобразительной,
театрализованной,
умственной,
игровой);
заинтересованность
и
активное
участие родителей в образовательном процессе детского сада.
Этапы реализации проекта:
I Подготовительный этап и предварительная работа
II Организационная часть
III Основной этап (включая работу с родителями)
IV Заключительный этап
В рамках подготовительного этапа определена цель, задачи проекта,
итоговый продукт и ожидаемые результаты.
В рамках организационного этапа была проведена подготовительная
работа, в том числе посвященная развитию навыка аппликации из пластилина
с детьми.
В
рамках
основного
этапа
детьми
выполнялась
аппликация
из
пла с т илина
«Ос е нне е
д е ре во»,
рис ова ние
«о с е нний
ле с »
в
нетрадиционной технике отпечатками л и с т ь е в ,
ко л л е к т и в н а я
р а б о т а
обрывной
аппликации
«Осеннее
чудо-дерево»,
организовывались
игры,
наблюдения, рассматривания иллюстраций, беседы, НОД, чтения и т.д.
В
рамках
работы
с
родителями
проведены
беседы
об
их
роли
в
воспитательном
процессе
детского
сада,
а
важности
их
участия
в
проводимых
мероприятиях.
Результатом
сотрудничество
с
родителями
выступило оформление выставки поделок «Дары осени».
На заключительном этапе была организована выставка пластилиновых
аппликаций воспитанников.
Также
на
заключительном
этапе
было
проведено
досуговое
мероприятие
«Праздник осени».
Рефлексия деятельности – все участники проекта остались довольны,
цель проекта достигнута, а задачи реализованы в полном объеме.
Итоги проекта:
1.
В
результате
познавательной
деятельности,
у
детей
появилось
стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем
же интересна осень.
2.
В
процессе
знакомства
со
сказками,
рассказами,
стихами,
пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный
запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием
участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно
заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени,
где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру. Все это
способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их
мировоззрения.
3.
Одной
из
важных
составляющих
данного
проекта
является
художественно-эстетическое
воспитание:
дети
ознакомились
с
художественными
произведениями
осенней
тематики,
различных
видов
искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое
удовольствие, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны.
Список тематической художественной литературы для детей:
1. И.С. Бунин «Листопад»
2. В.И. Даль «Война грибов и ягод»
3. А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
4. М.А. Волошин «Осенью»
5. К.Д. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»
Литература для воспитателей:
1.
Л.В.
Кокуева
Воспитание
дошкольников
через
приобщение
к
природе: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
2.
О.А.
Соломенникова
Экологическое
воспитание
в
детском
саду:
методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
3.
Народный
календарь
–
основа
планирования
работы
с
дошкольниками
по
государственному
образовательному
стандарту:
План-
программа.
Конспекты
занятий.
Сценарии
праздников:
Методическое
пособие
для
педагогов
дошкольных
образовательных
учреждений
/
Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-
ПРЕСС», 2004.
Образовательный проект приведен в виде презентации.