Автор: Нугуманова Алена Владиславовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Бузулукский музыкальный колледж"
Населённый пункт: г.Бузулук ,Оренбургской области
Наименование материала: Статья
Тема: Методика исполнения на синтезаторе пьес из Детского альбома П.И. Чайковского
Раздел: среднее профессиональное
Министерство культуры Оренбургской области
ГБПОУ «Бузулукский музыкальный колледж»
Методика исполнения на
синтезаторе пьес из
«Детского альбома»
П.И. Чайковского
Автор: преподаватель
ГБПОУ «Бузулукский
музыкальный колледж»
Нугуманова А.В.
Бузулук 2022 год
Введение
Детский альбом П. И. Чайковского. Одно из уникальнейших сочинений
композитора. Знакомство с ним происходит на первых этапах обучения в
ДМШ. В колледже мы анализируем пьесы из сборника на уроках методики.
Существует масса переложений пьес для других инструментов, и синтезатор
входит в их число. Хотелось бы предложить вариант аранжировки некоторых
пьес из Детского альбома, который был сделан со студентами на уроках
предмета «Дополнительный инструмент».
Основная часть
Для начала следует сказать несколько слов об общих принципах
работы на синтезаторе. Для каждой пьесы можно подобрать стиль и тембр.
Можно использовать автоаккомпанемент (в этом случае партию левой руки
исполняет цифрованный бас). При использовании стиля, учитывая характер
произведения, иногда корректируется темп. Очень важную роль играет
разделение
клавиатуры,
которое
позволяет
исполнять
мелодию
и
аккомпанемент в нужном диапазоне. Все эти моменты аранжировки будут
указаны для каждой пьесы.
1.
Утреннее размышление
Музыка этой пьесы полна покоя, чистоты и возвышенного созерцания.
Используется стиль «PopBalada» (темп замедляем). Тембр «Grandpiano»
передает задушевность и лиризм мелодии, выбор его обусловлен желанием
сохранить в первой пьесе звучание фортепиано. В заключительной фразе,
когда тема звучит на фоне остинатного баса, автоаккомпанемент отключаем
и используем в левой руке оркестровый тембр.
2.
Марш деревянных солдатиков
Музыкальный
образ
этой
пьесы
автор
рисует
очень
точными
средствами.
Ощущение
«кукольности»
и
«деревянности»
передается
четкостью и определенностью ритмического рисунка. Не используя стиль и
аккомпанемент, мы строим аранжировкуна чередовании множества тембров:
миримба(передает сухую дробь маленького барабанчика), флейта, флейта
пикколо и тромбон (в средней части для аккордов).
3.
Болезнь куклы
Первая печальная пьеса цикла. Медленное течение музыки хорошо
передает стиль «BigbanBalada». Стоны и мольбы мелодии в первом и втором
предложении
исполняются
саксофоном
сопрано.
В
третьем ,кульминационном предложении вступает флейта. Окончание звучит
в первоначальном тембре.
4.
Похороны куклы
Пьесу пронизывает характерный ритм похоронного марша, поэтому
был выбран стиль «Orchestr.swing». Тембры: «Brightorgan», хор (для средней
части) и колокола для последних аккордов. Пьеса, как и предыдущая,
исполняется без автоаккомпанемента.
5.
Новая кукла
Музыка пьесы наполнена чувством восторга, трепетом радости и
счастья.Выдержанный на протяжении всей пьесы ритм,напоминает биение
взволнованного сердца. Мы решили использовать стиль «BigBandShuffle».
Танец «Шаффл», появившийся в Австралии в 80х годах отличался быстрыми
и непрерывными движениями. Этот стиль передает порывистый характер
пьесы. Тембр на протяжении всего произведения «Biglead».
6.
Мужик на гармонике играет
В музыке хорошо слышна гармоническая структура использования
аккордов. Имитируется звучание гармоники. Исполняется без стиля и
аккомпанемента. Только тембр «Harmonica». Темп 80.
7.
Итальянская песенка
Открывает
цикл
из
четырех
пьес,
представляющий
различные
национальные типы. «Итальянская песенка»-один из ярких примеров
заимствований П.И. Чайковским музыкальных идей из внешнего мира.
Начинаем исполнение со стиля «Swing» вальс, а с 17 такта, где
собственно
«цитируется»
мотив
народной
песни,
используем
стиль
«Итальянский вальс». Хорошо сочетается с этим стилем тембр «Ксилофон».
Темп145, разделение клавиатуры - С2.
8.
Старинная французская песенка
Одно из самых популярных произведений П. И. Чайковского. В основе
пьесы
подлинная
французская
мелодия.
Исполняется
без
стиля
и
аккомпанемента.
Для
правой
руки
тембр
«Sweetflute»,
для
левой
руки-«Orhestr». В средней части в левой руке – «Пиццикато струнных». Темп
авторский, разделение клавиатуры - С2.
9.
Немецкая песенка
Эта
песенка
по
характеру
напоминает
тирольское
пение.
В
аккомпанементе всего две гармонии–тоника и доминанта. Используется
стиль «Марш-Вальс», а в среднем разделе «Немецкий вальс». Тембр не
меняется на протяжении всей пьесы. «Sweetclarinet». Темп 105, разделение
клавиатуры- D2.
10.Неаполитанская песенка
Мы решили поэкспериментировать в этой пьесе и отойти от
классических канонов, поэтому сделали стиль «60е годы поп гитара».
Использовали вступление этого стиля в начале произведения, это внесло
танцевальный колорит и оживило общее движение. В кульминации пьесы
меняем стиль на «Пасодобль».
Тембр «SweetTrupet» неизменен на
протяжении всего произведения. Это отсылает нас к балету «Лебединое
озеро», где этот номер исполняет труба. Темп 110, разделение клавиатуры -
D2.
11.Баба-Яга
Пьеса представляет популярный образ русской народной сказки.
Гармонический язык острее, чем в других пьесах цикла, поэтому она
исполняется без аккомпанемента в стиле «Coolbeat». Для каждого раздела
используется
свой
тембр:
«Fingerbass,
«Basson»,
«Tremolostring»,
«Pizzic.string»
и
в
заключительных
аккордах
фейерверк.
Темп
120,
разделение клавиатуры- F#1.
12.Сладкая греза
Фортепианная пьеса в жанре романсного дуэта передает мечтательно
трепетное состояние души. Мы выбрали стиль «мюзет» (старинный
французский танец) и прибавили темп до 208. Начало пьесы также звучит в
тембре «мюзет» (напоминает волынку). Когда тема проходит в нижнем
голосе, меняем тембр на «Sweet Heaven». И последнее проведение темы
звучит в тембре «Slowstring». Разделение клавиатуры- А2.
13.Песня жаворонка
Тонкая живописная зарисовка от начала до конца пронизана птичьим
пением. При большом выборе тембров, который предлагает синтезатор, мы
остановились на «Piccolo», «Glockenspiel» (металлофон) и «Bird
Tweet»
(птичий твит-чирикарье). Темп 120, разделение клавиатуры -
А2. Стиль
«Grand Clock»
14.Шарманщик поет
Мелодию этой песенки композитор услышал в Венеции и ему очень
понравился не только мотив, но и голос певца. Тембр «Tuba» хорошо
передает баритоновую окраску голоса старого шарманщика. В последнем
проведении
используется
тембр
«хор»,
словно
песню
подхватывают
прохожие. В выборе стиля мы немного отошли от классических канонов и
использовали «Bye Blues» (прощальный блюз). Это добавляет пьесе светлой
и легкой грусти. Темп 126, разделение клавиатуры - А2.
15.В церкви
Эту пьесу легко представить себе в хоровом звучании.Она не только
воссоздает
истинное
церковное
пение,сколько
передает
настроение
человека,слушающего такое пение. Мы выбрали два тембра, тем самым
имитируя смешанный хор. В левой руке «ChapelOrgan» (молельня, орган в
часовне). Для правой руки: «SweetPanFlute» (сладкая флейта). Спокойный
стиль «Cat Memori» , при темпе 55, завершает аранжировку последней пьесы
цикла.
Заключение
В данной работе представлены почти все пьесы из «Детского альбома».
Если
освоить
предложенную
аранжировку,
можно
исполнять
их
на
различных концертных площадках, тем самым пропагандируя русскую
классическую музыку. Исполненные на синтезаторе, эти пьесы звучат
интересно и современно.