Автор: Рассказова Татьяна Анатольевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 159" г.Казани
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: урок
Тема: Художественные особенности "Крохоток" А.И.Солженицына.
Раздел: полное образование
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
«КРОХОТОК» А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА
ЦЕЛИ:
1.
Раскрыть художественное своеобразие «Крохоток», выявить уникальные черты таланта
писателя- публициста.
2.
Совершенствовать умение давать речетворческий анализ текста; готовить к написанию эссе
на ЕГЭ.
3.
Вызвать эмоциональный отклик в душах ребят, выйти на разговор о гражданской
ответственности каждого человека.
ОФОРМЛЕНИЕ:
1.
Выставка книг Солженицына
2.
Музыкальное оформление
3.
Мультимедиа
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Прочитать «Крохотки» А. И. Солженицына. Задания по группам:
1 группа «Теоретики»: определить жанровое своеобразие «Крохоток».
2 группа «Исследователи»: сопоставить «Крохотки» 50-60 гг и 90-х гг. Критерии: темы, чувства,
приемы.
3 группа «Художники»: создать словесный портрет Солженицына с опорой на «Крохотки».
4 группа «»: проанализировать миниатюру «Приступая ко дню» с опорой на вопросы.
ХОД УРОКА:
1. Постановка целей и задач. Выявление первичного впечатления от «Крохоток». 6 мин.
В центре сегодняшнего урока – небольшой цикл «Крохотки».
Наша задача – определить их художественное своеобразие, выявить уникальные черты
таланта писателя, дать свою интерпретацию миниатюрам, что поможет вам при работе над эссе на
ЕГЭ.
У всех на столах таблица «Художественное своеобразие «Крохоток», которая в процессе
урока должна быть заполнена.
Художественное своеобразие «Крохоток»
1. Жанр, форма произведения
2. Темы, проблемы
3. Язык
4. Средства художественной выразительности
5. Синтаксические приемы
6. Автор. Позиция автора
Работа пойдет в группах, у каждой из вас было свое домашнее задание. Но хотела бы
начать с одного общего для всех вопроса:
1.
Какое впечатление произвели на вас «Крохотки»?
2.
Как бы вы определили тему «Крохоток»?
Учитель: Итак, все вы отметили, что читать «Крохотки» было интересно. Они тематически
разнообразны, хотя есть две общих темы – это сама жизнь в многочисленных ее проявлениях и
Россия, Родина; отличаются и широким спектром чувств: от горечи и обиды до радости и
восхищения. От «Крохоток» в целом исходит положительный эмоциональный заряд, потому что
писатель верит в русского человека, в возможность возрождения России. Привлекла вас и форма
«Крохоток» - малый жанр, малый объем текста, при этом все вы отметили огромную
насыщенность мыслями, чувствами небольшого словесного пространства.
2. Проверка домашнего задания.
На первом вопросе – жанровые особенности «Крохоток» – мы с вами и остановимся подробнее.
1 группа «Теоретики». О жанровых особенностях «Крохоток».5 мин.
Мы подробно рассмотрели первый цикл «Крохоток» 50-60- годов. Он состоит из
семнадцати миниатюр, различных по жанрово-стилистическим признакам. Мы выделили
несколько групп:
1.
Аллегорические
миниатюры.
Солженицын
на
первый
план
выдвигает
зарисовки
мелких
эпизодов
окружающего
мира,
придает
им
форму
мимолётных мгновений, которые зафиксированы героем-повествователем как
будто наспех, и они отражают его актуальное настроение. Представленные таким
образом
“мгновения”
повседневности
приобретают
необычную
яркость,
красочность, и начинают выражать более глубокий, чем кажется на первый взгляд,
смысл («Вязовое бревно», «Костёр и муравьи)». замечательные образцы которой
созданы И.Тургеневым в «Стихотворениях в прозе».
2.
Философские этюды. В них на первый план выдвигаются размышления автора-
повествователя, представленные в форме внутреннего монолога. Толчком к
размышлениям являются обыкновенные предметы и явления окружающей человека
действительности: вода быстро текущего потока, старое, уже никому не нужное
ржавое ведро, плетёный короб - традиционный рюкзак русской деревенской
женщины-труженицы.
В
каждой
из
этих
миниатюр
мысли
повествователя
завершаются
выводами,
неожиданно
придающими
содержанию
иной,
метафорический смысл. («Отражение в воде», «Способ двигаться», «Старое ведро» и
«Колхозный рюкзак»).
1.
Следующая группа «Крохоток» представляет собой что-то промежуточное между
миниатюрами первого и второго типа. Они отличаются довольно чётко выдержанной
трёхчленной структурой. Первая часть, как обычно, содержит импрессионистическое
описание фона, ситуации, в какой находится повествователь. Потом следует его краткая
рефлексия, возникшая под влиянием увиденного, придающая запечатлённому эпизоду
более широкий контекст. В конце повествователь подводит итоги своих размышлений,
конструируя их в публицистически выраженной форме. «Дыхание», «Гроза в горах»,
«Утёнок» и «Приступая ко дню».
2.
Особую группу «Крохоток» составляют миниатюры, которые условно можно определить
как путевые очерки. К ним принадлежат: «Озеро Сегден», «Город на Неве», «Прах поэта»
и «На родине Есенина». Все они являются плодами путешествий Солженицына по
России весной и летом 1958 года. В «Прахе поэта» и «На родине Есенина» нашли
отражение впечатления велосипедных экскурсий автора вдоль Оки, а в «Городе на Неве» -
наблюдения и мысли, возникшие под влиянием поездки в Ленинград. Каждая из этих
миниатюр содержит характерное для путевого очерка документальное начало, которое
составляют названия реально существующих местностей, рек и озёр (Нева, Мойка, Чёрная
речка,
Охта,
озеро
Сегден,
деревня
Льгово,
Рязань,
Ока,
село
Константиново),
исторических памятников (монастыри Успенский и Иоанна Богослова, Исаакиевский
собор, арка Росси в Ленинграде) и лиц (Ингварь Игоревич, Батый, Яков Полонский,
Есенин). Они конкретизируют место действия и исполняют важную познавательную
функцию. Но факты, всё же не являются самоцелью и даны в сжатой, динамической форме
путём введения кратких усечённых конструкций, назывных предложений. Главное –
размышления автора, который выступает в разных ролях: то наблюдателя-обозревателя, то
комментатора, то мыслителя и судьи.
3.
Миниатюры, близкие по форме к литературному фельетону: «Мы-то не умрём» и
«Путешествуя вдоль Оки». Они отличаются лёгкостью, подвижностью повествования.
Главную, связывающую роль в них играет личность повествователя-гражданина, который
стремится
обратить
внимание
соотечественников
на
будоражащие
его
важные
нравственные проблемы. В миниатюрах, написанных в форме фельетона, Солженицын
проявляет себя как искусный полемист. Он умело подбирает факты, свободно вплетая в
повествование фрагменты объявлений и лозунгов, контрастно сопоставляя прошлое и
настоящее. При этом писатель неустанно оспаривает чуждые ему мнения, вводя в текст
обрывки высказываний оппонента. Позиция повествователя обычно выражается в
оценках и комментариях, но неоднократно он обращается и к опосредованному
способу представления своих эмоций (меняет интонацию, использует иронию, игру
слов), принуждая читателя к “домысливанию”, активному восприятию текста,
одновременно придавая ему более художественный характер.
Итак, можно отметить, что в «Крохотках» Солженицын своеобразно сочетает исповедь и
проповедь, импрессионистические зарисовки, публицистическое начало и документ.
Учитель: Большое спасибо. Итак, первая группа отметила полистилизм, сложный и богатый
сплав разнообразных языковых пластов, оригинальных стилистических конструкций, интонаций,
жаргонных слов и пословиц. Все это нашло яркое выражение в «Одном дне Ивана Денисовича», в
очерковой книге «Бодался телёнок с дубом» (1975), в «Архипелаге ГУЛаг» и в значительной
степени окрасило повествование других произведений Солженицына.
2 группа «Исследователи». К каким выводам вы пришли, сопоставляя «Крохотки» разных
лет? 5 мин.
Первый и второй циклы «Крохоток» разделяют не года, а десятилетия – более 30 лет. Это уже
готовит нас к неким новым моментам. Особо хочу отметить такой факт, что Солженицын не мог
создавать свои миниатюры за границей. "Только вернувшись в Россию, я оказался способен снова
их писать, ТАМ не мог..." – так написал автор в редакцию "Нового мира", в котором начиналась
публикация новых «крохоток». Значит, тема России, русской жизни в «крохотках» сохраняется,
собственно они и создаются как дневниковые странички человека, глубоко любящего свою
родину.
3 группа:
«Художники»: Нарисовать словесный портрет Солженицына с опорой на
«Крохотки». 3 мин.
Александр Исаевич Солженицын. Трудная фамилия. Отнюдь не певучая для слуха. Труден
был и путь этого человека. Он прошел через множество испытаний: через арест, лагеря и ссылку,
через неожиданную смертельную болезнь и столь же неожиданное избавление от нее, через славу,
которая пришла к нему с повестью «Один день Ивана Денисовича», через молчание вокруг его
имени и, наконец, через изгнание из СССР. Возвратился он уже в Россию в 90-х годах прошлого
века.
Что могло поддержать Солженицына на путях служения России?
Мысль, что «писатель многое может в своем народе – и должен». Должен остановить
оскудение национальной памяти, вывести из состояния, когда «нация лишается духовного
единства, - и при общем как будто языке соотечественники вдруг перестают понимать друг
друга».
Как совершить это?
Единственное оружие писателя – слово. Слово правды. Только оно может противостоять
языку лозунгов и штампов, искусственному официальному языку, которое затемняло сознание
человека. И Солженицын сделал это. Он противопоставил свой язык, который не лжет. яркий
пример тому «Крохотки».
Учитель: Спасибо. Нельзя с вами не согласиться. Вы подметили главную черту Солженицына как
писателя-гражданина: он никогда не участвовал во лжи. В «Нобелевской лекции» Александр
Исаевич
сформулировал
свое
кредо
писателя-гражданина:
«И
простой
шаг
простого
мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий! Пусть
это приходит в мир и даже царит в мире, - но не через меня. Писателям же и художникам
доступно большее: победить ложь!» Итак, его задача – бороться с ложью и побеждать.
Вопросы для анализа «крохотки» «Приступая ко дню»
1.
Определите тему «крохотки». В чем, по-вашему, заключается проблема миниатюры?
2.
Сколько частей можно выделить в тексте и почему? Установите между ними связь.
3.
Кто является персонажами миниатюры?
4.
Как они связаны между собой? Можно ли автора-повествователя представить среди 30
молодых?
5.
На каком приеме строится «Крохотка». Покажите, как он действует в тексте.
6.
Какое слово или словосочетание обращает на себя внимание: так не говорят? Попробуйте
объяснить смысл неологизма? С какой целью Солженицын использует неологизмы?
7.
В каких фразах заключено мнение автора-повествователя? В каких мнение – общества?
8.
Почему «крохотка» имеет такое название – «Приступая ко дню»? Объясните его
9.
Теперь еще раз определите тему и проблему «крохотки». Изменилось ли ваше
первоначальное представление?
Первая часть миниатюры «Приступая ко дню» содержит импрессионистическое описание
фона, ситуации, в какой находится повествователь. Потом следует его краткая рефлексия,
возникшая под влиянием увиденного, придающая запечатлённому эпизоду более широкий
контекст. В конце повествователь подводит итоги своих размышлений, конструируя их в
публицистически выраженной форме.
3. Работа по теме урока.
О художественных особенностях «Крохоток» мы должны говорить на конкретных примерах.
Поэтому обратимся к двум миниатюрам: «Приступая ко дню» и «Лиственница».
1) Но у каждой группы будет свое задание.
1 группа «Теоретики»: определить жанрово-стилистическую группу «крохоток».
2 группа «Исследователи»: выявить языковые особенности «крохоток»
3 группа «Художники»: определить позицию автору, с помощью каких средств выразительности
достигается. Дается 5 мин. на подготовку.
2) Чтение двух «крохоток» подготовленными учениками.
3) Обсуждение.
Итог сегодняшнего урока у нас на лицо. Таблица заполнена, она поможет вам на ЕГЭ, если вам
попадется текст А. И. Солженицына.
Художественное своеобразие «Крохоток»
1. Жанр, форма произведения
малый жанр:
аллегорические миниатюры
философские миниатюры
промежуточные миниатюры первого и
второго типа
путевые очерки
миниатюры, близкие к фельетону
2. Темы, проблемы
Россия, жизнь во всех ее проявлениях
3. Язык
полистилизм,
т.е.
сплав
разнообразных
языковых
пластов,
оригинальных
стилистических
конструкций,
интонаций,
жаргонных слов и пословиц;
приемы языкового расширения
4. Средства художественной выразительности
аллегория, метафоры, эпитеты
5. Синтаксические приемы
6. Автор. Позиция автора
публицистическая
заостренность,
ярко
выраженная гражданская позиция
4.
Вывод урока: «Крохотки» Александра Исаевича Солженицына – необычное произведение.
Они созданы ради того, чтобы мы, прежде всего, задумались над рассказанным. В них
художественный талант писателя тесно переплетается с даром Солженицына-
публициста. Его думы о России, об осмысленной человеческой жизни. А для того, чтобы
достучаться до читателя, быть услышанным, он использует приемы языкового
расширения,