Напоминание

Художественные особенности "Крохоток" А.И.Солженицына.


Автор: Рассказова Татьяна Анатольевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 159" г.Казани
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: урок
Тема: Художественные особенности "Крохоток" А.И.Солженицына.
Раздел: полное образование





Назад




ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ

«КРОХОТОК» А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА

ЦЕЛИ:

1.

Раскрыть художественное своеобразие «Крохоток», выявить уникальные черты таланта

писателя- публициста.

2.

Совершенствовать умение давать речетворческий анализ текста; готовить к написанию эссе

на ЕГЭ.

3.

Вызвать эмоциональный отклик в душах ребят, выйти на разговор о гражданской

ответственности каждого человека.

ОФОРМЛЕНИЕ:

1.

Выставка книг Солженицына

2.

Музыкальное оформление

3.

Мультимедиа

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Прочитать «Крохотки» А. И. Солженицына. Задания по группам:

1 группа «Теоретики»: определить жанровое своеобразие «Крохоток».

2 группа «Исследователи»: сопоставить «Крохотки» 50-60 гг и 90-х гг. Критерии: темы, чувства,

приемы.

3 группа «Художники»: создать словесный портрет Солженицына с опорой на «Крохотки».

4 группа «»: проанализировать миниатюру «Приступая ко дню» с опорой на вопросы.

ХОД УРОКА:

1. Постановка целей и задач. Выявление первичного впечатления от «Крохоток». 6 мин.

В центре сегодняшнего урока – небольшой цикл «Крохотки».

Наша задача – определить их художественное своеобразие, выявить уникальные черты

таланта писателя, дать свою интерпретацию миниатюрам, что поможет вам при работе над эссе на

ЕГЭ.

У всех на столах таблица «Художественное своеобразие «Крохоток», которая в процессе

урока должна быть заполнена.

Художественное своеобразие «Крохоток»

1. Жанр, форма произведения

2. Темы, проблемы

3. Язык

4. Средства художественной выразительности

5. Синтаксические приемы

6. Автор. Позиция автора

Работа пойдет в группах, у каждой из вас было свое домашнее задание. Но хотела бы

начать с одного общего для всех вопроса:

1.

Какое впечатление произвели на вас «Крохотки»?

2.

Как бы вы определили тему «Крохоток»?

Учитель: Итак, все вы отметили, что читать «Крохотки» было интересно. Они тематически

разнообразны, хотя есть две общих темы – это сама жизнь в многочисленных ее проявлениях и

Россия, Родина; отличаются и широким спектром чувств: от горечи и обиды до радости и

восхищения. От «Крохоток» в целом исходит положительный эмоциональный заряд, потому что

писатель верит в русского человека, в возможность возрождения России. Привлекла вас и форма

«Крохоток» - малый жанр, малый объем текста, при этом все вы отметили огромную

насыщенность мыслями, чувствами небольшого словесного пространства.

2. Проверка домашнего задания.

На первом вопросе – жанровые особенности «Крохоток» – мы с вами и остановимся подробнее.

1 группа «Теоретики». О жанровых особенностях «Крохоток».5 мин.

Мы подробно рассмотрели первый цикл «Крохоток» 50-60- годов. Он состоит из

семнадцати миниатюр, различных по жанрово-стилистическим признакам. Мы выделили

несколько групп:

1.

Аллегорические

миниатюры.

Солженицын

на

первый

план

выдвигает

зарисовки

мелких

эпизодов

окружающего

мира,

придает

им

форму

мимолётных мгновений, которые зафиксированы героем-повествователем как

будто наспех, и они отражают его актуальное настроение. Представленные таким

образом

“мгновения”

повседневности

приобретают

необычную

яркость,

красочность, и начинают выражать более глубокий, чем кажется на первый взгляд,

смысл («Вязовое бревно», «Костёр и муравьи)». замечательные образцы которой

созданы И.Тургеневым в «Стихотворениях в прозе».

2.

Философские этюды. В них на первый план выдвигаются размышления автора-

повествователя, представленные в форме внутреннего монолога. Толчком к

размышлениям являются обыкновенные предметы и явления окружающей человека

действительности: вода быстро текущего потока, старое, уже никому не нужное

ржавое ведро, плетёный короб - традиционный рюкзак русской деревенской

женщины-труженицы.

В

каждой

из

этих

миниатюр

мысли

повествователя

завершаются

выводами,

неожиданно

придающими

содержанию

иной,

метафорический смысл. («Отражение в воде», «Способ двигаться», «Старое ведро» и

«Колхозный рюкзак»).

1.

Следующая группа «Крохоток» представляет собой что-то промежуточное между

миниатюрами первого и второго типа. Они отличаются довольно чётко выдержанной

трёхчленной структурой. Первая часть, как обычно, содержит импрессионистическое

описание фона, ситуации, в какой находится повествователь. Потом следует его краткая

рефлексия, возникшая под влиянием увиденного, придающая запечатлённому эпизоду

более широкий контекст. В конце повествователь подводит итоги своих размышлений,

конструируя их в публицистически выраженной форме. «Дыхание», «Гроза в горах»,

«Утёнок» и «Приступая ко дню».

2.

Особую группу «Крохоток» составляют миниатюры, которые условно можно определить

как путевые очерки. К ним принадлежат: «Озеро Сегден», «Город на Неве», «Прах поэта»

и «На родине Есенина». Все они являются плодами путешествий Солженицына по

России весной и летом 1958 года. В «Прахе поэта» и «На родине Есенина» нашли

отражение впечатления велосипедных экскурсий автора вдоль Оки, а в «Городе на Неве» -

наблюдения и мысли, возникшие под влиянием поездки в Ленинград. Каждая из этих

миниатюр содержит характерное для путевого очерка документальное начало, которое

составляют названия реально существующих местностей, рек и озёр (Нева, Мойка, Чёрная

речка,

Охта,

озеро

Сегден,

деревня

Льгово,

Рязань,

Ока,

село

Константиново),

исторических памятников (монастыри Успенский и Иоанна Богослова, Исаакиевский

собор, арка Росси в Ленинграде) и лиц (Ингварь Игоревич, Батый, Яков Полонский,

Есенин). Они конкретизируют место действия и исполняют важную познавательную

функцию. Но факты, всё же не являются самоцелью и даны в сжатой, динамической форме

путём введения кратких усечённых конструкций, назывных предложений. Главное –

размышления автора, который выступает в разных ролях: то наблюдателя-обозревателя, то

комментатора, то мыслителя и судьи.

3.

Миниатюры, близкие по форме к литературному фельетону: «Мы-то не умрём» и

«Путешествуя вдоль Оки». Они отличаются лёгкостью, подвижностью повествования.

Главную, связывающую роль в них играет личность повествователя-гражданина, который

стремится

обратить

внимание

соотечественников

на

будоражащие

его

важные

нравственные проблемы. В миниатюрах, написанных в форме фельетона, Солженицын

проявляет себя как искусный полемист. Он умело подбирает факты, свободно вплетая в

повествование фрагменты объявлений и лозунгов, контрастно сопоставляя прошлое и

настоящее. При этом писатель неустанно оспаривает чуждые ему мнения, вводя в текст

обрывки высказываний оппонента. Позиция повествователя обычно выражается в

оценках и комментариях, но неоднократно он обращается и к опосредованному

способу представления своих эмоций (меняет интонацию, использует иронию, игру

слов), принуждая читателя к “домысливанию”, активному восприятию текста,

одновременно придавая ему более художественный характер.

Итак, можно отметить, что в «Крохотках» Солженицын своеобразно сочетает исповедь и

проповедь, импрессионистические зарисовки, публицистическое начало и документ.

Учитель: Большое спасибо. Итак, первая группа отметила полистилизм, сложный и богатый

сплав разнообразных языковых пластов, оригинальных стилистических конструкций, интонаций,

жаргонных слов и пословиц. Все это нашло яркое выражение в «Одном дне Ивана Денисовича», в

очерковой книге «Бодался телёнок с дубом» (1975), в «Архипелаге ГУЛаг» и в значительной

степени окрасило повествование других произведений Солженицына.

2 группа «Исследователи». К каким выводам вы пришли, сопоставляя «Крохотки» разных

лет? 5 мин.

Первый и второй циклы «Крохоток» разделяют не года, а десятилетия – более 30 лет. Это уже

готовит нас к неким новым моментам. Особо хочу отметить такой факт, что Солженицын не мог

создавать свои миниатюры за границей. "Только вернувшись в Россию, я оказался способен снова

их писать, ТАМ не мог..." – так написал автор в редакцию "Нового мира", в котором начиналась

публикация новых «крохоток». Значит, тема России, русской жизни в «крохотках» сохраняется,

собственно они и создаются как дневниковые странички человека, глубоко любящего свою

родину.

3 группа:

«Художники»: Нарисовать словесный портрет Солженицына с опорой на

«Крохотки». 3 мин.

Александр Исаевич Солженицын. Трудная фамилия. Отнюдь не певучая для слуха. Труден

был и путь этого человека. Он прошел через множество испытаний: через арест, лагеря и ссылку,

через неожиданную смертельную болезнь и столь же неожиданное избавление от нее, через славу,

которая пришла к нему с повестью «Один день Ивана Денисовича», через молчание вокруг его

имени и, наконец, через изгнание из СССР. Возвратился он уже в Россию в 90-х годах прошлого

века.

Что могло поддержать Солженицына на путях служения России?

Мысль, что «писатель многое может в своем народе – и должен». Должен остановить

оскудение национальной памяти, вывести из состояния, когда «нация лишается духовного

единства, - и при общем как будто языке соотечественники вдруг перестают понимать друг

друга».

Как совершить это?

Единственное оружие писателя – слово. Слово правды. Только оно может противостоять

языку лозунгов и штампов, искусственному официальному языку, которое затемняло сознание

человека. И Солженицын сделал это. Он противопоставил свой язык, который не лжет. яркий

пример тому «Крохотки».

Учитель: Спасибо. Нельзя с вами не согласиться. Вы подметили главную черту Солженицына как

писателя-гражданина: он никогда не участвовал во лжи. В «Нобелевской лекции» Александр

Исаевич

сформулировал

свое

кредо

писателя-гражданина:

«И

простой

шаг

простого

мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий! Пусть

это приходит в мир и даже царит в мире, - но не через меня. Писателям же и художникам

доступно большее: победить ложь!» Итак, его задача – бороться с ложью и побеждать.

Вопросы для анализа «крохотки» «Приступая ко дню»

1.

Определите тему «крохотки». В чем, по-вашему, заключается проблема миниатюры?

2.

Сколько частей можно выделить в тексте и почему? Установите между ними связь.

3.

Кто является персонажами миниатюры?

4.

Как они связаны между собой? Можно ли автора-повествователя представить среди 30

молодых?

5.

На каком приеме строится «Крохотка». Покажите, как он действует в тексте.

6.

Какое слово или словосочетание обращает на себя внимание: так не говорят? Попробуйте

объяснить смысл неологизма? С какой целью Солженицын использует неологизмы?

7.

В каких фразах заключено мнение автора-повествователя? В каких мнение – общества?

8.

Почему «крохотка» имеет такое название – «Приступая ко дню»? Объясните его

9.

Теперь еще раз определите тему и проблему «крохотки». Изменилось ли ваше

первоначальное представление?

Первая часть миниатюры «Приступая ко дню» содержит импрессионистическое описание

фона, ситуации, в какой находится повествователь. Потом следует его краткая рефлексия,

возникшая под влиянием увиденного, придающая запечатлённому эпизоду более широкий

контекст. В конце повествователь подводит итоги своих размышлений, конструируя их в

публицистически выраженной форме.

3. Работа по теме урока.

О художественных особенностях «Крохоток» мы должны говорить на конкретных примерах.

Поэтому обратимся к двум миниатюрам: «Приступая ко дню» и «Лиственница».

1) Но у каждой группы будет свое задание.

1 группа «Теоретики»: определить жанрово-стилистическую группу «крохоток».

2 группа «Исследователи»: выявить языковые особенности «крохоток»

3 группа «Художники»: определить позицию автору, с помощью каких средств выразительности

достигается. Дается 5 мин. на подготовку.

2) Чтение двух «крохоток» подготовленными учениками.

3) Обсуждение.

Итог сегодняшнего урока у нас на лицо. Таблица заполнена, она поможет вам на ЕГЭ, если вам

попадется текст А. И. Солженицына.

Художественное своеобразие «Крохоток»

1. Жанр, форма произведения

малый жанр:

аллегорические миниатюры

философские миниатюры

промежуточные миниатюры первого и

второго типа

путевые очерки

миниатюры, близкие к фельетону

2. Темы, проблемы

Россия, жизнь во всех ее проявлениях

3. Язык

полистилизм,

т.е.

сплав

разнообразных

языковых

пластов,

оригинальных

стилистических

конструкций,

интонаций,

жаргонных слов и пословиц;

приемы языкового расширения

4. Средства художественной выразительности

аллегория, метафоры, эпитеты

5. Синтаксические приемы

6. Автор. Позиция автора

публицистическая

заостренность,

ярко

выраженная гражданская позиция

4.

Вывод урока: «Крохотки» Александра Исаевича Солженицына – необычное произведение.

Они созданы ради того, чтобы мы, прежде всего, задумались над рассказанным. В них

художественный талант писателя тесно переплетается с даром Солженицына-

публициста. Его думы о России, об осмысленной человеческой жизни. А для того, чтобы

достучаться до читателя, быть услышанным, он использует приемы языкового

расширения,



В раздел образования