Автор: Доровских Марина Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - д/с №7" г. Магнитогорска
Населённый пункт: г.Магнитиогорск, Челябинская область
Наименование материала: Индивидуальное занятие
Тема: Путешествие по созвездию "Рыбы". Автоматизация звука "Р".
Раздел: дошкольное образование
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СОЗВЕЗДИЮ
РЫБЫ
Автоматизация звука Р
Составила:
учитель-логопед
высшей категории
Доровских М.Б.
Цель: закреплять правильное
произношение звука «р».
Задачи
•
совершенствовать артикуляционную
моторику
•
упражнять в четком произношении звука «р»
в слогах, словах, чистоговорках,
скороговорках
•
формировать чувство ритма
•
закреплять полученные навыки анализа
звукового состава слова
•
развивать слуховое восприятие.
м
о
р
з
я
н
к
а
м
о
р
з
я
н
к
а
у
г
а
д
а
й
-
к
а
м
о
р
з
я
н
к
а
у
г
а
д
ай
-
к
а
4
л
и
ш
н
и
й
п
у
т
а
ни
ц
а
м
о
р
з
я
н
к
а
у
г
а
д
а
й
-
к
а
4
л
и
ш
н
и
й
н
е
в
и
д
и
м
к
а
м
о
р
з
я
н
к
а
у
г
а
д
а
й
-
к
а
4
л
и
ш
н
и
й
п
у
т
а
н
и
ц
а
н
е
в
и
д
и
м
к
а
з
в
е
з
д
о
с
х
е
м
а
м
о
р
з
я
н
к
а
у
г
а
д
а
й
-
к
а
4
л
и
ш
н
и
й
п
у
та
н
и
ц
а
м
о
р
з
я
н
к
а
ч
и
с
т
о
г
о
в
о
р
к
а
у
г
ад
а
й
-
к
а
4
л
и
ш
н
и
й
п
у
т
а
н
и
ц
а
н
е
в
и
д
и
м
к
а
з
в
е
з
д
о
с
х
е
м
а
с
к
о
р
о
г
о
в
о
р
к
а
м
о
р
з
я
н
к
а
у
г
а
д
а
й
-
к
а
4
л
и
ш
н
и
й
п
у
т
а
н
и
ц
а
н
е
в
и
д
и
м
к
а
з
в
е
з
д
о
с
х
е
м
а
ч
и
с
т
о
г
о
в
о
р
к
а
с
к
о
р
о
г
о
в
о
р
к
а
м
о
р
з
я
н
к
а
у
г
а
д
а
й
-
к
а
4
л
и
ш
н
и
й
п
у
т
а
н
и
ц
а
н
е
в
и
д
и
м
к
а
з
в
е
з
д
о
с
х
е
м
а
ч
и
с
т
о
г
о
в
о
р
к
а
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – Детский сад №7»
Конспект НОД
Тема: «Автоматизация звука Р»
Индивидуально - подгрупповая коррекционная работа
с детьми ОВЗ 6 лет
учитель-логопед: Доровских М.Б.
г. Магнитогорск
Тема: автоматизация звука «р».
Цель: закреплять правильное произношение звука «р».
Задачи: совершенствовать артикуляционную моторику;
упражнять в четком произношении звука «р» в слогах, словах, чистоговорках,
скороговорках ;
формировать чувство ритма;
закреплять полученные навыки анализа звукового состава слова;
развивать слуховое восприятие.
Оборудование: 2 зеркала, таблицы для развития мелкой моторики, предметные картинки на звук р (для слов
невидимок: рыбка, осел, танк; расческа, альбом, малина, арбуз; рыбак, овощи, майка, арфа; рыбка, автобус,
книга; рак, обруч, замок, антэна; юла, радуга, абажур;
для звукового анализа: ракета, рама, ромашка, робот; роза, ракетка, рубашка, рыбак), мультимедийное
оборудование, две магнитные доски, по 2 детских столика и стульчика.
Ход
1. - Ребята, посмотрите на экран, кто к нам пришел. (Слайд 1)
- Вы согласны, ребята? – Да.
- Тогда приглашаю вас в ракету.
Дети садятся за столики (импровизированную ракету).
- Но прежде чем мы отправимся в путешествие, нам необходимо подготовиться к нему. Вдруг нам встретятся инопланетные
существа. Для этого мы потренируем свой речевой аппарат.
2. Дети перед зеркалами выполняют артикуляционную гимнастику для звука «Р». Следующие упражнения:
«Заборчик», «Трубочка», «Наказать непослушный язычок», «Вкусное варенье», «Маляр», «Индюк», «Грибок», «Гармошка»,
«Лошадка», «Барабан».
- А теперь я вам предлагаю запустить все системы ракеты для полета.
Дети на импровизированном пульте управления нажимают кнопки (пальчиковая моторика).
- Запустили, а теперь продувка системы управления.
Дети выполняют упражнение «Фырканье».
- Ну а теперь старт, полетели.
Дети нажимают кнопку старта и произносят длительно звук «Р».
Слайды 3,4.
3. - Первая станция звезда «Морзянка». На этой станции мы должны отправить шифровку на землю, об удачном прибытии на
созвездие.
Дети отхлопывают заданный ритм, сопряженно проговаривая слоги ра-, ро-, ры.
- Приглашаю вас продолжить путешествие.
Дети садятся на стульчики за столы, включают кнопку «старт».
Слайды 5,6.
- Следующая станция звезда «Угадай-ка». Здесь вам необходимо назвать слова по первому слогу. Ра-ра-ра. (Бросаю мяч ребенку)
Дети повторяют ра-ра-ра. (Бросают мяч назад логопеду)
- Ра-ра-ра – начинается игра. Я прошу со слогом ра- мне помочь назвать слова. Ра-.
Дети отвечают рак, рама, радость, радио, радуга, ракета, ранец…
- Ры-ры-ры
Дети повторяют ры-ры-ры.
- Вот слова со слогом ры-. За мною повторяйте слова, но не зевайте: кто промолвит слово рысь, тот выходит из игры.
- Рыба, рыжик, рытвина, рысь, рыбак, рысь, рыжик, рынок, рысь, рычаг, рысак, рысь.
Дети повторяют слова бросая мяч логопеду.
- Ро-ро-ро.
Дети повторяют по очереди за логопедом.
- Много слов со слогом ро-. Слово повтори тогда, когда названа еда: метро, горох, порог, пирог, творог, мороз, мороженное,
огород, сорока, пирога, пирожное, макароны, сырок, сурок, ворона, крошка, пробка. Отлично ребята. Летим к следующей
станции.
Дети садятся на стульчики, запускают ракету.
Слайды 7,8.
- Станция звезда «Четвертый лишний». Здесь вы должны быть очень внимательными. Вам необходимо выделить лишний
предмет и объяснить, почему он лишний. Если ответ верный предмет исчезнет. Вы готовы? Начинайте.
Дети по очереди называют лишние предметы.
- Вы отлично справились. Ну, что ж вперед к следующей станции!
Дети вновь запускают ракету.
Слайды 12, 13, 14.
- Станция звезда «Путаница». Посмотрите, действительно какая то путаница. Назовите предметы, которые вы увидели.
Дети называют предметы со звуком р, изображенные на слайде.
- Какие вы внимательные рассмотрели и назвали все предметы, или что-то не назвали. Сейчас мы проверим , если
назвали все предметы, ведро с предметами на экране начнет вращаться.
- Вы справились и с этим заданием. Летим дальше.
Слайды 15, 16.
- Станция звезда «Невидимка». На этой станции вы должны отгадать и назвать слова, которые спрятались в названиях
предметов. Как же это сделать? Из названия каждого предмета взять по первому звуку, сложить их по порядку вместе и
получится слово- невидимка.
Дети выполняют задание.
- Рома, ты нашел первое слово? Называй его.
- Да, это слово рот, второе слово – роза, а третье – Рома.
- Юра, а у тебя какие слова-невидимки?
- Рак, рама, Юра.
- Объясните, как у вас получились эти слова?
Дети объясняют.
- Совершенно верно. И это задание вам оказалось по плечу. Полетели дальше.
Слайды 17, 18, 19, 20.
- Станция звезда «Звездосхемы». Посмотрите на первую звездосхему и подберите предметы, названия которых подходят
к ней.
Дети отбирают предметные картинки (робот, рыбак), объясняя свой выбор. Тоже и со второй звездосхемой.
- Отлично ребята. Вперед к следующей станции.
Слайды 21, 22.
- Станция звезда «Чистоговорка». Повторим с вами чистоговорки, только, чур, проговаривать четко звук р.
- Ра – Ра – Ра – высокая гора
- Ра – Ра – Ра – глубокая нора
- Ра – ра – ра – старая кора
- Ро – Ро – Ро – Рома вымой рот
- Ро – Ро – Ро – новое перо
- Ру – Ру – Ру – скачет кенгуру
- Ры – Ры – Ры – Рома видит рыб
- Вы старались и у вас все получилось. Занимайте место в ракете, летим дальше.
Слайды 23, 24, 25.
- Очередная станция звезда Скороговорка. Говори не торопись и смотри не ошибись.
Дети проговаривают за логопедом по очереди скороговорки.
- У мышки в норке сыра корка.
- Роет землю серый крот,
Разоряет огород.
- Отлично у вас получилось. А теперь нам надо вернуться на первую станцию с которой мы начинали свое путешествие.
Слайды 26, 27.
- Посмотрите, ребята, на экран. Что это?
- Рыба.
Слайд 28
- Ребята, вы узнали созвездие, по которому мы путешествовали? (Это созвездие Рыбы).
- Ну, что ж, ребята, нам пора возвращаться на землю в детский сад. Садимся в ракету, полетели.
Слайд 29.
- Вот мы и дома.
Слайд 30.
- Спасибо, ребята!
Мне понравилось с вами путешествовать.
Благодаря вам, я узнал много нового.
До свидания, ребята!
- Не торопись, Лунтик, задержись еще у нас на мгновение! Ребята хотят тебе что-то подарить.
5. Дети рисуют рыбку пальцем на цветном песке.
- Смотри, Лунтик, что ребята тебе нарисовали.
- О, так это созвездие рыбы.
Как красиво у вас получилось.
Спасибо.
К сожалению, мне пора возвращаться.
До новых встреч!
Дети прощаются с Лунтиком.
6. Итог.