Напоминание

Использование ИКТ в деятельности учителя музыки


Автор: Светлана Викторовна Мещерякова
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ СОШ №6
Населённый пункт: села Архангельского Буденновского района Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ в деятельности учителя музыки
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 села Архангельского

Буденновского района»

«Использование ИКТ

в деятельности учителя музыки»

Учитель музыки

Мещерякова С.В

I категория

2022 г

2

Информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том

числе и на уроки музыки, открывает новые возможности. В этом случае,

учителю

необходимо

сделать

информационно-коммуникационные

технологии новым средством эстетического развития учащихся.

ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного

обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и

графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить

дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы,

оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а

главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету

Музыка. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются ИКТ,

отражают один из главных принципов создания современного урока -

принцип привлекательности. Благодаря использованию ИКТ, ученики стали

отличаться высокой активностью на уроках (высказывать своё мнение,

размышлять, рассуждать).

При проведении уроков музыки возможно комплексное использование ряда

электронных средств обучения.

1.Видеоряд:

фрагменты

из

опер,

балетов,

мюзиклов,

музыкальных

кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты

художественных

и

документальных

фильмов

о

жизни

и

творчестве

композиторов;

2.Презентация музыки на уроках в видеоформате – это гарантированный

эмоциональный тонус на занятиях, увлеченность, погруженность в материал.

3.Анимация:

фрагменты

мультипликации,

которые

в

игровой

форме

разъясняют учащимся основные положения учебной темы;

4.Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей

и

исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой

музыкальной

классики,

народной

и

духовной

музыки,

современные

сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей

музыкальных произведений; репродукции произведений изобразительного

искусства

(живопись,

декоративно-прикладное

искусство,

скульптура,

архитектура, графика, иконопись и др.); материалы из мемориальных музеев

композиторов

и исполнителей, документальные фотографии, видовые

художественные фотографии

5.Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной

культуры, поясняющий способы деятельности учащихся, направленные на

усвоение основных понятий программы того или иного класса.

6.Звуковые

фонограммы

музыкальных

произведений,

а

также

песен

(«плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам

участвовать

в

их

исполнении

в

процессе

работы

с

цифровым

образовательным ресурсом.

3

7.Литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные

тексты,

раскрывающие

содержание

предлагаемых

для

восприятия

фрагментов

музыкальных

и

художественных

образов

(эстетически-

нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке;

словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной

теме, эмоциональный словарь (вербальная характеристика музыкального

произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания

композиторов, исполнителей, слушателей.

8.Творческие

(интерактивные)

задания

для

учащихся:

вопросы,

диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление

учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью

развития музыкальной культуры школьников.

Готовые программные продукты на уроках музыки

1.

Диск «Энциклопедия классической музыки»

В этом диске представлены биографии почти 300 композиторов. Здесь же

содержится информация о знаменитых исполнителях XIX-XX веков, жанрах

классической музыки и наиболее популярных произведениях, а также

сведения об устройстве музыкальных инструментов. Слайды и репродукции,

видео - и аудиофрагменты, экскурсы в историю музыкальной культуры

различных стран раскрывают огромный мир музыкальной классики.

1.

Диск « Соната не только классика»

Коллекция избранных музыкальных произведений представляет материалы

для

работы

на

уроках музыки,

а также интерактивную

среду

для

развивающей и проектной деятельности учащихся. Программа содержит

информацию более чем о ста композиторах, 300 музыкальных фрагментов,

викторину, картинную галерею, рекомендации по оснащению кабинета

искусства.

2.

Диск « История искусства»

Электронное средство учебного назначения, которое представляет набор

информационных

объектов,

отражающих

произведения,

объекты,

персоналии, процессы, явления истории искусства, содержит 844 звуковых

фрагмента.

Синтез

мультимедиа-компонентов

(текста,

звука,

видео,

анимации),

интерактивных

форм

взаимодействия

и

компьютерного

моделирования обеспечивает возможность восприятия информации на

зрительном, слуховом и эмоциональном уровне, что позволяет достичь

наилучшего усвоения материала учеником.

3.

Диск «Мировая художественная культура»

Мультимедийные учебные пособия по МХК содержат информационные

статьи, видеофрагменты по истории искусства, а также звуковые фрагменты

различных музыкальных эпох, начиная с древности и до наших дней.

Программы имеют такие положительные моменты, как:

4

- представление учебной информации в интересной форме с использованием

рисунков, схем, звука, видеоизображения;

- различные эффекты вывода текста и графических фрагментов;

- работа в удобном для ученика темпе и проявление инициативы;

- интерактивность – активная роль пользователя.

Для подготовки докладов, рефератов и творческих работ по музыкальному

искусству учащиеся могут использовать энциклопедии, например “Большая

энциклопедия Кирилла и Мефодия”, “Большая Советская Энциклопедия”,

“Энциклопедия современной музыки”. Они представляют собой электронные

аналоги обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий,

словарей, справочников, объединяющие в себе функции демонстрационных и

справочных материалов.

Конечно,

малое

количество

“обучающих”

программ

связано

со

школьной

программой,

с

последовательностью

изложения

материала,

терминологией,

предметным

наполнением,

предписываемыми

логикой

курса

и

образовательным

стандартом,

большинство CD представляют собой электронные книги, т.е. содержат текст

и иллюстрации, которые очень трудно включить непосредственно в ткань

урока. В этом случае их можно использовать для самостоятельного

прочтения или в качестве иллюстраций к рассказу учителя. Таким образом,

современные мультимедиа энциклопедии, словари, требуют специальной

адаптации, большой творческой работы учителя.

Однако если в некоторых

программах

не

предусмотрено

пространство

для

творческой

работы

учащихся, то много возможностей для творчества учителя: CD содержат

качественный иллюстративный материал, обширные комментарии, словари.

Ещё одной интересной формой работы является использование на уроках

музыкальных дисков с программой «Караоке».

На этапе окончательного исполнения, пение на уроках можно разнообразить

использованием компьютерного аккомпанемента. А в связи с нехваткой

времени на уроках, выведение слов на проекционный экран позволяет

освоить большее количество песенного материала.

Интернет-ресурсы в музыкальном образовании.

Новые возможности, которые открыл Интернет, позволяют учителю быть в

курсе, прежде всего музыкальных новостей, общаться с коллегами по

электронной почте, участвовать в различных и Интернет - семинарах и

форумах, оказывает огромную помощь в овладении информацией и изучении

отдельных учебных вопросов.

Возможности использования сети Интернет при подготовке к урокам музыки

заключаются в следующем:

- свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;

- использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на

уроке;

- изучение учеником конкретного Интернет-ресурса по методическим

указаниям учителя.

5

На современном уроке использование Интернета применяется с целью

поиска информации, повышающей эффективность работы учителя музыки,

скачивания программ, тестирования on-line, участия в дистанционных

олимпиадах по предмету, проведения виртуальных экскурсий. При работе с

ресурсами сети Интернет необходимо обращать внимание на достоверность

информации, соответствие материала теме урока и возрастным особенностям

учащихся.

Интернет-ресурсы,

доступные

любому

ученику,

расширяют

кругозор,

обостряют интерес к обучению. Это даёт возможность знакомства с

культурой и искусством различных народов, с важнейшими событиями

культурной

жизни

всего

земного

шара,

уникальную

возможность

соприкоснуться с шедеврами мирового музыкального искусства, различных

музеев (Эрмитаж, Лувр, Базельский музей и пр.), которые содержат

цифровые коллекции, позволяющие увидеть и разглядеть подробно шедевры

живописи, прикладного искусства, музыкальных инструментов.

Многие сайты содержат «минусовки», использование которых эффективно

при проведении уроков музыки. Много интересной и полезной информации

можно найти на общероссийском образовательном портале.

Огромный

интерес для учителя музыки представляет Интернет-фестиваль «Открытый

урок», где много статей и разработок уроков, посвящённых музыкальной

педагогике.

Тестовые формы контроля.

Основные задачи использования тестов в преподавании музыкального

искусства в школе направлены на:

- определение объёма и качества освоения содержания программного

материала;

- проверку и контроль уровня усвоения основных видов деятельности

учащихся;

- проверку и оценку качества развития психофизиологических свойств

ребёнка, необходимых для занятия музыкальной деятельностью;

- оценку педагогической деятельности учителя музыки.

На уроках музыки можно использовать различные формы тестового

контроля:

«Бумажные» - педагогические тесты, предъявляемые учащимся на

бумажном носителе в виде распечатки.

«Звуковые» - педагогические тесты характерны именно для музыкального

образования, т.к. музыка – искусство, существующее в звуковых формах.

Создание и осуществление такого теста осуществляется с помощью

специализированных технических средств. При создании теста необходимо

точно выверять временные границы звучащих фрагментов. На уроке

«звуковые» тесты чаще всего используются как коллективные или

фронтальные формы контроля. Индивидуальный контроль возможен лишь

6

при наличии соответствующих технических средств (аудиоплеер и

наушники).

«Компьютерные» - наиболее актуальные тесты для современной системы

образования. Особая роль здесь принадлежит компьютерно-

индивидуальному тестированию, когда каждому испытуемому предъявляется

уникальный набор заданий. Возможности компьютерных средств позволяют

сочетать звуковые и зрительные формы предъявления тестовых заданий.

Традиционной формой проверки на уроках музыки являются викторины,

которые содержатся во многих готовых программных продуктах. Вопросы

викторины чаще всего объединены какой-либо общей темой.

Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов

позволяет учителю за короткое время получать объективную картину уровня

усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его

скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности

задания для конкретного ученика.

Вывод.

Современное общество ставит перед школой задачу развития

личностно значимых качеств подрастающего поколения, а не только

передачу знаний. Знания выступают не как цель, а как способ, средство

развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют

современные информационные технологии.

Использование ИКТ на уроках музыки:

- позволяет сделать деятельность учителя и учащегося более эффективной;

- повысить качество обучения предмету;

- отразить существенные стороны музыкальных фактов, зримо воплотив в

жизнь принцип наглядности;

- выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных

целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений музыкального

искусства и, самое главное, значительно повысить уровень обученности, так

как ученики проявляют больший интерес к урокам музыки с использованием

информационно-коммуникационных

технологий,

а

интерес

является

прекрасным стимулом к учению вообще и приобщению к музыке в

частности. При наличии интереса к урокам развивается музыкальная

наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется воображение,

восприятие, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность.



В раздел образования