Автор: Доровских Марина Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - д/с №7" г. Магнитогорска
Населённый пункт: г.Магнитиогорск, Челябинская область
Наименование материала: Проект по организации опытно-экспериментальной (познавательно-исследовательской) деятельности для детей дошкольного возраста "Ребенок в мире поиска"
Тема: Живая природа
Раздел: дошкольное образование
Ж И В А Я
П Р И Р О Д А
ПРОЕКТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
(ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «РЕБЕНОК В МИРЕ ПОИСКА»
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем
мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек
жизни заиграл перед ним всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы
ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к
тому, что он узнал".
Сухомлинский В.А.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
ВИД ПРОЕКТА: игровой, познавательно-
исследовательский
УЧАСТНИКИ: дети, воспитатели, родители
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: долгосрочный, на один
учебный год
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 5-6 лет
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
В современном обществе востребована творческая
личность,
способная
к
активному
познанию
окружающего,
проявлению
самостоятельности,
исследовательской
активности.
Поэтому
уже
в
дошкольном
возрасте
необходимо
заложить
первоосновы
личности,
проявляющей
активное
исследовательско–творческое отношение к миру.
Ученые, исследовавшие экспериментальную
деятельность
(Н.Н.Поддьяков,
А.И.Савенков,
А.Е.Чистякова, О.В.Афансьева) отмечают основную
особенность познавательной деятельности: «ребенок
познает объект в ходе практической деятельности с
ним…
А
овладение способами
практического
взаимодействия с окружающей средой обеспечивает
мировидения
ребенка».
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Вот на этом и основано активное внедрение
детского экспериментирования в практику работы с
дошкольниками.
Для дошкольника характерен повышенный интерес
ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети
познают все новые и новые предметы, стремятся
узнать
не
только
их
названия,
но
и
черты
сходства, задумываются над простейшими причинами
наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес,
нужно вести их от знакомства с природой к ее
пониманию.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Способствовать развитию у детей познавательной
активности,
любознательности,
стремления
к
самостоятельному познанию и размышлению в процессе
опытно–экспериментальной(познавательно-
исследовательской) деятельности.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
–
Поддерживать интерес дошкольников к окружающей
среде, удовлетворять детскую любознательность.
–
Развивать у детей познавательные способности
(анализ,
синтез,
классификация,
сравнение,
обобщение).
–
Развивать мышление, речь – суждение в процессе
познавательно – исследовательской деятельности:
в выдвижении предположений, отборе способов
проверки,
достижении
результата,
их
интерпретации и применении в деятельности.
–
Продолжать воспитывать стремление сохранять и
оберегать природный мир, видеть его красоту,
следовать доступным экологическим правилам в
деятельности и поведении.
–
Формировать
опыт
выполнения
правил
техники
безопасности
при
проведении
опытов
и
экспериментов.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап - организационно-диагностический:
-
Анализ научной и методической литературы по опытно-
экспериментальной
(познавательно-исследовательской)
деятельности;
-
проведение диагностики на начало учебного года;
-
постановка целей и задач, определение направлений,
объектов исследования;
-
составление перспективного и календарно-тематического
планирования работы с детьми и родителями;
-
обогащение
развивающей
предметно-пространственной
среды.
2 этап – формирующий:
-
Реализация перспективного, календарно-тематического
планирования работы детьми и родителями с учетом
интеграции образовательных областей;
-
создание
методической
копилки
(картотеки
опытов,
дидактических
игр,
методические
разработки,
презентации)
по
опытно-экспериментальной
(познавательно-исследовательской)
деятельности
на
тему «Живая природа».
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- включение опытно-экспериментальной (познавательно-
исследовательской)
деятельности
в
образовательный
процесс через реализацию проектной деятельности,
экспериментирование, коллекционирование, продуктивную
деятельность и другие формы работы;
- создание мини-лабораторий для проведения опытов и
экспериментов, для хранения приборов, природного и
бросового
материалов,
выращивания
рассады,
неструктурированных материалов.
3 этап – заключительный
-
Проведение диагностики на конец года;
-
проведение сравнительного анализа
результатов проектной деятельности;
-
организация выставки детских работ;
-
проведение итогового мероприятия.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОЕКТА
―
Развивающего обучения;
―
научности;
―
целостности;
―
систематичности и последовательности;
―
индивидуально-личностной ориентации
воспитания;
―
доступности;
―
активного обучения;
―
результативности.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
-наглядные
(наблюдения,
иллюстрации,
просмотр
видео презентаций об изучаемых явлениях);
-словесные
(использование
проблемных
и
познавательных
вопросов,
беседы,
художественная
литература, фольклор);
-практические
(разнообразное
обследование
предмета,
игры-опыты,
игры-эксперименты,
дидактические
игры,
сюжетно-ролевые
игры
с
элементами экспериментирования
);
-метод игрового проблемного обучения (заключается
в проигрывании в непосредственно-образовательной
деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые
стимулируют
познавательную
активность
детей
и
приучают их к самостоятельному поиску решений
проблемы);
-метод моделирования и конструирования.
Формы работы с детьми
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
- Образовательные ситуации;
- беседы;
- наблюдения;
- опыты, эксперименты;
- экспериментирование на прогулке;
- индивидуальная работа с детьми;
- самостоятельная экспериментальная деятельность;
- дидактические игры;
- подвижные игры;
- труд в природе и в уголке природы;
- чтение художественной литературы;
- просмотр презентаций и мультфильмов.
НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ
ЖИВАЯ
ПРИРОДА
ЖИВАЯ
ПРИРОДА
растения
и животные
как живые
организмы
строение
Функции
и значение
частей
растения
приспособ-
ление живых
организмов к
окружающей
среде
характерные
особенности
сезонов
представ-
ление об
эволюции
животных и
растений
ЖЖЖЖЖЖ
ЖЖЖ
ЖИВАЯ
ПРИРОДА
особенности
природных
климатичес-
ких зон
РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ КАК
ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ
ЗАДАЧИ:
–
Создать условия для выявления основных признаков
живых
организмов:
дыхание,
питание,
рост,
размножение у растений;
–
дать
представление
о
хищных,
травоядных
и
всеядных
животных,
особенностях
дыхания
некоторых видов животных;
–
научить устанавливать взаимосвязь строения и
внешнего
вида
животных
от
условий
жизни(окружающей среды).
СТРОЕНИЕ, ФУНКЦИИ И ЗНАЧЕНИЕ
ЧАСТЕЙ РАСТЕНИЙ
ЗАДАЧИ:
―
Способствовать выявлению основных функций частей
растений;
―
подвести к пониманию зависимости видоизменения
растения от факторов неживой природы (света,
влаги, тепла);
―
сформировать
умения
определять
видоизменения
строения растений как приспособление к природно-
климатическим зонам земли.
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
ЗАДАЧИ:
―
Побуждать устанавливать некоторые взаимосвязи
между живой и неживой природой, растениями и
животными;
―
способствовать
выделению
особенностей
приспособления
растений
к
разным
природно-
климатическим
зонам
в
процессе
ухода
за
комнатными растениями;
―
побуждать к выделению взаимной обусловленности
живой
и
неживой
природы
(света,
влаги,
температуры,
почвы)
в
разных
природно-
климатических зонах.
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕЗОНОВ
ЗАДАЧИ:
―
Расширять представление о сезонных изменениях в
природе(ночные заморозки летом, оттепели зимой,
ранний приход лета, поздняя весна);
―
дать понятие о разнообразии проявлений сезонных
признаков в разных климатических зонах (Арктика,
саванна, пустыня, джунгли).
ОСОБЕННОСТИ
ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ ЗОН
ЗАДАЧИ:
Способствовать выявлению характерных особенностей
природно-климатических зон земли: Арктики, тайги
(смешанных лесов), пустыни, саванны, джунглей.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ
ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ
ЗАДАЧИ:
Способствовать
формированию
представления
о
возникновении и эволюционном развитии жизни на
земле от простейших организмов до человека.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Известно,
что
ни
одну
воспитательную
или
образовательную задачу нельзя успешно решить без
плодотворного
контакта
с
семьей
и
полного
взаимопонимания между родителями и педагогом.
Процесс
формирования
опытно-
экспериментальной(
познавательно-
исследовательской)
деятельности
у
детей
не
является
исключением,
поэтому
привлечение
родителей к активному сотрудничеству необходимо
через разные формы взаимодействия:
-анкетирование;
-родительские собрания;
-консультации;
-беседы;
-открытые показы НОД;
-совместные мероприятия.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
1. Повысится уровень знаний детей о простейших
представлениях
жизнедеятельности
живых
организмов,
их
росте
и
зависимости
от
окружающей среды, об эволюции живых организмов.
2. Дети
научатся
выдвигать
гипотезы,
предположения, способы их решения, пользуясь
аргументацией
и
доказательствами,
научатся
планировать предстоящую деятельность, выбирать
предметы и материалы для нее в соответствии с
их качествами, свойствами и назначениями.
3. Развивающая предметно-пространственная среда
пополнится
методическими
и
дидактическими
пособиями
по
опытно-экспериментальной
(познавательно-исследовательской деятельности).
4. Повысится уровень педагогической компетентности
родителей
по
вопросам
познавательно-
исследовательской деятельности.
«Пустая голова не рассуждает: чем
больше опыта, тем больше способна
она рассуждать».
П.П. Блонский
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми
6-7лет: практическое пособие для воспитателей и
методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель»,
2002. – 159 с.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В.
«Неизведанное
рядом:
Занимательные
опыты
и
эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина (отв.
ред.) М. ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
3. Детство:
Примерная
основная
общеобразовательная
программа дошкольного образования/Т. И. Бабаева, А.
Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. - СПб. ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528 с.
4. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный
план работы по формированию экологической культуры у
детей старшего дошкольного возраста/сост. О. А.
Воронкевич. - СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с.
5. Развитие познавательно – исследовательских умений у
старших дошкольников /сост. З.А. Михайлова, Т.И.
Бабаева, – СПБ: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012 – 160 с.
1. Римашевская Л. Экспериментирование как основной вид
поисковой деятельности //Дошкольное воспитание, 2007
- №6.с.13.
2. Тугушева
Г.П.,
Чистякова
А.В.
Игра-
экспериментирование для детей старшего дошкольного
возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
3. Иванова И.А. Естественно - научные наблюдения и
эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ
Сфера,2004. – 224 с.
4. Организация опытно - экспериментальной деятельности
детей
2-7
лет:
тематическое
планирование,
рекомендации,
конспекты
занятий/авт.-сост.
Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель,
2011. – 333с.
5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения
дошкольников.
–
Самара:
издательство
«Учебная
литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. –
128с.
ЛИТЕРАТУРА