Напоминание

Живая природа


Автор: Доровских Марина Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - д/с №7" г. Магнитогорска
Населённый пункт: г.Магнитиогорск, Челябинская область
Наименование материала: Проект по организации опытно-экспериментальной (познавательно-исследовательской) деятельности для детей дошкольного возраста "Ребенок в мире поиска"
Тема: Живая природа
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ж И В А Я

П Р И Р О Д А

ПРОЕКТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ

(ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «РЕБЕНОК В МИРЕ ПОИСКА»

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем

мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек

жизни заиграл перед ним всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы

ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к

тому, что он узнал".

Сухомлинский В.А.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

ВИД ПРОЕКТА: игровой, познавательно-

исследовательский

УЧАСТНИКИ: дети, воспитатели, родители

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: долгосрочный, на один

учебный год

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 5-6 лет

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

В современном обществе востребована творческая

личность,

способная

к

активному

познанию

окружающего,

проявлению

самостоятельности,

исследовательской

активности.

Поэтому

уже

в

дошкольном

возрасте

необходимо

заложить

первоосновы

личности,

проявляющей

активное

исследовательско–творческое отношение к миру.

Ученые, исследовавшие экспериментальную

деятельность

(Н.Н.Поддьяков,

А.И.Савенков,

А.Е.Чистякова, О.В.Афансьева) отмечают основную

особенность познавательной деятельности: «ребенок

познает объект в ходе практической деятельности с

ним…

А

овладение способами

практического

взаимодействия с окружающей средой обеспечивает

мировидения

ребенка».

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Вот на этом и основано активное внедрение

детского экспериментирования в практику работы с

дошкольниками.

Для дошкольника характерен повышенный интерес

ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети

познают все новые и новые предметы, стремятся

узнать

не

только

их

названия,

но

и

черты

сходства, задумываются над простейшими причинами

наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес,

нужно вести их от знакомства с природой к ее

пониманию.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Способствовать развитию у детей познавательной

активности,

любознательности,

стремления

к

самостоятельному познанию и размышлению в процессе

опытно–экспериментальной(познавательно-

исследовательской) деятельности.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Поддерживать интерес дошкольников к окружающей

среде, удовлетворять детскую любознательность.

Развивать у детей познавательные способности

(анализ,

синтез,

классификация,

сравнение,

обобщение).

Развивать мышление, речь – суждение в процессе

познавательно – исследовательской деятельности:

в выдвижении предположений, отборе способов

проверки,

достижении

результата,

их

интерпретации и применении в деятельности.

Продолжать воспитывать стремление сохранять и

оберегать природный мир, видеть его красоту,

следовать доступным экологическим правилам в

деятельности и поведении.

Формировать

опыт

выполнения

правил

техники

безопасности

при

проведении

опытов

и

экспериментов.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап - организационно-диагностический:

-

Анализ научной и методической литературы по опытно-

экспериментальной

(познавательно-исследовательской)

деятельности;

-

проведение диагностики на начало учебного года;

-

постановка целей и задач, определение направлений,

объектов исследования;

-

составление перспективного и календарно-тематического

планирования работы с детьми и родителями;

-

обогащение

развивающей

предметно-пространственной

среды.

2 этап – формирующий:

-

Реализация перспективного, календарно-тематического

планирования работы детьми и родителями с учетом

интеграции образовательных областей;

-

создание

методической

копилки

(картотеки

опытов,

дидактических

игр,

методические

разработки,

презентации)

по

опытно-экспериментальной

(познавательно-исследовательской)

деятельности

на

тему «Живая природа».

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

- включение опытно-экспериментальной (познавательно-

исследовательской)

деятельности

в

образовательный

процесс через реализацию проектной деятельности,

экспериментирование, коллекционирование, продуктивную

деятельность и другие формы работы;

- создание мини-лабораторий для проведения опытов и

экспериментов, для хранения приборов, природного и

бросового

материалов,

выращивания

рассады,

неструктурированных материалов.

3 этап – заключительный

-

Проведение диагностики на конец года;

-

проведение сравнительного анализа

результатов проектной деятельности;

-

организация выставки детских работ;

-

проведение итогового мероприятия.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОЕКТА

Развивающего обучения;

научности;

целостности;

систематичности и последовательности;

индивидуально-личностной ориентации

воспитания;

доступности;

активного обучения;

результативности.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

-наглядные

(наблюдения,

иллюстрации,

просмотр

видео презентаций об изучаемых явлениях);

-словесные

(использование

проблемных

и

познавательных

вопросов,

беседы,

художественная

литература, фольклор);

-практические

(разнообразное

обследование

предмета,

игры-опыты,

игры-эксперименты,

дидактические

игры,

сюжетно-ролевые

игры

с

элементами экспериментирования

);

-метод игрового проблемного обучения (заключается

в проигрывании в непосредственно-образовательной

деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые

стимулируют

познавательную

активность

детей

и

приучают их к самостоятельному поиску решений

проблемы);

-метод моделирования и конструирования.

Формы работы с детьми

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

- Образовательные ситуации;

- беседы;

- наблюдения;

- опыты, эксперименты;

- экспериментирование на прогулке;

- индивидуальная работа с детьми;

- самостоятельная экспериментальная деятельность;

- дидактические игры;

- подвижные игры;

- труд в природе и в уголке природы;

- чтение художественной литературы;

- просмотр презентаций и мультфильмов.

НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ

ЖИВАЯ

ПРИРОДА

ЖИВАЯ

ПРИРОДА

растения

и животные

как живые

организмы

строение

Функции

и значение

частей

растения

приспособ-

ление живых

организмов к

окружающей

среде

характерные

особенности

сезонов

представ-

ление об

эволюции

животных и

растений

ЖЖЖЖЖЖ

ЖЖЖ

ЖИВАЯ

ПРИРОДА

особенности

природных

климатичес-

ких зон

РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ КАК

ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

ЗАДАЧИ:

Создать условия для выявления основных признаков

живых

организмов:

дыхание,

питание,

рост,

размножение у растений;

дать

представление

о

хищных,

травоядных

и

всеядных

животных,

особенностях

дыхания

некоторых видов животных;

научить устанавливать взаимосвязь строения и

внешнего

вида

животных

от

условий

жизни(окружающей среды).

СТРОЕНИЕ, ФУНКЦИИ И ЗНАЧЕНИЕ

ЧАСТЕЙ РАСТЕНИЙ

ЗАДАЧИ:

Способствовать выявлению основных функций частей

растений;

подвести к пониманию зависимости видоизменения

растения от факторов неживой природы (света,

влаги, тепла);

сформировать

умения

определять

видоизменения

строения растений как приспособление к природно-

климатическим зонам земли.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ЗАДАЧИ:

Побуждать устанавливать некоторые взаимосвязи

между живой и неживой природой, растениями и

животными;

способствовать

выделению

особенностей

приспособления

растений

к

разным

природно-

климатическим

зонам

в

процессе

ухода

за

комнатными растениями;

побуждать к выделению взаимной обусловленности

живой

и

неживой

природы

(света,

влаги,

температуры,

почвы)

в

разных

природно-

климатических зонах.

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕЗОНОВ

ЗАДАЧИ:

Расширять представление о сезонных изменениях в

природе(ночные заморозки летом, оттепели зимой,

ранний приход лета, поздняя весна);

дать понятие о разнообразии проявлений сезонных

признаков в разных климатических зонах (Арктика,

саванна, пустыня, джунгли).

ОСОБЕННОСТИ

ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ ЗОН

ЗАДАЧИ:

Способствовать выявлению характерных особенностей

природно-климатических зон земли: Арктики, тайги

(смешанных лесов), пустыни, саванны, джунглей.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ

ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ

ЗАДАЧИ:

Способствовать

формированию

представления

о

возникновении и эволюционном развитии жизни на

земле от простейших организмов до человека.

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Известно,

что

ни

одну

воспитательную

или

образовательную задачу нельзя успешно решить без

плодотворного

контакта

с

семьей

и

полного

взаимопонимания между родителями и педагогом.

Процесс

формирования

опытно-

экспериментальной(

познавательно-

исследовательской)

деятельности

у

детей

не

является

исключением,

поэтому

привлечение

родителей к активному сотрудничеству необходимо

через разные формы взаимодействия:

-анкетирование;

-родительские собрания;

-консультации;

-беседы;

-открытые показы НОД;

-совместные мероприятия.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

1. Повысится уровень знаний детей о простейших

представлениях

жизнедеятельности

живых

организмов,

их

росте

и

зависимости

от

окружающей среды, об эволюции живых организмов.

2. Дети

научатся

выдвигать

гипотезы,

предположения, способы их решения, пользуясь

аргументацией

и

доказательствами,

научатся

планировать предстоящую деятельность, выбирать

предметы и материалы для нее в соответствии с

их качествами, свойствами и назначениями.

3. Развивающая предметно-пространственная среда

пополнится

методическими

и

дидактическими

пособиями

по

опытно-экспериментальной

(познавательно-исследовательской деятельности).

4. Повысится уровень педагогической компетентности

родителей

по

вопросам

познавательно-

исследовательской деятельности.

«Пустая голова не рассуждает: чем

больше опыта, тем больше способна

она рассуждать».

П.П. Блонский

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми

6-7лет: практическое пособие для воспитателей и

методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель»,

2002. – 159 с.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В.

«Неизведанное

рядом:

Занимательные

опыты

и

эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина (отв.

ред.) М. ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

3. Детство:

Примерная

основная

общеобразовательная

программа дошкольного образования/Т. И. Бабаева, А.

Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. - СПб. ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528 с.

4. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный

план работы по формированию экологической культуры у

детей старшего дошкольного возраста/сост. О. А.

Воронкевич. - СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с.

5. Развитие познавательно – исследовательских умений у

старших дошкольников /сост. З.А. Михайлова, Т.И.

Бабаева, – СПБ: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012 – 160 с.

1. Римашевская Л. Экспериментирование как основной вид

поисковой деятельности //Дошкольное воспитание, 2007

- №6.с.13.

2. Тугушева

Г.П.,

Чистякова

А.В.

Игра-

экспериментирование для детей старшего дошкольного

возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

3. Иванова И.А. Естественно - научные наблюдения и

эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ

Сфера,2004. – 224 с.

4. Организация опытно - экспериментальной деятельности

детей

2-7

лет:

тематическое

планирование,

рекомендации,

конспекты

занятий/авт.-сост.

Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель,

2011. – 333с.

5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения

дошкольников.

Самара:

издательство

«Учебная

литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. –

128с.

ЛИТЕРАТУРА



В раздел образования