Напоминание

Учебный предмет "Народные инструменты"


Автор: Васильева Евдокия Семеновна
Должность: преподаватель фольклорного отделения
Учебное заведение: МБОУДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: пгт. Депутатский, Усть-Янский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Авторская программа
Тема: Учебный предмет "Народные инструменты"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

п. Депутатский

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР

»

Авторская программа по учебному предмету

«Народные инструменты»

Разработчик:

Васильева Евдокия Семеновна – преподаватель

фольклорного отделения высшей категории,

Отличник культуры Республики Саха (Якутия)

2017

Одобрено

Методическим советом

МБОУДО «ДШИ» п. Депутатский

«___»____________2017 г.

Утверждаю

Директор МБОУДО «ДШИ»

п. Депутатский

______________

(подпись)

«___»___________2017 г.

Примерная программа учебного предмета разработана на основе Федеральных

государственных

требований

к

дополнительной

предпрофессиональной

общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Музыкальный

фольклор»

Организация-разработчик:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Разработчик: Васильева Е.С.

________________, преподаватель фольклорного отделения

Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка

II.

Содержание учебного предмета

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

Список литературы

I.

Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Народные инструменты» разработана на основе и

с

учетом

федеральных

государственных

требований

к

дополнительной

предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального

искусства «Фольклорный ансамбль».

Предмет «Народные инструменты» направлен на получение учащимися

специальных знаний о многообразных исполнительских формах игры на народных

инструментах и принципах ее воспроизведения.

Содержание программы учебного

предмета

«Народные

инструменты»

обеспечивает

художественно-эстетическое

и

нравственно, патриотическое воспитание личности учащегося, гармоничное развитие

музыкальных и интеллектуальных способностей детей. В процессе обучения у учащегося

формируется комплекс историко-музыкальных знаний, вербальных и слуховых навыков.

Результатом обучения является сформированный комплекс знаний, умений и навыков.

Они отражают наличие у обучающегося музыкальной памяти и слуха, музыкального

восприятия

и

мышления,

художественного

вкуса,

знания

музыкальных

стилей

фольклорной музыки, определенного исторического кругозора. Полученные знания по

основам якутского фольклора помогут понять творчество якутских композиторов, их

замыслы, находки, открытия в претворении якутского фольклора в композиторском

творчестве, а также приобщат учащихся к истории развития профессиональной якутской

музыки.

Программа по данному предмету является частью комплекса предметов

общеразвивающей

программы

в

области

музыкального

искусства

«Музыкальный

фольклор» и находится непосредственной связи с такими предметами как: «Народное

пение», «Народные инструменты», «Сольфеджио», «Музыкальная литература».

Срок реализации учебного предмета «Народные инструменты»

составляет 5 лет.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета «Народные инструменты»

Количество часов на аудиторные часы - 33 ч., 1 класс - 32ч.

Всего за курс 164 ч.

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Реализация учебного плана по предмету «Народные инструменты» проводится в

индивидуальной форме.

Индивидуальная форма занятий позволяет средствами игры на народных

инструментах раскрыть творческую индивидуальность каждого учащегося. Занятия по

обучению акустико-артикуляционным приемам игры на «Народные инструменты»

позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его возможности по запоминанию и

быстроте

освоения

приемов

игры,

музыкальные

способности,

эмоционально-

психологические способности.

Цель и задачи учебного предмета «Народные инструменты»

Цель:

Развитие музыкально-творческих способностей учащегося, на основе приобретенных им

знаний, умений и навыков в области музыкального фольклора, а также выявление

наиболее способных учащихся и их дальнейшая подготовка к продолжению музыкального

образования в профессиональных

учебных заведениях среднего профессионального

образования по профилю предмета.

Задачи:

Развитие мотивации к познанию народных традиций и овладению специфическими

чертами народной музыки;

Получение учащимися необходимых знаний об аутентичных народных традициях и

песенной культуре;

Создание условий для передачи знаний и представлений о разнообразных жанрах

музыкально-поэтического творчества (вокальном, инструментальном, литературном,

танцевальном и др.)

Развитие у обучающихся музыкальных способностей (слуха, чувства ритма, музыкальной

памяти);

Обучение навыкам игры на народных инструментах, присущим народной манере

исполнения, а также навыкам импровизации;

Освоение учащимися навыков и умений ансамблевого и сольного исполнения на

народных инструментах; развитие художественных способностей учащихся до уровня,

необходимого

для

дальнейшего

обучения

в

профессиональных

образовательных

учреждениях культуры и искусства.

Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты

работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на основание учебного

предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы

«Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используется

следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, беседа, объяснение);

- наглядный (наблюдение, демонстрация);

- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

Методика работы предложенная в программе , универсальна и может работать на любом

локальном стиле традиционной культуры. Она включает в себя конкретные формы

разнообразной практики, которые позволяют в полном объеме комплексно

изучить

традиционную культуру любой этнографической местности, реализовать методику

музыкально-эстетического воспитания учащихся посредством фольклора. Содержание

уроков основано на изучении традиционного фольклора.

Описание материально-технических условий для реализации учебного предмета

Минимально необходимый для реализации в рамках образовательной

программы «Музыкальный фольклор» учебного предмета «Народные инструменты»

перечень

аудиторий,

специализированных

кабинетов

и

материально-технического

обеспечения включает в себя:

- звукотехническое оборудование (компакт дисков, магнитофон, музыкальный центр,

персональный компьютер);

II.

Содержание учебного предмета

Учебный материал распределяется по годам обучения-классам. Каждый класс

имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения

учебного материала.

Виды аудиторных учебных занятий по предмету «Народные инструменты»:

- постановка концертных номеров и фольклорных композиций;

- аудио/видео демонстрация записей подлинных исполнителей и импровизаторов игры на

народных инструментах.

Учебно-тематические планы по годам обучения (классам)

Учебно-тематические планы по годам обучения отражают последовательность изучения

разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам

учебного предмета.

В репертуар предмета «Народные инструменты» включаются:

- импровизации на заданную тему;

- звуки природы;

- на народные песни;

1 кылаас

Тиэмэтэ

Чааьа

Былаан-т

кунэ

Туолуута

1.

2.

3-4.

5.

6.

7-8

9-10

11-13

14-15

16-17

18

19-20

21-22

23-24

25

26

27-29

30-32

Киирии

Саха былыргы музык-й инструменнара

Тэтим

Сахсыйан оонньонор инструменнар

араастарын кытта билсиьии

Хобо

Иирэр дьа5а. Остуоруйа. Оонньонор

ньымата. О5о корпуьун баланыанньата.

Кыыьаан (хабардьа). Остуоруйа. Оонньонор

кьымата. О5о корпунун баланыанньата

Дьа5а. Остуоруйа. Оонньонор ньымата. О5о

корпуьун балаьыанньата.

Бадьаайах. Остуоруйа. Оонньонор ньымата.

О5о корпуьун балаьыанньата

Сахсыыр. Икки эбэтэр биир илиннэн тутан

музыка ритмигэр соп тубэьиннэрэн тыас

таьаарыы

Муос. Сахсыйан лаьыр5ас тыас таьаарыы.

Куускэ, кыратык биир тэцник оонньооьун

Ырыа тэтимин истэн инструмецца

до5уьуоллаан оонньооьун.

Толорууга дьарык

Сыана5а туттуу-хаптыы

Хамсаныы

Ырыа ритмин, тэтимин истэн инструецца

до5оьуоллааьын

Ансамбль, биирдиилээн билэр

мелодияларын до5уьуоллатан дьо5урдарын

туьаныы

Сыана5а туруоруу

Бэрибиэркэлиир улэ

1

2

2

1

1

2

2

3

2

2

1

2

2

2

1

1

3

2

Требования к 1 году обучения

Знать о разновидностях старинных шумовых инструментов. Уметь извлекать звуки

посредством встряхивания. Сопровождение шумовыми инструментами на народные

песни.

Примерный репертуар:

1.

«Кымыс ырыата»

2.

«Саас буола5а»

3.

«О5о-о5о эрдэххэ»

4.

«Ьыт-тыа, ьыт-тыа»

2 кылаас

Тиэмэтэ

Чааьа

Былаан-т

кунэ

Туолуута

1.

2.

3-4.

5.

6-7.

8-9

10-11

12-13

14-16

17-18

19-20

21-22

23-24

25-26

27-30

31-33

Киирии

Саха былыргы музык-й инструмена

Тэтим

Саха охсон оонньонор инструменна- рын

араастарын кытта билсиьии

Дуцур. Остуоруйа. Оонньонор ньымата. О5о

корпуьун балаьыанньата

Купсуур. Остуоруйа. Оонньонор кьымата. О5о

корпунун баланыанньата

Тоцсуур. Остуоруйа. Оонньонор ньымата. О5о

корпуьун балаьыанньата.

Бадьаайах (хайыр5ас) Остуоруйа. Оонньонор

ньымата. О5о корпуьун балаьыанньата.

Торут дор5оон до5уьуоллуур тэриллэрэ:

Тыал дуораанньытара

Дор5оон дуцурэ эбэтэр тыал дуораанньыт

Тыал дуораан

Иьиирэр ыллыыр оно5ос

Тыал табыга

Куугунэй, иэрэгэй, суугунуур

Талах кускуур

Иьиирэр сэргэ.

Куускэ, кыратык биир тэцник оонньооьун

Ырыа тэтимин истэн инструмецца

до5уьуоллаан оонньооьун

Толорууга дьарык

Сыана5а туттуу-хаптыы

Хамсаныы

Ырыа ритмин, тэтимин истэн инструмецца

до5уьуоллааьын

Ансамбль, биирдиилээн билэр мелодияларын

до5уьуоллатан хас да инструмент сурун темпэ

биэрэр

Инструменны истэн тэццэ до5уьуоллуурун

ситиьии

Сыана5а туруоруу

Бэрибиэкэлиир улэ

1

1

2

1

2

2

2

2

3

2

2

2

2

2

4

2

Требования к 2 году обучения

Знать о разновидностях старинных шумовых инструментов и на ветряных

аэрофонах. Уметь извлекать звуки посредством встряхивания. Сопровождение шумовыми

инструментами на народные песни.

Примерный репертуар

1.

«Таба»

2.

«дьиэ-буо, дьиэрэцкэй»

3.

«Попурри на якутские народные инструменты»

4.

«Осуохай» и.т.д.

3 кылаас

Тиэмэтэ

Чааьа

Былаан- т

кунэ

Туолуута

1

2

3-4

5-6

7-8

9

10-13

14-16

17-20

21-23

24

25-26

27-29

30

31-33

Киирии

Саха былыргы музыкальнай инструмена

Тэтим

Тыаьыыр- ууьуур тэриллэр араастарын

кытта билсиьии

Дьа5а, иирэр дьа5а. Куо5ай сиэллээх дьа5а.

- Дьа5а оцоьуута

- Оонньуур ньымата

- О5о корпуьун балаьыанньата

Сиксиир. Атаара.

- Сиксиир оцоьуута

- Оонньуур ньымата

Ойуун кыаьааннара. Дьуцургэ иилиллэр

кыаьааннар:

Хобо, чуораан. Дьары5ыл былаайах

Охсон оонньонор тэриллэр.Табык.Табык

керуцнэрэ уонна суолталара. Табык оцоьуута.

Оонньуур ньымата.

Дуцур. Айыы ойуун дуцурэ. Кыллаах-

киристээх дуцурдэр керуцнэрэ. Дуцур оцоьуута.

Оонньуур ньымата. Дуцуру керуу- харайыы.

Купсуур. Купсуур керуцнэрэ:( чардаат купсуур,

дьелеркей купсуур, кецкелей купсуур, атахтаах

купсуур, сугуллэр купсуур, ыйанар арацас

купсуур, арацас купсуур, аарыктаах купсуур.

Оонньонор ньымата.

Лоьуор (ло5уор, лоьоор). Мас хобо. Оонньонор

ньымата.

Ырыа тэтимин истэн инструмецца

до5уьуоллатан оонньооьун.

Толорууга дьарык .

Сыанага туттуу- хаптыы. Хамсаныы.

Ансамбль, биирдиилээн билэр мелодияларгын

до5уьуоллатан дьо5урдарын туьаныы.

Сыанага туруоруу.

Бэрибиэркэлиир улэ.

1

1

2

2

2

1

4

3

4

3

1

2

3

1

2

Требования к 3 году обучения

Знать о разновидностях старинных шумовых инструментов и на ветряных

аэрофонах, на ударных инструментах. Уметь извлекать звуки посредством встряхивания,

игры (удара). Сопровождение шумовыми и ударными инструментами на народные песни.

Примерный репертуар

1.

«Тугун бэрдэй кэрэтэй»

2.

«Кымыс ырыата»

3.

«Саас буола5а»

4.

«Саас кэлиитэ»

5.

«Попурри» и.т.д.

4 кылаас

Тиэмэтэ

Чааьа

Былаан- т

кунэ

Туолуута

1.

2.

3-4.

5-6.

7.

8.

9-10.

11-12.

13-15.

16-19.

20-30.

31-33.

Киирии

Саха былыргы музыкальнай

инструменнара

Тэтим

Урэн оонньонор тэриллэр:

Талах чуьуурба

Мас чуьуурба

Уцуох чуьуурба

Ойдуо. Оцоьуута. Оонньуур ньымата

Айаан. Оцоьуута. Оонньуур ньымата

Хомус – кэм кэрэьитэ

Саха хомуьун араастара

Хомус тутула

Хомуска оонньуур ньымалар

Хомуьу тардыы коруцнэрэ:

«Сыыйа тардыы»,

«Хаастатыы»,

«Куорэгэйдэтии».

Хомуска тута хоьуйуу

Сыана5а туруоруу.

Бэрибиэркэлиир улэ

1

1

2

2

1

1

2

2

3

4

11

3

Требования к 4 году обучения

Знать о разновидностях старинных шумовых инструментов и на ветряных

аэрофонах, на ударных и духовых инструментах и на хомусе. Уметь извлекать звуки

посредством встряхивания, игры (удара) и игры на хомусе. Сопровождение на хомусе,

шумовыми и ударными инструментами на народные песни.

Примерный репертуар

1.

Народная песня «Харацабыт халбарыйда»

2.

Народна песня «Келукэчээн»

3.

Народная песня «Булуу-булуу эбэкэбин»

4.

Народная песня «Кыыс ыарыата» и.т.д.

5 кылаас

Тиэмэтэ

Чааьа

Былаан-т

кунэ

Туолуута

1.

2.

3-7.

8.

Киирии

Саха былыргы музыкальнай

инструменнара

Кыллаах тэриллэр. Кылы са5ыы.

Кылыьах кыллаах кырыымпа.

Кырыымпа тутула. Араастара.

Туттуллуута, суолтата. Оонньуур

ньымалар.

Хоппо кылыьах. Дьарыкта-Ча5аан

1

1

5

1

9-10

11

12-13

14

15

16-20

21-23

24-25

26-29

30-33

Кырыыппаьыттар. Петр Иннокеньевич

Деляев. Алексей Иннокентьевич

Михайлов. Михаил Сергеевич

До5ордуурап.

Сэргэ кырыыппа

Былыргы саха кырыыппалара

Михайловтар-удьуор музыканнар

Хоппо кылыьах. Дьарыкта. Ча5аан

Дуцур. Дуцур оонньонор

балаьыанньата. Захаров булбут

киристээх дуцурэ. Дьарыкта-

струналаах дуцур. Струналаах

дуцурдэри ырытыылар.

Ойуун дуцурэ. Ойуун дуцурун оцоруу

туьунан. Былаайах

Тыаьыыр-ууьуур тэриллэр

Охсон оонньонор тэриллэр

Ырыа ритмин, тэтимин истэн

инструменнарга оонньооьун

Сыана5а туруоруу

Бэрибиэркэлиир улэ

2

1

2

1

1

5

3

2

4

4

Требования к 5 году обучения

Знать о разновидностях старинных ударных, духовых и струнных инструментах.

Уметь извлекать звуки посредством встряхивания, игры на хомусе. Сопровождение на

хомусе, шумовыми и ударными инструментами на народные песни. Знать о известных

хомусистах. Импровизировать на народных инструментах.

Примерный репертуар:

1.

Норуот ырыата «Тара5ана сайылык»

2.

Норуот ырыата «Кыыс ырыата»

3.

Норуот ырыата «Сарсын, сарсын сарсыарда»

4.

Норуот ырыата «Харацабыт халбарыйда»

5.

Норуот ырыата «Саца дьыл»

6.

Норуот ырыата «Эдэр дьон ырыата»

7.

Норуот ырыата «Дьиэ- буо дьиэрэцкэй»

8.

Норуот ырыата «Дьеьегейум огото

III.Требования к уровню подготовки обучения

Результатом освоения ДПОП программы «Музыкальный фольклор» является

приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков по предмету

«Народные инструменты»:

- знания о разновидностях старинных ударных, духовых и струнных инструментах.

- уметь извлекать звуки посредством встряхивания, игры на хомусе.

- знания о известных хомусистах.

- умение импровизировать на народных инструментах.

- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических

направлений;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения на народном инструменте;

- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и

стилей;

- умения создавать художественный образ при исполнении на народном инструменте

музыкального произведения;

-

умения

самостоятельно

преодолевать

технические

трудности

при

разучивании

несложного музыкального произведения;

- навыков подбора по слуху музыкальных произведений;

- навыков публичных выступлений;

- знания музыкальной грамоты.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации ДПОП включает в себя текущий контроль

успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. В качестве средств

текущего контроля успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени,

предусмотренного на учебный предмет.

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля

успеваемости являются: систематичность, учёт индивидуальных особенностей обучаемого

и коллегиальность.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление

отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет

воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль

осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник

учащегося.

На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.

Особой

формой

текущего контроля

является контрольный

урок,

который

проводится преподавателем, ведущим предмет без присутствия комиссии.

Промежуточная

аттестация

обеспечивает

оперативное

управление

учебной

деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:

- качества реализации образовательного процесса;

- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;

- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном

этапе обучения.

Формы аттестации – зачет, контрольный урок, экзамен. В случае, если по предмету

«Народное

пение»

промежуточная

аттестация

проходит

в

форме

академических

концертов, они могут быть приравнены к зачетам или контрольным урокам.

Виды

промежуточной

аттестации:

академические

концерты,

исполнение

концертных программ, прослушивания, творческие просмотры, творческие показы,

театрализованные выступления.

Итоговая аттестация может проводиться в виде концерта , исполнения концертных

программ, творческого показа.

Критерии оценки

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые

включают в себя методы контроля, контрольные задания, позволяющие оценить

приобретенные знания, умения и навыки.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных

знаний, умений и навыков.

Контрольные задания в рамках текущих аттестаций могут включать в себя

индивидуальную сдачу отдельных партий, индивидуальный показ других форм работ

( игра на этнографических инструментах).

Методы контроля в промежуточных и итоговой аттестации должны быть

направлены

на

оценку

сформированных

навыков

сценического

выступления,

ансамблевого взаимодействия.

Критерии оценки качества исполнения

Критериями оценки качества исполнения могут являться::

- точное знание народного инструмента;

- стремление к соответствующему стилю;

- стремление к соблюдению диалектных особенностей;

- эмоциональность исполнения;

- соответствие художественному образу.

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или

экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам

Основная форма учебной и воспитательной работы - урок, обычно включающий в

себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и учащихся над

песней,

рекомендации

педагога

относительно

способов

самостоятельной

работы

участников ансамбля. Урок может иметь различную форму:

- работа на извлечение звука игре на хомусе;

- работа над вокальным и артикуляционным аппаратом;

- постановка дыхания;

- постановка концертных номеров и т.п.

Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с вокальным показом

необходимых

фрагментов

музыкального

текста,

а

также

прослушиванием

первоисточников.

Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в

изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к

учащимся, исходящих из оценки их интеллектуальных, физических, музыкальных и

эмоциональных данных, а также уровня подготовки.

На репетициях и на индивидуальных занятиях, преподавателем должен решаться

целый ряд задач:

- формирование вокально-исполнительского аппарата учащегося;

- воспитание звуковой культуры, выразительности, красоты звучания инструмента;

- овладение различными стилями игре на хомусе;

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие

музыкально-исполнительских данных учащихся зависят непосредственно от того,

насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.

2.Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Особенности работы с народными инструментами, предусмотренные данной

программой, заключаются в подробном изучении подлинных народных традиций.

Освоение материала в первую очередь должно идти через обращение к первоисточникам

(аудио прослушивание, видео просмотр, непосредственный контакт с носителями

традиции).

VI.

Список литературы

1.

Атлас музыкальных инструментов народов СССР (рук. Работы К.А. Вертков).-М.:

Государственное музыкальное издательство, 1963.

2.

Алексеева

Г.,

Алексеев

И.

Суьуе5эр

туруохтаах.

Саха

музыкальнай

инструменнарын оцоруу туьунан ессе биирдэ(Г.Алексеева, И.Алексеев)Кыым.-

1977.-Ахсынньы 2 к.

3.

Борисов, Г., Сыромятников, Г. Саха музыкальнай устурумуеннэрин / Г. Борисов, Г.

Сыромятников // Эдэр коммунист. – 1962. – Тохсунньу 3 к.

4.

Данилевская, Т. 200 вариантов чистого звука / Т. Данилевская // Молодежь Якутии.

– 1988. – 19 декабря.

5.

Дьяконов, Г. Эриирдээх омоон суолунан / Г. Дьяконов // Кыым. – 1967. – Бала5ан

ыйын 15 к.

6.

Жирков, К. Уоскуйбат сурэхтээхтэр / К. Жирков // Улэ кууьэ. – 1990. – Ыам ыйын 4

к.

7.

Жирков, М. Н. Якутская народная музыка / ( сост. Г. Г. Алексеева). – Якутск:

Якутское книжное издательство, 1981.

8.

Жиркова, Р. Р. Хомус тардыытын уерэ5э / Р. Р. Жиркова. – Дьокуускай: СГУ, 2005.

9.

Кун сирин Айыытын ойууна / (А. И. Яковлева, Т. Т. Тимофеева). – Дьокуускай,

2010. – 752 с.

10. Маак, Р. К. Вилюйский округ / Р. К. Маак. – Якутск, 1994. – Ч. З.

11. Миддендорф, А. Ф. Путешествие на север и восток Сибири. Север и восток Сибири

в естественном – историческом.

12. Коренные жители Сибири / А. Ф. Миддендорф. – СПБ, 1879. – Ч. 2, отд. 6

13. Мохначевскайдар, М. В., В. А. Уеруубутун уллэстэбит / М. В., В. А.

Мохначевскайдар // Кыым. – 1987. – Бэс ыйын 22 к.

14. Окладников, А. П. Из области древней культуры якутов / А. П. Окладников //

Советская этнография. – 1946. – 13.

15. Окладников, А. П. История Якутии / А. П. Окладников. – Якутск: Якутское

книжное издательство, 1949. – I т.

16. Парфенов, М. С. Республиканская мастерская по изготовлению национальных

музыкальных инструментов им. Мохначевских: перспективы развития / М. С.

Парфенов // Музыкальные инструменты народов Сибири: проблемы изучения,

реконструкции и исполнительства6 сб. статей. – Якутск, 2005. – С. 30 – 36.

17. Пекарский, Э. К. Словарь якутского языка / Э. К. Пекарский. – Академия наук

СССР, 1959. – I – III тт.

18. Петров, Н. Е. Сахалар сацарар музыканы сайыннарар кыахтаахпыт / Н. Е. Петров. –

Дьокуускай, 1995.

19. Саввин, Е. Кырыымпаттан са5алаан / Е. Саввин // Улэ кууьэ. – 1989. – Ахсынньы 3

к.

20. Серошевский, В. Л. Якуты: Т. 1: Опыт этнографических исследований / В. Л.

Серошевский; (под ред. Проф. Н. И. Веселовского). – СПБ.: Рус. геогр. общ-во,

1896.

21. Сыромятников, Г. Г. Са5аламмыт дьыаланы тиьэ5эр тиэрдиэххэ: саха оркестрын

тэрийии боппуруоьугар / Г. Г. Сыромятников // Кыым. – 1967. – Ахсынньы 13 к.

22. Сыромятников, Г. Г. Кырыымпаны ким оцоруохтаа5ый? / Г. Г. Сыромятников // Ил

Тумэн. – 2010. – Кулун тутар 12 к.

23. Уткин, К. Д., Гагарина К. Е. Саха уус удьуора / К. Д. Уткин, К. Е. Гагарина. –

Дьокуускай, 2008.

24. Худяков, И. А. Верхоянский округ / И. А. Худяков. – Иркутск, 1890.

25. Федеров, А. С. Телке тууллээхтэр, билгэ биттээхтэр / А. С. Федеров. – Дьокуускай,

2014.

26. Чахов, А. И. Саха былыргы музыкальнай инструменнара / А. И. Чахов. –

Дьокуускай, 1993.

27. Чахов, А. И. Ебугэлэрбит музыкаларын терут дор5оонноро / А. И. Чахов. –

Докуускай: Кемуэл, 2012.

28. Шейкин, Ю. И. Музыкальная культура народов Северной Азии / Ю. И. Шейкин. –

Якутск, 1996.

29. Шейкин, Ю. И. История музыкальной культуры народов Сибири / Ю. И. Шейкин. –

Москва, 2002.

30. Яковлева, А. И. Кун сирин айыытын ойууна / А. И. Яковлева, Т. Т. Тимофеева. –

Дьокуускай, 2010.

31. Энциклопедия культуры и искусства Якутии / М-во культуры и духов. развития

Респ. Саха (Якутии); (сост. : В. А. Босиков, Р. Г. Иванова, Л. М. Корякина; редкол.:

В. А. Босиков (гл. ред.) и др. ). – Якутск: Бичик, 2011. – Кн.1. – 608 с.

32. Яковлев В. Ф. Сэргэ. Ч. 1 / В. Ф. Яковлев. – Якутск : Научно – метод. центр. нар.

твор – ва Мин – ва культуры Респ. Саха (Якутия). – 64 с.



В раздел образования