Автор: Котцова Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ АО "Соломбальская СКОШИ"
Населённый пункт: г.Архангельск
Наименование материала: Авторская программа экологического проекта
Тема: Экологический проект для детей с ОВЗ "Путешествие в мир природы"
Раздел: начальное образование
Экологический проект для детей с ОВЗ
«Путешествие в мир природы»
Актуальность:
Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе
образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды
и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они
учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля
не сможет существовать без растений, насекомых, животных, что в
окружающем мире все взаимосвязано.
Постановка проблемы:
Взаимодействие человека с природой в современном мире приводит к
негативному влиянию на нее в большей мере. Поэтому особенно остро стоит
вопрос воспитания в подрастающем поколении бережного отношения к
природе. И одним из важнейших условий успешной реализации приобщения
воспитанников к формированию экологических представлений является
развитие интереса к природе, ознакомлению, расширению и систематизации
знаний о мире природы.
При экологическом воспитании детей в основном акцент делается на
воспитание бережного отношения к природе, выработке трудовых навыков
в природных условиях, воспитанию эмоционально-нравственного отношения
детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за
ними. Все это, безусловно, играет большую роль в формировании
экологически грамотных представлений детей об окружающей среде. Однако
этого недостаточно: детям нужно больше экологических знаний, которые
помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно.
Цель проекта: создание условий для развития познавательных и
творческих способностей детей в процессе реализации образовательного
проекта, формирование представления о разнообразии окружающего мира,
формирование навыков правильного поведения в природе.
Задачи проекта:
Формировать у детей представления об окружающем мире:
насекомых, птицах, животных их строении, повадках и местах
обитания; растениях, их строении, способах и местах
произрастания;
Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы,
составлять рассказы - описания, сказки, загадки.
Формировать представление о необходимости сохранения
окружающей природы в экологическом равновесии.
Воспитывать доброе и бережное отношение к миру природы,
обучать детей устанавливать связи и взаимодействия человека с
природой.
Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать,
делать выводы на основе полученной информации, анализировать;
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение замечать
красоту природы и передаче её через рисунки.
Развивать навыки исследовательской деятельности.
Вид проекта: долгосрочный.
Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Участники проекта: дети и воспитатели 4 группы, родители
воспитанников.
Ожидаемые результаты:
У детей сформированы элементарные экологические знания и культура
поведения в природе.
Дети понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней,
животным, птицам, насекомым.
У детей развит интерес к явлениям и объектам природы.
Дети умеют ухаживать за растениями, проводить несложные опыты,
экспериментировать, анализировать и делать выводы.
План проведения проекта:
Сроки
Тема
Цель
Сентябрь
«Что подарило нам лето?»
(беседы, чтение худ.
литературы,рассматривани
е иллюстраций, дид.игры,
худ.творчество, просмотр
видео)
Углубить и обобщить
представления детей о лете, его
типичных признаках. Закрепить
представления о
жизнедеятельнос-ти растений и
животных, играх детей летом,
труде и отдыхе взрослых.
Октябрь
«Осень золотая»
(беседы, чтение худ.
литературы,рассматривани
е иллюстраций, дид.игры,
худ.творчество, просмотр
видео)
Развивать познавательную
активность детей в процессе
формирования представлений о
лекарственных растениях, о
правилах их сбора, хранения и
применения. Формировать у
детей представления о состоянии
растений осенью.
Ноябрь
«Птицы»
(беседы, чтение худ.
литературы,рассматривани
е иллюстраций, дид.игры,
худ.творчество, просмотр
видео)
Закрепление и расширение
представлений о птицах. Показать
связь птиц со средой обитания.
Расширять знания о зимующих и
перелётных птицах.
Декабрь
«Зима в лесу»
(беседы, чтение худ.
литературы,рассматривани
е иллюстраций, дид.игры,
худ.творчество, просмотр
видео)
Знакомить с традициями встречи
Нового года, с главным символом
праздника – елью, воспитывать
бережное отношение к ней.
Продолжить знакомить с
сезонными изменениями в
природе, закрепить знание зимних
месяцев, знакомить с народными
приметами, развивать умение
замечать красоту природы,
восхищаться ею, бережно
относиться к объектам природы.
Январь
«Жизнь животных зимой»
(беседы, чтение худ.
литературы,рассматривани
е иллюстраций, дид.игры,
худ.творчество, просмотр
видео)
Уточнить питание животных
зимой, способы передвижения,
условия жизни в разных регионах,
странах. Воспитывать любовь ко
всему живому.
Февраль
«Природа родного края»
(беседы, чтение худ.
литературы,рассматривани
е иллюстраций, дид.игры,
худ.творчество, просмотр
видео)
В наблюдениях обобщать знания
детей о зимних явлениях в
природе. Формировать
представления о приспособлении
человека к зиме (внешний вид,
поведение, труд, отдых); о
правилах поведения в
экстремальных ситуациях зимой.
Способствовать формированию
бережного отношения к природе
родного края.
Март
«Растения вокруг нас»
(беседы, чтение худ.
литературы,рассматривани
е иллюстраций, дид.игры,
худ.творчество, просмотр
видео)
Расширять знания о растениях
родного края. Учить высаживать
семена цветов и ухаживать за
рассадой.
Апрель
«Земля – живая планета»
(беседы, чтение худ.
литературы,рассматривани
е иллюстраций, дид.игры,
Дать представление о планете
Земля, о солнечной системе.
Закреплять представления о том,
чтобы сохранить планету, надо с
худ.творчество, просмотр
видео)
детства любить природу, изучать
ее, бережно с ней обращаться.
Поддерживать детей в
соблюдении экологических
правил, вовлекать в
элементарную природоохранную
деятельность. Формировать
желание жить в гармонии с
природой. Продолжать учить
детей замечать сезонные
изменения в природ
Май
«Насекомые»
Высадка рассады в клумбу
(беседы, чтение худ.
литературы,
рассматривание
иллюстраций, дид.игры,
худ.творчество, просмотр
видео)
Расширять знания о насекомых,
их пользе для окружающего мира.
Уточнить природоведческие
знания детей о факторах
окружающей среды. Предложить
детям доказать, почему май
называют месяцем пробуждения
жизни: появление первой
весенней травы, цветов
тюльпанов и нарциссов, цветение
деревьев, распускание листьев,
появление насекомых.