Напоминание

"Уфимская школа музыкантских воспитанников Красной Армии"


Автор: Кяк Дарья Михайловна
Должность: Ученица 6 класса
Учебное заведение: ГБОУ РГИ им.Г.Альмухаметова
Населённый пункт: гор.УФА
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: "Уфимская школа музыкантских воспитанников Красной Армии"
Раздел: среднее образование





Назад




Министерство образования и науки Республики Башкортостан

Тема научно–исследовательской работы

Уфимская школа музыкантских

воспитанников Красной Армии

Кяк Дарья

Ученица 6Б класса

ГБОУ РГИ им. Г.Альмухаметова

Научный руководитель:

Бабушкина Светлана Николаевна

учитель истории и обществознания,

ГБОУ РГИ им. Г.Альмухаметова

2

г. Уфа 2021год

Оглавление

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1. История становления школы музыкантских воспитанников

Красной Армии (1943-1956 гг.)

1.1 Причины образования школы…………………………………………6

1.2. Начало пути: первые трудности…………………………………….7-

9

Глава 2. Жизнь школы музыкантских воспитанников

2.1 Распорядок дня………………………………………………………10

2.2 Будни воспитанников………………………………………………..13

2.3 Традиции школы……………………………………………………..14

Глава 3. Интересные истории из школьной жизни выпускников

3.1.Риф Маликович Халиуллин………………………………………….15

3.2 Руф Рахимович Нигматзянов………………………………………...16

3.3 Илдус Гиниятович Алмазов………………………………………….17

Заключение………………………………………………………………..18

Список использованной литературы……………………………………20

Приложение……………………………………………………………….21

3

Введение

Школа.… Какое огромное значение имеет это слово для людей.

Впервые в школу человек приходит, будучи ребенком. Здесь для него

открывается мир знаний, он формируется как личность. Много школ в нашей

огромной стране, но у каждого есть своя, родная школа. В своей работе хочу

рассказать об истории школы, в которой обучаюсь первый год. Приехав в

музыкальную гимназию имени Газиза Салиховича Альмухаметова для

поступления, удивилась тому, насколько много желающих учиться именно

здесь. Сначала немного испугалась, думала, что не пройду отбор и меня не

примут. Но потом поставила для себя цель – поступить в гимназию и

получить музыкальное образование. У меня получилось поступить и сейчас

стараюсь

учиться

на

«хорошо»

и

«отлично».

Но,

вспоминая

день

поступления, мне не давал покоя один вопрос: «Чем же так знаменита

музыкальная гимназия имени Г.Альмухаметова?». И я решила начать

подробно изучать историю образования гимназии. А помогает мне в этом

мой учитель истории. Так как еще учусь в 6 классе, то пока мне сложно

изучить сразу всю историю школы. Именно поэтому был выбран период

времени с основания школы (1943 год), когда она имела статус военной, до

1956 года, когда школа получила статус гражданской. В последующие годы

обучения

постараюсь исследовать следующие этапы становления своей

гимназии.

Целью

исследовательской

работы

является

изучение

истории

становления и развития школы в событиях, фактах, лицах, документах.

Достижение цели обуславливали наше предположение о том, что

изучение архивных материалов и организация поисковой работы позволит

нам расширить представление о прошлом школы, ее первых учителях и

4

выпускниках для будущих обучающихся. Эта гипотеза стала ведущим

ориентиром нашего исследования.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

1.

Собрать и проанализировать материал, который имеется в архиве

гимназии (книги приказов).

2.

Провести работу с отбором фотографий, имеющихся в музее

гимназии.

3. Проследить историю развития гимназии от начала ее становления до

1956 года.

Методы:

информационно-справочная

работа

с

архивными

документами

гимназии,

поисковая работа по нахождению

и

отбору

необходимых материалов.

Объектом

данного

исследования

является

история

школы

музыкантских воспитанников Советской Армии. Настоящее исследование

носит междисциплинарный характер, так как изучаемая проблема находится

на пересечении истории, философии, культурологии и психологии.

Приобщение к истории своей малой родины является темой актуальной

и неисчерпаемой для каждого человека любого возраста, особенно для

молодёжи.

Новизна работы заключается в том, что впервые описывается

история нашей школы.

Оформлено приложение, в котором содержится архивный материал

(Постановление о создании школы, фотографии изучаемого периода)

Актуальность исследовательской работы заключается в первую

очередь в том, что нет какого-либо одного источника, в котором бы

рассказывалась история нашей гимназии. Поэтому

хотелось бы найти

подробную информацию об истории своей гимназии и сделать так, чтобы

каждый желающий мог с ней познакомиться. Например, можно опубликовать

полную историю на сайте школы, или же создать фильм. Тема выбрана не

случайно. Сегодня многие ученики, родители не знают историю нашей

5

гимназии, имена педагогов, которые внесли большой вклад в развитие и

становление нашего учебного заведения.

Было интересно узнать историю родной гимназии, и теперь

появилось желание поделиться ей .

6

Глава 1. История становления школы музыкантских

воспитанников Красной Армии (1943-1956 гг.)

1.1 Причины образования школы

Шел 1943 год. Советский Союз уже третий год противостоит натиску

фашистской Германии. Сложно описать словами то, насколько суровым и

тяжелым было положение нашей Родины. Продукты люди получали по

карточкам, выстаивав огромные очереди.

Нормы выдачи хлеба были ничтожно малы. На иждивенцев – 400

граммов хлеба, служащих – 600 граммов, рабочих – 800 граммов.

С

1941-1942

годов

население

в

Уфе

увеличилось

за

счет

эвакуированных из городов, куда добралась война. Так, в нашу Республику

прибыли эвакуированные и беженцы из Ленинграда, Москвы, Рыбинска и

других городов огромной страны. Многие прибыли вместе с заводами,

предприятиями, учреждениями и учебными заведениями.

На вокзалах, рынках города появилось большое количество детей-

беспризорников. Местные дети из малообеспеченных семей и сироты быстро

вошли в контакт с ними. В городе началось воровство, грабежи. Почему же

так происходило? А потому что родители этих ребят работали на заводах,

предприятиях по 10-14 часов, а порой даже сутками. Они делали все

возможное,

чтобы

обеспечить

фронт

всем

необходимым:

оружием,

продуктами, одеждой. На всех этих предприятиях работали в основном

женщины, дети, подростки, а отцы, братья уходили на фронт. Возвращались

не все… С фронта стали приходить похоронки о гибели родных. Количество

детей-сирот и детей-беспризорников увеличивалось.

В этот же год выходит Постановление Правительства СССР об

организации и создании сети военных школ и училищ на полном

государственном обеспечении для детей, оставшихся сиротами, чьи родители

7

погибли во время Великой Отечественной войны, или не имеющих отца,

мать, или имеющих только мать, детей, находящихся в детских домах,

беспризорников. Благодаря этому постановлению во многих городах были

открыты суворовские, нахимовские училища, школы военно-музыкантских

воспитанников Советской Армии.

И в это тяжелое для нашей Родины время в Уфе 23 февраля 1943 года

была открыта Уфимская военно-музыкальная школа Советской армии.

2.2Начало пути: первые трудности

Место расположения школы – угловой деревянный одноэтажный

домик на углу улиц Октябрьской революции и Цюрупы, где разместились

первые воспитанники в количестве 25-30 человек. Затем школа переехала в

здание по улице Октябрьской революции, 7, где просуществовала до 1957-

1958 гг.

В основном набор учащихся прошел в 1943-1944 годах, а в 1944-м

школа уже состояла их трех курсов, имеющих в своем составе по два взвода

воспитанников. Каждым курсом командовали: начальник курса – офицер с

высшим образованием, два командира взводов – сержанты – военные

музыканты.

Введены были и такие должности, как: начальник школы, замполит,

заведующий

секретной

частью,

заместитель

начальника

школы

по

общеобразовательным

предметам,

заместитель

начальника

школы

по

музыкальной части, старшины школы, комсорг, преподаватели музыки.

Была

кухня,

продуктовый

и

вещевой

склады,

кочерга.

Кухня

отапливалась дровами, кочерга – каменным углем.

На первом этаже размещались классы, музыкальный склад, маленький

спортзал, столовая, кухня, медпункт, умывальня, на втором этаже – актовый

зал, кабинет руководства школы, два учебных класса, спальные комнаты,

туалеты.

8

Во дворе школы был большой пустырь, где учащиеся школы играли в

футбол, ну и конечно же, проводили строевые занятия. Там же располагались

склады, два деревянных домика (в одном жила семья, в другом какое-то

время находилась санчасть), сарай, в котором находилась одна лошадь

Серуха.

Отдельно хочется сказать про спальные комнаты. В двух из четырех –

располагались по две смежные комнаты. Стояли двухъярусные железные

кровати, застеленные досками, между кроватями – тумбочки. По стенам

были установлены вешалки для шинелей, сверху- полочки для шапок. Первое

время всего не хватало – матрацев, подушек. Тюфячные наволочки, подушки

набивали соломой, укрывались простыми одеялами. Зато были полотенца,

зубные порошки, зубные щетки, сапожные щетки (общие), в больших банках

– мазь для обуви. Не хватало одеял, простыней, вместо одеял ребятам

выдавали конские попоны (одну часть – под себя, другой накрывались

сверху). Ежедневно распределялись дежурства: дневальные по каждой

спальне, учебным классам, по коридорам, туалетам, по столовой, кухне.

Дежурные по кухне заготавливали дрова на целый день – пилили двуручной

пилой, кололи и перетаскивали на растопку плит. Питание было трехразовое

– завтрак, обед, ужин – по второй норме: без компота, белого хлеба,

сливочного масла.

Были еще посты при входе в школу, около складов во дворе и

посыльный у начальника школы. Дежурный при входе был вначале при

винтовке (учебная, в стволе были просверлены дырки, чтобы нельзя было

стрелять), затем оставили трехгранный штык, так как все же из этой

винтовки кто-то умудрился выстрелить, замазав дырки, а патроны нашли на

трофейных складах оружия.

По воспоминаниям Руфа Рахимовича Нигматзянова (который учился в

этой школе), однажды, их вывели на погрузку дров для школы. Недалеко

находились свалки военной техники, прибывшей с фронта на переплавку.

Один из воспитанников решил достать порох из гильзы снаряда выдалбливая

9

его оттуда. Гильза взорвалась, оторвав ему руку. Он долго лежал в госпитале,

затем его отправили обратно в детдом. Больше на такие свалки ребят не

отправляли.

Воспитанники школы также выезжали выгружать с барж тюки с сеном

для лошади и матрацев. Каждый тюк весил около 40-50 кг. Чтобы дотащить с

баржи на берег тюк, нужно было передвигаться по мокрым дощатым

сходкам. Были случаи, когда кто-то попадал в воду вместе с тюком. Всем,

конечно, было весело, хотя 10-14 летним ребятам все это давалось тяжело.

Но все переносили стойко, не ныли – время было такое.

10

Глава 2. Жизнь школы музыкантских воспитанников

2.1 Распорядок дня

Распорядок дня был плотный, свободного времени мало.

7:00 – подъем.

7:00-7:30 - физзарядка, утренний туалет, уборка, заправка постелей,

чистка пуговиц, обуви.

7:30-7:45 – утреннее построение.

7:45-8:00 – завтрак.

8:00-13:00 – уроки по общеобразовательным предметам.

13:00-14:00 – послеобеденный отдых.

14:00-18:00 – музыкальные занятия.

18:00-20:00 – подготовка домашних заданий по общеобразовательным

предметам.

20:00-20:30 – ужин.

20:30-22:30 – свободное время.

22:30-23:00 – общешкольное построение, перекличка личного состава,

исполнение гимна Советского Союза.

23:00 – отбой.

Офицеры, старшины, сержанты, преподаватели общих предметов,

которые проводили самоподготовку, уходили по домам. И так происходило

каждый день. Выходной был воскресенье.

2.2 Будни воспитанников

Постепенно налаживалась повседневная ритмичная жизнь в школе. До

обеда шли уроки по общеобразовательным предметам, после обеда, часа

отдыха

по

специальным

духовым

инструментам.

Музыкальными

инструментами школу снабжали военные ведомства. Конечно, инструменты

11

в большинстве своем были старые, с заплатами. После войны стали

присылать в школу комплекты духовых инструментов, которые часто

приходилось ремонтировать, и они попадали в руки музыкального мастера

Байкова (все называли его дядя Коля). Позже его сменил Чехов Борис

Георгиевич.

Состав воспитанников по возрасту был разный. На каждом курсе –

юноши 19-28-32 годов рождения, но все учились в одном классе. Первый,

младший курс – в 5-м классе, второй – в 6-м, третий, старший - в 7-м классе.

Школа была семилетка. Восьмилеткой она стала с 1948 года и примерно в

конце 50-х годов – десятилеткой, затем опять восьмилеткой и уже после 60-х

годов – 11-летней школой. Суворовские и нахимовские училища сразу

выпускали учеников со средним образованием, а военно-музыкальные

школы, где готовили юных музыкантов в военные оркестры, изначально

давали только среднее образование. Видимо, считалось, что 3-годичного

обучения на духовых инструментах достаточно для дальнейшей службы в

военном оркестре.

В то время, кроме специального инструмента, были уроки по теории

музыки, сольфеджио (развитие слуха). Не было уроков по музыкальной

литературе,

фортепиано.

За

три

года

обучения

по

специальности

воспитанники

все

же

добивались

больших

успехов

в

овладении

инструментами. Уже в то время наша школа прославилась на всю страну

своими

выпускниками-музыкантами.

Большая

заслуга

в

этом

была

преподавателей школы.

Безусловно,

занятия на духовых инструментах в полуголодном

состоянии давались нелегко. Молодой растущий организм сам по себе

требовал полноценной калорийной пищи, а заниматься приходилось по3-4

часа подряд. «На завтрак давали порцию супа, где плавали несколько

макарошек и пара мерзлых картофелин, пару кусочков хлеба и стакан чая. На

обед – суп, немного каши на воде, пару кусков черного сырого хлеба, чай.

Ужин не отличался разнообразием- суп или каша, чай, пара кусков хлеба».

12

Все это способствовало процветанию воровства в школе, на складах, на

кухне. Воровали все, что можно было съесть, продать на рынке или обменять

на табак. Курили многие ребята, что неудивительно при таком составе

коллектива:

ребята

из

детдомов,

даже

из

колонии

для

малолетних

нарушителей закона, беспризорники. Были и ребята из Уфы, «домашние». В

воскресенье их ждали с нетерпением в надежде полакомиться чем-нибудь

вкусненьким, домашним или на возможность купить табак на деньги из дома.

Многие ребята старались попасть на дежурства по кухне. Несмотря на

тяжелое дежурства (всю ночь приходилось пилить и колоть дрова), им

перепадала еда от сердобольных работников кухни, а на следующий день они

не ходили на уроки – отсыпались.

Кроме занятий по обоим циклам после ужина было свободное время.

Кто-то доделывал уроки, кто-то играл в шахматы, шашки, в футбол,

занимались чтением, некоторые уходили в город (самоволку), стараясь не

встретиться с военным патрулем и вернуться в школу незамеченными.

Иногда из города ребята возвращались с синяками - нападали городские.

Однажды был случай, когда один из музвоспитанников встретился с

городскими и был ими сильно потрепан. Раздался крик: «Наших бьют!».

Ребята разных курсов, похватав что попало под руку, помчались на выручку

своих.

В

руках

были

ремни

с

медными

бляхами,

мундштуки

от

инструментов, даже перочинные ножи и финки. Финки делали сами из

плоских напильников, а ручки к ним – из зубных щеток разной расцветки.

Конечно, старшие отбирали эти финки у младших.

В одно время стало популярно играть в чику и лянду, или по-другому

— махнушку.

Чика — известная многим поколениям игра на мелкие деньги. На

прочерченной линии клали в одну стопку деньги, в 3—5 метрах от линии

кидали биты, целясь в эту стопку. При попадании в нее бьешь битой в

рассыпавшиеся монеты, стараясь выбить «на орла». Кто попал в кучу, бьет

13

первым, а следующие - по очереди, у кого бита ближе упала к этой куче,

сооветственно.

Лянда, или махнушка, — это игра ногой. Махнушка делалась из меха.

С одной стороны прикреплялся груз, с другой — мех. Подбрасываешь лянду

вверх и ждешь, чтобы лянда опустилась на уровень удара внутренней

стороной ноги. Устанет одна нога, можно бить другой. Соревнование

заключалось в том, чтобы как можно больше раз подбросить лянду

(махнушку). Был в школе и свой чемпион — мог выбить около тысячи раз.

3.3Традиции школы

В свободное время многие ребята посещали оперный театр. Проходили

туда при помощи наших преподавателей, которые работали в оркестре

оперного театра. Нам разрешалось занимать места на галерке, но главное для

нас было — послушать оркестр, игру наших преподавателей, настоящие

звуки инструментов, на которых мы играли сами. После прослушивания шли

бурные обсуждения.

Традицией было отмечать 23 февраля зимними спортивными играми и

весной «Днями здоровья» с выездом на природу. На зимних играх школа в

полном составе выходила на снежное поле. Бывшие военные и физруки

заранее

готовили

площадки

для

соревнований:

полоса

препятствий,

«колючая проволока», «минное поле», «площадка для стрельбы» (оружием

служили комья снега), площадка для метания гранат и другие. Ребята бегали,

ползали, искали в сугробах и находили так называемые «мины», метали

«гранаты», стреляли из винтовок. Были командиры взводов, жюри, награды и

призы. Заканчивался праздник распитием чая на свежем воздухе. Школа

хранила военные традиции, дети серьезно относились к «мужскому

прикладному искусству».

Дни здоровья, как правило, проводились на правом берегу реки Белой,

за Затонским мостом. На место выходили пешим ходом рано утром, и

14

находились там до вечера. В программе были спортивные игры, футбол,

волейбол, хождение по азимуту, игра «найди клад» (сладости на всю группу

победителей», «домбайский бокс» (битва мешками, набитыми травой и с

завязанными глазами). Зрелище было увлекательным, дети были в восторге и

поляна постоянно оглашалась оглушительными взрывами смеха. Одним из

любимых занятий ребят было хождение по азимуту. Учащиеся учились

ходить по компасу в различных условиях, ставить знаки и разгадывать их.

Помимо этого, всем нравились игры с мячом. Футбол и волейбол особенно

сильно привлекали мальчишек. После игр детей ждал вкусный обед на

природе.

После

подобных

приключений

у

ребят

оставалась

масса

впечатлений.

15

Глава 3. Интересные истории из школьной жизни знаменитых

выпускников

3.1 Халиуллин Риф Маликович

На долю Рифа Маликовича выпало очень трудное военное детство. Он

не получил достаточно любви и ласки от своих родных. Но был окружен

заботой солдат, которые приняли его в свою часть. Так маленький мальчик

стал сыном полка. Вот что вспоминает Риф Маликович о военных годах:

«Годы войны в моей памяти казались периодом светлым. Птенчик выпал из

гнезда, окунулся в огромным мир, полный опасностей и ярких красок:

разрушенные города, солдаты. Мне показалось, что я стал взрослым – таким,

как все военные. Одет был по-фронтовому: бриджи, гимнастерка, ремень,

погоны. Военные, оторванные от своих семей, видели во мне своего рода

отдушину – я это постоянно чувствовал: получал разного рода подарки –

трофейные ордена, медали, нашивки. Я накопил целый мешочек этих

орденов и знаков – немецких, мадьярских, итальянских, румынских. Уже

после войны я показывал изумленным мальчишкам мешочек, и часть его

содержимого безвозвратно исчезла. Именно тогда я получил ласковое имя –

Пистолет».

Интересная история произошла с Рифом Маликовичем в первые недели

учебы. Получив приписанный кларнет, Риф Халиуллин поспешил во

всеуслышание поведать миру о своем счастье. И в тот момент, когда он

извлекал нечеловеческие звуки из несчастного инструмента, неимоверно

раздувая щеки, вдруг почувствовал адскую боль в ушах. Кто-то старательно

выкручивал ухо юному таланту в наказание за шалость. Позже Риф

Маликович узнал, что это был преподаватель по классу кларнета Анатолий

16

Соломонович Юхвидин. Тогда это был молодой офицер, только что

пришедший

в

школу

после

окончания

Московской

Государственной

консерватории. Анатолий Соломонович даже не догадывался о том, что

крутит ухо будущему директору своей школы.

3.2 Руф Рахимович Нигматзянов

Несмотря

на

общее

недоедание,

в

школе

как-то

стихийно

организовался маленький рынок, как его называли «рынок арендной платы».

Вечером, после уроков, в спальной комнате I

курса в проходах вдоль

кроватей начиналась торговля. Продавали пайки хлеба, печенье, конфеты,

табак, сигареты. Пайка хлеба была как валюта, на которую можно было

купить что-то другое. Продавцы и покупатели договаривались между собой,

устанавливали цены. Купить можно было и за деньги, но в основном они

водились только у уфимских ребят. В связи с этим начались вскрытия

продуктовых и вещевых складов, хлеборезки, где хранились хлеб, сахар,

масло. Долгое время участников краж не могли поймать. Руководство школы

долго не догадывалось о существовании этого рынка, чему способствовала

хорошо организованная работа «на стреме» - при входе на рынок стояли

ребята, которые при приближении кого-то из руководства, сообщали об этом

торговцам, и те тут же все прятали. Конечно, до добра это не довело. Как

потом выяснилось, среди участников этого рынка появился должник,

который обязан был отдавать за свои долги весь завтрак, обед и ужин в

течение месяца. Он садился за стол, а еду забирали те, кому он был должен.

Организм этого, конечно, не выдержал, и однажды он свалился на пол. В

медпункте поставили диагноз –истощение, голодный обморок. В это время в

школе уже начала работать комсомольская организация. Срочно собрали

комсомольское собрание, вынесли решение – разогнать рынок, составить

список должников, выяснить, кто и сколько должен и аннулировать эти

долги. Конечно, должники обрадовались этому решению, но только не те,

17

кому они были должны. Некоторые из них когда втихую, а когда и в

открытую стали решать эти вопросы с помощью кулаков. Одному такому

«кредитору» должники собирались и устроили «темную», после которой все

долги были забыты, так как долго он отлеживался в медпункте, залечивая

синяки и ушибы, стал тихим и даже не пытался кому-либо переходить

дорогу.

3.3 Илдус Гиниятович Алмазов

Будучи еще совсем ребенком Илдус Алмазов остался без родителей.

Два года он находился на воспитании у своей тети в городе Томске. Вместо 5

класса мальчика отправили учится в 3 класс, так как он не знал русского

языка, проучившись 4 года на родном языке. В 13 лет Илдус Гиниятович

приехал в Уфу. Определенных целей у него не было. Но все решил случай.

Однажды мальчик встретил на улице своего сверстника в очень аккуратной,

чистой солдатской форме. Это форма сразу полюбилась Илдусу Алмазову и

он стал расспрашивать мальчика о том, где он учится. От мальчика он узнал,

что тот учится в школе военно-музыкантских воспитанников, спросил адрес

и день предстоящего экзамена. В день экзамена перед взором

Илдуса

Гиниятовича предстала школа, наполненная огромным количеством ребят,

желающих в ней учиться. Мечта Илдуса Алмазова сбылась – он стал

воспитанником школы музыкантских воспитанников.

Одним из ярких впечатлений Илдуса Алмазова осталось катание с

ледяной горки, выстраиваемой ежегодно на Советской площади, особенно в

дни зимних каникул. Ватага мальчишек и девчонок, стоя в восторге неслась с

горки, проявляя ловкость и удаль. А еще в зале кабинета министров

проходили карнавальные вечера, которые были доступны для всех.

18

Заключение

В ходе написания исследовательской работы на тему: «Уфимская

школа музыкантских воспитанников Советской Армии», нам удалось

пополнить информацию об истории Республиканской гимназии-интернате

им. Г.Альмухаметова. Мы изучили историю становления и развития школы

от ее появления до 1956 года.

Во-первых, мы собрали и проанализировали материал, имеющийся в

гимназии. Это такие документы как приказы по школе, Постановления.

Во-вторых,

знакомясь

с

сохранившимися

воспоминаниями

преподавателей и выпускников школы, удалось восстановить информацию о

том, как трудился ученический и педагогический коллективы.

На мой взгляд поставленная в данной работе цель была достигнута, и

стоящие задачи были решены. Надеемся, что данная информация займет

достойное место в музее гимназии. С сентября 2020 года посещаю кружок

«Юный экскурсовод» и планирую проводить экскурсии в музее гимназии,

рассказывая ученикам и гостям о ее истории.

Проведя исследовательскую работу, сделан вывод, что историю родной

школы надо знать обязательно. Важно знать историю родной школы как

главную составляющую истории своей малой Родины. Ведь история школы

– это часть нашей общей истории: истории города, Республики, России,

наших предков.

Но прежде, чем писать историю, необходимо изучить исторические

источники, чтобы история была правдивой.

Хотелось бы

узнать еще

некоторые факты об основании школы, так как очень мало сохранилось

таких сведений.

19

Самой сложной оказалась работа с документами и с поиском

информации. Но мы уверены, что если продолжать работу по написанию

истории своей

гимназии и не бояться трудностей, то все обязательно

получится!

Было бы интересно узнать, как учились, чем занимались ученики

прошлых лет. Интересно было рассматривать старинные чёрно-белые

фотографии. Именно в них сохранена память.

Вся наша история, а в конкретном случае, история школы – это память.

Память – это то, что живёт в веках, передаётся от поколения к поколению.

Хранить память, знать историю – наш нравственный долг перед самими

собой и перед будущим поколением.

После проделанной исследовательской работы появилось ещё больше

гордости за свою школу.

20

Список использованной литературы

1.

Алмазов И.Г. Приношение к юбилею – воспоминания выпускника

2.

История Уфы: краткий очерк/Р.Г. Ганеев, В.В. Болтушкин, Р.Г.

Кузеев, Х.С. Сайранов.- Уфа: Башкирское книжное издательство,

1976.- 600 с.

3.

Касымова,

Н.

Большой

оркестр,

или

Истинное

богатство

музыкантов/Н.Касымова//Вечерняя Уфа.-2003.- 6 февраля. – С.4

4.

Нигматзянов Р.Р.ШМВ – моя судьба/Р.Р. Нигматзянов. - Уфа:

Издательство «Восточная печать», 2009. – 36 с.

5.

Халиуллин

Р.М.

Есть

такая

школа…Годы

становления

воспоминания выпускника и директора школы.

21

Приложение 1

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35



В раздел образования